ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ануфриево. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь Троицкого Ротковского прихода


Ануфриево. Церковь Троицы Живоначальной
Деревянная церковь. Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Престолы: Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль: Кубоватые храмы
Год постройки: 1763.
Год утраты: Не установлен.
Адрес:
Архангельская область, Коношский район, деревня Ануфриево.

Координаты: 60.901304, 39.63507



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Светлана Бубликова 8 декабря 2025

Ротковская Троицкая церковь. РФ: д. Ануфриево, Коношский р., Архангельская обл. РИ: Кирилловский у., Новгородская губ. Троицкая Ротковская церковь, 1763 г., деревянная. Престолы Святой Троицы, свт. Николая Мирликийского.

Источники: Македонская Н. М. Церкви Архангельской области (в 1916 году находились на территории Кирилловского уезда и относились к Новгородской епархии). http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=1105

Доклад к II-м районным краеведческим чтениям, п. Коноша, март 2025 г.

Ротковец - старинное название группы деревень на западе Коношского района, ранее составляющих Введенскую волость Кирилловского уезда Новгородской губернии. В основе слова скорее всего лежит саамское "роатткъе", что значит "отделиться". Дело в том, что отличительной чертой данной местности является большое количество озер, по берегам которых и расположены деревни. Не исключено, что в древности все эти озера являлись частью одного большого и со временем просто отделились от него. В пользу этого предположения можно привести название одного из них — озера Малышкинского, которое в старину называлось Южское, Югозеро, а "югке" в переводе с саамского "делить, разделить".

Первоначально волость состояла из одного прихода — Введенского с погостом на берегу оз. Святое. Второй приход — Троицкий появился в период между 1624 и 1670 г.г. В книге писцовой Чаронды 1670-1671 г.г. указано «в Ротковской же волости Троецкой приход, построен после писцов. А в нем погост, а на погосте церковь во имя Живоначальныя Троицы деревяная клинчатая с трапезою и с папертью». Здесь же на погосте имелись колокольница с четырьмя колоколами, часовня во имя Великомученика Георгия, келья и двор попа Романа Матвеева. К Троицкому приходу были приписаны: дер. Плоское (в ½ верст.), дер. Заволжская Большая (в 2 ½ верст.), дер. Заволжье Меньшое (в 3-х верст.), дер. Онофреева (в 1 верст.) и пустоши Овсянка и Лепилово.

Шло время, деревянные строения приходили в негодность и прихожане во главе с церковным старостой Матфеем Васильевым из деревни Ануфриево обратились к Епископу Вологодскому и Белозерскому с просьбой о построении новой деревянной церкви вместо обветшалой, издревле существовавшей. В 1752 г. им было разрешено начать строительство. Ветхая церковь была тогда разобрана и на прежнем месте устроена новая. Но простояла новая церковь недолго и 6 декабря 1759 г. от небрежности сторожа сгорела. По причине этого 13 ноября 1760 г. священник Козма Корнилов с приходскими людьми снова обратились к Епископу Вологодскому и Белозерскому за разрешением выстроить опять новую, деревянную церковь, взамен сгоревшей.

Церковь была построена и освящена в 1763 году. В первоначальном своем виде церковь была деревянная, одноэтажная, 4-х сажень в вышину и 3 ½ сажень в длину и ширину. К ней с восточной стороны был прирублен шестиугольный алтарь, а с западной — теплая трапеза и паперть. В 1790 г. выше потолка был вырублен квадратный глухой этаж вышиною 3 сажени, а над ним купол (наподобие квадратной бочки), на котором устроены пять чешуйчатых глав на шейках. Теплая трапеза со временем была обращена в храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Колокольня долгое время стояла отдельно от здания церкви. Лишь в 1885 г. при очередном ремонте причту было разрешено ветхую деревянную колокольню перенести и поставить над папертью и входом в церковь, как было сказано в разрешении: «для придания церкви лучшего вида и для сокращения расходов на ремонт двух отдельных зданий». Самый большой из колоколов весил 21 пуд 22 фунта. При церкви находилось кладбище, на коем погребались приходские люди.

Причт церкви состоял из священника, дьячка и пономаря. В 1856 г. священник Адриан Раевский подготовил «Историко-статистическое описание церкви Живоначальныя Троицы, что в Ротковце», в котором отмечал, что священнослужители живут в собственных домах, расположенных на церковной земле. Средством содержания причта до введения нормальных штатов в XVIII в. он указывает доброхотные подаяния и пожертвования прихожан. Кроме того, в каждом селении у крестьян была добровольно отделена часть покосов, и собираемое с них сено продавалось в пользу церкви. В осеннее же время избранный миром добросовестный крестьянин, именуемый «часовенным старостой», собирал с людей так называемую «осенщину», состоящую из зернового хлеба, льна и овечьей шерсти, которая после продажи жертвовалась в церковь на особенное ее украшение.

К Троицкой церкви были приписаны часовни, устроенные по разным случаям, а большею частию по собственным обетам прихожан вследствие повальных болезней и скотского падежа. Как указывает Адриан Раевский, «все сии часовни деревянные и устроены в виде небольших квадратов с прирубленными крыльцами, — покрыты тесом на два ската; главы их чешуйчатые на шейках, покрытые лемехом; на них кресты деревянные осмиконечные и четырехконечные… в известные дни местным причтом совершаются в сих часовнях молебствия тем Святым, во имя коих оне устроены». Расположены они были в следующих деревнях: дер. Плосково — часовня во имя Успения Божией Матери; дер. Ануфриево — часовня во имя Петра и Онуфрия Афонских и часовня во имя священномученика Власия; дер. Большое Заволжье — часовня во имя Пророка Илии; дер. Малое Заволжье — часовня во имя великомученика Георгия.

После того как в 1885 г. церковный комплекс приобрел законченный вид, в дальнейшем особых изменений в него не вносилось. Одинокий храм с погостом на высоком угоре посреди пашни, лугов и леса... В клировой ведомости за 1922 г. читаем: «церковь и ограда снаружи обшиты тесом и выкрашены белилами, крыша на церкви железная. Причт: священник и псаломщик».

Может быть, церковь дожила бы и до наших дней, но после начала борьбы с религией в СССР в 30-е годы XX в. она была закрыта, а здание отдано под школу. На сегодняшний день от церкви ничего не осталось.

Олег Королев, г.Вологда, https://m.ok.ru/profile/568860979856/statuses/157810408855696

Группа "Коношская старина" с/с "ВКонтакте"



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.