Запустевшее в Смутное время село Рождественское, находившееся на месте современного села Вельяминова, долго не упоминалось после освобождения карачевских земель после Польско-Литовского владычества. В относящихся к 1638, 1653-1654 гг. документах мы находим лишь записи о пустовой "оброчной" Рождественской земле. Лишь в 1669 году эта земля была "отдана из Карачева благовещенскому попу Артемью", и через 3 года, его тщанием на ней вновь построили церковь в честь Рождества Христова. Выданная патриархом Иоасафом хрмаоздатная грамота около двух с половиной веков хранилась в вельяминовском храме, посведениям 1905г. она по прежнему находилась в храме.
В процессе перестроек и расширения Рождественского храма, в течение первой половины 18 века, он обрёл еще один престол - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Антиминс на его освящение был выдан священнику Ивану Герасимову 6 марта 1711 года. В 1745 г. в селе "Рождественское, что у княже гати" упоминаются церкви Рождества Богородицы и теплый храм во имя Рождества Христова. Обычно в документах тех лет таким образом прописывались престолы одного храма: главный упоминался первым - после него придельный.
Шли годы, численность прихода увеличивалась, а деревянная церковь ветшала. Тщанием и на средства прихожан, в середине 1830-х гг. в селе, обретшим к тому времени название Вельямино в честь своего владельца, был выстроен каменный храм в честь Рождества Богородицы. Строительство церкви закончили в 1837 г. В клировой ведомости 1841 г., помимо главного престола, упоминается один придельный - во имя Николая чудотворца, а в документах начала ХХ в. значится второй придел - во имя Бориса и Глеба.
Одноглавая церковь имела железную кровлю, снаружи была покрыта масляной краской, а внутри оштукатурена и расписана. Размеры храма состовляли 33.5 х 11.5 х 5.25 м. В здании насчитывалось 16 больших окон нижнего света и 6 малых в завершающей части. Каменная, четырёх ярусная колоколня, высота которой достигала 21 м, была построена позже основной части: в клировой ведомости 1841 г. колоколня значится деревянной. В 1915 г. звон колокольни состоял из 6 медных колоколов.
Входы в храм располагались традиционно с трех сторон и имели двустворчатые двери, две из которых были обиты железом. Необычно много дверей находилось внутри храма: восемь. В 1841 г. вся церковь упоминалась холодной. А к 1910 г. трапезную с двумя приделами оборудовали "голландской печью". Все три престола храма были срублены из дума и сосны.
Центральный иконостас Рождественской церкви имел размеры 8,7 х 11,4 м, иконостас южного придела - 7,1 х 4 м, а северного - 8,7 х 3,5 м. В 1899 г. в процессе капитального ремонта внутри храма все иконостасы были обновлены. Сведений о каких-либо древних или местночтимых иконах Рождественской церкви в найденных документах не обнаружено, но есть запись о почитании прихожанами пребывавших в храме частиц мощей св. великомученика Пантелеимона и св. мучеников Ефимия, Игнатия и Акакия, которые пожертвовал в Вельяминовскую церковь монастырь на Афонской горе. Рождественский храм капитально ремонтировался в 1899 и 1908 гг. Оба ремонта проводились тщанием прихожан.
В страховой ведомости 1910 г. сохранность церкви Рождества Богородицы названа хорошей. Назначенная комиссией страховая оценка церковного здания составила 7800 руб. Церковную территорию, имевшую размер по периметру более 150 м, окружала каменная ограда высотой около 1,5 м с железным покрытием, тремя воротами и двумя калитками. Эта ограда была выстроена в 1892 г. на средства прихожан. Над её главными вратами находилась икона с ликами Александра Невского и Марии Магдалины. Перед ней ежегодно 17 октября служили молебен. В 1895 г. близ храма была построена деревянная сторожка. В 1911 г. её срубили заново.
О приписанной к Рождественской церкви земле в клировой ведомости 1841 г. имеется такая запись: «Земля при оной церкви писцовая. В бесспорном владении усадебной четверть, пахотной примерно двадцать семь, сенокосной не имеется». В 1910 г. при храме числилось 10 десятин усадебной, 45 - пахотной, 4 - сенокосной и 5 - «неудобной» чернозёмной земли. Копии метрических книг хранились в храме с 1800 г., исповедальные росписи - с 1789 г.
В первой половине ХХ в. в Вельяминове служили священники: Василий Афанасьев, Гавриил Иванов и Иван Никитин, умершие до 1841 г. В упомянутом году священниками Рождественской церкви были Павел Беляев и Алексей Голубов; кроме них в храме служили дьякон и четыре причетника. В 1891-1903 гг. упоминается священник Алексей Беляев. В 1903 г. на службу в церковь был назначен молодой священник Иван Свиридов. В состав причта на рубеже ХIХ-ХХ вв. входили также дьякон и псаломщик. Жалованья от казны служители не получали, и это обстоятельство дало повод после посещения села в 1894 г. епископом Мисаилом отметить, что «содержание членов будто бы недостаточно». В 1926 г. упоминается священник Иван Мосин.
В 1841 г. вельяминовский приход состоял из двух частей, причём жители самого села были между ними поделены. В первую часть прихода входили также обитатели деревни Чернева, а во вторую - крестьяне деревень Емельянова, Перькова, Сквировка и Шемятка. Всего в приходе насчитывалось 105 дворов, 530 мужчин и 573 женщины. В начале ХХ в. приход на части не делился и состоял из жителей села и деревень Новокульнево, Хоповка (позднее переименована в Набережную), Чернева и Шемятка. В нём числилось до 360 крестьянских домов, в которых жительствовали 1164 души мужского и 1190 душ женского пола. В 1910 г. в составе прихода вместо переведённого в приход села Глинки Новокульнева указывалась деревня Ленивка, а всего в приходе было 440 дворов, 1403 мужчины и 1428 женщин.
В 1885 г. в Вельяминове на средства прихожан открыли школу грамоты. В 1910 г. в церковной библиотеке находилось 30 томов книг. В конце 1936 г. религиозная община села Вельяминова жаловалась во ВЦИК на неправомерный запрет богослужений под предлогом угрозы обвала здания храма и на необоснованно короткие сроки, поставленные технической комиссией для проведения ремонта. После этого Рождественский храм действующим уже не упоминается. В 1948 г. его здание значится разобранным на кирпич.
Церковь Рождества Богородицы стояла в отдалении от села, на краю кладбища, расположенного в километре на северо-восток. На карте середины ХХ в. это место обозначено как самостоятельный населённый пункт под названием Поповка, не значащийся в официальных списках - здесь в то время проживали священнослужители Рождественской церкви. Теперь же жилых построек возле кладбища нет, как нет и старинных надгробий на сохранившемся погосте. Место церкви угадывается по отсутствию на нём захоронений, как это бывает, когда фундамент храма остался неразобранным.
Источники и литература: "Храмы Карачевского района"