«…Этим летом епископ Кинешемский и Палехский Иларион в сопровождении ключаря Троицко-Успенского кафедрального собора, благочинного г. Кинешмы митрофорного протоиерея Димитрия Грудогло и благочинного Юрьевецкого округа протоиерея Максима Верещака посетили место, где ранее существовала Мячева Пустынь. Владыка ознакомился с местом планируемой постройки храма на территории древней обители. Также здесь планируется строительство детского военно-патриотического лагеря. На недавнем заседании Совета Юрьевецкого муниципального района был рассмотрен вопрос о безвозмездной передаче недвижимого имущества из муниципальной собственности Юрьевецкого района в собственность религиозной организации «Кинешемская Епархия Русской православной церкви (Московский Патриархат)». <…>
На этом месте ранее находилась Мячева-Тихвинская мужская пустынь. Об обители известно только, что строителями в ней были Елисей 1660 г. и Ефрем 1662 г.; в 1744 имела 12 душ крестьян. Позднее (до 1762 г.) упразднена. Здание церкви разрушено в 1950-е».
Также подтверждением того, что на месте лагеря была обитель, являются архивные документы УМГБ Ивановской области, в которых по обвинению в контрреволюционной деятельности обвинялись священники и прихожане обители.
В документах фонда «Исполнительный комитет Юрьевецкого городского Совета депутатов трудящихся» есть постановления, датированные 1935 годом. В одном из них имеется запись: «Подыскать место под пионерский лагерь, поручить районному совету физической культуры и спорта совместно с РК ВЛКСМ и Рай ОСО определиться в одной из двух точек — Столпино или Елнать».
Идея воплотилась в жизнь только в 1937 году, было определено место расположения лагеря — приемлемое с санитарно-гигиенической точки зрения и оздоровительной. Это место у самой Волги, в сосновом лесу, где располагались церковные постройки.
Вот что пишут об этом уникальном месте паломники Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархий: «Этот живописнейший уединенный уголок на берегу Волги издавна населяли монахи, здесь был монастырь, приходили для покаяния и душевного уединения странники. В первые годы советской власти монастырь закрыли, а от построек не оставили камня на камне. Позже на этом месте был обустроен пионерский лагерь…»
Не удивительно, что около места, где находилась лагерная баня, всегда вымывалось много человеческих костей. Это не случайно. Здесь располагались Тихвинский храм и кладбище.
15 апреля 1937 года лагерь был принят Актом обследования санитарного состояния летних лагерей и Постановлением президиума райисполкома, поставлен на финансирование городского бюджета.
Была проведена большая предварительная работа по ремонту зданий, противопожарным мероприятиям. Райсоветом передана оборудованная спасательная лодка, устроено место для купания.
В стационарном режиме лагерь начал работать с 1938 года. По воспоминаниям очевидцев, ребята первого заезда жили в переоборудованном коровнике.
Предположительно в 1939 году лагерь передали на баланс Льно-чесально-прядильной фабрики, т.к. фабрика была самой богатой в финансовом положении и имела большее число рабочих, дети которых нуждались в отдыхе.
Из воспоминаний участника отдыха в пионерском лагере Мячева Пустынь (М.Смирнов «Записки неизвестного охотника» (гл.6)): «В августе 1949 г. меня отправили в пионерский лагерь, который располагался на берегу Волги близ деревни Быстрицы на границе с Кинешемским районом. Место живописное — вокруг раскинулся сосновый лес, под сень которого тихо тек светлый ручеек, к которому утром мы бежали умываться. Почему-то я часто вспоминаю несколько округлых валунчиков, лежавших на глинистом дне этого ручейка. В народе и лагерь, и место его расположения именовались «Мячева пустынь». Думается, что в отдаленные времена здесь жил какой-то отшельник (пустынник Мячев?).
Невдалеке, на волжском береговом откосе, легко обнаруживалась площадка, так называемая Царицына Горка, тоже легендарное место. По преданию, на это место выходила проплывавшая по Волге царица, кажется Екатерина II, чтобы полюбоваться окрестностями. Позже здесь был сооружен то ли памятник, то ли памятный знак, в период революционного варварства уничтоженный. Из Юрьевца в лагерь везли нас почему-то в тесном трюме небольшого баркаса. Позже, когда я впервые услышал песню (уже будучи студентом) «Ванинский порт», то вспомнил наше тогдашнее трюмное путешествие.
Жизнь лагерная с ранними побудками, линейкой, играми, походами была интересна, увлекательна. В один из таких походов вверх по Волге мы ночевали в палатках, варили кашу на костре, купались. С двумя такими же, как я, хлопцами переплыли волжскую протоку до острова, где в период смуты XVII в. было сражение с поляками. Наш руководитель бранил нас, но мы, немного отдохнув на отмели острова, благополучно приплыли обратно, чувствуя себя героями…»
Не одно поколение юрьевецкой детворы провело летние каникулы в этом уникальном по месту расположения и красоте пионерском лагере. К сожалению, время неумолимо диктует свои правила. Еще недавно здесь можно было услышать детский смех, звуки горна, речевки дружно горланящих ребят, легкий и ласковый ветерок детства, на обитаемом островке счастья под названием Мячева Пустынь. Остается только констатировать факт, что история — это продолжающийся во времени процесс.
В публикации использованы материалы архивного отдела при администрации Юрьевецкого района…»
По материалам статьи Г. Идрисова «Мячева Пустынь: история с продолжением» на сайте Юрьевецкой газеты «Волга»: https://volga37.ru/
https://volga37.ru/myacheva-pustyn-istoriya-s-prodolzhenie/