ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Мстёра. Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня.


Церковь. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня
Год постройки:1687.
Адрес:
Владимирская область, Вязниковский район, пос. Мстера, пл. Ленина

Координаты:56.375376, 41.939535
Проезд:Поселок Мстера, территория Богоявленского монастыря в центре поселка.




Добавить фотографию
Сортировка:


Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Общий вид с северо-запада
Щёлоков Олег Олегович
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Lynx Mourmyss
19 июля 2015
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Сергей Сол
3 января 2015
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Западное крыльцо
Щёлоков Олег Олегович
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Завершение основного объёма
Щёлоков Олег Олегович
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Андреева Ирина
28 июля 2018
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Андреева Ирина
28 июля 2018
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Купол основного объема в интерьере
Щёлоков Олег Олегович
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Интерьер трапезной
Щёлоков Олег Олегович
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Южная стена основного объема в интерьере
Щёлоков Олег Олегович
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Интерьер основного объема с водосвятной ёмкостью
Щёлоков Олег Олегович
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Интерьер собора, общий вид от западного входа на восток
Щёлоков Олег Олегович
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Интерьер апсиды
Щёлоков Олег Олегович
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Интерьер основного объема. Восточная стена с сохранившимся каркасом иконостаса
Щёлоков Олег Олегович
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Интерьер собора в период использования под склад сырья фабрики детской игрушки. Общий вид от западного входа на восток. Фото 1986г.
Щёлоков Олег Олегович
1 августа 1986
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Трапезная до реставрации северного фасада и замены стропильной системы. Фото 1986г.
Щёлоков Олег Олегович
1 августа 1986
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Северная стена трапезной в интерьере. Фото 1986г.
Щёлоков Олег Олегович
1 августа 1986
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Интерьер основного объема, остатки каркаса иконостаса и проблемная трещина кладки на восточной стене. Фото 1986г.
Щёлоков Олег Олегович
1 августа 1986
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Фото с сайта viazniki-city.ru .Открытка 1900-х годов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Фото с сайта viazniki-city/ru .Открытка 1900-х годов .
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
"Богоявленская слобода Мстера. Владимирской губернии, Вязниковскаго уезда. История ея,древности,статистика и этнография". Составил И. Голышов. Владимир. Губернская типография. 1865.
Лобготт Пипзам
??
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Церковь Богоявления Господня. Начало ХХ века.
Сергей Ковров
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Щёлоков Олег Олегович,  23 декабря 2005

Богоявленский храм - старейшая постройка монастыря, выполнен в русских традициях, богато украшен кокошниками, пятиглавием, изящными каменными крыльцами.  В советское время здесь размещался склад фабрики детской игрушки. Постепенно строение обветшало, появились трещины, протечки кровли привели к сильным повреждениям фасадов. В конце 1980-х гг. склад выехал и были начаты работы по реставрации. Проведенное инженерное обследование (инж. Щелоков О.О.) не выявило явных причин деформаций, хотя были подозрения на оползневые процессы откоса реки Мстерка, на котором стоит монастырь. Шурфование не вызвало сомнений и в качестве строительства, храм выстроен очень добротно. Причина проблем определена как общее бесхозяйственное отношение, как-то отсутствие кровель, скачкообразный отопительный и температурно-влажностный режим, бесконтрольная растительность на территории, деревья. Поэтому дальнейшие шаги были определены в плане консервации и косметических работ без серьезного вмешательства. Произведена реставрация кладки, сделано новое покрытие трапезной (Гороховецкий реставрационный участок, прораб Монакин З.С.) 

Затем несколько лет "смутного времени" 1990-х гг. постройка стояла полностью раскрытой и бесхозной, все белокаменные полы были вандально вскрыты, захоронения поруганы. После передачи монастырского комплекса Владимирской Епархии реставрация храма была постепенно продолжена. Плиты полов во возможности были уложены на свои места, раскопанные черепа и кости собраны в одно место. На момент съемок в 2005 г. заканчивались отделкой интерьеры.


Статью добавил(а): Щёлоков Олег Олегович,  4 июля 2007

В коллекции различных интересных надписей, собранных К. Тихонравовым*, в разделе V «С разной церковной утвари.» в числе других упомянут церковный сосуд, княжеский вклад: «Вязниковского уезда в селе Мстёре, в церкви упразднённого Богоявленского монастыря: Потир серебряный, на поддонке вырезана надпись: «Сии сосуды в Богоявленский монастырь в церковь Богоявления Господня приложил князь Василий Григорьевич Ромодановский по приказу брата своего 1663 года месяца Мая в 24 день».** Вызывает интерес дата сосуда, он предназначался вкладом в действующую деревянную Богоявленскую церковь, построенную ещё до Богоявленского собора (1687). Цитируемая надпись ещё одно зримое свидетельство древности обители.

Прим. О.Щ.: * - Из книги Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. - Москва 1857г. (стр. 51)** - Текст из книги приводится в современной транскрипции.


Статью добавил(а): Щёлоков Олег Олегович,  28 февраля 2011

Богоявленский собор упоминается церковью неоднократно. Так, в книге "Библиография Владимирской губернии" 1905 г. по ссылке 367 указан документ: Ведение о наказании дьячка Богоявленской церкви слободы Мстеры Василья Попова батогами за непотребные его действия, 1716 г. И.А. Голышев. Влад. Губ. Вед., 1884, №50. Бывали для церкви и худшие времена. Из той же библиографии ссылка под № 380: Донесение княгине Настасье Федоровне и графу Михаилу Гавриловичу Головкиным, Василья Фатуева, о покрытии после пожара в сл. Мстере Богоявления и Владимирской Божией Матери церквей драньем, 1734 г. Сообщ. И.Голышев. Влад. Губ. Вед. 1872, №45. И далее, 383, в ответ на предыдущее: Указ графа Мих. Гаврил. и графини Екатерины Ив. Головкиных Ивану Колышевскому, о исправлении образов в иконостасе, железных решеток в церкви Богоявления после пожара и исправления ветхой колокольни в сл. Мстере, 1741г. Сообщ. И.Голышев ,Влад. Губ. Вед. 1872, №41.  Владельцы распорядились поправить церковные строения. Но денег не дали, или дали недостаточно, поэтому мы видим следующий документ (384): Приговор выборных сл. Мстеры, о избрании крестьянина Мощеева для сбора подаяний на церковное строение, 1741г. И.Голышев. Влад. Губ. Вед. 1872, №41.

По всей видимости, пожар был нешуточным, спустя 250 лет трещины в кладке основного объема за иконостасом хорошо сохранились, а причину их возникновения не удалось установить даже специальным натурно-инженерным обследованием с применением геодезических приборов и вскрытием фундаментов. Была даже гипотеза, не сползает ли храм к реке по склону. Теперь ответ, откуда такие необычные трещины, вполне очевиден.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  29 февраля 2016

Богоявленская слобода, Мстера тож, на реке Таре и реке Мстере находится в 21 версте от уездного г. Вязники и в 105 верстах от г. Владимира. Большая торгово-промышленная слобода Мстера имеет широкую и далекую известность благодаря своеобразному промыслу, которым занимаются ее жители. Этот промысел – иконописание. Известно, что уже в начале XVIII ст. иконописание в Мстере было промыслом и большая часть мужского и женского населения Мстеры занята иконописью или уборкой и украшением икон, или приготовлением требуемых иконописным промыслам материалов. Главным образом приготовляются здесь т.н. «расхожие» дешевые иконы и иконы, украшенные фольгой – эти иконы в громадном количестве через торговцев расходятся по всей России. Наряду с этим, в Мстере есть искусные мастера – старинщики, прекрасно знающие древне-русские стили иконописи (новгородский, строгановский и др.) и умеющие писать иконы во всех этих стилях. Для улучшения иконописания в Мстере Владимирским братством св. Александра Невского открыта иконописная школа с классами рисовальным и иконописным; обучение продолжается пять лет.

Слобода Мстера принадлежит к древним поселениям Владимирского края. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Таким образом, уже в начале XVII ст. в Мстере существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то же время и мужской монастырь…

Упомянутая в писцовых книгах Богоявленская церковь с приделом Успения Пресвятой Богородицы оказалась в 1683 г. ветхой, а потому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Иллариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. Церковь была построена и освящена в 1687 г., как видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте.

Этот храм существует в слободе и в настоящее время. Храм пятиглавый, построен в стиле церквей XVII ст. Престол в храме один - во имя Богоявления Господня. Над престолом устроена сень на четырех золоченных колонах. Иконостас шестиярусный резной; на боковых сторонах клиросов изображены 4 сивиллы. Рядом с Богоявленской церковью находится теплая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня при этих храмах новая, построена в первой половине XIX ст.

В Богоявленской и Владимирской церквах сохраняется много древних икон: икона Богоявления, риза на иконе серебряная, вызолоченная;  храмовая икона Владимирской Божией Матери, древней иконописи в серебряной вызолоченной ризе, а оклад и венцы золотые, на венце Богоматери корона из разных камней, на голове ее подниз из крупного жемчуга, цата золотая… икона помещена в серебряном киоте; храмовая икона Владимирской иконы Божией Матери древнего письма в бархатной, низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад «басемной», цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною; Казанская икона Пресвятой Богородицы, строгановского письма, оклад серебряный вызолоченный, «басемный», венец и убрус украшены жемчугом, кругом иконы писаны чудеса от нее; Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус низан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери; Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, древнего письма; икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина; икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряном золоченном окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресвятой Богородицы; две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах.

Кроме сего сохранилось немало древних икон во втором ярусе иконостаса и в трапезе церкви. В церковной библиотеке сохранились: Требник Петра Могилы и Синодик с гравюрами XVII в., в нем записан род князей Ромодановских и род графа Панина. В трапезе Богоявленской церкви, у входных западных дверей, на верху церковного помоста возвышаются 15 каменных надгробниц, сложенных из кирпича. Под этими надгробницами погребены тела князей и княгинь Ромодановских.

Всеми вышеуказанными достопримечательностями Богоявленская церковь располагала тогда, когда при ней был мужской монастырь. Монастырь этот упразднен был в 1764 г. и церковь обращена в приходскую.

Причт при Богоявленской церкви состоит из священника, диакона и псаломщика. На содержание их получается: от процентного капитала 90 руб. и от служб и требоисправлений 1200 руб. Дома у священника и псаломщика собственные, диакон живет в церковном доме. Приход состоит из части слободы Мстеры (162 двора) и деревень: Добриц, Павлова и Погариц, в коих по клировым ведомостям числится 838 душ муж. пола и жен. пола 994 души. В слободе имеются две народные школы: мужская открыта в 1818 г. и женская, открытая в 1877 г. В дер. Павлове с 1895 г. открыта школа грамоты.

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  30 мая 2017

Одной из достопримечательностей Мстёры является сохранившийся до наших дней Богоявленский храм. Он построен в 1687 году, в кратковременный период правления честолюбивой царицы Софьи. В то время как русское войско под командованием фаворита царицы князя В.В. Голицына осуществляло первый Крымский поход и измученные воины брели по выжженой татарами степи, избавленные от рекрутчины крепостные князей Ромодановских закладывали основание "предивному" каменному храму. Видимо, работой доморощенных каменнодельцев руководил опытный и талантливый зодчий, знакомый со столичными постройками. Не разделяя фряжских новинок, входивших в моду, мастер отталкивался от известных образцов бесстолпных храмов середины ХVII в., понятных и близких народу. Возможно, и князья Ромодановские хотели видеть в своей вотчине храм, подобный прославленным московским церквям. Строительство каменного храма в глухом селе Мстёра было большим событием. Его формы, конечно, тщательно обсуждались, а так как наглядных изображений будущего здания не было, то ссылки делались на хорошо известные постройки. Надо полагать, что среди "образцов", которым должен был подражать зодчий, назывались знаменитые московские храмы, такие как церковь святой Троицы, Грузинской иконы Божией Матери (1635-1653) и церковь Николы, что в Пыжах (1647-1670). Отзвучал молебен, кончилась торжественная закладка Богоявленского храма, и начался тяжёлый творческий процесс строительства.

Контуры будущей церкви, размеченные на выровненной площадке, были несложны. К четверику примыкали с востока грузноватые алтарные апсиды, а с запада - трапезная. Красоту храма, художественную законченность которого должно было придать его завершение, не случайно у русских людей церковный верх носил название "главы". Изо всех сил стараются мстёрские каменодельцы, хочется им построить у себя в слободе храм на удивление всем, "каково не было прежде на Руси". По скрипящим подмосткам усталые ярыги втаскивают тяжёлые большемерные кирпичи и бадьи с раствором. Наступает самый ответственный момент - кладка свода. Стены как бы наклоняются внутрь и постепенно смыкаются к середине. На покатую поверхность свода ставится, отступая от края, второй ряд кокошников. Как из лепестков сказочного цветка, начинают вырастать пять главок. Огромная тяжесть ложится на свод. Для крепости, чтобы не было "порухи", даже центральная глава делается глухой. Страшно ослабить свод, ведь в Благовещенской церкви в Вязниках, построенной четыре года назад, мастера не рискнули сделать в своде световые отверстия. Это хорошо знают каменодельцы, работавшие перед этим на вязниковском строительстве. Много хлопот принесло завершение храма - его чело, осенённое крестами. Лучшие каменотёсы трудились над карнизом. Широкой узорной лентой опоясали они верх стен, как это делали столичные каменных дел подмастерья. Словно нитки богатого ожерелья, легли орнаментальные полосы на тело стены, подготавливая переход к ажурной пространственной композиции пятиглавия. Зодчий очень образно противопоставляет материальную плоть грузных масс, стоящих на земле, предельно облегчённой, как бы одухотворённой верхней части храма. Он дробит её, лишает формы прямых углов, вводит цвет, создаёт впечатление уходящих ввысь масс, стремящихся раствориться в пространстве. Иллюзии взлёта способствует уменьшение по мере нарастания высоты упругих бочкообразных закомар, плоскости стен которых были покрыты росписями. Как же было потомственным "богомазам" не показать своё мастерство? Уж так повелось в округе писать "честные лики" в полукруглых заглублениях закомар. Яркие, красочные пятна также помогали "разрушить" плоскость стены, которая зрительно теряла весомость. Откуда такое тонкое понимание композиции? Каким абсолютным чувством гармонии владел безвестный создатель этого "чуда-чудного, дива-дивного". Остаётся только догадываться...

Из книги: Тиц А.А. "По окраинным землям Владимирским" (Вязники, Мстёра, Гороховец). Москва, изд-во Искусство, 1969 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.