Главная Поиск Оглавление Карта  Участники Розыск Ссылки Форум О проекте

Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Андрей из Киева
Андрей из Киева
Снято: 20 марта 2010
Добавлено: 1 октября 2010


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, Вид на Михайловский монастырь с Софийской колокольни, екатерина
екатерина
Снято: 8 сентября 2006
Добавлено: 30 июля 2006
Вид на Михайловский монастырь с Софийской колокольни

Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, Михайловский Златоверхий собор и церковь Иоанна Богослова, Василий Шелёмин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
Снято: 12 октября 2004
Добавлено: 3 декабря 2005
Михайловский Златоверхий собор и церковь Иоанна Богослова

Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Юрий Менделеев
Юрий Менделеев
Снято: 01.01.2000 - 31.12.2002
Добавлено: 25 февраля 2003


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Андрей Жиляков
Андрей Жиляков
Снято: ?
Добавлено: 26 февраля 2004


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Анна Кудрявцева
Анна Кудрявцева
Снято: 15 октября 2012
Добавлено: 23 октября 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Алексей Александров
Алексей Александров
Снято: 5 августа 2012
Добавлено: 25 августа 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Алексей Александров
Алексей Александров
Снято: 5 августа 2012
Добавлено: 25 августа 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Алексей Александров
Алексей Александров
Снято: 5 августа 2012
Добавлено: 25 августа 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Алексей Александров
Алексей Александров
Снято: 5 августа 2012
Добавлено: 25 августа 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , екатерина
екатерина
Снято: 8 сентября 2006
Добавлено: 30 июля 2006


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, Колокольня, Василий Шелёмин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
Снято: 12 октября 2004
Добавлено: 3 декабря 2005
Колокольня

Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Андрей Агафонов
Андрей Агафонов
Снято: 1 июля 1992
Добавлено: 26 мая 2014


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Андрей Агафонов
Андрей Агафонов
Снято: 1 июля 1992
Добавлено: 26 мая 2014


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Алексей Александров
Алексей Александров
Снято: 5 августа 2012
Добавлено: 25 августа 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Алексей Александров
Алексей Александров
Снято: 5 августа 2012
Добавлено: 25 августа 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Алексей Александров
Алексей Александров
Снято: 5 августа 2012
Добавлено: 25 августа 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Алексей Александров
Алексей Александров
Снято: 5 августа 2012
Добавлено: 25 августа 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , екатерина
екатерина
Снято: 8 сентября 2006
Добавлено: 30 июля 2006


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Анна Кудрявцева
Анна Кудрявцева
Снято: 15 октября 2012
Добавлено: 23 октября 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Алексей Александров
Алексей Александров
Снято: 5 августа 2012
Добавлено: 25 августа 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Алексей Александров
Алексей Александров
Снято: 5 августа 2012
Добавлено: 25 августа 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Алексей Александров
Алексей Александров
Снято: 5 августа 2012
Добавлено: 25 августа 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Алексей Александров
Алексей Александров
Снято: 5 августа 2012
Добавлено: 25 августа 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Алексей Александров
Алексей Александров
Снято: 5 августа 2012
Добавлено: 25 августа 2012


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , екатерина
екатерина
Снято: 8 сентября 2006
Добавлено: 29 июля 2006


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, с сайта http://andcvet.narod.ru/more.htm#28, Богданов Александр Витальевич (cfif)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Богданов Александр Витальевич (cfif)
Снято: ??
Добавлено: 11 мая 2013
с сайта http://andcvet.narod.ru/more.htm#28

Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, Из альбома
Наталия
Снято: ??
Добавлено: 15 декабря 2013
Из альбома "Виды Киева"

Киев. Михайловский Златоверхий монастырь, , Олег
Олег
Снято: 28 апреля 2011
Добавлено: 25 декабря 2012



    Киев. Михайловский Златоверхий монастырь

    Монастырь. Не действует.   (все монастыри в каталоге →)
    Год основания: Между 1108 и 1113.
    Адрес:
    Украина, Киев

    Координаты: 50.45562,30.521767     Посмотреть на Яндекс-картах Михайловский Златоверхий монастырь  Посмотреть на Народной Яндекс-карте Михайловский Златоверхий монастырь  Посмотреть на карте Google Maps Михайловский Златоверхий монастырь  Посмотреть на Космоснимках Михайловский Златоверхий монастырь  Посмотреть на OpenStreetMap Михайловский Златоверхий монастырь  Посмотреть на WikiMapia Михайловский Златоверхий монастырь
Показать ближайшие объекты
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел. 25 февраля 2003

В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича - Петр-Ярополк и Михаил-Святополк - основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители - собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен.

Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру. Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян - Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня.

Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя.

В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепными украшениями - наличниками и орнаментом - выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано, прежде всего с именем древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, мастера "мерцающей живописи", имя которого еще при жизни было окружено легендами.

Житие преподобного Алимпия включено в текст Киево-Печерского патерика. В ранней молодости, "во дни благоверного князя Всеволода Ярославича" (сына Ярослава Мудрого), родители отдали его "на учение иконного писания" кому-то из греческих иконописцев, работавших в Киеве над украшением алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Учась и работая над созданием фресковых и мозаичных композиций в Софийском соборе и в других киевских церквях, Алимпий "добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело". В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям константинопольской художественной школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское народное начало. Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.

В эпоху разробленности, на закате могущества Киевской Руси, искусство "мерцающей живописи" угасло - для удельных князей мозаика оказалась слишком дорогостоящей. Таким образом, мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства.

Часть мозаик Михайловского собора - "Евхаристия", "Благовещение", изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других - была перенесена в Софийский собор. Мозаику "Дмитрий Солунский", ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры "Святой Самуил" - в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора.

Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной.

Во времена князя Владимира Крестителя на месте современного Михайловского собора находилось капище самых известных языческих божеств – Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Мокоши и Стрибога. После уничтожения пантеона место пустовало, но, как говорится в одной поговорке, такое явление не могло долго продолжаться, и в начале 11 столетия первый киевский митрополит Михаил закладывает тут церковь в честь своего святого. Первая церковь Михаила была сделана из дерева, и только через много лет, в 1108 году, князь Святополк-Михаил на месте деревянной закладывает каменное сооружение.

“…А особливо церковь и монастырь знаменито прославил сей князь великий чудотворными святыя великомученицы Варвары мощами, из Царяграда привезенными, у приданное супруги ево царя греческого Алексея Комнина дочере благоверной Варваре Алексеевне данными и доныне нетленно почивающими и чудодействующими» – говорится в «Историческом и топографическом описании Киева» от 20 января 1787 года. Но, как свидетельствуют исторические источники, у Алексея Комнина никогда не было дочери Варвары. Первая жена Святополка была родом из Византии и носила имя Варвара. То есть, возможно, именно она привезла мощи в Киев. Это торжественное событие могло состояться между 1065 - 1075 годами.

Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром. В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время – главный враг шедевров – сделало свое дело, и в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары. В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.

К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии – фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.

Во время монголо-татарского нашествия Михайловский Златоверхий не познал особенных разрушений, но в течение очень долгого времени он находился в состоянии полного запустения и представлял собой страшное зрелище. На полную реставрацию, в 1620 году, отваживается игумен Иов Борецкий. В скором времени собор возвращает себе былое величие. В начале XVIII века в результате, зачастую, необдуманных надстроек или перестройки храм едва не раскололся пополам. Окончательный вид архитектурный шедевр приобрел после реконструкции 1746 года – собор становится семикупольным.

26 июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную картину – под управлением ленинградского профессора Фролова группа работников начала демонтаж фресок и мозаик собора. Множество произведений искусства в период 1934 – 1936 годов были вывезены в Россию, или проданы за бесценок иностранным государствам. Иконостас храма был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор.

Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский Златоверхий собор был разобран и взорван в 1930-х годах. Перед этим наиболее ценные произведения искусства, в частности, фрески, были демонтированы и переданы в музеи Киева. В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж.

Восстановлен в 2000 году. Росписи Михайловского Собора, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.

С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 - Варваринский и Екатерининский приделы.

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Богданов Александр Витальевич (cfif). 21 марта 2007
Киево-Михайловский Златоверхий монастырь, 1 класса, в Киеве, на окраине Старо-Киевской горы, по Трехсвятительской улице. Основание его относят ко времени первого Киевского митрополита святого Михаила (см. 30 сентября). Главный храм во имя Архангела Михаила построен в 1108 году великим князем Киевским Святополком Изяславичем, названным при крещении Михаилом, который скончался в 1118 году и погребен в церкви святого Михаила. В 1240 году Михайловский монастырь был опустошен монголами, но древний храм его уцелел от разрушения варваров и существует до нашего времени. В XIV веке монастырь попал под власть литовских князей и пришел в запустение; в XVI веке был восстановлен и обновлен. Иконостас соборного Михайловского храма сооружен гетманом Иваном Скоропадским. Храмовый образ Архангела Михаила, подаренный императором Александром I в 1817 году, сделан на доске из чистого золота, весом около 10 фунтов, и осыпан бриллиантами и другими драгоценными камнями. В главном алтаре сохранилось древнее мозаическое изображение Тайной Вечери, а на столбах, составляющих основание алтарной арки, изображения пророков Захария, Самуила и др. Изображения эти уцелели от XII века, а открыты в 1889 году под слоями позднейшей масляной живописи. На столпе за правым клиросом находится весьма чтимый список с Новгородской иконы Богоматери. В придельном храме в честь святой великомученицы Варвары открыто почивают ее святые мощи (см. 4 декабря) перед царскими воротами посреди церкви, на главном амвоне, в богатейшей по ценности и высоко-художественной по исполнению серебряной гробнице, под роскошным по рисунку и работе балдахином; эти рака и сень были пожертвованы в 1847 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. К святым мощам ежегодно притекают тысячи поклонников. Ежегодно мощи святой великомученицы Варвары 4 декабря (в память чудесного избавления всех живущих в монастыре от моровой язвы в 1710 году и 1770 — 1771 годах и холеры в 1830 и 1847 годах) и 11 июля (в воспоминание о торжественном праздновании в 1908 году 800-летия положения в монастырь мощей святой великомученицы) обносятся вокруг монастыря при многочисленном стечении народа. Кроме того, в монастыре, в приделе святой великомученицы Екатерины, находятся еще частицы мощей святых Харлампия, Пантелеймона, Фоки, митрополита Макария, великомученика Дмитрия мироточивого, Спиридона, преподобного Ефрема Сирина и др. В монастырской ризницы хранится гроб, в котором была погребена (более 1500 лет тому назад) великомученица Варвара. В монастыре погребены: два правнука великого князя Святополка, митрополит Киевский Иов Борецкий и др. Венчающие монастырь 7 куполов покрыты червонным листовым золотом; при чем на кресте среднего купола укреплен золотой двуглавый орел, поставленный Богданом Хмельницким в память возвращения России Киева. При монастыре имеются: больница с бесплатным лечением для бедных богомольцев; странноприимный дом с выдачею горячей пищи для бедных богомольцев; церковно-приходская школа, в которой бесплатно обучаются и содержаться дети бедных родителей, преимущественно податного сословия; школа грамоты для мальчиков — сирот и детей бедных родителей духовного звания, пользующихся полным содержанием от монастыря; общежитие для 20 учеников духовного училища и 10 учеников семинарии с полным содержанием от монастыря; читальня с монастырской библиотекой. К монастырю причислен — Феофания скит, в 7 верстах от Киева, в урочище «Лазаревщина», названном так потому, что здесь жил когда-то благочестивый старец пасечник, по имени Лазарь. За несколько столетий урочище переменило несколько владельцев, принадлежа то Печерскому монастырю, то митрополичьей кафедре, то даже частным лицам. В 1776 году оно перешло в казну. В 1800 году отведено было под загородную дачу викарию Киевскому Феофану (Шиянову), устроившему здесь в 1803 году дом с церковью в воспоминание чуда Архистратига Михаила (6 сентября) и назвавшему свою дачу Феофанией. Викарий Серафим в 1861 году устроил здесь скит, который в 1901 году стал общежительным. Он служит местом погребения для братии Михайловского монастыря. В этом скиту установлено неугосимое горение елея в лампадах и неусыпное чтение Псалтири. При нем имеются архирейские покои для Чигиринских викариев и странноприимница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Комментарии посетителей (1):
    Интересный факт: в 2008 году в Украине был выпущен почтовый блок с изображением Михайловского Златоверхого монастыря.
             Добавить:  Добавить информацию
статью/комментарий
  Добавить фотографию
фотографию
           
Каталог Православное Христианство.Ру
Рейтинг@Mail.ru
Быстрый переход
ВОЙТИ | СТАТЬ СОАВТОРОМ | ГЛАВНАЯ | ПОИСК | ОГЛАВЛЕНИЕ | КАРТА | ЕПАРХИИ | ХРАМЫ МОСКВЫ | УЧАСТНИКИ | РОЗЫСК | СЛОВАРЬ | ФОРУМ | О ПРОЕКТЕ | ССЫЛКИ | МОНАСТЫРИ РОССИИ | ПОСВЯЩЕНИЯ | ДЕРЕВЯННЫЕ ЦЕРКВИ И ЧАСОВНИ | СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ | ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО СТИЛЯ