В 1903 году рабочие и служащие 4-го строительного участка на Восточном участке Кругобайкальской железной дороги предложили построить храм на станции Снежная (переименована в 1904 г. в станцию Выдрино).
14 июня 1903 года на станции Танхой в присутствии начальника 4-го участка Н.Ф. Дормидонтова была устроена подписка, которая дала сбор в сумме 1300 руб. Вскоре сумма значительно увеличилась и составила 4550 руб. Этих средств было вполне достаточно для закладки храма. Об этом было сообщено Читинскому архиерею и получено благословение на начало работ. В целом по подписке было собрано более 6 тыс. руб.
Согласно подписному листу, деньги на храм предложили следующие лица: контрагенты (крупные подрядчики) А.П.Половинкин (крестьянин Подольского уезда Московской губернии) - 1300 руб., П.Н. Кириков (почетный гражданин г. Москвы) и Е.И. Новиков по 1000 руб., С.Я. Степанов (крестьянин Смоленской губернии Юхновского уезда Бутурлинской волости) - 700 руб., И.Я. Лесковский - 500 руб., Н.И. Кузнецов и Г.М. Шмерлинг по 300 руб. (кроме того, Г.М. Шмерлинг брал на свой счет изготовление рам и дверей стоимостью 400 руб.), Рифффесталь — 200 руб., лесничий Бейнор – 200 руб., рядчик Лишко – 150 руб., инженер К.Н. Симберг – 100 руб., рядчики Кушнарев, С.И. Кадкин и Грибчевский, инженеры Кремнев и Базиревский – по 50 руб., инженеры В.Ф. Николаев и П.Н. Леонов, рядчик Назаров – по 25 руб., собрано на молебне при освящении – 27 руб. 40 коп.
В октябре 1903 года местом для храма выбрали участок земли в полосе отчуждения напротив вокзала за дорогой.
К 23 марта 1904 года церковь была полностью готова к освящению. Но случилась некоторая заминка, связанная с приездом священника из села Мысового. По официальной версии, священник был болен. Но газета «Иркутские губернские ведомости» сообщала, что открытие храма задерживалось из-за выяснения позиции священника, который должен был быть переведен в Выдрино из Мысовской церкви. Мысовской священник оспаривал у железнодорожного ведомства церковь. Он считал, что она построена на пожертвования А.Я. Немчинова и на капитал фонда имени императора Александра III, но отнюдь не на железнодорожные средства.
Тем не менее, вопрос был улажен и 25 апреля 1904 года состоялось освящение храма. Накануне начальник 4-го участка Н.Ф. Дормидонтов писал в записке контрагенту П.Н. Кирикову, находящемуся в Иркутске: «Убедительно прошу закупить вин, закусок, птицы, мяса, фруктов, человек на 40, свежего осетра и другой рыбы обязательно. Если не сможете привезти сами, пришлите отдельным человеком, не позднее пятницы. Обязательно телеграфируйте».
Железнодорожная церковь, построенная по почину начальника участка пути инженера Н.Ф. Дормидонтова на пожертвования подрядчиков, содержалась на средства прихожан. Затем расходы по содержанию церкви Управление Забайкальской железной дороги приняло на свой счет.
https://m.ok.ru/group/68049398988845/topic/158534776664109

Комментарии и обсуждение