23 октября 1896 года миссионер Кемского и Кольского уездов священник Николай Дьячков писал Преосвященнейшему Иоаникию, Епископу Архангельскому и Холмогорскому о том, что «в 15 верстах от Ухтинской приходской церкви находится деревня Ювалакша, состоящая из 60 домов с корельским населением до 300 человек обоего пола. На деревне древняя и весьма малых размеров часовня, где богослужения совершаются 2-3 раза в год. Из-за этого весьма немногие посещают приходскую церковь. Прочие же так живут целые годы, не видя церкви, не присутствуя при Богослужениях и не получая от сего никакой душевной отрады и утешения и все более коснеют во мраке невежества и заблуждения. Дети их остаются совершенно без всякого обучения грамоте и так и растут без надлежащего и правильного понятия о Боге».
Сознавая свое печальное положение в религиозно-нравственном отношении, усматривая опасность вовлечения в сектанство, жители деревни Ювалакша еще летом 1895 года испрашивали благословение у архипастыря Никанория, посещавшего деревню, что и было ими получено. Крестьяне собирали денежные средства, но по их скудости (200 рублей) строительство церкви было невозможно. И вот какую резолюцию на прошении Николая Дьячков наложил Преосвященнейщий Владыко Иоаникий: «Деньги отыскать, а о построении церкви нельзя ли просить отца протоиерея Любимова, всегдашнего нашего помощника в подобных добрых делах».
21 сентября 1897 года Санкт-Петербургский купец 2 гильдии Щелкин Григорий Иванович, извещенный настоятелем Придворной церкви г. Ораниенбаума протоиереем Гавриилом Любимовым о настоятельной нужде построения новой церкви в д. Ювалакша Кемского уезда «возымел взять на себя усердие принять таковое построение на свое собственное иждивение». Испрашивая благословение Епископа Иоаникия, возглавлявшего Архангельскую и Холмогорскую Епархию, в состав которой входили оба Кемских благочиния, Григорий Иванович изъявил желание возвести церковь во имя Александра Невского.
О самом благотворителе, к сожалению, известно очень мало. Родился Щелкин Г.И. 16 декабря 1839 года, жил в г. Санкт-Петербурге по Владимирскому проспекту, 7. Это здание именуется как «Доходный Дом Щелкиных». Купец Щелкин Г.И. поставлял кухонные принадлежности и умывальные приборы. Скончался Григорий Иванович 15 июля 1899 года и был похоронен на Митрофаниевском кладбище г. Санкт-Петербурга. К слову сказать, на этом кладбище находили последнее пристанище известные люди Северной столицы...
4 октября 1897 года подписано Условие на постройку церкви с иконостасом с подрядчиком Алексеем Пелевиным при посредничестве отца протоиерея Илии. Стороны обязались свято и нерушимо исполнить сие условие. А подрядчик обязался приложить к этому все свое старание и добрую совесть, чтобы заслужить одобрение. Закладка церкви совершена по чиноположению 20 марта 1898 года.
18 сентября 1898 года церковь в деревне Ювалакша была освящена священником Ухтинского прихода Павлом Преображенским в сослужении со священником Вокнаволокского прихода отцом Василием Афанасьевым, отцом Иоанном Васильевым и диаконом Гавриилом Соколовым.
Все необходимое для совершения богослужений закупалось в Магазине хозяйства Петра Григорьевича Видякина, в Торговом доме Михаила и Евгения Аренсон в г. Архангельске. Некоторые предметы были пожертвованы насельниками Пертоминского монастыря г. Архангельска. Что-то перемещено из Тихтозерской церкви. Колокола перенесены с часовни во имя Успения Божией Матери, существенно обветшавшей к моменту строительства церкви.
Изучение архивных документов более чем вековой давности происходит с большим трепетом. Несмотря на их незначительный объем они являются очень емкими и передают особенный дух и настрой людей, наших земляков, имена которых мы сегодня открываем. Многие фамилии и ныне представлены в нашем крае, а может быть кто-то обнаружит своего потомка, занятого в богоугодном деле строительства храмоздания. Вот эти имена. Платон Алексеевич Кеньев, Константин Яковлевич Торвиев, Иван Васильевич Цыгаев, Никита Богданович Тиликов, Василий Митрофанович Цыгаев, Алексей Павлович Тиликов, Василий Антонович Тиликов, Дмитрий Параенич Кеньев, Федор Емельянович Митрофанов, Иван Никитич Тиликов, Петр Семенович Кеньев, Емельян Паренич Кеньев, Иван Васильевич Тиликов, Семен Дмитриевич Торвиев, Антон Ефимович Тиликов, Андрей Никифорович Торвиев, Павел Дорофевич Цыгаев, Сильвестр Алексеевич Цыгаев, Сидор Макарович Кеньев, Степан Егорович Кеньев, Егор Макарович Кеньев, Петр Ферапонтович Тиликов, Даниил Прокопьевич Тиликов, Платон Антонович Тиликов.
Свидетельствуя выполнение работ по строительству храма, поименованные люди по причине неграмотности ставили на документе свои клеймо. Единственный человек, собственноручно подписавший акт, Ефим Попов. Среди участников и Ювалакшсский сельский староста Андрей Торвиев.
Ювалакшский приход посетил Преосвященный Киприан, Епископ Сердобольский. Об этом сообщали Архангельские Епархиальные Ведомости в №2 от 15 января 1914 года. Как это происходило описал священник отец Михаил Бурмакин, настоятель прихода ко времени архипастырского визита. Приведем изложение текста, опубликованного в Ведомостях под названием «Из Ювалакшского прихода Кемского у.»: В конце ноября стало известно, что Карелию посетит Преосвященный Киприан, Епископ Сердобольский, и что 10 декабря проездом посетит Ювалакшский приход, причем послужит в храме молебен. Но накануне стало известно, что Владыка намерен отслужить 10 декабря в храме Всенощное бдение, а 11 декабря - Божественную Литургию. Такое решение Преосвященного Киприана было встречено с большим воодушевлением. Весь день среди прихожан заметно праздничное настроение. Погода морозная. К 4 часам вечера к храму потянулись вереницы прихожан. Всем хочется встретить редкого и желанного гостя. Но вот 5 часов, 6, половина 7 -го, а Владыки все нет. Полная напряженность ожидания начинает переходит в разочарование. Люди думают об уходе, а вдруг вот-вот приедет. В половине восьмого местный священник сообщает, что Владыка даже если приедет, то служить уже не будет из-за позднего времени. Собравшиеся неохотно стали расходиться по домам. Но в 9 ¾ час. вечера послышался звон колокольчиков и Владыка подъехал к дому священника, где его встретили священник и матушка по обычаю хлебом и солью. Владыка проехал 40 верст, пробыв в пути 7 часов. Выйдя к дому, и справившись в нужном для Литургии, Владыка назначил себе сослужащих. После чего подкрепившись с дальней дороги, удалился в отдельную комнату. Рано утром прихожане еще до звона потянулись к храму. Вот ударили в благовест, а в 7 часов утра раздался перезвон, означавший прибытие Архипастыря в храм. На крыльце его встречали прихожане хлебом солью, горячо благодаря за посещение Храма. Войдя в Храм, Владыка приложился к Св. Кресту и окропив себя святой водой, проследовал к левому клиросу. С благословения Епископа священник Михаил Бурмакин начал утреню. Владыко выходит на величание. Перед полиелеем по благословению Владыки вместо чтения кафизмы прибывший с ним иеромонах Исаакий, весьма просто, но картинно, на карельском языке описал житие Св. Благоверного и Великого князя Александра Невского. Во время чтения и пения Канона прихода прикладывались к Св. Евангелию. Причем помазывал Владыка сам. Помазание едва закончилось к Великому Славословию. Вслед за утреней в десятом часу началась Литургия, которую совершали Его Преосвященство. Сослужащими ему были Кемско-Александровский наблюдатель ц(ерковных школ), священник Василий Мелетиев, священник Михаил Бурмакин и иеромонах Исаакий. Евангелие было прочитано сначала на славянском, а затем и на карельском языках (также и на утрени). Возгласы Владыко произносил на карельском языке. В конце литургии Владыко произнес проповедь отдельными предложениями, которые иеромонах Исаакий прекрасно переводил на карельский язык. По окончании литургии Владыко испытывал учащихся местного училища и народ на знание Закона Божия. После чего благословил прихожан иконками и попрощавшись на карельском языке отбыл из храма, оставив после своего визита на прихожан самое лучшее впечатление».
https://kalevala.cerkov.ru/sovet/
Комментарии и обсуждение