ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Дунилово. Успенский женский монастырь.


Дунилово. Успенский женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:приблизительно 1650 - 1700.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Ивановская область, Шуйский район, с. Дунилово

Координаты: 57.005208, 41.422921



План Успенского монастыря в Дунилово

Храмы монастыря:

1. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
3. Церковь равноапостольной княгини Ольги (домовая) при учебном корпусе гимназии
4. Часовня иконы Божией матери "Живоносный источник" с купальнями

Другие постройки и сооружения:

5. Келейный корпус
6. Трапезная
7. Гимназия
8. Детский дом
9. Ограда
10. Башни ограды
11. Ворота ограды
12. Жилые, служебные и хозяйственные постройки
13. Контрольно-пропускной пункт
14. Ров с водой

Подворья и приписные храмы:



Сортировка:

Успенский женский монастырь, , Дунилово, Шуйский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
15 июля 2017
Успенский женский монастырь, , Дунилово, Шуйский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
7 октября 2014
Успенский женский монастырь, Успенская (соборная) церковь Свято-Успенского женского монастыря (1819, колокольня - 1831). С нач. 18 в. до 1764 г. - мужской монастырь (Воробьева пустынь), с 1819 г. до закрытия - единоверческий приход<br>, Дунилово, Шуйский район, Ивановская область
Успенская (соборная) церковь Свято-Успенского женского монастыря (1819, колокольня - 1831). С нач. 18 в. до 1764 г. - мужской монастырь (Воробьева пустынь), с 1819 г. до закрытия - единоверческий приход
Черниховский Дмитрий
1 августа 2006
Успенский женский монастырь, Слева направо - хозяйственные постройки Св.Успенского женского монастыря, Успенская церковь(1819), Благовещенская церковь (1675) с колокольней(1685) <br>, Дунилово, Шуйский район, Ивановская область
Слева направо - хозяйственные постройки Св.Успенского женского монастыря, Успенская церковь(1819), Благовещенская церковь (1675) с колокольней(1685)
Черниховский Дмитрий
1 августа 2006
Успенский женский монастырь, Общий вид с трассы<br>, Дунилово, Шуйский район, Ивановская область
Общий вид с трассы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
16 апреля 2006
Успенский женский монастырь, , Дунилово, Шуйский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
24 августа 2011
Успенский женский монастырь, Фото В.В. Лелецкого<br>, Дунилово, Шуйский район, Ивановская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 февраля 1991
Успенский женский монастырь, , Дунилово, Шуйский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
7 октября 2013
Успенский женский монастырь, , Дунилово, Шуйский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
7 октября 2013
Успенский женский монастырь, , Дунилово, Шуйский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
7 октября 2013
Успенский женский монастырь, , Дунилово, Шуйский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
30 сентября 2010
Успенский женский монастырь, , Дунилово, Шуйский район, Ивановская область
Сергей Осетров
22 августа 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  13 января 2007

Свято-Успенский монастырь в Дунилово основан в конце 17 века боярином Федором Абрамовичем Лопухиным, отцом царицы Евдокии. На средства Лопухина в пойме реки Тезы на краю Дунилова (в старину Дубнилова) была построена Успенская общежительная мужская Пустынь с двумя деревянными храмами, освященными в честь Успения и Покрова Богородицы. В 1725 году Успенская Пустынь была приписана к Юрьев-Польскому Архангельскому монастырю, а позднее передана в ведение Свято-Николо-Шартомского монастыря. В 1764 году, при Екатерине II, по церковной реформе Пустынь была упразднена, имущество передано Дуниловскому Благовещенскому женскому монастырю, а деревянные храмы и строения сгорели.

В начале 19 века на месте закрытой пустыни были отстроены два каменных храма с теми же престолами. Летний Успенский храм освящен в 1819 году, а зимний Покровский в 1848 г. В Успенском храме было три престола: В честь Успения Божией Матери, в честь Всемилостливого Спаса и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери Смоленской. Оригинальна архитектурная композиция Успенской церкви, в ней произошло слияние двух стилей: классические формы соединяются с формами барокко. Массивная ротонда, покоящаяся на четверике основного объемацеркви с высоко поднятой сферической кровлей, завершается пятью стройными барабанами, перекрытыми изящными главками.

После революции оба храма закрыли. В советское время на территории бывшей обители находился психоневрологический интернат, Покровский храм был переделан в больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенский использовался как склад. В 1991 году на месте бывшей Успенской Пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Реставрацию начали с Покровского храма. Потом начали восстанавливать Успенский храм, сильно разрушенный. Летом 1995 года на колокольню подняли купола, а в 1996 году на колокольню подняли главный 16-ти пудовый колокол, привезенный из Тутаева.

В 1997 году, на праздник Успения в храме прошло первое богослужение. С этого времени богослужение в храме совершалось в дни престольного праздника, в остальное время храм закрыт на реставрацию. Из существовавших до революции в Дунилово 12 храмов уцелело десять. В 1995 году распоряжением Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия все храмы села Дунилова были переданы в ведение Свято-Успенского женского монастыря.

Источники: Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры №1(3) 1981 Сайт Русская Цивилизация http://rustrana.ru


Черниховский Дмитрий  29 августа 2007

На месте Успенской церкви в конце 17 века существовал мужской монастырь – Воробьева пустынь. Время,причина основания и наименования неизвестны. Предполагается, что основателем и основным вкладчиком стал стольник Илларион Абрамович Лопухин в конце 17 века (ранее того момента, когда он стал тестем царя; после венчания Петра Первого на дочери Лопухина Евдокии Илларион стал Федором и получил боярство). Н.В.Малицкий, ссылаясь на описание Анания Федорова, характеризовал положение монастыря, как "место безмолвное и от селения уединенное, на берегу реки Тезы около луга и рощи имеющи..."

Монастырь впервые упоминается в документах в апреле 1684 г., когда его настоятель игумен Илларион возглавлял расследование поведения архимандрита Шуйско-Троицкого монастыря Никона. Гонения на Лопухиных со стороны Петра Первого и отправка главного вкладчика монастыря Федора Лопухина на воеводство в Тотьму (конец 17 в.) очевидно подорвали материальную сторону жизни обители, которая стала заметно ухудшаться. В 1720 г. в соборной церкви случился пожар. В 1721 г. строитель Воробьевой Пустыни Дионисий с братиею обращался к епископу Суздальскому Варлааму с просьбой о выделении денег: "В прошлых Государь годах, волею Божиею от печи Успения Пресвятой Богородицы иконы местныя и Деисус погорели, и ныне местные иконы построены, а Деисус и праздники построить нечем, потому что та пустынь скудная и нежалованная, скитаемся в мире и кормимся Христовым именем, и взять на то строение негде...". Пустынь впервые упразднили в 1724 г. по причине малообеспеченности, последние семь иноков со скудным имуществом несколько раз переходили в другие монастыри (Николо-Шартомский в Введенье, Архангельский в Юрьев-Польском).

В 1727 г. монастырь был снова возобновлен, но в 1930-е гг. снова пришел в упадок и окончательно был упразднен в 1764 г. В середине 18 века в монастырской ограде находились две деревянные церкви – одноглавая соборная церковь Всемилостивого Спаса с колокольней и теплая Успенская с приделом Святой преподобной мученицы Феодосии. На небольшой колокольне Спасской церкви с тремя большими колоколами - 11,6 и 3 пудов и шестью маловесными. Пустынь была обнесена деревянной оградой со святыми вратами. Над святыми вратами - глава с деревянной чешуею. На самих вратах - образ Всемилостивого Спаса с предстоящими и другие образа вокруг. Рядом с церквями "убогие и ветхие" постройки - одна настоятельская келья, одна монашеская, соединенные сенями, келарская, погреб, два сенных сарая, житница. Пустынь возглавляли "строители"-иеромонахи: 1730 - Моисей, 1731 - Авраамий (эконом, прежде был начальником Георгиевского монастыря Дубовыя церкви), 1744 - Макарий, 1750-е гг. - Герасим, 1759 - Никодим, 1760 - Иоанн, 1764 - Евтихий. При упразднении священники Благовещенской церкви приняли под расписку имущество пустыни - две коровы, две телицы, одного быка, два хомута, две узды, седло, вожжи, две телеги, двое саней. Лучшие предметы богослужения были посланы в Суздальскую соборную церковь в ризницу на хранение. Старинные грамоты в монастыре на момент закрытия отсутствовали (РИА, ф.834, оп. 3 д. 1920). За деревянными постройками монастыря присматривали священники Благовещенской церкви, жившие неподалеку. Постройки несколько лет стояли пустыми, затем были сожжены (шуйский историк В.Борисов отмечал "сожжены по-обычаю", Н.Малицкий сомневался в этом "нам кажется, сообщение это, со ссылкою на обычай является одним предположением автора").

Каменная Успенская церковь в единоверческом приходе на месте прежнего монастыря сооружена в 1819 г. на средства московской купчихи Ефимии Егоровны Каретниковой. Один из приделов - в честь Всемилостивого Спаса - был назван в честь прежнего холодного храма Воробьевой пустыни. Освящена только в 1831 г. архиепископом Высоковского единоверческого монастыря Костромской епархии Зосимою. До освящения Успенской церкви службы велись в теплой деревянной Покровской церкви. Покровская церковь перестроена в камне на средства почетной гражданки Шуи Марьи Ивановны Посылиной и “других доброхотных дателей” в 1848 (1850) г. Здания богадельни у церкви построены на средства купцов А.Я.Балина и Г.Я.Дудина. В 1897 г. у Покровской церкви открыта школа грамоты.

Территория, где располагались единоверческие храмы и прилегающие хозяйственные и жилые постройки в этой части Дунилова даже в конце 19 века продолжала именоваться "Пустынькой" в память прежнего монастыря.

Использованы источники: "Из прошлого Владимирской епархии" Н.В.Малицкий, Владимир, т.3, 1912 "Воробьевская пустынь" Д.Черниховский / Шуйские известия №166 25 октября 1995 г.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 февраля 2011

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ПОКРОВА И УСПЕНИЯ (ПУСТЫНЬ ВОРОБЬЕВА (ВОРОБЬЕВСКАЯ) УСПЕНСКАЯ), 19 в.

Расположена в 2 км за северной границей села, на открытом ровном рельефе; занимает трапециевидную в плане территорию. С кон. 17 до 2-й пол. 18 в. здесь находился основанный боярином Ф.А. Лопухиным мужской Успенский монастырь, прозванный в народе Воробьевой пустынью и в 1725 г. приписанный к Архангельскому Юрьеву монастырю. В 1764 г. Успенский монастырь был упразднен, а все его деревянные постройки вскоре были сожжены. В 1819 г. с постройкой на средства московской купчихи Е.Е. Каретниковой Успенской церкви на месте Воробьевой пустыни образуется единоверческий приход. В 1831 г. при храме была сооружена колокольня, а еще несколько позже - переход между ней и трапезной. В 1848-50 гг. к востоку от Успенской церкви на средства почетной прихожанки Посылиной возвели вторую теплую церковь Покрова, отличающуюся более скромными размерами. По периметру невысокой ограды (1899) расположились корпуса богаделен и других хозяйственных сооружений.

Первая деревянная богадельня по заказу купцов А.Я. Балина и Т.Я. Дудина была построена в глубине территории, вблизи ее северной границы, в 1880-82 гг. Затем вдоль западной границы в 1882-86 гг. ими же строится кирпичное здание новой богадельни на 60 человек. Очевидно, тогда же рядом с кирпичными воротами на южной стороне ограды, была сооружена кирпичная сторожка, впоследствии расширенная и надстроенная вторым деревянным этажом. В северо-восточной части комплекса сохранился небольшой кирпичный амбар с овальным копаным прудом перед ним. Интересно, что на протяжении всей истории комплекса старое название - Воробьева пустынь - за ним сохраняется и под этим именем он чаще упоминается в литературе. Большинство сооружений ныне скрыто густо разросшимися деревьями, над ними возвышается лишь стройный силуэт Успенской церкви. Она играет ведущую роль в стилистически различных зданиях комплекса и является одним из определяющих акцентов в панораме села.

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М, Наука, 2000, с. 595-598


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  18 августа 2019

Село Дунилово, благословенный уголок Шуйской земли, издревле украшали 12 храмов, шесть из которых принадлежали трем монастырям. История села восходит к XV в. и связана с княжеским родом Горбатых-Шуйских, по кончине которых оно перешло в дворцовое ведомство, откуда в конце XVII в. было пожаловано боярину Федору Абрамовичу Лопухину по случаю бракосочетания его дочери Евдокии Федоровны с Царем Петром I. Благочестивый и хозяйственный, Феодор Абрамович много трудов и средств вложил в строительство и украшение храмов и монастырей в своей вотчине.

На северной окраине с. Дунилова, в живописной пойме реки Тезы (левого притока р. Клязьмы) Федор Абрамович основал уединенную обитель – Воробьёвскую в честь Всемилостивого Спаса мужскую пустынь. Было замечено, что воды разлива, покрывая прибрежные луга, всегда оставляли сухим один небольшой участок земли. Его и избрал Федор Абрамович. Здесь он построил два деревянных храма: летний в честь Всемилостивого Спаса с колокольней и зимний в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобномученицы Феодосии. Была устроена деревянная ограда с башнями, келейные корпуса. Святые врата обители украшала икона Всемилостивого Спаса с предстоящими.

Немногочисленной братией пустыни управляли отцы игумены. История сохранила имена трёх из них – Иллариона, Никона и Дионисия. Со временем положение обители стало ухудшаться. «Небольшое число пашни и лесных покосов», которым владела Воробьёвская пустынь, оказалось недостаточным для ее содержания. В 30-40-е г.г. XIX в. братия пустыни состояла из отца строителя и трёх монахов, монастырские строения начали ветшать. Во время церковной реформы 1764 г. Воробьёвская пустынь была упразднена.

Новая жизнь начинается здесь в середине XIX в. На средства московской купчихи Евфимии Егоровны Каретниковой и Шуйской потомственной почетной гражданки Марии Ивановны Посылиной отстраиваются каменные церкви: Успенская летняя с колокольней и приделами в честь Нерукотворного образа Спасителя и Рождества Пресвятой Богородицы и теплая Покровская. Главной святыней прихода стала чудотворная икона Божией Матери Смоленская.

В 80-х г.г. XIX в. попечительство над храмами принимают на себя купцы династий Балиных и Дудиных. На их средства строятся деревянная и каменная богадельни, школа грамоты, хозяйственные сооружения. В конце XIX - начале XX в. в Успенском приходе числились священник, диакон, псаломщик, 69 дворов и 577 прихожан.

В 30-40-е г.г. ХХ в. все Дуниловские храмы были закрыты. На месте Успенского прихода разместился психоневрологический интернат, действовавший до 1991 г. Чудом Господь сохранил церковные здания от полного разрушения.

18 июля 1991 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте бывшей Воробьевской пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей монастыря была назначена монахиня Ольга (Соколова), возведенная в сан игумении 9 февраля 1992 г. в кафедральном Преображенском соборе города Иваново.

Первым начал восстанавливаться Покровский храм. Всё было очень просто и скромно, иконостас представлял собою тканевую завесу с нашитыми на нее бумажными иконами. В конце марта 1991 г., после более чем полувекового перерыва, в храме вновь совершилась Божественная литургия, а весной 1992 г. был водружен крест.

Значительную помощь в период становления оказал обители Свято-Николо-Шартомский монастырь. По промыслу Божию нашлись ктиторы и благотворители, которые пришли на помощь монастырю. Начались работы по восстановлению храмов, обустройству жилых корпусов, созданию подсобного хозяйства, удалось приобрести необходимую для обработки земли технику.

Событием особой духовной значимости явилось для возрождающейся обители посещение Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 августа 1993 г. Пребывая в монастыре, Святейший увидел любовь сестёр к святой обители и те огромные труды, которые уже проделаны, и которые ещё предстоят. Патриарх произнес пророческие слова: «Со временем здесь будет жемчужина России». Эти слова укрепляют дух и веру сестёр по сей день.

В 1994 г. появилась возможность начать восстановление храма в честь Успения Божией Матери. Первым делом заменили ветхую кровлю и покрыли медью главы. Великим Постом 1995 г. на Крестопоклонной седмице на главный храм обители был поднят первый крест. Стоя на коленях, все сёстры со слезами на глазах пели «Господи, помилуй». Первое богослужение в Успенском храме совершилось 28 августа 1997 г., в день престольного праздника.

В Покровском храме устроен трехъярусный иконостас, написаны иконы, восстановлены фрески. Закончена реставрация Успенского храма: установлены кресты, сооружен пятиярусный иконостас, расписаны стены и своды, отреставрированы приделы в честь Нерукотворного Образа Спасителя и Рождества Пресвятой Богородицы. Вокруг монастыря построена каменная ограда, украшенная коваными решетками и угловыми башнями. Отремонтирован и расширен келейный корпус, возведены хозяйственные постройки. В монастыре налажено подсобное хозяйство.

http://monasterium.ru/monastyri/monastery/uspenskiy-dunilovskiy-zhenskiy-monastyr/



Комментарии и обсуждение


Омерзительный охранник в этом монастыре.  Проезжая мимо (мы направлялись в Свято-Николо-Шартомский монастырь), решили зайти. За триста метров до монастыря стоит шлагбаум, охранник у этого шлагбаума поинтересовался, кто мы, узнав что мы просто люди, тут же запретил проходить, дескать служба уже закончилась, все уходят. На наши возражения, что мы успеем посмотреть, помолиться, и выйти с остальными, тот заявил: "не положено!". Этот мелкий хам упивался своей властью (как же, смог нагадить москвичам, триста верст отмахавшим)! Очевидно, что такое поведение охранников происходит  исключительно по соизволению настоятельницы монастыря.  Подобное враждебное к гостям поведение настолько непривычно и напоминает мракобесие. В общем, если вы не договорились о визите лично с настоятельницей монастыря, даже не пробуйте туда попасть, нарветесь на хамство! Евгений
4 мая 2013.

Удивительная неделикатность и непонятливость. Люди удалились от всего мирского, это их право!Мы с дочерью вчера были там, разговаривали с охранником, отвечает спокойно на все вопросы, пригласил приезжать или утром или в 16-00 на службу, всех пускают , кто помолиться хочет. Ведь это не музей, который тоже, кстати, работает по расписанию. Это их дом, жилище...у них своя жизнь. Это монастырь. Разве вы пускаете в свою квартиру всех, кто проезжает мимо? А москвичам, прежде чем триста верст отмахать, надо было обо всем разузнать, прежде чем в путь отправляться, да и повежливее гостям не мешало бы быть. Как аукнется, так и откликнется... Соколовы
5 мая 2014.

Монастырь поразил своей красотой, охранник вежливый, служащие этого монастыря очень добрые и воспитанные люди. Правда отчитали за ненадлежащую форму одежды, дак сами виноваты, но проблема была решена, матушка дала нам юбки. Приехали кстати тоже к концу службы, так как ориентировались по мужскому монастырю в Введенье. Попросили и нас пустили. Очень понравилось отношение к таким как мы "чайникам", все рассказали и показали. Батюшка исповедал нас. Территория очень ухоженная, все сделано с "душой" и любовью, прямо "райское место". Приедем еще раз с удовольствием. Уезжали с благодатью.
5 августа 2014.