История этого места непосредственно связана с колонизацией Русского Севера, проходившего преимущественно водными путями. Судоходство на Онеге имеет давние корни. Впервые, новгородцы, сыгравшие ключевую роль в освоении этого края, попали сюда именно по рекам и озерам. Но не всегда этот процесс был прост. Для того, чтобы перейти из одной речной системы в другую, необходимо было вручную тащить волоком и суда и грузы, не везде можно было использовать лошадей.
Попасть на Онегу можно было несколькими путями. В зависимости от политического положения Новгорода, а потом и Москвы, значение разных путей изменялось. Так же для усиления своего положения, новгородская митрополия весьма активно занималась христианским просвещением края, возводя один за другим приходы вдоль реки Онеги.
Активное влияние Новгорода на эти земли происходило с Х - XI века и вплоть до века XVI, когда эти земли отошли централизованному Московскому государству. Онежская земля с этого времени стала Каргопольским уездом с несколькими станами. Подпорожье, вернее Жеребцовая гора, входила в Турчасовский стан.
Одной из важнейших составляющих внутренней жизни этого края, является церковная история. С момента образования в середине XVII века Крестного монастыря на Кий-острове, земли эти стали его вотчиной.
К XIX веку Подпорожский приход представлял собой классический для Русского Севера куст деревень, состоящий из нескольких селений, расположенных вокруг Жеребцовой Горы. Интересно, что селения располагались на обоих сторонах реки Онеги, весьма широкой в этом месте. В некоторых селениях были часовни, не сохранившиеся до наших дней.
По сведениям Краткого исторического описания приходов и церквей Архангельской Холмогорской епархии 1896 года, на тот момент существовали деревни: Гора Жеребцова с приходскими храмами – Троицким и Владимирским; Лахтинская; Медведевская; Наумовская (Потайболье), с часовней великомученника Георгия, построеной в 1842 году на кладбище; Грибановская (Грибаниха), с часовней Рождества Богородицы, 1725 или 1775 годов постройки; Амосовская (Камениха), с часовней Архангела Михаила, 1776 года постройки; Софринская (Машелиха), с часовней Сретенья Господня, 1774 года постройки.
Первоначально в Жеребцовой Горе была построена Троицкая церковь с тремя приделами - во имя Богоявления, святителя Николая Чудотворца и священномученницы Параскевы. Храм был возведен и освещён по грамоте новгородских митрополитов Питирима и Корнилия. К сожалению, церковь эта была уничтожена пожаром в 1724 году. Уже на следующий год, приказом священного Синода было предписано строительство новой зимней Троицкой церкви с одним Богоявленским приделом. А вместо утраченных Никольского и Параскевинского приделов была позже построена отдельная летняя церковь - с главным престолом Владимирским. Время её строительства пришлось с 1745 по 1757 годы. В целом этот храм дошёл до нас без значительных изменений. И уже позже, в 1847 году, была возведена шатровая колокольня, что образовало традиционный для Севера тройник - летний храм, зимний храм и колокольню, весь обнесённый оградой.
Весь тройник, включая и Владимирский храм, очень живописно располагался на высоком берегу реки Онега. Так как здесь, выше по течению реки, расположены знаменитые онежские пороги, храмовый комплекс выполнял так же роль своеобразного маяка.
Через 30 лет, в 1886 году, в этих краях побывал известных архитектор, реставратор, исследователь русского деревянного зодчества, Владимир Васильевич Суслов. Он сделал обмеры Владимирского храма и несколько его фотографий. Владимир Васильевич застал целым весь тройник. Интересны и его дневниковые записи. "Мне удалось собрать весьма интересный материал по древне-церковному зодчеству в селах Подпорожье, Чекуево, Посадном и др. В первом находятся две деревянных церкви и колокольня. Одна из церквей, во имя Владимирской Божией Матери крайне любопытна по своим наружным формам. Она построена, как значится в клировых записях, в 1741 году. Обшивка стен, окон и карнизов церкви сделана в недавнее время; общие же формы вполне сохранились. Старинное крыльцо, при обшивке церкви, несколько переделано, хотя находится на том же месте. Он, как заметно и в других церквах, расположено со стороны входа на погост.
Все срубы храма имеют подвалы - "подцерковье". Главный сруб увенчивается пятью главами, а три прируба завершаются небольшими шатриками с главками. Алтарь состоит из трех делений, причем каждое из них имеет форму половины восьмиугольного сруба. Эти деления занимают все пространство восточных стен, главного и бокового срубов. Крыша над алтарём общая, в форме трехлопастного очертания с заострением вверху. Другая церковь состоит из главного прямоугольного сруба, с пятью главками и придельного - с одной главкою. Крыши над обоими помещениями сделаны такой же формы, как и на главном срубе предыдущей церкви. Алтари пятистенные, в виде половины восьмиугольных срубов. К западной стороне церкви прилегают трапезная и галерейка».
По материалам: В.В. Суслов «Путевые заметки о Севере России и Норвегии», https://obsheedelo.ru/objects/arkhangelskaya-oblast-cerkov-vladimirskoy-ikony-bozhiey-materi-v-podporozhe