Либерализация торговли в Адриатике, санкционированная лицензией Карла VI 1717 года, Пассоровицкий договор, по которому торговля через Триест развивалась между Австрией и Османской империей, в которую входила греческая нация (греческого государства еще не существовало), но прежде всего эдикт того же Карла VI 1719 года, который объявил Триест свободным портом, заложил предпосылки для развития торговли и заселения колоний народов других национальностей в нашем городе. Особое значение приобрели биржевые лавочники, морские торговцы и многие богатые лавочники из многих регионов Греции.
Одним из первых греков был Николо Маинати из Закинфа (1734): вместе с другими он сформировал единую общину православных греков с меньшинством иллирийцев, ныне сербов. В 1751 году, в год предоставления Марии Терезии свободы вероисповедания, архимандрит Гомер Дамаскин также добился возведения в районе, прилегающем к каналу, церкви, посвященной святому Спиридону. В 1770 году разница в языке и обычаях заставила греков потребовать от правительства отделения от иллирийцев. Таким образом, восточная греческая община официально сформировалась в 1782 году, и запрос разрешения на строительство собственного храма на берегу моря был первым актом. Строительство проходило между 1784 и 1795 годами, но уже в 1787 году здесь была проведена первая месса.
Позже, в 1818 году, первоначальный фасад был украшен архитектором Маттео Перчем, учеником миланского Пьермарини, названным здесь в честь этой и многих других работ Деметрио Артишотти; храм был закрыт новым. Фасад состоит из шести Ионических параст на высоком фундаменте и увенчан увеличенным фронтоном, на котором возвышаются две колокольни с вероятным влиянием немецкого барокко. Хорошо согласованные колокола, отлитые в Удине Кобалькинами, издают гармонический звук.
Над входной дверью, под полурозоном, эпиграф на черном мраморе напоминает разрешение на строительство, предоставленное правителями Австрии, и упомянутую реставрацию. Триестские греки посвятили новый храм Святому Николо и св. Троице: этому, как корню и концу всего христианского мира, святому за почитание, которым пользуются во всем Леванте, и за покровителя народов, живущих в морской деятельности. Фактически, Триест был предан ему на протяжении веков: Сан-Николо также называлась старейшая верфь. Греческая община внесла значительный вклад в развитие города, основав торговые фирмы, магазины для рынков порта и страховые учреждения, а также увеличив художественную и архитектурную обстановку с многочисленными дворцами, а также вмешавшись в социальную жизнь, достигнув максимальной консистенции 5000 человек.
Источник: сайт греческой общины Триеста (машинный перевод)