ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Неа-Скиони. Церковь иконы Божией Матери "Фанеромени".

Церковь Панагии Фанеромени


Неа-Скиони. Церковь иконы Божией Матери
Церковь. Не действует.  
Престолы:"Фанеромени" иконы Божией Матери
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Греция, периферия Центральная Македония, в 3 км от Неа-Скиони

Координаты: 39.935655, 23.554049
Проезд:Из Салоник: сначала на автобусе №45 до остановки K.T.E.L. Halkidikis, затем пересесть на рейсовый автобус до Неа Скиони или Лутры, а уже оттуда добраться до Панагии Фанеромени можно на такси.



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 мая 2025

«…Маленькая церковь Пресвятой Богородицы Фанеромени, некогда бывшая монастырской, находится в квартале Апозари. Храм однонефный, с тремя апсидами с восточной стороны, с деревянным стропильным перекрытием. В северной и западной стенах храма имеется два входа. В тимпанах над ними помещены изображения «Одигитрии» и «Гликофилусы», подтверждающие первоначальное посвящение церкви Пресвятой Богородице. Стены храма покрыты штукатуркой, скрывающей кладку и некоторые кирпичные орнаменты, украшавшие поверхность апсиды. С западной и северной сторон храма имеется современная пристройка.

Рядом с храмом были обнаружены остатки цистерны. Исходя из этого, Ф. Вафидис, П. Цамисис, Дракопулу и другие исследователи отождествляли его с упоминаемым в рукописях под 1341 г. храмом монастыря Пресвятой Богородицы Гистерниотиссы. Однако против этого отождествления Й. Голомбиас выдвинул существенные аргументы. Сохранившиеся росписи также указывают на то, что храм был построен и расписан в более позднее время, в конце XIV в. (по мнению Цигаридаса). О том, что храм был монастырским, свидетельствует несколько упоминаний в источниках XVIII-XX вв., а также изображение молящегося монаха, вероятно ктитора, перед Божией Матерью «Одигитрия» на северной стене наоса.

Внутри все пространство храма покрыто фресками, располагавшимися в три яруса, как в большинстве касторийских церквей второй половины XIV в. Фрески сильно закопчены и частично закрыты новой деревянной кровлей (щипцы восточной и западной стен). Тем не менее программа декорации вполне читается. В конхе апсиды размещено поясное изображение Богоматери «Знамение», под ним - композиция «Служба святых отцов», в конхе жертвенника - фигура первомученика Стефана, над ним в медальонах - образы пророков. Верхнюю часть восточной стены занимает «Благовещение Пресвятой Богородицы», с которого начинается праздничный цикл. Он продолжался на южной стене, однако здесь толстый слой копоти позволяет различить только смутные очертания; значительная часть фресок была утрачена, когда в южной стене было пробито окно. На западной стене сохранились большая сцена «Успение Пресвятой Богородицы» и изображение равноапостольной Елены. Над дверью - едва различимые остатки ктиторской надписи.

Росписи северной стены помимо упомянутого выше изображения молящегося перед «Одигитрией» монаха включают образ Христа Жизнодавца в нижнем ярусе. Кроме того, на северной стене находятся несколько изображений святых в медальонах в среднем регистре и евангельские сюжеты в верхнем: «Вход Господень в Иерусалим», «Крещение Господне», «Распятие», «Жены-мироносицы у гроба» и «Сошествие во ад». В иконографии сцен праздничного цикла несколько необычно изображение «Крещения» после «Входа Господня в Иерусалим». В остальном и выбор сюжетов, и лаконичные изводы, включающие только главных персонажей, типичны для росписей небольших однонефных храмов позднепалеологовского времени.

В евангельских сценах некрупные фигурки хорошо скомпонованы в живописном пространстве и ритмически согласованы друг с другом. Они кажутся легкими, почти бестелесными. Движения акцентируются жесткими складками одежд. Лица с мелкими и довольно резкими чертами имеют контрастную живописную моделировку, хотя выражения многих вполне спокойны. Ближайшими аналогами этих фресок являются иконы праздничного ряда из иконостаса церкви Трех святых (около 1400/01, Византийский музей в Кастории), фрески церкви мученицы Фотинии в Веррии, церквир равноапостольных Константина и Елены в Охриде (обе рубежа XIV и XV вв.) и другие.

В резном деревянном иконостасе церкви Пресвятой Богородицы Фанеромени находится древняя икона Христа Пантократора, которая по стилю и технике живописи может быть отнесена к концу XIV в. Характерный тип лика со строгим выражением, с мелкими, жестко очерченными чертами и при этом с хорошей живописной моделировкой объема очень близок к фрескам церкви великомученика Георгия Победоносца «ту Вуну» и другим росписям этой группы…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

КАСТОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 мая 2025

Церковь Богородицы Фанеромени — одна из старейших церквей на Халкидиках, которая сохранила бесценные реликвии. Если посмотреть на карту полуострова Халкидики, можно заметить Неа Скиони — один из самых удалённых курортов полуострова Кассандра. Он расположился в спокойной местности, в 110 км от Салоник. Такой район послужил удачным местом для появления церкви Панагии Фанеромени — одной из старейших на Халкидиках и одной из самых интересных.

Интерес туристов, в первую очередь, прикован к легенде о появлении церкви Панагии Фанеромени. Местные рассказывают, что в XVI веке поздним вечером один из жителей деревни заметил свет со стороны моря. Он решил: приближаются пираты, и тут же бросился разносить новость по всему посёлку, предупреждая односельчан о возможной опасности. К утру, когда свет приблизился к берегу, стало ясно, что это мраморная плита с изображением Девы Марии. Увиденное казалось невероятным — такая тяжёлая плита по всем законам не должна была плыть, подхватываемая волной. Посчитав событие знаком свыше, местные жители попросили турецкого бея разрешить строительство церкви и поместить там чудотворную икону.

Узнав о планах греческого населения, турок только посмеялся над ними. А затем бросил мраморную плиту с образом Богородицы и наступил на неё ногой. Внезапно плита будто стала мягкой и турок оказался в ловушке — как он ни старался, не мог освободить ногу. Христиане помолились и бей сумел выбраться. Раскаявшись, он разрешил строительство церкви. А по некоторым версиям — ещё и сам принял христианство вместе со своей семьёй.

Жители деревни выбрали для этого вершину холма — с него отлично просматривались окрестности и можно было заметить приближение пиратов. Строительство начали, но каждое утро замечали разрушения, а мраморную икону находили у моря. Тогда для возведения церкви выбрали (точнее, сама икона выбрала) прибрежную территорию — место, где образ Богородицы впервые вынесло на берег.

Согласно ещё одной легенде, икона плачет перед тяжёлыми историческими событиями. Так было перед Второй мировой войной, турецким вторжением на Кипр и историей с переименованием одной из югославских республик в «Македонию» — до сих пор это больной вопрос для греков.

Церковь не привлекает внимания — она не просто скромная, а даже маленькая и непримечательная. Придётся ориентироваться по указателям и кресту у дороги, чтобы не проехать нужный поворот. Несмотря на небольшой размер, церковь выделяется белоснежным цветом с элементами голубого. Она стоит в живописном месте с видом на море.

Узнав легенду о появлении церкви, самое время зайти внутрь. Интерьер Панагии Фанеромени украшен оригинальными фресками XVI века — они ровесники церкви. Уцелела и сама икона, благодаря которой в Неа Скиони появилась такая значимая достопримечательность. Она стоит у алтаря. Лик Богородицы почти полностью потускнел, но на камне виден след ступни. Кто-то верит легенде, но существует более реалистичное объяснение: образ Богородицы нанесли на постамент в том месте, где была нога античной статуи.

Каждый год 23 августа церковь Панагия Фанеромени служит местом проведения масштабного религиозного праздника, посвящённого Пресвятой Богородице. В это время в Неа Скиони съезжаются верующие из разных уголков полуострова Халкидики и Салоник. Они участвуют в праздничных службах и поклоняются иконе с уникальной историей.

В 3 км от Панагии Фанеромени расположился Неа Скиони. Это современный курортный посёлок, где можно остановиться для отдыха или просто пообедать — таверны Неа Скиони славятся блюдами из свежайшей рыбы. А ещё посёлок известен длинными чистыми пляжами. Он регулярно получает Голубой флаг и предлагает немало развлечений: от детских до спортивных площадок. Окрестности Неа Скиони — сосновые леса, которые отлично подходят для неторопливых прогулок.

Церковь Панагии Фанеромени расположена в 5 минутах езды от курорта Лутра. Часто церковь посещают именно по пути в Лутру. Эта деревушка славится целебными источниками. Здесь можно поправить здоровье в СПА-лечебнице или прогуляться по пешим тропам.

Панагию Фанеромени стоит увидеть не только ради святынь. Можно приехать в церковь ближе к вечеру, чтобы успеть насладиться закатом — в этих местах он особенно впечатляющий.

Церковь открыта почти в любое время, но иногда закрывается для посещения.

По материалам экскурсионного сервиса нескучных путешествий «Из Греции с любовью»: https://excursio.gr/

Церковь Панагия Фанеромени. Легенда одной святыни



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.