ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Порздни. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения.

Успенская и Преображенская церкви


Храмовый комплекс. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Спаса Преображения
Год постройки:Между 1751 и 1768.
Адрес:
Ивановская обл, Лухский р-н, с. Порздни

Координаты:57.004635, 42.548773
Проезд:От Луха около 20 км, от Пучежа около 40 км. От Пучежа участок дороги от Гари до Макаровского - плохая грунтовка, сложная даже в сухую погоду.




Добавить фотографию
Сортировка:


Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
14 октября 2009
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
Ансамбль церквей Успения Пресвятой Богродицы (1751) и Спаса Преображения (1768). Колокольня (слева) Успенской церкви построена в 1801 г.
Ив Мерлу
29 августа 2008
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
Ив Мерлу
1 мая 2001
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
Ив Мерлу
1 мая 2001
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
Ив Мерлу
1 мая 2001
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
Ив Мерлу
1 мая 2001
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
Часовня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
14 октября 2009
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
Угловая часовня
Ив Мерлу
29 августа 2008
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
Угловая часовня
Ив Мерлу
29 августа 2008
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
Ив Мерлу
1 мая 2001
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1987
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения - Порздни - Лухский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1974




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Ив Мерлу,  8 марта 2007

Успенская церковь построена в 1751 г. Имеет приделы в честь святителя Николая Чудотворца и святых Зосимы и Савватия. Колокольня построена в 1763 г. Существовала ограда, сохранились ворота и часовня, входящие в ансамбль. Рядом стоящая Преображенская церковь (с колокольней и каменной оградой) построена в 1768 г. на средства князя Петра Григорьевича Вяземского. По данным, опубликованным в 1863 г. И. Беляевым, имела престолы: во славу Пресвятой Троицы, Преображения Господня, и в честь Божьей Матери, празднования её Благовещенья. Часть села Порздни в 1830-1840 гг. принадлежала Дмитрию Бутурлину, кузену А.С. Пушкина, прототипу Евгения Онегина.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  9 июля 2007

Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображениясер. 18 - сер. 19 в.; рубеж 19-20 вв.

Расположен на возвышенности в центре села, виден издалека с оживленной в прошлом торговой дороги Лух-Пучеж, проходящей вдоль южной стороны комплекса. На вытянутом в направлении восток-запад участке неправильной трапециевидной формы, в западной его половине, расположена теплая церковь Успения 1751 г. К юго-востоку от нее поставлена холодная церковь Преображения с колокольней, возведенная по заказу князя П.Г. Вяземского в 1768 г. В 1801 г. к западу от Успенского храма возведена отдельно стоящая колокольня. В 1805 г. к холодной церкви пристроены боковые приделы, а в 1820 г. расширена трапезная. Территорию комплекса окружает ограда 1849 г., состоящая из столбов, соединявшихся решеткой (утр.), с четырьмя часовнями на углах. Почти в центре протяженных сторон ограды находятся южные ворота 1849 г. и северные ворота кон. 19 - нач. 20 в. Вне ограды, к юго-востоку от комплекса расположена часовня рубежа 19-20 вв., завершающая перспективу главной торговой улицы села. Все сооружения кирпичные, побеленные.

Необычно высокая пятиярусная колокольня церкви Успения, выдвинутая на западную границу участка, отмечает "парадный фасад" комплекса при подъезде со стороны Луха. Ее главенствующую роль подчеркивают фланкирующие ворота и часовни на углах западного короткого отрезка ограды. При подходе с противоположной юго-восточной стороны - от торгового центра села -впереди вырастают объемы мощного восьмерика церкви Преображения и вертикаль ее стройной колокольни. Часовни и ворота на переднем плане, а также поздние приделы церкви - все завершенные куполками с главками - подчеркивают ритмическое нарастание объемов. Незаурядный храмовый комплекс, складывавшийся на протяжении столетия (с отдельными небольшими постройками рубежа 19-20 вв.) и отразивший разные стилистические влияния, обладает цельностью и выразительностью композиции, отличается динамизмом пространственного построения, богатством живописных силуэтных панорам, открывающихся с разных точек обзора.

Церковь Успения - характерный для востока Ивановской обл. пример культового здания сер. 18 в., возведенного в традициях костромской архитектуры 2-й пол. 17 в. (ближайшие прототипы - двустолпные храмы Воздвижения Тихонова Луховского монастыря и Воскресения в Лухе; оба"- 2-й пол. 17 в.). К настоящему времени утрачены три угловых барабана с главами и первоначальное покрытие алтарной части; от центральной главы уцелел лишь каркас. Двусветный четверик под четырехскатной кровлей увенчан пятью луковичными главами на граненых барабанах (центральный - световой). К нему примыкают трехчастная апсида и вытянутая по продольной оси трапезная (обе в половину высоты четверика и равной ему ширины). На фасадах декоративные пластические элементы контрастируют с гладкой поверхностью стен. Четверик завершен карнизом из ступенчатых консолек, на который опирается аттиковый пояс с ложными закомарами; углы отмечены огибающими лопатками. Апсида и трапезная опоясаны карнизом из нескольких рядов пилы. Прямоугольные проемы украшены сандриками: прямыми на стенах основного объема и дополнительными треугольными фронтончиками в трапезной и апсиде. Входные проемы на боковых фасадах четверика сохранили металлические решетки сер. 19 в.

Арками, перекинутыми от двух крещатых столбов к стенам, внутреннее пространство храма разделено на ячейки. Центральная из них имеет сомкнутый свод со световым кольцом, остальные - цилиндрические. Трапезная перекрыта полулотковым сводом с распалубками над окнами; западный притвор и трехчастная апсида - коробовыми сводами (последняя - с восточными лотками над окнами). Клеевая роспись церкви - интересный памятник 1-й трети 19 в., для которого характерны композиции в духе барокко и классицистический гризайлъный декор. В кон. 19 в. росписи частично поновлялись маслом; сохранились фрагментарно. Влияние барокко проявляется в асимметричном построении композиции, в архитектурных и пейзажных фонах, в резкой жестикуляции и ракурсах фигур. Одежды тонко выписаны, тщательно передана фактура шелка, парчи, что характерно для мастеров палехского круга. Колорит отличается гармонией и благородством цветовых сочетаний: вишнево-красных и темно-синих, мягкого охристого и ярко-голубого. Гризайльный декор выполнен в бело-серебристых тонах на золотисто-желтом и ярко-синем фоне стен и сводов. Широкий гризайльный антаблемент проходит под верхними окнами, такие же тяги создают сложную систему обрамлений оконных и дверных проемов, арок сводов, композиций на стенах и в простенках. Картуши, вазоны, гирлянды, а также имитация мраморной облицовки и рустовки дополняют декор. На стенах сюжетные композиции расположены в четыре яруса: в верхнем в люнетах изображены Богородичные иконы, в двух следующих - евангельские сцены и в нижнем - гризайльные драпировки. Выделяется центральная композиция "Успение" на западной стене. Ее окаймляют темно-вишневые драпировки; в насыщенном мягком колорите сочетаются оливковые, ярко-красные и голубые тона. В трапезной сохранились незначительные остатки масляной живописи 2-й пол. 19 в.

Колокольня церкви Успения - выдающееся по высоте сооружение, которое отличается хорошими пропорциями и тонкой проработкой деталей. Интересно сочетание трех нижних ярусов, выдержанных в стиле классицизма, с двумя верхними, трактованными в духе псевдоготики. Первые три яруса, квадратные в плане, имеют проемы с полуциркульными завершениями (в первом и третьем - арки, а в среднем пониженном полуярусе - полукруглые проемы). Два верхних яруса в плане представляют собой восьмигранники, причем их основные грани прорезаны вытянутыми стрельчатыми проемами, а чуть более узкие диагональные - такой же формы нишами. Элементы тосканского ордера композиционно объединяют стилистически разнородные ярусы: нижний и третий украшены портиками с трехчетвертными колоннами и треугольными фронтонами; в четвертом на ниши диагональных граней наложены аналогичные сдвоенные колонки с общим фронтончиком; в верхнем ярусе подобной колонкой отмечен каждый угол. Венчающая часть колокольни состоит из барочного вытянутого восьмигранного купола с люкарна-ми по сторонам света, на котором установлен стройный световой барабанчик, несущий вазу с крестом над ней. Нижний ярус над проходом перекрыт восьмилотковым сомкнутым светом. К боковым сторонам этого яруса примыкают проезды ворот с калитками.

Церковь Преображения - крупный сельский храм, в облике которого черты, свойственные переходу от стиля барокко к классицизму, соседствуют с элементами позднего классицизма. В результате длительного формирования на протяжении 50 лет памятник приобрел сложную объемную композицию. Первоначальный основной объем типа восьмерик на четверике - с крупным барочным куполом, несущим световой барабан и неожиданно крупную луковичную главу (утр.), и сегодня доминирует над позднейшими пристройкам. С севера, юга и востока к четверику примыкают равные ему по ширине и чуть пониженные объемы двух боковых приделов и главного алтаря, образующие в плане подобие трех рукавов креста. Каждый из них подчеркнут массивным четырехколонным тосканским портиком, завершенным треугольным фронтоном. С запада к основному объему примыкает низкий корпус обширной трапезной с двумя приделами, а с юго-востока и северо-востока - алтари боковых приделов холодной церкви той же высоты. Над всеми четырьмя угловыми алтарями поднимаются невысокие восьмигранные барабаны, несущие купола и вазы, композиционно перекликающиеся с большим куполом храма. Стройная четырехъярусная колокольня, соединенная с трапезной, стоит на продольной оси симметрии здания.

Наиболее старые части сооружения декорированы в стиле раннего классицизма: углы четверика и нижнего яруса колокольни обработаны огибающими рустованными пилястрами; грани восьмерика и двух средних ярусов колокольни фланкируются тосканскими пилястрами (на колокольне - парными), а верхнего яруса - трехчетвертными колоннами; арочные окна восьмерика и проемы звона обрамлены маленькими пилястрами и архивольтами. Фасады, алтарь и боковые приделы четверика выполнены в позднеклассицистических формах. Колоннам портиков соответствуют пилястры на стенах. В простенках расположены прямоугольные проемы, над которыми близко, через небольшую перемычку, прорезаны полуциркульные окна. Стены трапезной и боковых алтарей прорезаны прямоугольными окнами в профилированных наличниках, заключенными в ниши; в простенках между ними поставлены пилястры; скругленные углы трапезной рустованы. На северном и южном фасадах сохранились металлические решетки дверей сер. 19 в.

В храме переход от четверика к восьмерику осуществлен через двухступенчатые тромпы. Восьмерик перекрыт сомкнутым сводом, боковые приделы -крестовыми, холодные алтари - коробовыми, шесть компартиментов двустолпной трапезной - сомкнутыми. Клеевая роспись выполнена в 1-й трети 19 в. В кон. 19 в. частично прописана маслом. Утрачена на своде, на стенах сохранилась фрагментарно. Выразительное произведение монументальной живописи в стиле классицизма с барочными реминисценциями; отличается крупномасштабностью гризайльного декора и незначительным количеством больших сюжетных композиций. В теплом колорите преобладают фиолетово-коричневые, красные, ярко-желтые тона, контрастирующие с голубыми и бирюзовыми. Такие сочетания придают звучность и утонченность цветовой гамме. В интерьере собственно храма расположены крупные композиции, на узких поверхностях и сводах приделов - гризайльный орнамент, включающий вазоны, канделябры, розетты, букеты в плетеных корзинах. Окна восьмерика фланкируются гризайльными пилястрами, написанными на блекло-охристом фоне. На трех стенах четверика помещены евангельские сцены: "Поклонение пастухов" (южная), "Отрок Христос проповедует во храме" (северная), "Преображение" (западная). На стенах боковых приделов, в верхнем ярусе написаны "Воскрешение Лазаря" (южный придел), и довольно редкий сюжет "Христос с матерью сыновей Зеведеевых" (северный), в нижнем ярусе - изображения святых. Сюжетные росписи следуют западноевропейским образцам. В композициях прослеживается влияние барокко: сцены динамичны, многофигурны, в них акцентированы сложные ракурсы фигур и жестикуляция.

Четырехъярусный иконостас выполнен во 2-й пол. 19 в. Его формы и декор стилизованы в духе барокко. Резьба витых колонн, украшенных листвой, и фризов слабо проработана и несколько тяжеловесна. По главной оси иконостас венчают две пары витых колонок, фланкирующих сцену "Распятия", написанную маслом на глухой восточной грани восьмерика. Четыре одинаковые угловые часовни ограды выполнены в классицистических традициях с куполом барочного силуэта. Интересный пример архитектуры малых форм. Небольшой квадратный объем покрыт четырехскатной кровлей, в которую врезан низкий круглый барабан, служащий основанием для оригинального купола гуськового профиля, увенчанного шпилем (на двух восточных часовнях в кон. 19 в. шпиль заменен на граненую вазу с главкой). Фасады подчеркнуто лаконичны. Стены обходят крупные карниз и фриз, углы обработаны огибающими лопатками. Центр каждой стороны выделен небольшим ризалитом и треугольным фронтоном. На главном фасаде каждой часовни по оси ризалита расположен вход, в боковых частях - окна (все проемы арочные); на остальных фасадах соответственно расположены окна и ложные окна - ниши. У юго-восточной часовни сохранилась дверная металлическая решетка тонкого рисунка (сер. 19 в.).

Главные южные ворота - интересный пример провинциальной архитектуры малых форм сер. 19 в., выдержанный в классицистических традициях. Отличается выразительностью несколько наивно трактованных форм. Центральная мощная прямоугольная стена, включающая крупный арочный въезд, увенчана фронтоном, двумя ступенями аттика за ним и поздней металлической главкой на пирамидальном основании. По сторонам к ней примыкают пониженные и более узкие стенки, прорезанные также арочными проходами калиток. Устои украшены трехчетвертными укороченными тосканскими колоннами на постаментах, крайние из них заканчиваются вогнутой кровлей и вазой. Средний проезд подчеркнут архивольтом с замковым камнем. Северные ворота - оригинальный пример архитектуры малых форм в духе эклектики. Четыре массивных квадратных пилона ограничивают центральный широкий проезд и два боковых прохода с калитками (сохранилась решетка восточной). Между более высокими средними пилонами перекинута широкая лучковая перемычка, на которую водружен тяжелый постамент, несущий невысокую тумбу, равную в сечении пилонам. Тумба, как и устои ворот, заканчивается крупным трехступенчатым карнизом и вместе со всеми пилонами формирует общий пирамидальный силуэт ворот. Крайние опоры завершены шпилями на четырехскатных кровлях, средние и тумба - высокими восьмигранными пирамидками с главками (сохранились фрагментарно). Со стороны улицы устои украшены выложенными в кирпиче рустом, нишками, крестами и киотами.

Часовня вне границ церковного участка поставлена к юго-востоку от него, на одной (красной) линии с южной стороной ограды. Является важным элементом панорамы храмового комплекса. Характерный для рубежа 19-20 вв. пример архитектуры малых форм, выдержанный в духе эклектики. Компактное квадратное сооружение под четырехскатной кровлей увенчано железным восьмигранным барабаном, скругляющимся в верхней части, с граненой вазой и миниатюрной главкой. Стены покрыты выложенным в кирпиче рельефным декором. Главный фасад обращен к торговой улице села. Прорезанный в нем дверной проем имеет профилированное обрамление с арочным верхом. Этот фасад акцентирован также центральным треугольным щипцом, на котором возведен кирпичный крест. На флангах фасадов поставлены мощные широкие лопатки с имитацией руста; на главном они завершены арочными подвышениями - киотами. В центре боковых фасадов арочные окна фланкируются тонкими колонками с дыньками и муфтами. Внутреннее пространство перекрыто сомкнутым четырехлотковым сводом.

Беляев, 1863, с. 207, 211; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 242-243. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 649-657


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  9 июля 2007

Первая кирпичная церковь Успения была построена только в 1751 г. на средства прихожан. В ее формах - высоком двусветном пятиглавом четверике, ложных закомарах, декоре карниза - воспроизведены традиционные черты костромских храмов 2-й пол. 17 в. Известно, что в 60-е гг. 18 в. село полностью или частично принадлежало князю Петру Григорьевичу Вяземскому. На его средства сначала была построена колокольня (1763), а затем новая церковь Преображения (1768). Существующая в источниках датировка колокольни 1801 г. вызывает сомнения и относится, скорее всего, к колокольне Успенской церкви, построенной прихожанами села. Церковь Преображения выдержана в современных для нее переходных формах от барокко к классицизму, Компактный храмовый объем (восьмерик на четверике), увенчанный главкой на граненом барабане, и трехъярусная колокольня с характерным для барокко трибуном над четырехгранным куполом с люкарнами выполнены в духе усадебных храмов 2-й пол. 18 в.

Таким образом, у торговой площади сформировался традиционный для этих земель храмовый комплекс: функцию теплого храма в нем исполняла старая Успенская церковь, а холодного - новая Преображенская. Расположение церквей уступом, доминирующая роль холодного храма, живописное соотношение разных по силуэту объемов - все отвечало принятым традициям. Однако каждый из храмов принадлежал разным приходам, что не могло не сказаться на общей композиции комплекса. Уже в 1801 г. перед старой Успенской церковью появилась более высокая и отдельно стоящая колокольня. В ее архитектуре классицистические ордерные портики ярусов, архивольты с замковыми камнями и полочки импостов - сочетаются с элементами "готики" - стрельчатыми нишами и проемами верхних ярусов звона, — воспринимавшимися как обращение к арсеналу старого "дорегулярного" зодчества и, с точки зрения классицизма, более уместными в ансамбле с древним (в данном случае Успенским) храмом. В результате на площади складывается не совсем обычный храмовый комплекс с двумя колокольнями.

В дальнейшем, с расширением торговой деятельности села, ансамбль его центра продолжает развиваться и пополняться новыми сооружениями. В 1-й. четв. 19 в. расширяется Преображенская церковь, а в 1848-49 гг. весь комплекс обносят единой оградой с железной решеткой (утр.), на ее углах ставят позднеклассицистические павильоны - часовни с колоколообразными куполами и небольшими главками. Две из этих часовен принадлежали приходу Успенской церкви, а две - Преображенской. Помимо главного входа со Святыми воротами, в западной стороне ограды на территорию комплекса вели северные и южные ворота. Все они, за исключением северных, выстроены уже в поздних массивных формах русского стиля кон. 19 в. с многочисленными поясками, ширинками и главками на шатрах.

В 1930-х гг. закрыли церкви, а снятые с колоколен колокола вывезли в Иваново. Тем не менее, несмотря на разрушения ограды храмового комплекса, утраты ряда сооружений в рядовой застройке и обезличивающие ремонты торговых рядов, село до сих пор привлекает к себе внимание хорошо запоминающейся панорамой, свидетельствующей о богатстве древнего села и предпринимательской славе его жителей.

Беляев, 1863, с. 207, 211; Семенов, 1873, т. IV, с. 188; Списки населенных мест.., 1877, с. 377; Костромская старина, 1890, с. 8-10; Список населенных мест.., 1907, с. 303; Костромской календарь, 1908, с. 128; Краткие статистические.., 1911, с. 242-243; Зутиков, 1968. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 645-647


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  18 апреля 2017

В 20-ти километрах от Луха находится старинное село Порздни, примечательное двумя выдающимися колокольнями, видимыми издалека, задолго до въезда в само село. Можно предположить, что две церкви как бы "соревнующиеся" своими колокольнями - это продукт соперничества местных купцов, стремившихся выяснить, "кто краше построит". Такое часто бывало, например в Ярославле... Да только в Порзднях всё было не так. Две церкви - это храмовый комплекс, зимний и летний храмы, и именно таким он и задумывался изначально.

Пятиглавая Успенская церковь строилась с 1751 по 1763 год в костромских традициях, тщанием прихожан. Преображенская, с восьмериком на четверике - 1768 года постройка, поставлена старанием владельца села князя П.Г. Вяземского. Так что никакого соперничества, исключительно сотрудничество богатого ктитора и благочестивых прихожан. И получилась такая вот красота.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №233, 2017 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.