Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
По писцовым книгам 1593 года в первой половине Талызина вместе с деревней Игнатьевой числится 11 дворов крестьянских, 2 дв. бобыльских и 1 пустой, в другой же половине было 11 дв. крестьянских и 1 пустой. На этой половине села находилась деревянная церковь — «вверх», построенная вотчинницей; при церкви были священник и пономарь, а на церковной земле — келья нищих.
Следующее известие о Талызинском приходе относится уже к концу XVII в. В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год сообщается о нем следующее: «в селе Талызине церковь Рождества Пресв. Богородицы; у той церкви двор попа Тимофея, двор попа Василья, двор дьячков да приходских 11 дворов крестьянских да 9 бобыльских (в 1897 г. в Талызине 58 дворов); деревня Фомина, в ней 12 дворов крестьянских да 2 бобыльских; деревня Рожнова, в ней 10 дв. крестьянских да 1 бобыльский (здесь 49 дворов); дер. Шишкина, в ней 5 дв. крестьянских и 3 бобыльских; дер. Прудищи (По писцовым книгам 1593 года дер. Прудищи значится во владении Троице-Сергиева монастыря; в ней тогда было 4 дв. крестьянских и 4 пустых), в ней 5 дворов крестьянских и 3 бобыльских (в 1897 г. здесь 48 дворов); деревня Игнатьево, в ней 11 дв. крестьянских и 3 бобыльских (в 1897 г. здесь 36 дворов); дер. Морозова, в ней двор помещиков и 6 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 22 двора); дер. Ивановичи, в ней 9 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. в дер. Иванищах 40 дворов). Да по сказке попа Тимофея с товарищем церковной земли из крестьянских дач по 2 четв. в поле».
Что касается XVIII в., то за это время о Талызинской церкви не имеется почти никаких сведений. Только из хранящихся в церковном архиве межевых книг 1771 года можно заключить, что около этого времени в Талызине была вновь построена деревянная церковь.
В 1818 году вместо деревянной церкви здесь построен уже каменный храм с такой же колокольней. Престолов в храме три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах же теплых во имя прей. Сергия Радонежского и преп. Симеона Персидского. Над главным престолом устроена сень. Утварью, ризницей и Св. иконами церковь снабжена вполне достаточно. Из Св. икон особенно чтима прихожанами старинная икона Рождества Пресв. Богородицы. Как драгоценная святыня хранился также водосвятный крест с частицами мощей Муромских Чудотворцев — кн. Константина и чад его Михаила и Феодора.
Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: от земли пахотной и сенокосной до 175 руб., от служб и требоисправлений до 600 р. и процентов с причтового капитала (1037 р.) — 40 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 дес. 994 кв. сам:., пахотной 31 дес. 1580 саж., сенокосной 4 дес. 1900 саж., неудобной 4 дес. 600 саж.
Приход состоял из села Талызина и деревень: Рожнова (1 вер. от церкви), Прудищ (4 вер.), Игнатьева (1/2 вер.), Иваничей (5 вер.), Морозова (6 вер.), Кондрокова (2 версты) и Мальцева (5 вер.), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 306 дворов (в 1676 году в приходе было 89 дворов), 1367 душ муж. пола и 1392 женского.
В Талызине имелась земская народная школа; учащихся в 1896 г. было 70. Кроме того в приходе имелись 3 школы грамоты, в которых обучалось до 50 человек ежегодно.
По материалам: Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897.
Комментарии и обсуждение