«…Маленькая церковь Пресвятой Богородицы Фанеромени, некогда бывшая монастырской, находится в квартале Апозари. Храм однонефный, с тремя апсидами с восточной стороны, с деревянным стропильным перекрытием. В северной и западной стенах храма имеется два входа. В тимпанах над ними помещены изображения «Одигитрии» и «Гликофилусы», подтверждающие первоначальное посвящение церкви Пресвятой Богородице. Стены храма покрыты штукатуркой, скрывающей кладку и некоторые кирпичные орнаменты, украшавшие поверхность апсиды. С западной и северной сторон храма имеется современная пристройка.
Рядом с храмом были обнаружены остатки цистерны. Исходя из этого, Ф. Вафидис, П. Цамисис, Дракопулу и другие исследователи отождествляли его с упоминаемым в рукописях под 1341 г. храмом монастыря Пресвятой Богородицы Гистерниотиссы. Однако против этого отождествления Й. Голомбиас выдвинул существенные аргументы. Сохранившиеся росписи также указывают на то, что храм был построен и расписан в более позднее время, в конце XIV в. (по мнению Цигаридаса). О том, что храм был монастырским, свидетельствует несколько упоминаний в источниках XVIII-XX вв., а также изображение молящегося монаха, вероятно ктитора, перед Божией Матерью «Одигитрия» на северной стене наоса.
Внутри все пространство храма покрыто фресками, располагавшимися в три яруса, как в большинстве касторийских церквей второй половины XIV в. Фрески сильно закопчены и частично закрыты новой деревянной кровлей (щипцы восточной и западной стен). Тем не менее программа декорации вполне читается. В конхе апсиды размещено поясное изображение Богоматери «Знамение», под ним - композиция «Служба святых отцов», в конхе жертвенника - фигура первомученика Стефана, над ним в медальонах - образы пророков. Верхнюю часть восточной стены занимает «Благовещение Пресвятой Богородицы», с которого начинается праздничный цикл. Он продолжался на южной стене, однако здесь толстый слой копоти позволяет различить только смутные очертания; значительная часть фресок была утрачена, когда в южной стене было пробито окно. На западной стене сохранились большая сцена «Успение Пресвятой Богородицы» и изображение равноапостольной Елены. Над дверью - едва различимые остатки ктиторской надписи.
Росписи северной стены помимо упомянутого выше изображения молящегося перед «Одигитрией» монаха включают образ Христа Жизнодавца в нижнем ярусе. Кроме того, на северной стене находятся несколько изображений святых в медальонах в среднем регистре и евангельские сюжеты в верхнем: «Вход Господень в Иерусалим», «Крещение Господне», «Распятие», «Жены-мироносицы у гроба» и «Сошествие во ад». В иконографии сцен праздничного цикла несколько необычно изображение «Крещения» после «Входа Господня в Иерусалим». В остальном и выбор сюжетов, и лаконичные изводы, включающие только главных персонажей, типичны для росписей небольших однонефных храмов позднепалеологовского времени.
В евангельских сценах некрупные фигурки хорошо скомпонованы в живописном пространстве и ритмически согласованы друг с другом. Они кажутся легкими, почти бестелесными. Движения акцентируются жесткими складками одежд. Лица с мелкими и довольно резкими чертами имеют контрастную живописную моделировку, хотя выражения многих вполне спокойны. Ближайшими аналогами этих фресок являются иконы праздничного ряда из иконостаса церкви Трех святых (около 1400/01, Византийский музей в Кастории), фрески церкви мученицы Фотинии в Веррии, церквир равноапостольных Константина и Елены в Охриде (обе рубежа XIV и XV вв.) и другие.
В резном деревянном иконостасе церкви Пресвятой Богородицы Фанеромени находится древняя икона Христа Пантократора, которая по стилю и технике живописи может быть отнесена к концу XIV в. Характерный тип лика со строгим выражением, с мелкими, жестко очерченными чертами и при этом с хорошей живописной моделировкой объема очень близок к фрескам церкви великомученика Георгия Победоносца «ту Вуну» и другим росписям этой группы…»
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/