Архитектурный ансамбль онежского села Чекуева от носится к наиболее выдающимся по масштабу храмовым комплексам Русского Севера. Традиционно приходские церковные комплексы состояли из трёх построек – двух церквей (летней и зимней) и колокольни. В Чекуеве были три церкви, колокольня и ещё в ХХ веке рядом поставили часовню, перевезённую из соседней деревни. Чекуево было крупным поселением и по характеру плотной преимущественно двухэтажной застройки напоминало небольшой город. Это и объясняет столь большое число церковных зданий.
Чекуевский приход – один из древнейших, располагавшийся в нижнем течении реки Онеги. Устная традиция относила время его возникновения к концу XIV века, хотя впервые погост в «волостке на Чекуеве» упоминается в письменных источниках лишь в 1555–1556 годы в Платёжной книге Каргопольского уезда, составленной по книгам Я. Сабурова и И. Кутузова. Чекуевский приход относился к третьему благочинию Онежского уезда Архангельской губернии и состоял из 15 деревень и 375 дворов, в которых проживали 1153 мужчины и 1364 женщины. Традиционное крестьянское занятие – земледелие, но ввиду сурового климата и низкого качества земли, во второй половине XVIII–XIX века жители поселений нижней Онеги в основном занимались заготовлением леса, отхожим промыслом, мелкой торговлей предметами домашнего обихода, ловлей сёмги и пр.
Следующее упоминание чекуевских церквей представлено в «Сотной с каргопольских книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова», в которой уточняется, что к 1560 году на погосте стояли «церков Спасово Преображение да теплая церьков Успене пречистои». Таким образом, композиционное ядро будущего храмового ансамбля в Чекуеве сложилось уже к середине XVI века. За последующее столетие состав комплекса никак не изменился, поскольку в 1648 году, судя по Переписной книге В. Жукова, в волости Чекуеве по-прежнему значились две церкви с теми же посвящениями праздникам Преображения и Успения. Более детальные характеристики и описания появляются лишь с 1670-х годов, когда эти постройки начинают фигурировать в делопроизводстве Крестного монастыря на Кий-острове, к которому были приписаны многие волости в нижнем Поонежье: «Волость Чекуевская конец острова, а в ней на погосте церковь Святого Боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа, служба Николая Чудотворца, другая церковь Успения Пресвятыя Богородицы с трапезой». Эта запись, относящаяся к 1675 году, сделана в тот же год, которым традиционно датируется новый Успенский храм, простоявший до середины ХХ века и известный по многочисленным фотографиям. Две клировые ведомости начала XIX века относят антиминс, выданный Корнилием, митрополитом новгородским и великолукским, к 1670 или 1671 году. Эти разночтения свидетельствуют о явной ошибке, поскольку Корнилий занял новгородскую кафедру лишь в 1674 году. В 1677 году на погосте была воздвигнута Сретенская церковь с трапезной, и затем в 1687-ом прихожане заменили прежнюю Преображенскую церковь. В итоге в Чекуеве к концу XVII века сформировался редкий для Русского Севера ансамбль из трёх храмов, сохранявшийся с некоторыми переделками до 1890-х годов.
Впервые подробно этот комплекс был зафиксирован в письменных источниках в 1718–1719 годы: «Крестного ж монастыря вотчины волость Чекуевская, а в той волости на погосте три церкви, строение древяное: одна Преображения Господня, а у той церкви предел Николая Чудотворца; а другая церковь Сретения Господня с трапезою тёплая; третья церковь Успения Пресвятые Богородицы, строены подаянием приходских людей». Примечательно, что описание нового Преображенского храма (1687) с Никольским приделом соответствует предыдущему, упомянутому в Переписной книге 1675 года, в то время как функции трапезного храма с тех пор были переданы от Успенского Сретенскому, более вместительному. Действительно, судя по снимкам начала ХХ века, относительно небольшая западная часть Успенской церкви вряд ли могла соответствовать запросам прихода с растущей численностью населения. Внушительные размеры двухэтажной Сретенской церкви позволили впоследствии устроить в ней дополнительные престолы – во имя свт. Николая Чудотворца и свв. Зосимы и Савватия Соловецких.
Успенская церковь в основе имела восьмерик на четверике, который привычно для XVII–XVIII веков завершался шатром. Но она имела необычное восьмигранное луковичное завершение, не характерное для Поонежья. Именно на этом основании появилось предположение, что первоначально Успенский храм (1675) был увенчан традиционным шатром, хотя документальных данных о перестройках храма пока не обнаружено. Восьмигранные купола – так называемые «пучины», в деревянной церковной архитектуре были распространены в Северодвинском поречье и в Поважье преимущественно в XVIII веке. Наиболее ранним примером храма с подобным завершением является Никольская церковь в Зачачье в нижнем течении Северной Двины. В Поонежье мы знаем только один храм с завершением пучиной – Сретенскую церковь (1792) в селе Шелексе, расположенном в районе среднего течения реки. Возможно, форма купола Успенской церкви в Чекуеве могла быть связана с завершением Воздвиженского собора Крестного монастыря на Кий-острове, к которому долгое время была приписана Чекуевская волость.
После Успенской церкви были возведены храмы Сретения (1677) и Преображения (1687), которые являлись важными свидетельствами развития онежско-поморской традиции устройства церковного завершения в виде так называемого «куба» – кровли с четырьмя выпуклыми скатами, имеющей килевидное сечение с расширением над основанием. Наиболее ранними известным примерами кубоватого покрытия считаются храмы в Поморье – св. Параскевы Пятницы (1666) в Шуерецком и Вознесения (1669) в Кушереке. Архитектура Сретенской и Преображенской церквей в Чекуеве подтверждают, что уже к концу 1670-х и в 1680-е годы кубоватое завершение получает дальнейшее распространение и в нижнем течении Онеги.
Водный путь по реке способствовал не только развитию торговых отношений и экономических связей Поморья, Каргополя, Белоозера и Вологды, но и быстрому распространению новых архитектурных форм. Благодаря внедрению нового типа покрытия и активному строительству в Поонежье кубоватых церквей в последней четверти XVII и на протяжении всего XVIII века – в Чекуевском, Верхнемудьюжском, Пияльском, Усть-Кожском, Подпорожском, Турчасовском и других при ходах – значительно обогащается арсенал художественных средств, а региональная архитектурная школа становится заметным явлением на фоне общей панорамы деревянного зодчества Русского Севера.
Расширяются возможности и ансамблевого строительства, поскольку местные зодчие активно сочетают поставленные на восьмериках прямоскатные одноглавые шатры с криволинейными пятиглавыми кубами на четвериковом основании. Сочетание шатра и куба стало типично поонежской композицией, свойственной храмовым комплексам, состоящим из холодной и тёплой церквей. Наиболее ярким примером подобной компоновки форм был храмовый ансамбль в Турчасове.
В Чекуеве кубоватые Сретенская и Преображенская церкви имеют различное планировочное решение. Если отапливаемый Сретенский храм благодаря просторной трапезной построен «кораблём», то есть с ярко выраженной продольной осью пространственного развития, то композиция холодной Преображенской церкви более компактна и имеет основную вертикальную ось. Эти постройки словно намеренно демонстрируют два основных направления композиционного развития церковных зданий. Архитектура Преображенского храма формируется на основе центрического крестообразного плана, пониженных прирубов вокруг центрального высокого четверика, двухступенчатых бочек на всех четырёх рукавах креста, выверенному пропорциональному соотношению восьми малых луковичек и центральной массивной главы. Тип крещатого в плане храма восходит к архитектурным традициям шатровых церквей XVI века, и получив кубоватое завершение в онежских постройках XVII века, продолжил свое развитие в соответствии с изменениями и тенденциями своего времени.
Живописность и выразительность Преображенского храма достигается и благодаря повторяющемуся в разных масштабах единому мотиву килевидной формы – в абрисах бочек, луковичных глав, теремках-кокошниках у шеи центральной главы, и, наконец, самого куба на основном объёме. Ступенчатые бочки Преображенской церкви в Чекуеве также можно читать маркером местной архитектурной традиции, восходящей к схожему решению храмового столпа Вознесенского храма (1651) в соседнем селе Пияле. Материалы исследований храмового комплекса в Чекуеве позволили сделать его графическую реконструкцию на вторую половину XVIII века.
В 1740 году ансамбль Успенской, Сретенской и Преображенской церквей был дополнен колокольней, первоначально имевшей шатровое завершение, о чём можно судить на основании текста прошения чекуевских крестьян, составленного в 1810 году. Церковный староста сообщал, что для колокольни в их приходе в 1807 году в Петербурге был куплен колокол весом более 61 пуда за сумму 1400 руб. Столь тяжёлый колокол было опасно поднимать на ветхую к тому моменту колокольню, которая нуждалась в поправке крыши: «…находящаяся в оном приходе колокольница в вышину от фундамента до кровли, что под колоколами, около десяти сажень, над колоколами построен неумеренно высокой шатер с главою и крестом, каковые имеются на огромных деревянных старинных церквах. Оный шатёр утверждён на столбах недостаточной толщины. На колокольнице разной величины колоколов имеется до десяти, из которых большой более ста пудов. Священник того прихода Фёдоров объявил ему Архимандриту, что колокольница по причине тяжести Колоколов и неумеренно высокого шатра вовремя звону чувствительно шатается, от чего предвидится опасность, дабы от Сильных ветров оная совсем не опрокинулась… По сей причине оный священник Фёдоров, по настоятельному требованию прихожан не согласился тогда новокупленного ими колокола весом в 61 пуд 20 фунтов на колокольницу под нять». Тогда было принято решение вместо поправки крыши на ветхой колокольне построить новую каменную. Тем не менее каменную колокольню так и не возвели, ограничившись заменой прежнего шатрового завершения на купольное, которое запечатлено на фотографиях Чекуевского ансамбля начала ХХ века.
Колокольня в Чекуеве имеет характерные для Поонежья и Поморья пропорции основания в виде высокого четверика и низкого восьмерика. На многих колокольнях региона над углами четверика размещались декоративные кокошники, что также является одной из местных архитектурных традиций. И наконец, сама форма купола со шпилем в XIX веке стала очень распространена на поонежских и поморских колокольнях. Большинство первоначально шатровых завершений на колокольнях было заменено куполами со шпилями. Это уже сравнительно поздняя традиция, но несущая отголоски более ранних форм, что выражалось в форме купола с зауженным основанием и приподнятым луковичным верхом, то есть ку пол по силуэту несколько напоминал кубоватое завершение церквей.
После возведения колокольни в 1740 году работы в Чекуевском приходе были связаны с устройством новых приделов в древних храмах, различными ремонтами и пристройками. Так, уже в 1779 году в Сретенской церкви был устроен Никольский придел, ранее находившийся в Преображенской, где вместо него уже позднее были освящены приделы в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Преполовения Пятидесятницы. В 1820 году Преображенская церковь была «перекрыта и крашена красками», в 1839-ом с северной стороны Сретенской церкви была сооружена пономарня.
В 1886 году на Нижней Онеге побывал известный петербургский архитектор и реставратор В.В. Суслов, благодаря которому не только чекуевские храмы, но и многие другие памятники деревянного зодчества стали известны широкой общественности. В своих заметках, опубликованных вскоре после поездки на Север, он сообщал, что «в селе Чекуеве находятся старинная колокольня и три деревянных церкви. К сожалению, стены их, карнизы и окна обшиты тёсом, вследствие чего многие первоначальные детали затеряны, общие же формы существуют в древнем виде. Две из этих церквей похожи на Подпорожскую церковь, а третья, тёплая, состоит из главного прямоугольного сруба, на котором поднимается восьмиугольный сруб, покрытый гранёным куполом, увенчанным кокошничками и одной главкой. К восточной стороне примыкает пятистенный алтарь, а к западной – трапезная». Результаты поездки В.В. Суслова имеют особую ценность, поскольку он успел сделать единственную фотографию древнего Сретенского храма (1677), который вскоре был разобран. В 1890 году его состояние описывалось следующим образом: «Деревянная двухэтажная церковь во имя Сретения Господня и Святителя Николая Чудотворца в нашем Чекуевском приходе, построенная более 200 лет тому назад, пришла в такую ветхость, что в ней дальнейшее богослужение стало невозможным, в нижнем тёплом этаже Сретения Господня вместо благолепия одно только неприличие, потолок Сретенской, а мост Никольской церкви, т. е. верхнего этажа, держится только на подпорках, деревянных нескольких столбах. Не будучи бы этого, мост и потолок давно провалились. В Никольской церкви мосты и стены паперти покривились, крыша на всём здании храма до того ветха, что во время весенних дождей по всему храму течь…». Столь опасное состояние и привело к необходимости его полной перестройки, которая видоизменила древний ансамбль на берегу реки Онеги.
Приказ о постройке новой тёплой Сретенской церкви в Чекуевском приходе был выдан Архангельской духовной консисторией 11 апреля 1890 года. Новую церковь с престолом во имя Николая Чудотворца на юге и ризницей на севере планировали построить на месте старой, которая «стояла более 200 лет на этом месте». План и фасад предполагаемой к постройке церкви, а также план церковного погоста с указанием расстояния от ограды до ближайших строений был представлен благочинным третьего Онежского благочиния, священником Иоанном Шангиным.
В ноябре 1890 года попечители церкви Степан Елизаров, Егор Коротков и церковный староста Иван Дьячков направили прошение епископу Александру о просьбе утвердить план И. Шангина и дозволить беспошлинную вырубку леса. Однако препровождённый в 1890 году в Архангельскую духовную консисторию проект новой Сретенской церкви в Чекуевском приходе, почти полностью воспроизводивший облик пришедшего в совершенную ветхость и разобранного кубоватого храма 1682 года, так и не был реализован. Новый проект Сретенской церкви Чекуевского прихода составлен губернским архитектором Э.А. Крауспом в октябре 1891 года.
В марте 1892 года было выдано разрешение на строительство, однако работы шли очень медленно: билеты на вырубку были выданы не на всё нужное количество брёвен, также отсутствовала техническая смета на распиловку. Только в марте 1893 года все брёвна были доставлены на место постройки. За прошедшие два года случились неурожаи, и жители «совершенно обеднели». И хотя крестьянином Петром Иконниковым было пожертвовано 500 руб., вдовой Потаповой – 200 руб., средств на строительство у крестьян по-прежнему не хватало. В этой ситуации они просили разменять именные билеты Государственного банка (2 билета на 150 руб., 4 билета на 100 руб.) и использовать их на строительство церкви. Летом 1893 года было начато строительство, и благодаря настойчивости местных торгующих крестьян братьев П. и А. Иконниковых постройка церкви производилась безостановочно. В Акте осмотра церкви, произведённого 4 января 1894 года, написано: «пятиглавая церковь на булыжных камнях размерами 15×10 сажень, обита в две сосновые доски и выкрашена, 28 окон устроены с двойными стеклянными рамами, по ставлено три печи, крыша в "осьмерне" закрыта железом, над трапезой и алтарём – в две сосновые доски, по одной главе "на трапезе и олтаре"». Иконостас был перенесён из старой обветшавшей церкви.
Несмотря на то, что прежняя церковь Сретения Господня была «деревянная с трапезою тёплая, на оной крыша, кумпол и пять глав чешуйчатых с крестами деревянными», новый храм, хоть и являлся тёплым и пятиглавым, унаследовал функцию, но не композицию разобранной церкви. Проект Э. Крауспа, по которому была сооружена Сретенская церковь в Чекуеве, на протяжении 1890-х годов был использован и при возведении ряда других храмов в различных уездах обширной Архангельской губернии – Колежемском, Тамицком, Покшенгском и Церковническом приходах. Эти церкви представляют, пожалуй, единственную серию построек с усложнённой за счёт трёх приделов композицией восточного фасада. На представленной фотографии первой половины ХХ века ансамбль Чекуевского прихода представлен с новой Сретенской церковью, что ещё раз подчёркивает значимость исследований В.В. Суслова, успевшего зафиксировать прежний кубоватый Сретенский храм 1677 года. В фондах Архангельского краеведческого музея сохранилась фотография Царских врат Сретенского храма начала XX века.
В советское время Чекуевский ансамбль также несколько раз попадал в сферу внимания исследователей. В 1919 году С. Писахов выполнил несколько рисунков с видами погоста. Летом 1931 года здесь побывала экспедиция П.Д. Барановского, который утром 26 июля был доставлен в местную больницу после случившегося незадолго до этого падения при обследовании Вознесенской церкви в Пияле. Ему было рекомендовано оставаться в абсолютном покое в течение шести дней, что, конечно, было невозможно в жёстком графике экспедиции. Единственное, что могли себе позволить исследователи, – это задержаться на два дня в Чекуеве, по путно занимаясь изучением ансамбля из трёх церквей и коло кольни, составлением описей икон и имущества. К 1939 году Преображенская церковь уже лишилась своего живописного кубоватого завершения, что следует из материалов отчёта бригады по обследованию памятников архитектуры в районе река Онеги, куда входили Д.Е. Бабенков, Ю.А. Дульшер, Б.М. Землер. Тем не менее, несмотря на значительный интерес, который был проявлен к этим шедеврам русского деревянного зодчества со стороны научного сообщества, древние храмы в Чекуеве были полностью разобраны в послевоенное время, за исключением Сретенской церкви (1891–1894), приспособленной под совершенно иные нужды.
В настоящее время на бывшем Чекуевском погосте сохранилась частично разрушенная Сретенская церковь и стоящая подле неё с северо-восточной стороны небольшая Покровская часовня. Стены церкви ещё сохраняют прочность и прямизну, но обрушилось завершение центральной части, памятник ещё можно спасти, если провести консервационные работы. Часовня первоначально стояла в соседней деревне Пянтино, а в Чекуево была перенесена в ХХ веке. Она представляет собой невысокую квадратную в плане постройку под четырехскатной кровлей. Часовня обита тёсом, углы акцентированы вертикальны ми деревянными пилястрами, карниз по всему периметру оживлён рядом мелких «сухариков». Часовня не попала в объективы дореволюционных фотографов, поскольку их больше интересовали более древние постройки, а не новая Сретенская церковь. Документы, позволяющие установить дату возведения Покровской часовни в Пянтине, отсутствуют, поэтому можно предположить, что она была поставлена в конце XIX – начале ХХ века.
Подводя итоги исследования комплекса построек Чекуевского погоста, необходимо ещё раз обратить внимание на его количественные и качественные характеристики. Четыре сооружения в храмовом комплексе – явление само по себе незаурядное, обращающее нас к образам древнерусских деревянных городов. Преображенская (1687) и Сретенская (1677) церкви выделяются по масштабу, сложности и выразительности архитектурных решений. Они играют важную роль в понимании развития традиции строительства кубоватых церквей. Успенская церковь (1675) с её необычным купольным восьмигранным верхом дополняет картину бытования на Русском Севере этой необычной формы, судя по всему, привнесённой из центральных и южных губерний.
Сохранившийся корпус архивных письменных и изобразительных источников, касающихся возведения в 1892–1894 годы новой Сретенской церкви по проекту Э. Крауспа, позволяет в деталях реконструировать особенности организации строительного процесса и рассмотреть эту постройку в более широком контексте храмов, возведённых по аналогичному проекту в других уездах Архангельской губернии. Несмотря на то, что от чекуевского ансамбля частично сохранились только поздняя Сретенская церковь и Покровская часовня, проанализированный массив данных позволяет реконструировать его длительную строительную историю и подчеркнуть фундаментальное значение для всего русского деревянного зодчества.
Источник: научная статья по специальности «Строительство и архитектура» - Ходаковский Е.В., Жигальцова Т.В., Бодэ А.В. «Архитектурный ансамбль Чекуевского погоста на реке Онеге» на сайте электронной библиотеки КиберЛенинка
Архитектурный ансамбль Чекуевского погоста на реке Онеге – тема научной статьи по строительству и архитектуре читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Комментарии и обсуждение