ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Церковь Рождества Христова в Измайлове.


Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова, Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери, Иерусалимской иконы Божией Матери
Архитектурные стили:Узорочье, Барокко
Год постройки:1676. Колокольня - 1760.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Страница на сайте епархии 
Адрес:
Россия, город Москва, Измайловский проезд, дом 28.

Координаты:55.800851, 37.769602
Проезд:Проезд: Метро "Преображенская площадь", далее автобус 230 до остановки "Школа"; метро "Измайловский парк", далее автобус 34 до остановки "Прядильная"; метро "Черкизовская", далее около 2 км пешком


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
19 февраля 2011
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
13 апреля 2014
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Колокольня церкви Рождества Христова в Измайлове.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
5 апреля 2014
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
5 апреля 2014
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
10 декабря 2008
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 января 2006
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 января 2006
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 января 2006
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 января 2006
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 января 2006
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 января 2006
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
15 января 2006
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва

Олег Гусаров
19 сентября 2005
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Столбы южной калитки церкви Рождества Христова в Измайлове.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
5 апреля 2014
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
10 декабря 2008
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
10 декабря 2008
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва

Олег Гусаров
19 сентября 2005
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва

Олег Гусаров
19 сентября 2005
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Южные ворота церкви Рождества Христова в Измайлове.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
5 апреля 2014
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва

Олег Гусаров
19 сентября 2005
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Памятник репрессированным близ церкви
Андрей Агафонов
1 июля 1995
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Собственная съемка
Андрей Агафонов
1 июля 1984
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1915
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Фото из книги Красовский - Очерк истории московского периода древне-русского церковного зодчества. (1911)
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Храм Рождества Христова в Измайлове.1900-1917 годами (направление съемки — восток) Источник http://oldmos.ru/old/photo/view/68971
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1900
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1875
Церковь Рождества Христова в Измайлове - Москва - Восточный административный округ (ВАО) - г. Москва
фото с сайта http://sikhem.ru/history.html
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Юлия,  4 января 2006

Церковь построена в 1675 г. в слободе Измайлово в вотчине бояр Романовых по повелению царя Алексея Михайловича. Каменный храм построен костромскими мастерами в стиле позднего узорочья. В 1690 г. были выстроены и освящены приделы, в 1760 гг. пристроена колокольня в стиле барокко и трапезная. Попечителями храма были русские самодержцы. Святые, изображенные на иконах, Алексей, Божий человек, Федор Стратилат и Мария Египетская, были небесными покровителями царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и царицы Марии Ильиничны. Во время эпидемии чумы 1771 г. верующие приходили в этот храм к особо чтимой иконе Иерусалимской Божией Матери. Это одна из копий той иконы, которую евангелист Лука написал спустя 15 лет после распятия Христа. Икона много путешествовала, когда-то по преданию спасла Константинополь, в конце концов оказалась в Упенском Соборе Московского Кремля. Была она там до нашествия Наполеона, после чего бесследно исчезла. К счастью, в Измайлово была копия, успевшая к тому времени прославиться своими чудесами. Она сейчас является главной святыней храма.

Храм в годы советской власти не закрывался. Главный престол освящен в честь Рождества Христова, южный придел - в честь Казанской иконы Божией Матери, северный - во имя святителя Николая.


Статью добавил(а): Наталья Дмитриевна,  13 апреля 2011

C 1944 года отец Иоанн (Крестьянкин) начал служить псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове, а 14 января 1945 года митрополит Николай(Ярушевич) посвятил его в сан диакона. В октябре отец Иоанн сдал экстерном экзамены за курс семинарии и на праздник Иерусалимской Божией Матери 25 октября 1945 года патриархом Алексием I он был рукоположен в сан священника в том же храме Рождества, где и остался служить. В 1950 году он был арестован за ревностное пастырское служение и по приговору (антисоветская агитация) получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей с отбыванием наказания в лагере строгого режима в Каргопольлаге. Там он работал на лесоповале. С 1967 года иеромонах Иоанн до своей кончины в 2006 году он служил в Псковско-Печерском монастыре. К нему все эти годы со всех концов России и даже Зарубежья шли и шли верующие.

Из книги "Духовная аптека" старца Иоанна (Крестьянкина), наставления, уроки, молитвы "Ковчег", Москва. 2010 год.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  27 ноября 2016

Рождества Христова в Измайлове церковь (Измайловский проезд, дом № 28, строения 1–2).

Писцовые книги повествуют о том, что в царском селе Измайлово в 1623 г. существовала деревянная «шатром вверх» церковь в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами. Современное здание церкви было выстроено к 1676 г. на средства из государевой казны. Иконы для храма написал в 1678 г. костромской иконописц С. Рожков. В 1735 г. они поновлялись иконописцем П. Пискулиным, который также написал для храма новые образа.

Архитектура церкви типична для посадского зодчества Москвы. Сложившаяся продольно-осевая композиция, называемая «кораблем», включает в себя бесстолпный пятиглавый храм с приделами, двустолпную трапезную и колокольню. Небольшой стройный четверик церкви увенчан пятью глухими удлиненными главками на утонченных шейках-барабанах. К нему примыкают боковые приделы Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая – самостоятельные небольшие храмы, открытые в центральную часть широкими арками. С восточной стороны также значительно выделяются апсиды. Колокольня, построенная в Елизаветинское время, с барочным декором, по сравнению с церковью выглядит более грузной. Трапезная переделывалась в XVIII–XIX веках, но сохранившийся первоначальный декор деликатно вписался в общий рисунок.

В советское время храм не закрывался. С 1944 г. в храме служил псаломщиком Иван Михайлович Крестьянкин, в 1945 г. рукоположен в храм священником и служил в нем до 1950 г. Впоследствии отец Иоанн Крестьянкин принял монашеский постриг и прославился как опытный духовник и старец. Древних жилых построек вокруг храма не сохранилось, сейчас это жилой массив построек 1960-1970-х годов. Вокруг церкви Рождества Христова сохранилось кладбище с захоронениями XIX–XX вв., построен домик причта, возведена изящная кованая ограда. Храм по сей день хранит московскую святыню – чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери, список, выполненный в 1649 г. мастерами Оружейной палаты для храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове. Эта икона прославилась исцелениями от нее во время эпидемий 1771 и 1866 гг.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни"


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  9 октября 2019

Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце ХVII в.; в начале ХVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко.

Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон ХVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. ХIХ в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой. В храме находится (с 1804 по 1854 г.г., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в., окончательно уничтожен в конце 1920-х г.г. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 г.г. В ХIХ в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых.

Храм не закрывался. Престолы: главный - Рождества Христова; приделы - Казанской иконы Божией Матери (южный), свт. Николая (северный), Иерусалимской иконы Божией Матери (приставной). Святыни: чудотворные иконы Божией Матери Иерусалимская и Владимирская (с частицей мощей ап. Фомы) ; чтимые храмовые святыни: иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), икона ХVII в. свв. прпп. Алексия,человека Божия и Марии Египетской, икона Девяти свв. мчч. Кизических (XIX в.), икона свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей, икона мч. Трифона с частицами мощей.

Освоение территории современного Измайловского района проходило в конце XIV в. По крайней мере, к концу первой половины XV века село Измайлово уже существовало. Оно располагалось на территории современного Серебряного острова, к северо-востоку от Покровского собора. Первыми владельцами села, вероятно, были московские великие князья. Царь Иван Грозный в 1550-1560-х г.г. пожаловал Измайлово боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, брату царицы Анастасии Романовой. С тех пор село находилось в вотчинном владении семьи Романовых. Последний потомственный владелец села Никита Иванович Романов умер бездетным, поэтому село перешло его племяннику царю Алексею Михайловичу. В 1663 г. он решил создать здесь крупное дворцовое хозяйство: сады, государеву пашню и пасеку, конюшни, скотские дворы и птичники, пруды для разведения рыбы, стекольный и кирпичный заводы, винокурню. Эта усадьба должна была служить не только местом отдыха царской семьи, но и хозяйственным нуждам царского двора.

Для воплощения царских замыслов в Измайлово были переселены крестьяне из Костромского, Валдайского, Переяславского, Алаторского и других уездов. Их дворы разместились на пустоши Хоругово и образовали Новую слободу села Измайлова. Эта слобода располагалась в районе современных улиц Никитинской, 3-й Прядильной и Измайловского проезда. Для жителей слободы и была выстроена церковь в честь Рождества Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая.

Образцом для Измайловской усадьбы послужила Александрова слобода, одна из любимейших усадеб Ивана Грозного. Алексей Михайлович стремился подражать своему грозному предшественнику особенно в начале своего царствования и поэтому в новой усадьбе воспроизвел посвящения престолов. Покровский собор первоначально строился «против образца соборные церкви что в Оликсандрове слободе…», а церковь Рождества с Никольским приделом, видимо, соотносилась с древнейшими посадскими храмами Александровской слободы Рождества Христова и святителя Николая чудотворца. Посвящение третьего престола измайловской церкви Казанской иконе Божией Матери характерно для храмов дворцовых сел, поскольку государи из дома Романовых и особенно царь Алексей Михайлович глубоко чтили Казанскую икону Божией Матери, явившей Свое заступничество в Смутное время и способствовавшей утверждению новой династии. Именно поэтому строившийся тогда же дворцовый храм в Коломенском был посвящен Казанской иконе Богородицы.

Точно неизвестно, когда было начато и окончено строительство деревянной церкви. Вероятно, она была завершена к 1664 г., так как первые сведения о совершении богослужения в ней относятся к лету этого года. Нельзя ничего сказать об архитектуре и внутреннем убранстве деревянного храма. Известно лишь, что часть храмовых икон в 1665 г. писали костромские мастера Сергей Васильев Рошков, Петр Аверкиев Дунаев, Дмитрий Емельянов Пушкарев и Фрол Леонтьев. Ими были написаны образы Рождества Пресвятой Богородицы, святого великомученика Никиты и Всемилостивого Спаса с припадающими святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Последняя икона сохранилась и стоит справа от царских врат в центральном храме. К этому кругу принадлежат и другие образы современного центрального иконостаса: храмовая икона Рождества Христова на правом клиросе, икона Введения Пресвятой Богородицы на левом клиросе и святых мучеников Флора и Лавра. Первыми в церкви Рождества Христова служили священники Василий и Димитрий, на смену которым пришли священники Александр и Феодор, прослужившие в храме до конца XVII в.

После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. на царский престол взошел его сын Федор Алексеевич. Он отличался благочестием и большой любовью к церковному каменному зодчеству. В Измайлове в его царствование завершилось строительство Покровского собора на Измайловском острове и были воздвигнуты каменные церкви Иоасафа царевича Индийского и Рождества Христова.

На строительство каменного Рождественского храма Святейший Патриарх Иоаким 16 сентября 1676 г. выдал благословенную грамоту. В Российском государственном архиве древних актов хранится фрагмент столбца грамоты. К ней приложена красновосковая печать Патриарха Иоакима с изображением благословляющей руки. Согласно грамоте, каменный храм сохранил посвящения престолов: главный престол новой каменной церкви посвящался Рождеству Христову, а престолы приделов - иконе Пресвятой Богородицы Казанской и святителю Николаю Чудотворцу. На востоке церковь завершалась тройными алтарными апсидами. Приделы должны были выходить в трапезную часть храма, но не соединяться с центральным храмом. Эта часть проекта была изменена в ходе строительства: сейчас приделы соединены арочными проемами с трапезной частью и с центральным храмом. Четверик увенчался традиционным пятиглавием, а над каждым приделом была установлена глава. По сторонам от царских врат в трех иконостасах были установлены иконы: справа - Всемилостивого Спаса и храмовый образ, а слева - Пречистой Богородицы. Строительство вел крестьянин Спиридон Харламов с артелью каменщиков из села Рожественного (Рождественного), принадлежащего боярину князю Юрию Никитичу Барятинскому. К работе они приступили уже в сентябре 1676 г., а к концу лета следующего года церковь была завершена, побелена, крыша покрыта тесом, купола деревянным лемехом, а кресты и яблоки под ними опаяны жестью. К западу от церкви была поставлена деревянная колокольня, представлявшая собой навес на столбах. На колокольне повесили девять колоколов.

Внутренние работы в храме продолжались еще около года. За это время были созданы три иконостаса, написаны иконы в трапезной части храма, изготовлены паникадила и жестяные подсвечники (их делал тяглец Огородной слободы паяльщик Иван Андреев), покровы и облачения для священнослужителей. Мастера Оружейной палаты изготовили оловянные Потир и Дискос (хранившиеся в храме до начала XX в.). Остальная утварь была перенесена в каменный храм из деревянной церкви. К концу 1678 г. храм был полностью готов к освящению. Оно было совершено Патриархом Московским и всея Руси Иоакимом в конце 1678 - начале 1679 г. От первоначального внутреннего убранства каменного храма сохранились иконы, среди которых выделяются образы святых, тезоименитых лицам царской семьи. Появление этих образов не случайно, ведь и деревянный, и каменный храмы строились «подаянием» царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича и служили местом постоянного поминовения царского семейства. Слева в местном ряду Казанского придела стоит образ праведного Алексия человека Божия и преподобной Марии Египетской - святых царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. На этой иконе сохранилась подпись государева жалованного иконописца Оружейной палаты Сергея Рошкова: «лета 7186 (1677/78)… письмо Сергиева Рошкова». Возможно, этим иконописцем написан и образ святителя Алексея митрополита Московского и Феодора Стратилата, стоящий в трапезной части храма, - тезоименитых святых царевичей Алексея Алексеевича и будущего царя Федора Алексеевича. В трапезной части, на столпах, стоят обращенные друг к другу два образа: апостолов Петра и Павла и пророка Иоанна Предтечи, чьи имена носили соправители цари Петр и Иван Алексеевичи. Неизвестна судьба старой деревянной церкви, в которой во время строительства новой продолжали совершать богослужения. Возможно, она была разобрана и перенесена в другое село, где отсутствовал храм.

В XVIII в. Измайлово утратило значение царской загородной усадьбы. Императорский двор переехал в Петербург и лица императорской фамилии все реже стали посещать Измайлово, все меньше они заботились о благоукрашении измайловских храмов и дворцовых построек. Значительная часть крестьян стала работать на московских и подмосковных фабриках и переселилась на постоянное жительство в Москву. Число постоянных прихожан в те времена не превышало 500 человек. В связи с уменьшением прихода церковь Рождества Христова в начале XVIII в. стала одноштатной - в ней служили: священник, диакон, псаломщик или дьячок. 

К началу 30-х г.г. XVIII в. храмовые иконы заметно обветшали, поэтому управитель села Измайлова Яков Нормацкий вместе с настоятелем храма Никитой Васильевым (сыном предшествующего настоятеля храма священника Василия Варфоломеева) и церковным старостой крестьянином Василием Варфоломеевым стали просить Московскую дворцовую контору передать Рождественскому храму иконы из церкви в дворцовом селе Алексеевском, где в эти годы создавался новый иконостас. Привезенные в 1733 г. иконы оказались столь же ветхими. Их хранили в храме до тех пор, пока они не были отосланы в Успенский храм села Гжель, в котором в 1742 г. сгорел иконостас. В 1734 г. в храм Рождества Христова наконец был прислан иконописец Оружейной палаты Яков Меркурьев Поспелов, который составил опись храмовых икон и отметил, что большинство икон необходимо переписать вновь. Однако Дворцовая канцелярия долго не могла изыскать средств для найма иконописца, который бы согласился провести эту работу. Только 22 февраля 1744 г., после проведения трех торгов, был заключен контракт с известным московским иконописцем Егором Ивановым Греком, который к началу февраля следующего года выполнил все работы.

В середине 1740-х г.г. храм получил новый комплект богослужебных книг вместо обветшавших изданий XVII в., новые священнические и диаконские облачения, покровы, завесы, аналойники и напрестольные облачения, а также новые колокола, которые были вылиты из старых пушек. Может, это были те самые пушки, которые, по приказу Петра Великого, отца Елизаветы Петровны, выливали из колоколов. Выполнение этих работ стало возможным благодаря особому вниманию императрицы Елизаветы Петровны к подмосковным дворцовым усадьбам.

К последнему ее благодеянию следует отнести строительство колокольни. В одном из донесений 1761 г. говорилось, что «в церкви Рождества Христова и в приделе святого Николая иконостасы весьма ветхи, писание облиняло, а на приделех Казанские Богородицы крест бурею сломило… и колокольня деревянная ветха и от ветру шатается и опасно, чтоб не обвалилась и не учинила колоколам повреждение». В связи с этим было велено поправить церковное строение, вместо деревянной устроить каменную колокольню, а старые колокола перелить с прибавкой меди. В 1761 г. на старом каменном фундаменте была выстроена трехъярусная каменная колокольня, первоначально увенчанная шпилем. Для этой колокольни в конце XVIII-XIX в.в. были отлиты новые колокола: первый крупный колокол в 103 пуда (1687 кг) - в 1778 г., а семь других - в XIX в. Вероятно, в память о стольких благодеяниях императрицы Елизаветы Петровны и для ее поминовения в храме была установлена икона пророка Захарии и праведной Елизаветы, небесной покровительницы императрицы. Сейчас икона находится в местном ряду иконостаса Казанского придела.

Во второй половине XVIII в. были проведены и другие работы в Рождественском храме: вложены новые антиминсы (1762), исправлены престолы в центральном храме Рождества Христова и левом приделе святителя Николая Чудотворца (1782-1783). Последний был освящен чином Малого освящения 3 декабря 1783 г. священником Василием Ивановым с диаконом Иваном Афанасьевым, а Рождественский - «чредным» священником Архангельского собора Московского Кремля Дмитрием Ильиным с протодиаконом Василием Гавриловым.

В 1771 г. произошло чудесное прославление Измайловского списка с Иерусалимской иконы Божией Матери. Образ, с которого был сделан этот список, находился в Успенском соборе московского Кремля. Он был утрачен во время наполеоновского нашествия. Два его списка, Измайловский и Бронницкий, прославились многочисленными чудесами в Московской губернии и далеко за ее приделами. Измайловский список был создан в 1679 г. для собора Покрова Пресвятой Богородицы на Измайловском острове. Когда в 1771 г. началось сильное моровое поветрие, унесшее жизнь многих москвичей, перед этим образом стали совершать ежедневные молебны, после которых икону поднимали и обносили вокруг села. Благодаря заступничеству Божией Матери и попечением управителя села Ивана Савича Брыкина (1706-1821), расставившего вокруг села карантины и принявшего строгие меры в борьбе с эпидемией, чума миновала село Измайлово. В то же время многие измайловские крестьяне, находившиеся на заработках в Москве и подмосковных фабриках, умерли от чумы. С этого времени отмечается особое почитание чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской в селе Измайлове и Московском уезде. Ежегодно на день ее памяти образ ставили в специальный ковчег, который поднимали 8 человек, и обносили его крестным ходом вокруг села. Возможно, в связи с явлением чудес от Иерусалимского образа Богородицы прихожане храма Рождества Христова заказали список с нее. Тогда еще никто не предполагал, что вскоре сам чудотворный образ будет перенесен в Рождественский храм. Это произошло благодаря тому, что оба храма на Измайловском острове оказались в аварийном состоянии. Церковь преподобного Иоасафа царевича Индийского была закрыта уже к концу XVIII в., после удара молнии в главу храма. В Покровском соборе прекратилось регулярное совершение богослужений. Поэтому в 1804 г. чудотворный образ Иерусалимской иконы Божией Матери был перенесен из Покровского собора в церковь Рождества Христова и установлен перед правым клиросом центрального храма.

Храм Рождества Христова пострадал во время Отечественной войны 1812 г. После того как в сентябре наполеоновская армия вошла в Москву, французские и польские мародеры стали наведываться в Измайлово в поисках драгоценностей, провианта и фуража. Настоятель храма священник Иоанн Николаев Постников заблаговременно спрятал всю церковную утварь (два антиминса, сосуды, ковчеги, кресты, иконы, жемчужные завесы на иконы, ризы и все серебряные вещи). Когда мародеры разбили двери церкви Рождества Христова и вошли в храм, они нашли в нем лишь самое необходимое для совершения богослужения: антиминс в Казанском приделе, напрестольные облачения, две завесы и некоторые богослужебные и церковные книги. Все это названные настоятелем «неверного и губительного врага нашего Наполеона хищники» взяли с собой или уничтожили. После отступления наполеоновской армии священник Иоанн Постников просил благословения на освящение храма у епископа Дмитровского Августина (Виноградского), управляющего Московской епархией после смерти митрополита Платона (Левшина). 17 ноября 1812 г. храм был освящен чином Малого освящения при участии настоятелей храмов в Черкизове и Гольянове. Придельные церкви были освящены благочинным, настоятелем Воскресенского храма села Вешняково священником Алексеем Григорьевым. После получения антиминса для Казанского придела 18 июня 1813 г. был освящен Казанский придел, а 29 июня - Никольский. Священник Иоанн Постников, бывший настоятелем, по крайней мере, до 1833 г., не только привел храм в надлежащий порядок, но и сделал многое для его украшения. На средства прихожан в 1815 . были положены ризы на иконы, стоящие у царских врат Никольского придела (оклады были изъяты в 1922 г.): Спас Вседержитель и Богоматерь «Благодатное Небо».

В августе 1822 г. прихожане храма подписали прошение старосты храма Прохора Петрова преосвященнейшему Афанасию (Телятьеву) епископу Дмитровскому, викарию Московскому, с просьбой разрешить строительство сторожки в юго-западном углу, образованном колокольней и трапезной частью храма, для того, чтобы «сторожа, делая попеременно обход вокруг церкви, могли укрываться от непогоды, а особливо в зимнее время от стужи». Построенная тогда сторожка и в настоящее время используется по назначению. В 1827 г. в северо-западном углу храма был пристроен «сарай» для хранения церковной утвари - это помещение сейчас используется для совершения таинства крещения.

На средства Измайловского крестьянина, ставшего купцом второй гильдии, Ивана Гаврилова Курдюкова (Кордюкова) 1 марта 1830 г. был отлит самый крупный колокол, весом в 210 пудов (3440 кг) на колокольню церкви Рождества Христова. Работу выполнил мастер Аким Воробьев на колокольном заводе Самгиных. Такое внимание к Дому Божию не осталось безответным. В 1820-е г.г. в храме Рождества Христова появилось еще два чудотворных образа: складень с Владимирской иконой Божией Матери в среднике и с частицей мощей апостола Фомы и икона великомученика и целителя Пантелеймона. Надпись, находящаяся на обороте Владимирской иконы Богородицы, повествует о том, что этот образ был чудесно обретен 9 мая 1748 г. на месте сгоревшего московского дома. 72 года хранил его упомянутый измайловский управитель И.С. Брыкин, а в 1820 г. он «по усердию для поминовение души своей внес и поставил в церкви Рожества Христова что в удельном селе Измайлове в Казанском приделе над царскими враты». Эта икона была украшена великолепной ризой с драгоценными камнями и жемчугом, которую сняли во время изъятия церковных ценностей в 1922 г. Сейчас чудотворный образ продолжает стоять над царскими вратами Казанского придела.

В 1825 г. «христолюбивые жители» села Измайлова получили от Афонского Пантелеимонова монастыря «в благодатную помощь и заступление» икону великомученика и целителя Пантелеймона. Через некоторое время от этой иконы было явлено чудо. В селе начался сильный пожар, быстро распространявшийся и угрожавший деревянным постройкам. Он был остановлен только после того, как жители села обошли село крестным ходом с иконой святого великомученика Пантелеймона. В память об этом чуде установлено местное празднование памяти великомученика в 4-ю Неделю по Пасхе о расслабленном.

В отличие от храма Рождества Христова, который все больше украшался трудами настоятеля священника Иоанна Постникова и жертвователей из числа прихожан, церковные здания на Измайловском острове постепенно разрушались. Благочинный священник Алексей Григорьев сообщал в связи с разрушением крыши над алтарем Покровского, что «в летнее время летают птички в церкви и во алтаре делают гнезда, которых никак не можно удержать». В ответ на донесение святитель Филарет (Дроздов) митрополит Московский повелел закрыть собор, а в 1828 г. приписал собор к храму Рождества Христова в Измайлове. Приход храма Рождества Христова не мог своими силами осуществить восстановление Покровского собора, в котором не было штатного духовенства, а приход состоял всего из нескольких семей дворцовых служителей. Поэтому Покровский собор простоял в аварийном состоянии до 1837 г., когда был передан в военное ведомство для устройства Измайловской военной богадельни. Покровский собор, по проекту архитектора К.А. Тона, должен был служить домовым храмом богадельни. После завершения внутренних работ в 1851 г. в него была возвращена чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери. Здесь образ украсили ризой, созданной в мастерской И.П. Сазикова на приношение П.В. Голубкова и усердием В.А. Сопелкина.

19 октября 1852 г. состоялось освящение Покровского собора. В храме Рождества Христова остался список с чудотворного образа. В эти годы в Рождественском храме также проводились ремонтные работы: были сделаны новые настенные росписи и созданы новые иконостасы с сохранением старых икон. Эти иконостасы сохранились до настоящего времени. С переносом чудотворного образа из Рождественского храма обычай крестных ходов с иконой по Измайлову не прекратился. Более того, к заступничеству Божией Матери стали прибегать жители и других сел. 

Во второй половине XIX в. священнослужители церкви Рождества Христова стали уделять значительное внимание обучению крестьянских детей. Первая измайловская школа была создана в 1868 г. (по другим данным в 1870 г.) настоятелем церкви Рождества Христова священником Иоанном Алексеевичем Ирисовым (1832-1890-е г.г.). Она имела частный характер: была организована за его счет, а занятия проходили в его доме, стоявшем напротив церкви (там, где сейчас находятся теннисные корты). Ему помогали члены его семейства и бывший ученик школы Крицкий. Вместо частной школы в 1876 г. было основано Измайловское земское начальное училище, законоучителем которого вплоть до 90-х г.г. XIX в. оставался священник Иоанн Ирисов. В преподавании Закона Божия отцу Иоанну помогал с 1876 г. священник Михаил Алексеевич Смирнов († 20 марта 1920 г.), который был назначен в приход в связи с увеличением штата храма Рождества Христова. Пению в Измайловском училище в 90-х г.г. XIX в. учил местный диакон Илья Васильевич Наумов, некоторые его ученики пели в церковном хоре. Впоследствии диакон стал преподавать Закон Божий в основанной в 1896 г. Измайловской церковно-приходской школе, попечителем которой был купец Василий Родионович Гиль, сын создателя Измайловской бумагопрядильной мануфактуры, а учителем - Надежда Васильевна Павлова.

В период настоятельства священника Иоанна Ирисова и при церковном старосте К.Н. Бутикове 20 октября 1868 г. был отлит колокол в 49 пудов, а в 1880 г. по проекту архитектора Платона Семеновича Чижикова была выстроена ограда храма. К концу XIX в. Измайлово превратилось в крупное промышленное село, население которого насчитывало около 3 тысяч человек. Почти половина живущих в Измайлове была выходцами из других губерний. Они не были постоянными прихожанами храма Рождества Христова, так как трудились на фабриках с Покрова до Пасхи. Для духовного окормления рабочих на фабрике Измайловской мануфактуры в 1890 г. была построена часовня.

На рубеже XIX-XX в.в. начался следующий этап ремонтно-строительных работ в церкви Рождества Христова. Особый вклад в благоукрашение храма принадлежит Измайловскому купцу и фабриканту Ивану Васильевичу Бутюгину (1841-1911). Он родился в семье зажиточных крестьян, некоторые из которых имели собственные шерстоткацкие фабрики в Измайлове и Москве. По заказу его родственника, Арефия Кировича Бутюгина, владельца кирпичного завода в селе Черкизово, 22 июня 1864 г. для Рождественской церкви был создан крест (переданный в 2000 г. в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Серебряном острове). Получив домашнее воспитание, И.В. Бутюгин также занялся организацией фабричного производства и благотворительной деятельностью: он являлся попечителем Измайловских земских начального училища и библиотекичитальни, помогал храму, а перед смертью завещал свой собственный дом в пользу Измайловского земского участкового попечительства о бедных и нуждающихся для организации постоянного приюта на 15 престарелых вдов и девиц. Этот приют начал действовать в 1912 г. При главном входе в Рождественский храм до сих пор сохранились двойные железные двери, созданные в 1894 г. по проекту архитектора Павла Петровича Сальникова (1864-1901) на средства И.В. Бутюгина. По преданию, бытующему в роде Бутюгиных, во время поновления икон в 1905-1906 г.г. по его заказу было написано несколько образов: вероятно, Казанской Божией Матери и святителя Николая, стоящие соответственно в Казанском и Никольском приделах.

В 1905-1906 г.г. известный московский иконописец Василий Павлович Гурьянов (1866-1920) заново расписал церковь. Перед началом росписи Московское археологическое общество, контролировавшее в то время все церковные ремонтно-строительные работы, рекомендовало расписать храм под XVII век, однако В.П. Гурьянов расписал храм по подобию работ известного художника В.М. Васнецова в Киевском Владимирском соборе. Причина выбора такого стиля, по словам настоятеля храма священника Михаила Волкова, заключалась в ограниченных средствах, выделенных на роспись. Храм не мог оплатить стилизацию под XVII век. Московское археологическое общество дало низкую оценку росписи, отметив, что «живопись представляет собой слабые копии с произведений Бронникова, Маковского, Нестерова, (Репина) и других, причем орнаментация не гармонирует с живописью». Особенно низко были оценены алтарные изображения Святой Троицы и Моления о чаше. Тем не менее, роспись не была изменена и дошла без поновлений до 90-х г.г. XX в. Тот же иконописец и реставратор в 1905-1906 г.г. проводил полную реставрацию иконостаса и отдельных икон в главном и боковых пределах. В 1911 г. с разрешения Императорской археологической комиссии побелили стены, покрыли медянкой крыши и главы церкви Рождества Христова, а в 1912 г. устроили водяное отопление.

В 1914 г. в храме Рождества Христова был установлен киот с тремя иконами новопрославленных святых: святителей Тихона Задонского, Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского и Гермогена, Патриарха Всероссийского, причисленных к лику святых соответственно в 1861, 1896, 1911 и 1913 г.г., 19 июля 1915 г., на память святого преподобного Серафима Саровского, произошло памятное событие - в церкви Рождества Христова совершил Божественную Литургию святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский с архимандритом Московского Высокопетровского монастыря Никодимом. Это было первое за 200 лет служение в церкви Московского митрополита. 

Революционные события 1917 г. далеко не сразу затронули приходскую жизнь храма Рождества Христова в Измайлове. На основании Декрета об отделении церкви от государства (1918 г.), приход лишился церковно-приходской школы, а духовенство перестало вести занятия: по Закону Божию в Измайловском земском начальном училище. Тем не менее, дети продолжали приходить в храм и даже пели в церковном хоре. В храме сохранялся крепкий приход, члены которого летом 1922 г. просили о передаче в их пользование закрытых еще в 1918-1919 г.г. Покровского собора и церкви преподобного царевича Иоасафа Индийского на Измайловском острове и даже «ручались в достойном их содержании». Настоятель Рождественского храма протоиерей Михаил Волков вместе с прихожанами в 1918 г. перенес чудотворный Иерусалимский образ Богородицы из Покровского собора в церковь Рождества Христова и поставил икону рядом с ее списком в центральном храме.

4 мая 1922 г. в храме Рождества Христова было проведено изъятие ценностей. Ее осуществили Шокин и Филиппов при участии трех представителей ячейки большевистской партии 5-го Инженерного батальона, стоявшего в корпусах богадельни на Измайловском острове. К этому времени измайловские жители были осведомлены, что никакое сопротивление прихожан не может остановить членов комиссий по изъятию церковных ценностей, руководствовавшихся призывом В.И.Ленина «дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». В храм Рождества были допущены настоятель протоиерей Михаил Волков и двое членов общины Павел Михайлович Таразанов и Сергей Федорович Тюрин. Всего было изъято 196 предметов: 51 серебряная риза, 80 венцов с икон, дарохранительница, два комплекта богослужебных сосудов, серебряные углы с Евангелий, 3 кадила, напрестольные и нательные кресты, 18 лампад и другие предметы. Присутствовавший при этом эксперт Музейного отдела Главнауки Ф.Ф. Вишневский (примечательно, что его мать, Вера Константиновна урожденная Бутюгина, происходила из рода измайловских крестьян) среди этих ценностей обратил особое внимание комиссии лишь на комплект богослужебных сосудов 1830 г.

Наибольшее возмущение у присутствующих вызвало снятие с чудотворного образа Божией Матери Иерусалимской ризы, отреставрированной за десять лет до этого события. Члены комиссии стали ее топтать, чтобы вынуть драгоценные камни. С.Ф. Тюрин возмущенно крикнул членам комиссии: «Что вы делаете, варвары?!» Его в числе других прихожан арестовали за составление письма с протестом против изъятия церковного имущества. Большинство арестованных вскоре освободили. В течение следующего года храм восполнил утрату самых необходимых вещей: был приобретен медный пасхальный трехсвечник вместо изъятого серебряного и комплект богослужебных сосудов, тоже из меди. Остается неизвестным, каким образом в храм вернулась риза с чудотворного Иерусалимского образа Божией Матери, поскольку по отчетным документам в 1922 г. ризу сняли и с чудотворной иконы, и с ее списка.

В 1920-х г.г. продолжал торжественно отмечаться и праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября. Праздничное Всенощное бдение и Божественную Литургию в 1926 г. совершил архиерей, имя которого не сохранила память измайловских старожилов, в сослужении известного протодиакона Максима Доримедонтовича Михайлова, ставшего впоследствии солистом Большого театра. Ежегодно Иерусалимскую икону Божией Матери продолжали носить в Москву и по окрестным селениям: в конце мая — середине июня «по окончании весенних полевых работ» икону переносили в часовню в сельце Ростокине, а из нее - в Тихвинский храм в селе Алексеевском; в конце июня чудотворный образ находился в храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове; в конце июля - в храме Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах (в 1924 г. перенос иконы был запрещен) и в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Кожухове; в воскресный день после 15 августа «в память избавления от холеры» икону приносили в церковь Введения Пресвятой Богородицы в Семеновском; в конце августа или в начале сентября чудотворный образ переносили в храм святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше, а в сентябре - в храм святых апостолов Петра и Павла в Преображенском.

Скорее всего, все эти крестные ходы совершались в память о чудесном избавлении этих селений от моровых поветрий. Возможно, по той же причине в храм Рождества Христова в Измайлове в середине августа приносили чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» из храма в честь этой иконы на Большой Ордынке (еще в первой половине XIX в. в Рождественском храме был установлен список с этой иконы). Из московских святынь измайловские жители также особенно чтили частицу мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона из Пантелеимоновской часовни у Никольских ворот и икону святого мученика Трифона из Трифоновской церкви в Напрудной слободе. Эти святыни ежегодно приносили в Измайлово для совершения молебнов в храме и в домах прихожан.

Репрессии измайловского духовенства начались после вхождения Измайлова в черту города в 1935 г. Первым был репрессирован протоиерей Михаил Волков, настоятель Рождественского храма, по крайней мере, с 1905 г. Он, как вспоминает один из современников, «никаких интересов, кроме служения Богу и народу, не имел». В 1939 г. был репрессирован священник Сергий Соколов. Его не спасло даже то, что еще в начале 1930-х г.г. он снял с себя священнический сан, чтобы его дети не считались детьми «лишенца», как звали тогда лишенного гражданских прав, и смогли получить образование (в этот период духовенство вынуждено было оплачивать обучение своих детей).

В связи с повсеместным закрытием церквей в храме Рождества Христова стало служить духовенство из закрытых ранее приходов. В 1930-х г.г. в нем служил священномученик Павел Ансимов, возможно, с 1928 г. Он был расстрелян 21 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне. В 1935 г. в церкви Рождества Христова менее года служил священномученник Николай Виноградов, скончавшийся 24 декабря 1937 г. в лагере НКВД в поселке Усть-Коин. Несмотря на репрессии, церковь Рождества Христова не закрыли, в ней продолжали служить протоиерей Михаил Сперанский и протоиерей Иоанн Кедров (1864-1943), сохранялся крепкий приход. Во время Великой Отечественной войны обязанности настоятеля храма исполнял протоиерей Михаил Николаевич Преферансов († 24 февраля 1947 г.), бывший настоятель храма великомученика Димитрия Солунского на Благуше. Тогда, по словам одной прихожанки, «на наших улицах недалеко от храма падали фугасные бомбы, которые не взрывались благодаря молитвам Божией Матери».

Во время войны многие обращались к православной вере, и значительно увеличился приход Рождественского храма. По словам архимандрита Псково-Печерского монастыря Иоанна (Крестьянкина) (1910-2006), служившего в Рождественском храме с 25 октября 1945 г., в первые послевоенные годы ежедневно крестили около 50 человек, в воскресные дни - до 150, а на гражданские праздники - до 300 человек. Многие уже тогда приходили к отцу Иоанну за пастырскими наставлениями. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 г. отца Иоанна арестовали за активную пастырскую деятельность в Рождественском храме. Поводом послужило упоминание на службе имени благоверного князя Александра Невского, в чем усмотрели «скрытый монархизм». По приговору он был осужден на семь лет исправительно-трудовых лагерей. Отец Иоанн навсегда сохранил память о месте первого служения. В алтаре Рождественского храма хранится Иерусалимская икона Божией Матери с его собственноручной надписью: «Московскому храму Рождества Христова что в Измайлове, колыбели моего священнического служения, от архимандрита Иоанна Крестьянкина. 12/25.10.1998».

С 1946 до 1971 г.г. настоятелем Рождественского храма был священник Виктор Васильевич Жуков (1903-1979). Несмотря на то, что в этот период в Советском Союзе развернулись новые гонения на Русскую Православную Церковь, в храме осуществили ремонт, над помещением для совершения крещения выстроили второй этаж, провели центральное отопление и водопровод. До этого воду для освящения носили от колонки, а храм обогревали печами, отчего многие иконы покрылись копотью. С начала служения отца Виктора иконы были очищены, некоторые из них раскрыты из-под поздних записей и отреставрированы под руководством художника-реставратора высшей категории В.В. Филатова. По заказу отца Виктора он написал в 1947 г. икону Божией Матери «Нечаянная Радость», находящуюся ныне в притворе храма. В 1971 г. он был осужден на год тюремного заключения за приобретение золота на украшение икон. После освобождения отца Виктора назначили настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, но тяжелая болезнь вынудила его вскоре уйти за штат. 

Чудотворный образ Божией Матери Иерусалимской чтили не только священнослужители и прихожане храма, но и многие москвичи. Ежегодно на день празднования чудотворного образа (25 октября) в храме служили Святейший Патриарх Алексий I и Святейший Патриарх Пимен. Патриарх Пимен в 1989 г. благословил устроить приставной престол в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Усилиями священнослужителей и прихожан Рождественской церкви храм Покрова Пресвятой Богородицы на Серебряном острове был возвращен Церкви, созданы храм Песчанской иконы Божией Матери на 9-й Парковой улице и приписной больничный храм святителя Николая чудотворца при Национальном медико-хирургическом центре им. Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, где служат священники храма Рождества Христова.

http://hramrh-izmaylovo.moseparh.ru/o-xrame/

Комментарии и обсуждение

Для прихожан при церкви действует воскресная школа, здание которой располагается рядом.
13 ноября 2006, Илья Грохотайло.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.