ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кесариани. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря Кесариани.


Кесариани. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря Кесариани
Церковь.   
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Греция, Аттика, Кесариани

Координаты: 37.960833, 23.798333



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 июня 2025

Кесариани, монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, недействующий, принадлежит Кесарианийской, Виронской и Имитской митрополии Элладской Православной Церкви; расположен на юго-западном склоне горы Имитос в пригороде Афин (Греция).

История монастыря

Одно из местных преданий связывает название Кесариани с именем Юлия Цезаря, который покровительствовал строительству в Афинах, другое - с привезенной из Кесарии иконой, существуют и иные версии столь же легендарного характера. Другое название монастыря - Сириани (лат. Sancta Syriani) - упоминается в письме папы Римского Иннокентия III (1208).

На месте Кесариани существовал языческий храм, видимо посвященный богине Деметре. В монастырском дворе найдена мраморная стела с именами языческих жрецов позднерим. периода (IV в. по Рождеству Христову), осколки керамики (VIII в. до Рождества Христова), фрагменты колонн и капителей. Античный мраморный рельеф с изображением сидящей богини (Реи или Кибелы) вмонтирован в стену византийского здания монастырских бань; отверстие источника в ограде монастыря слева от восточного входа оформлено в виде скульптурной головы барана римского периода.

Немного выше по склону к юго-западу от Кесариани, на вершине, называемой «кладбищем отцов», в результате раскопок найдены фундаменты раннехристианской базилики VI в. и большой трехнефной базилики Х в. Соборный храм (кафоликон) построен во второй половине или в конце XI в. (по мнению Х. Бураса, в XII в.).

Кесариани впервые упоминается в 1208 и 1209 гг. в письмах папы Римского Иннокентия III и Афинского митрополита Михаила Хониата Акомината. По решению Иннокентия III Кесариани был передан католикам, которые пристроили к трехнефной базилике Х в. церковь апостола Марка (сохранились руины). В XVII в. рядом была построена церковь святых Таксиархов (то есть Чиноначальников, архангелов Михаила и Гавриила).

В 1458 г. игумен Кесариани вручил ключи от Афин турецкому султану Мехмеду II. После османского завоевания монастырь был передан православным. В 1678 г. Кесариани был возвращен статус ставропигиального патриаршего монастыря, утраченный в период латинского господства. После осады Афин венецианцами в 1687 г. начался упадок монастыря, в 1716 г. сигиллием Константинопольского патриарха Иеремии III Кесариани был лишен своих привилегий. Однако в 1778 г. монастырь снова упоминается как ставропигиальный. В 1792 г. по решению К-польского патриарха Неофита VII Кесариани был снова подчинен Афинскому митрополиту.

Кесариани являлся центром просвещения, в нем подвизались ученые монахи Феофан и Иоанн Дорианос (упом. в 1556), игумен Софроний Станицас (упом. в 1572), игумен Иезекииль Стефакис (упом. в 1675), монах Паисий (Вулисмас) и игумен Иерофей (упом. в 1682). Дидаскал Феофан Кавалларис (впоследствии кесарианийский игумен) в 1722-1728 гг. преподавал в первой афинской школе, основанной в период османского господства Монемвасийским митрополитом Григорием Сотирисом.

Монастырь имел большие владения и подворья в Аттике. Значительную часть доходов приносили оливковые рощи, виноградники и пасеки. Монахи считались хорошими врачами, лечили травами.

В 1821 г. рукописи и документы Кесариани были перевезены в Афинскую митрополию, а в 1822 г. - в монастырь Пресвятой Богородицы Фанеромени; большая их часть утрачена в период Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. В 1824 г. монастырь стал личной собственностью правящего архиерея.

В первые годы правления короля Оттона в Кесариани возродилась монашеская жизнь, была создана женская киновия, но в 1836 г. она была распущена, и монастырь был закрыт. С 1922 г. Кесариани имеет статус архитектурного памятника. Хотя он принадлежит Кесарианийской, Виронской и Имитской митрополии, но подчиняется Министерству культуры. Богослужение совершается раз в год на престольный праздник в день Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября).

Кафоликон. Архитектура

К крестово-купольному четырехколонному кафоликону в поствизантийский период были пристроены однокупольный нартекс (до 1682) и придел преподобного Антония Великого (XVI в.?), примыкающий с южной стороны к нартексу и частично к наосу. Перед полукруглыми изнутри и трехгранными снаружи апсидами выделены за счет вынесения в наос пространства вим, которые сообщаются между собой проемами и отделяются от наоса мраморным темплоном, составленным из фрагментов раннехристианской базилики. Вимы перекрыты продолжениями сводов восточных компартиментов наоса. В результате наос оказался укороченным, а подкупольный квадрат смещенным к востоку, что позволило ему сохранить центральное положение во внешней композиции кафоликона.

Четыре колонны-сполии с ионическими античными капителями возносят систему арок и сводов. Их небольшая высота и изящность гармонируют с компактными пропорциями зала. Все угловые ячейки перекрыты цилиндрическими сводами, выше которых на уровне пят сводов рукавов и конхи апсиды проходит тонкая тяга. Парные окна, разделенные колонкой, устроены в апсиде и в люнетах поперечных рукавов. Над парусным переходом высится стройный барабан с восемью проемами. Кафоликон сообщается с нартексом три входами с люнетами над мраморными перемычками и имеет входы в торцах поперечных рукавов. Центральная зона нартекса перекрыта широким куполом на парусах, к ней с севера и юга примыкают сводчатые компартименты.

Придел преподобного Антония Великого - продольно вытянутый сводчатый зал с тремя нишами-апсидами в восточной стене. Вход в него оформлен мраморной перемычкой и люнетом повышенной пропорции. Над западной стеной придела высится двухярусная арочная звонница, пристроенная в XIX в. Снаружи строгие прямоугольные объемы основных пространств, восьмигранные барабаны и звонница украшены живописной каменно-кирпичной кладкой и мраморными деталями некоего античного (раннехристианского?) сооружения, в числе которых - проросший крест под аркой на колонках. Стены кафоликона выложены в классической средневизантийской манере. Каждый ряд тесаных камней чередуется с рядом плинфы, которая присутствует и в большинстве вертикальных швов между блоками. Арки выложены плинфой.

Фрески

Первоначальные росписи кафоликона утрачены. Повторно он был расписан в XVII или в начале XVIII в. Долгое время эти фрески датировались концом XVI в., так как их стиль близок к работам критских мастеров этого столетия. Однако Ф. Хадзидаки обратила внимание на фигуры пророков в декорации трона Богоматери в конхе, которые воспроизводят иконографию иконы Эммануила Цанеса (1664) из Византийского музея в Афинах, что скорректировало датировку росписей. Фрески отреставрированы в 1932 г. Ф. Кондоглу.

В скуфье купола изображен Христос Пантократор, вокруг Него - ангельский чин, Этимасия, Пресвятая Богородица, святой Иоанн Предтеча; в барабане - пророки; в парусах - 4 евангелиста; в конхе - Божия Матерь «Платитера» на троне с предстоящими ангелами, в апсиде и виме - редкая композиция «Великий вход» (или «Небесная литургия»), а под ней - «Причащение святых апостолов» и еще ниже - «Служба святых отцов» (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и Афанасий Великий). На сводах располагаются сцены двунадесятых праздников и Страстного цикла, а также композиция «Пророчество св. Иоанна Предтечи о Христе» в люнете южного рукава креста. Сцены разделены декоративными поясами с медальонами, в которых помещены изображения пророков.

В иконографии и стиле мастера следуют традициям критской школы, восходящим к византийскому искусству позднепалеологовской эпохи: классические пропорции фигур, разнообразие физиогномических типов и возрастных характеристик, любовь к многофигурным изводам. Каждая композиция насыщена эмоциональными нюансами, выраженными в ракурсах, жестах, движениях. Характерны монументальные архитектурные объекты, образующие не столько кулисы, сколько своеобразные знаки античного мира, в котором совершается Священная история. Богатство архитектурных типов - киворий-балдахин в «Сретении», полигональные и многоэтажные аркады в «Тайной вечере» - создает ощущение особого «историзма», увлеченности авторов росписей образами античного изобразительного искусства и зодчества.

Помпезность, нарочитая материальность зданий усилена светотеневой моделировкой архитектурных поверхностей, что напоминает технические приемы западного раннего Ренессанса. В некоторые композиции включены детали зап. происхождения, несколько меняющие традиционные акценты. Например, в сцене «Рождество Христово» фигура Богоматери располагается в центре и выделена размером, но ее поза изменена: она стоит на коленях перед Младенцем, сложив в молении руки. По другую сторону изображены приближающиеся с дарами волхвы, что превращает эту сцену в сюжет «Поклонение волхвов». Мастера усложняли программу росписей, включая редкие, сложные по богословскому замыслу сюжеты, о чем свидетельствует размещение над традиционной композицией «Причащение апостолов» изображения «Небесной литургии» не только на стене алтарной апсиды, но и на прилегающих стенах вост. рукава подкупольного креста (вимы).

На южной внешней стене кафоликона (после сооружения придела прп. Антония Великого соответственно на северной стене придела) сохранился фрагмент декорации византийского периода - фреска с изображением Божией Матери «Параклисис» (XIV в.), выполненная в провинциальном стиле.

Нартекс расписан в 1682 г. художником Иоанном Ипатосом с Пелопоннеса на средства афинского архонта Бенизелоса, который укрылся в Кесариани во время эпидемии чумы. Их структура аналогична росписи наоса, в иконографической программе главенствуют сюжеты, прославляющие Христову Жертву, Богоматерь и Церковь. Стиль фресок проще, чем в наосе. Построение композиций, включающих многофигурные сцены, архитектуру и пейзаж, отличается графичностью и плоскостностью, отсутствием той виртуозности в компоновке зданий, элементов пейзажа, любовью к античным деталям, которая характерна для росписей в наосе, возможно послуживших образцом. Личное письмо отличается упрощенностью, резким контрастом светлой карнации и притенений, графичностью, обобщенностью типов. Общая цветовая гамма яркая.

В куполе изображены Святая Троица (новозаветная), ниже - ангельский чин, Этимасия, Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча, в барабане - фигуры пророков, в парусах - 4 гимнографа (святые Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Песнописец, четвертая фигура повреждена).

Основной ярус росписей на стенах образован фигурами святых в рост, среди которых большинство преподобные - молодые, с цветами в руках (имена утрачены), старцы (например, Савва Освященный, Иоанн Лествичник, Феодосий Великий, Нил, Арсений Великий, Антоний Великий).

На северном своде нартекса представлены: на восточном склоне 4 сцены из апокрифического «Протоевангелия Иакова» («Отвержение даров Иоакима и Анны», «Молитва Иоакима и Анны», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Иереи благословляют младенца-Богородицу»), на западном склоне - 4 сцены на сюжеты утренних воскресных евангельских чтений («Апостолы Петр и Иоанн у гроба воскресшего Христа», «Явление Христа в Эммаусе», «Явление Христа Марии Магдалине», «Явление Христа апостолам на море Тивериадском»).

На южном своде изображены евангельские притчи «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне», «О добром самаритянине» (на восточном склоне) и «О злых виноградарях», «О беспечном богаче», «О богаче и бедном Лазаре», «О сеятеле» (на западном склоне).

В люнетах свода помещены: в южном - «Христос-лоза» в изводе, известном по иконам к-польского мастера первой половины XV в. Ангелоса Акотантоса и его последователей; в северном - «Похвала Богоматери» с «Древом Иесеевым». Их композиции сходны, так как связующим элементом являются растительные мотивы - виноградная лоза и стилизованный процветший куст. Среди чинов святости, которые играют важную роль в росписях этой части храма, следует выделить образы пророков: их ростовые фигуры со свитками размещены в барабане, поясные - в композиции «Похвала Богоматери», пророки, припадающие на колени, также с хартиями в руках, изображены на арке входа в наос, на западной стене нартекса.

Сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы», в честь которой освящена церковь, повторяется дважды: на внешней стороне западной стены наоса, в люнете над входом, и на северном пилоне, около входа в наос. Как почитаемая икона выделена фреска «Вознесение Господне» на южном пилоне, рядом с входом в наос.

Своеобразной является программа, раскрытая в сюжетах на западной стене нартекса, вокруг входа в храм. В люнете над дверным проемом помещена редкая композиция - 12 колен Израиля, приносящие дары Скинии завета. На фоне обширного здания с аркой-экседрой (Иерусалимский храм?) в центре изображен покрытый алой с золотым шитьем тканью престол под киворием на тонких колонках. На нем поставлен сосуд, по сторонам которого расположены изображения двух херувимов. Престол сзади закрыт прикрепленной к арке-экседре зеленоватой тканью, отдельно красная пелена повешена позади сосуда; это обилие покровов призвано обозначать прикровенность Святая Святых. К престолу подходят группы людей в царских одеждах, ведомые пророками Моисеем и Аароном в одеяниях первосвященников. Оба кадят перед престолом. Под этой сценой находится надпись с датой росписи храма и именами художника и ктитора. По сторонам дверного проема представлены в рост преподобный Зосима в епитрахили и со Святыми Дарами (с севера) и преподобная Мария Египетская (с юга), символизирующие таинство Евхаристии.

Монастырский комплекс

Прямоугольный в плане монастырский двор обнесен стенами. Вход на территорию монастыря с запада, с правой стороны от входа вдоль южной стены расположены помещения с кельями и башня Бенизелоса, с левой стороны вдоль западной стены - трапезная и примыкающая к ней поварня. В юго-восточном углу ансамбля находится монастырская баня XI в. (строение, представляющее в плане триконх, увенчанный полукруглым куполом). Она была перестроена в османский период и использовалась как маслодавильня (отреставрирована в 1957). Это строение пострадало от землетрясений 1981 и 1999 гг., в настоящее время ведутся восстановительные работы.

Примерно в 200 м к юго-западу от Кесариани, выше по склону горы, находится парекклисион Вознесения Господня с источником святой воды. Кесариани подчинен монастырь святых Таксиархов (Астериу), расположенный на склоне Имитоса, в 3,5 км над Кесариани, в местности Калопула. Кафоликон типа вписанного креста построен в XI в., фрески выполнены в XVI в. Недействующий, имеет статус архитектурного памятника, служба раз в год на престольный праздник 8 ноября.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

КЕСАРИАНИ



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.