"Историко-статистическое описание Новгородской епархии, Кирилловского уезда, Преображенской Кьяндской церкви.
Построение церкви и последующая судьба ея.
1. Новая каменная церковь, во имя Преображения Господня, с двумя приделами: Богоявления Господня и Казанския Божия Матери, по имени речки Кьяндицы, протекающей в конце сего прихода, называется Кьяндскою. (Построена она на отдельном погосте) местоположение при сей церкви возвышенное, довольно красивое, так что от ней с южной стороны поперег Белозерскаго озера виден город Белозерск, с некоторыми соседственными церквами.
Отстоит она от губернскаго города Новгорода в 600, от уезднаго Кириллова в 90, от Бела-озера в 3 верстах.
2. Церковь сия построена при Великом Государе Императоре Александре 1-м с благословения (Высоко)преосвященнейшаго Митрополита Амвросия (Митрополита Новгородскаго и Санкт-Петербургскаго) на вновь избранном прихожанами месте, отстоящем от деревянной церкви во ста шестидесяти семи саженях (см. о сем Указ Новгородской Духовной консистории от 7 апреля 1817 года за №1218). Окончательно приведена в устройство в 1825 году. Поводом к устройству сей церкви было усердие прихожан, они пожелали иметь вместо деревянной, каменную и построена она на сумму частию прихожан, частию доброхотных дателей.
3. Она со времени своего существования по благочестию и набожности прихожан приходит в большее и большее благоустройство и благолепие.
4. Особенно к благолепному украшению сего храма содействовали бывший прихожанин: помещик подпоручик Александр Васильевич Лесков и его крестьянин, церковный староста Василий Михайлов Комель. Они весьма много помогали и помогают устройству церкви собственными своими пожертвованиями.
5. По утверждении нормальных штатов, церковь сия отнесена к 7 классу и подчинена Кирилловскому Духовному Правлению.
Наружный и внутренний вид церкви.
1. Церковь каменная, построена вся из кирпича, с таковою же примыкающею к ней с западной стороны четырехугольнею колокольнею, а с южной кладовою. Восточная сторона храма выдается одним полукружием. В стенах северной и южной стороны имеются в храме двери столярной работы, окрашенные с внешней стороны вохрою. Кровля на олтаре храма кругообразная, крытая листовым черным железом по деревянным стропилам и окрашена медянкою, купол храма круглый, крытый белою английскою жестью, об осми окнах, без решоток. Фонарь на сводах без пролетов глухой, а на нем глава и яблок обиты белою же английскою жестью, крест из латуни позолочен на - гульфарбу, укреплен в яблоке главы. На трапезе кровля на два ската, крытая по деревянным стропилам черным жетовым железом и окрашена медянкою. К западной стене трапезы примыкает колокольня об однех слухах; на ней кровля четыреугольная же крытая по деревянным стропилам белою английскою жестью, а в ней по деревянным стропилам утвержден шпиль, покрытый такою же жестью; яблок и крест на нем деревянные, обитые тою же белою английскою жестью. Окна в храме продолговатые и их в главном алтаре четыре, в храме тоже четыре и в трапезе шесть с железными решотками. Вход в паперть под колокольнею с запада, двери створчатые с филенчатыми перемычками окрашенные вохрою, а из ней вход в трапезу с двойными дверями. Из них одни филенчатые, окрашенные белилами на медных шилнерах, а другия обиты войлоком и черною клеенкою на железных петлях; из трапезы в храм двери в храм также двойные столярной работы со стеклами, на медных шалнерах. Длина церкви по фундаменту 11 1/2 сажен, ширина алтаря 4 саж. 2 аршина, ширина собора 5 сажен 3 четверти, ширина трапезы 4 сажени 1 аршин, вышина стен до кровли 3 сажени, вышина собора с куполом и фонарем каменной клажи 7 сажен 2 аршина. Колокольня вышиною 6 сажен 2 аршина, толщина 1 сажень 2 1/2 аршина.
2. Своды в храме кругообразные или котлообразные, каменные, а в трапезе потолок деревянный, обитый холстом и отбеленный. Полы как в храме, так и в трапезе и паперти деревянные, окрашенные вохрою на масле. В соборе имеются хоры с западной стороны, утверждены они на деревянных выпусках; обнесены решоткою, вышиною от полу в 1 сажень 2 3/4 аршина. Печь в теплой церкви кирпичная, нового устройства, в виде квадратнаго шкафа.
3. Весьма благолепно украшен храм сей живописными иконами и достаточно снабжен утварию. Кругом церкви выведена на каменном фундаменте кирпичная ограда со столбиками и с деревянными в них решотками; в ней имеются таковые же каменные Св. ворота с колоннами.
Приписная Митрофаниевская церковь. Древняя деревянная церковь, во имя Святителя (и Чудотворца) Митрофана, Епископа Воронежскаго, построена тщанием прихожан, на берегу речки Спасовки. О времени построения сей церкви ничего не известно, (даже и устное предание ничего не говорит об ней). Сторожилы прихода запомнили ее в таком же положении, в каком она находится теперь. Церковь сия до построения новой (Преображенской) каменной, именовалась Преображенскою. Во имя Святителя Митрофана переименована (при Великом Государе Императоре Николае 1-м), с благословения (Высоко)преосвященнейшаго Митрополита Серафима (Митрополита Новгородскаго и С.Петербургскаго) и освящена в 1835 году (6 февраля).
Наружный и внутренний вид ея.
1. Деревянная церковь построена из сосноваго леса; она шатровая, холодная, на каменном фундаменте, обита тесом (очень тверда и для отправления Богослужения безопасна). Олтарь в ней четыреугольный, отделенный от храма капитальною стеною. Кровля на церкви шатровая, (над трапезою и олтарем покрыта тесом, в виде бочки), а купол ея остроконечный; (на верху коего в виде яндовки обшитой тесом и обитый белою английскою жестью). Окон в алтаре три, небольшаго размера без решоток. (Для входа в храм лестница и крыльцо глухие, обитыя тесом и двери в оной деревянные, простой работы на железных петлях). Длина оной церкви 9 сажен, ширина 4 сажени 2 аршина, вышина 17 сажен.
2. Потолок во всей церкви гладкий, обитый тесом ровно и пол в ней прямой, деревянный. Храм сей об одном алтаре, без приделов; он весьма благолепно украшен Святыми иконами в древнем греческом вкусе и достаточно снабжен утварью. В храме имеются с западной стороны хоры на железных дугах, обнесены глухою стенкою, до оных от полувышины 5 аршин 4 вер.
Библиотека и архив церкви.
1. Особенной библиотеки при церкви нет, а находящееся в ней книги помещаются в деревянных окрашенных шкафах, - при клиросах.
2. Кроме Библии (в лицах) и других Богослужебных книг, находится еще в ней 16 экземпляров печатных книг: догматы, историческаго и учительнаго содержания.
3. В архиве церковном помещаются одни письменные документы как то: книги метрические, исповедныя и обыскныя с 1787 года; ведутся оне и хранятся в надлежащем порядке.
Причт и прихожане церкви.
1. С древнейшаго времени причт состоял из 4-х лиц: священника, диакона, дьячка и пономаря. С течением времени по причине скуднаго содержания диакон выбыл.
2. В настоящее время, с 1843 года, по утверждении нормальных штатов, положено при церкви только два члена: священник и дьячек.
3. К сему приходу принадлежат одни только дворовые люди, помещичьи и государственные крестьяне, число их простирается до 224 душ мужеска пола. Жительство они имеют в сем же приходе - а) господские дворовые люди живут в селах своих господ: 1) в сельце Вахлинском. 2) в сельце Игореве.
б) господские крестьяне в деревнях: 1) Луневе 2) Насонове 3) Наумове 4) Паршине 5) Домантове 6) Бережной 7) Дерягиной 8) Гаврилове 9) Поташеве.
в) государственные крестьяне в деревне Семенчеве.
Самое дальнее селение, отстоит от церкви в 7 верстах, путь к означенным селениям сухой, всегда удобный.
4. Прихожане усердны к своей церкви; усердие их выражается постоянным хождением в церковь и соблюдением обязанностей православного христианина.
Средства содержания церкви и причта.
1. Церковь как издревле, так и в настоящее время содержится одним доброхотным подаянием прихожан; а именно: получается в нее годового свечнаго дохода 12 р. 11 к., кошель 9 р. 70 к. и кружечнаго сбора 8р. 57 к.
2. Причт, в древнее время, имел содержание самое скудное; получал оное от - возделывания земли и малаго денежнаго подаяния от прихожан. В настоящее же время на содержание причта положено от казны жалованья 150 р. серебром; сверх сего в неделю с пасхи и в разные другие праздники собирается на весь причт годоваго денежнаго дохода около 15 р. серебром.
Земли при церкви, всего 36 десятин, усадебной и огородной 3, пашенной 14, сенокосной 10 и неудобной 9 десятин. Из числа оных, 18 десятин состоит в общем плану с помещиком Александром Лесковым, остальные 18 десятин издревле пожертвованые прихожанами и на оныя ни при церкви, ни в руках причта никаких документов не имеется. Посему, достоверно заключить нельзя, церковная ли то земля или господская.
Почва земли песчаная, самая безплодная, неспособная для урожая хлеба, а сенный покос болотистый соржавцем. Более половиннаго количества земли находится при церкви, а остальная часть оной, именно: отхожий сенокос, находится в 6 верстах от жительства священно церковно служителей; сею землею причт владеет сам.
3. Кроме денежнаго дохода, причт собирает от прихожан еще на некоторыя доброхотные подаяния в разныя времена года - на пример: о Св.Пасхе собирается печеный хлеб, в Петров пост - петровщина, которая состоит в собирании небольшаго количества сыра, масла и яиц.
4. Священно-церковно служители живут в собственных деревянных домах и домы их состоят на церковной земле.
Благочестивые обычаи и установления при церкви и в приходе ея.
1. В 6 день августа, после Божественной литургии бывает крестный ход из каменной церкви в деревянную, куда стекается довольно большое количество народа для Богомоления.
2. Как при сей деревянной церкви находится кладбище: то прихожане имеют обыкновение, в самый день Преображения Господня, садиться обедать на могилах своих родителей и туда приглашают, для угощения своих родственников и посторонних посетителей.
3. Особенных предразсудков в приходе нет, кроме обыкновенных, существующих в простом народе: о привидениях и колдунах. Впрочем и сии грубые обычаи ослабляются от наставления священно церковно служителей.
Часовни и кладбище.
1. В приходе описываемой, Кьяндской Преображенской церкви, находятся три часовни; все оне деревянныя из сосноваго леса, четыреугольныя, покрытыя тесом, но неокрашенныя; Построены они тщанием жителей тех селений, где они находятся. Из них одна, в сельце Вахлинском во имя Святителя и Чудотворца Николая. Вторая в деревне Семенчеве во имя Казанския Божия Матери. Третья в деревне Паршине: во имя мученицы Параскевы. Нет никаких актов и источников, из коих бы можно было узнать, когда и по какому случаю устроены сии часовни. Достоверно только то, что первая из них построена помещиком Федотьевым, а последния две крестьянами.
Что же касается до доходов свечнаго и кошельковаго, получаемых в праздники при сих часовнях, то надобно сказать, что по причине малочисленности Богомольцев, приходящих в сии часовни, доход при них самый скудный, а именно: всей суммы свечной и кошельковой, в течении года, сбирается из всех трех часовень неболее трех рублей серебром; сумма эта и обращается в церковную свечную и кошельковую сумму.
2. Кладбище приходское находится при деревянной Митрофаниевской церкви; оно обнесено приличною деревянною оградою.
Священник Иоанн Троицкий. Дьячек Павел Кьяндский. Исправляющий должность Благочиннаго священник Иоанн Троицкий".
Новгородский музей-заповедник, ф.14, оп.1, д.185

Комментарии и обсуждение