Троицкий Танищский приход. Церкви: Троицкая Танищская (престолы: Успения Пресвятой Богородицы (гл.), святителя Николая Мирликийского, священномученика Харлампия Магнезийского), Зачатьевская Танищская, престол Зачатия Крестителя Господня Иоанна Предтечи (гл.) и Космо-Дамиановская Танищская, престол бессеребреников Космы и Дамиана (гл.). Относились деревни с. Успенское, д. Заручевье, д. Старостино, д. Великий Двор, д. Семёновская, д. Алеканово, д. Торчилово, д. Горка, сельцо Родное (Обидово), д. Тарасовская.
"О приходской жизни в двух селах Танищах XVI-XVII веков известно немного. В каждом из них уже в середине XVI века было по церкви: в Кирилловских Танищах - во имя Усекновения честные главы Иоанна Предтечи, в Троицких - в честь его Зачатия. Совпадение наименований церквей с именем первого владельца Танищских сел - князя Ивана Кривоборского - позволяет предположить, что храмы первоначально были воздвигнуты им в честь своего небесного патрона. В дальнейшем их содержание ("строение") производилось на средства монастырей-собственников и крестьянских общин. Более древней, согласно воспоминаниям, бытовавшим среди местных жителей в XIX веке, считалась деревянная шатровая церковь Кирилловских Танищ (Старого Погоста). В Троицких Танищах была Зачатьевская церковь "древяна клецки". Описание 1626/27 года отметило при ней дворы церковного причта (попа, пономаря, проскурницы) и кельи нищих. "Келейничество" при приходских храмах (как сельских, так и городских) - это широко распространенное явление на Руси XVI-XVII веков, отраженное практически во всех писцовых и переписных книгах. Зачатьевской церкви принадлежали "образы, ризы, сосуды, книги" - все мирского "строения". На колокольне находилось "клепало", созывавшее прихожан на службу. К Зачатьевской церкви относилась целая деревня Наумовская, где располагался поповский двор.
В окладной книге Вологодского владыки 1668 года отмечена уплата священником Борисом церковной дани с Зачатьевской церкви 1 рубль 23 алтына 2 деньги. В переписной книге Вологодского владыки 1698 года указаны размеры приходов этих церквей: в Кирилловских Танищах - 28 дворов, в Троицких - 47 дворов. В. В. Зверинский пишет о существовании в Троицких Танищах в XVII-XVIII веках небольшого монастырька, однако в известных нам источниках (Описи Троице-Сергиева монастыря 1641-1642 года, переписных книгах Троице-Сергиева монастыря 1701 года) таковой не упоминается. Наибольшее скопление населения в Троицких Танищах приводит к расширению церковного строительства. К 1698 году здесь уже известна вторая деревянная церковь - во имя Козьмы и Демьяна. К 1800 году появилась и каменная Успенская церковь, по названию которой и само село стало все чаще называться не Танищи, а Успенское. К середине XIX века, помимо трех церквей, в селе имелись также и две часовни.
Что же касается владельческих прав Троицкого монастыря на Танищи, то после 1704-1705 годов они, вероятно, были утрачены. Это могло быть связано с развернувшейся в начале XVIII века военно-реорганизаторской деятельностью Петра I. В 1702 году строится Тырпицкий металлургический завод на реке Шогде (недалеко от ее впадения в Суду), к которому, вероятно, могли быть приписаны окрестные деревни. Известны также широкие раздачи Петром I земель в междуречье Андоги и Суды своим сподвижникам - вице-адмиралу Сенявину, генерал-лейтенанту Полонскому и другим.
В общей жалованной грамоте 1752 года императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиевой лавре на все ее вотчины белозерских сел за корпорацией не значится. Нет их и в последнем по времени описании, произведенном в самый канун секуляризации, - "офицерских описях" начала 1760-х годов.
В XVIII-XIX веках бывший Троице-Танищский комплекс оказался в государственном ведомстве и частных руках. По данным на 1865 год, в селе Успенском проживали в основном временнообязанные (343 человека), государственные (208 человек) крестьяне и дворовые люди (55 человек). В селе имелся господский двор поручика Глазова. Жители занимались лесосплавом по Суде и Шексне до Рыбинска. В соседнем селе Кирилловские Танищи (Старый Погост) население занималось жжением извести. В окрестностях села были найдены серные источники, полезные в лечебном отношении. В административном плане села эти входили в Барановскую волость Белозерского уезда Новгородской губернии. Из прежних 30 селений обеих вотчин к началу XX века сохранилось только 12 деревень и имелось 2 фермы".
М. С. Черкасова Из истории монастырских сел Белозерья

Комментарии и обсуждение