ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Литрангоми. Церковь Панагии Канакарии.


Литрангоми. Церковь Панагии Канакарии
Церковь.   
Год постройки:приблизительно 475 - 500.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Кипр, Фамагуста, селение Литрангоми

Координаты: 35.477565, 34.16373



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 апреля 2025

Церковь Канакирии Пресвятой Богородицы расположена близ деревни Литрангоми на полуострове Карпасия (Кипр). Построенная в конце V в. К. ц. могла принадлежать раннехристианскому поселению, располагавшемуся севернее на горном склоне. Она уцелела во время первых арабских нашествий VII в. и в эпоху иконоборчества. После возвращения Кипра под власть Византийской империи (965) церковь была перестроена. Вероятно, это произошло в XII в., в период расцвета Кипра при династии Комнинов. Однако первые письменные свидетельства о К. ц. появляются значительно позже установления на острове лат. владычества (1191).

К XV в. местность уже имела настоящее название. Деревня Канакария упоминается в «Хронике» Леонтия Махераса (первая половина XV в.) и в заметке о турецком набеге 1451 г. в рукописи Paris. gr. 1626. Деревни Канакария и Литрангоми были частью королевского домена Лузиньянов, о чем свидетельствует «Описание Кипрского королевства», составленное вскоре после перехода острова под власть Венецианской республики (1489). Источники эпохи Лузиньянов ничего не говорят о статусе храма. Согласно местному преданию, одно время он использовался совместно православными и католиками, что не было на Кипре редкостью. Современный облик церковь приобрела, вероятно, в конце XV - начале XVI в., в период активного восстановления и обновления греческих храмов. В это время в люнете над южным входом была создана фреска Божией Матери с Младенцем с надписью: «Богоматерь Канакария».

Есть основания полагать, что незадолго до турецкого завоевания 1570-1571 гг. храм перешел в юрисдикцию Фамагустской епископии и был превращен в монастырь. Когда в начале XVII в. вместо этой епархии была учреждена Киринийская, монастырь был подчинен архиепископу. Он продолжал существовать до конца XVIII в., что подтверждается несколькими свидетельствами. В надписи 1779 г. над западным порталом упоминается игумен Хрисанф, отремонтировавший храм. Из имущественных документов архиепископии известно, что в 1780 г. были отпущены средства на ремонт церкви и келий. В «Хронологической истории острова Кипр», изданной архимандритом Киприаном в 1788 г., Канакария значилась как монастырь. Этот статус сохранялся за ней вплоть до XX в., хотя с середины XIX в. монастырские земли стали сдаваться в аренду сначала монахам, потом мирянам. Когда в 1895 г. К. ц. посетил русский ученый Я. И. Смирнов, впервые обследовавший этот памятник, насельники в монастыре отсутствовали. Деревня Канакария перестала существовать, а жители Литрангоми, несмотря на то что там была церковь, стали использовать К. ц. как приходский храм.

Название «Канакария», вероятнее всего, происходит от греческого слова καν?κι (ласка). В существующей форме оно могло бы быть эпитетом Богородичного образа «Ласкающая», то есть синонимом более распространенного эпитета γλυκοφιλο?σα. В 1895 г. Смирнов записал предание, согласно которому название обители происходит от турецких слов kan (кровь) и akar (текущая). По одной из версий предания, кровь источал мозаичный образ Богоматери, пронзенный арабом. Подобное чудо с неким кипрским образом известно по средневековым источникам, однако его связь с К. ц. не может быть доказана и скорее всего является предположением собеседника Смирнова. Турецкая этимология названия церкви также не выдерживает критики, поскольку название закрепилось за храмом задолго до османского завоевания.

Перед храмом имеется двор, в который с запада ведут ворота. С южной стороны двор замыкает двухэтажное здание в традиционном кипрском стиле (его западная часть в настоящее время находится в руинированном состоянии). Ниже расположены каменные стойла и складские помещения, выходящие в крытый портик с аркадой из низких стрельчатых арок, над ними - кельи, к которым ведет внешняя лестница. С северной стороны двора находятся развалины одноэтажных зданий. Остатки более ранних построек видны также в других местах двора. Южный корпус, вероятно, построен на основании более древнего, а с западной стороны, возможно, был еще ряд келий. С восточной стороны двора стоит церковь, вокруг которой есть несколько захоронений. Вход в комплекс, очевидно, долгое время был с южной стороны церкви, поскольку там сооружен притвор и с этой же стороны есть проем в ограде, выходящий на дорогу.

Здание церкви представляет собой трехнефную трехапсидную базилику с добавленными позднее нартексом с запада и купольным притвором на колонках со стороны южного фасада. Над средней частью центрального нефа расположен купол на высоком барабане с четырьмя окнами. Вима и центральная ячейка нартекса перекрыты низкими куполами без барабанов, западной и восточной части центрального нефа и боковые нефы - цилиндрическими сводами. Боковые части нартекса имеют поперечные (относительно оси базилики) цилиндрические своды. На восточной стене сохранились остатки фресок. Из нартекса в наос вели три двери, северная заложена. Центральный неф отделен от боковых столбами, несущими узкие аркады; некогда к столбам примыкали плоские пилястры, поднимавшиеся до сводов. На столбах, в софитах арок и на стенах над аркадами остались фрагменты росписей. От первоначального убранства храма сохранились мозаики в апсиде.

Полное систематическое изучение памятника стало возможным после реставрационных работ, проведенных по инициативе архиепископии и Департамента древностей Кипра. После землетрясения 1941 г. некоторые участки кладки в восточной части церкви и в куполе были укреплены бетоном. В 1949 г. то же было сделано в западной части здания. В 1950 г. реставрационные работы возглавил А. Х. С. Миго. В 1950 г. он раскрыл большую часть мозаик, в 1952 и 1954 гг. расчистил и укрепил их. Работы были завершены в 1970 г. Исследования, проведенные во время реставрации, позволили воссоздать сложную историю строительства К. ц.

Согласно реконструкции Миго, первоначальная церковь была возведена в конце V в. и представляла собою трехнефную базилику со стропильным перекрытием, с одной или тремя апсидами, с колоннадами, разделявшими нефы, и, возможно, с атриумом. В апсиде базилики находились епископский престол и синтрон (их убрали между 1914 и 1920, но их изображения были опубликованы Смирновым - Смирнов. 1897. С. 68, 71). Синтрон не был полукруглым: к трону вели три широкие прямые ступени. Формы нескольких капителей, оставшихся от колонн первоначальной базилики, также соответствуют датировке конца V в. В начале правления император Юстиниана I (возможно, около 526-530, после сильного землетрясения, разрушившего многие здания на Кипре) базилика была отремонтирована (неф отделен от вимы триумфальной аркой) и украшена мозаиками.

Вероятно, после первых арабских набегов (не ранее 700) колоннады были заменены аркадами на столбах с приставными пилястрами; скорее всего в это время был устроен трехчастный алтарь с проходами в диаконник и жертвенник, сделанными в стенах вимы. Возможно, тогда же над вимой было возведено высокое перекрытие, либо стропильное, либо купольное. Аналогичная реставрация базилики святого Епифания в Саламине косвенно подтверждает дату первой перестройки К. ц. в начале VIII в.

В результате второй перестройки, которую на основании стилистического анализа можно отнести к XII в., храм получил сводчатые перекрытия над вимой (низкий купол неправильной формы на парусах) и нефами (цилиндрические своды). Над центральной частью главного нефа был возведен купол на парусах (ныне существующий купол относится к одной из следующих перестроек). Тогда же добавлен нартекс. Сохранились некоторые фрески этого периода: великомученица Варвара в одной из арок и архангел Гавриил в южном нефе. Эти росписи были выполнены в XII в., на завершающей стадии работ по обновлению храма. Именно в этот период на Кипре наибольшее распространение получили купольные церкви.

Южный неф еще раз перестраивался, вероятно в XIII в. В результате его свод стал значительно выше свода северного нефа, а южная стена была полностью переделана. На ней имеется два изображения великомученика Георгия Победоносца, одно поверх другого. Нижнее по стилю может быть отнесено к XIII в., верхнее - к концу XV или началу XVI в. На верхнем изображении сохранились граффити 1598 г. В северной части центральной купольной ячейки главного нефа видны фрагменты сцены «Страшный Суд», сделанные до третьей перестройки, возможно в XIV в.

Третья реставрация (конец XV - начало XVI в.), видимо, была связана с переделкой главного купола, барабана и подпружных арок, после чего церковь снова была расписана. Фрески сохранились в виме и в других местах. К этому же слою относятся «Благовещение» на триумфальной арке, образ Божией Матери «Канакария» в люнете южного вестибюля и изображение великомученика Георгия с граффити 1598 г. на южной стене. Вероятно, эта реставрация прошла в первые годы венецианского правления, возможно после сильного землетрясения 1491 г. Датировка конец XV - начало XVI в. соответствует стилю фресок.

К 1750 г. купол был разрушен и возведен заново, очевидно в 1779 г. игуменом Хрисанфом. Тогда же, вероятно, были заштукатурены части стен и отремонтирована западная стена с главным порталом, над которым находится надпись с упоминанием игумена Хрисанфа. В 1888 г. достроена отдельно стоящая колокольня. Последний ремонт храма в 1920 г. был связан с появлением трещины в конхе апсиды. Возможно, тогда убрали синтрон и епископский престол и заложили ниши, оставшиеся от боковых окон апсиды.

В апсиде церкви до недавнего времени сохранялось мозаичное убранство VI в., занимавшее всю внутреннюю поверхность конхи. Мозаика представляла собой единое поле, ограниченное бордюром и разделенное орнаментальной лентой на две части. В софитах апсидной арки шла полоса с погрудными образами апостолов в медальонах. Очевидно, мозаики были также на триумфальной арке над апсидой, но сейчас эти участки стен закрыты позднейшими конструкциями, видны только фрагменты еще одной орнаментальной ленты.

Центральную часть конхи занимало изображение Богоматери с Младенцем на троне, в мандорле славы, с двумя архангелами по сторонам, на фоне райского пейзажа. Изображение правого архангела почти полностью утрачено, левая часть фигуры Богородицы и голова тоже не сохранились. Трон имеет спинку в виде лиры. Младенец с крещатым нимбом, одетый в синий хитон и кремовый гиматий, восседает на коленях Богоматери строго фронтально и держит в руках свиток.

Изображение Богоматери с Младенцем как символ Боговоплощения было излюбленной темой византийской храмовой декорации в доиконоборческое время и часто помещалось в конхе апсиды. Оно фигурирует во всех трех кипрских мозаичных ансамблях этого периода - в Ангелоктисты Панагии церкви, в церкви Панагии Киры в селении Ливади и в К. ц. Иконография Богоматери с Младенцем на троне и с архангелами, вероятно, имела константинопольское происхождение и к VI в. получила повсеместное распространение (например, энкаустическая икона из Екатерины великомученицы монастыря на Синае, мозаика церкви Сант-Аполлинаре-Нуово, мозаика базилики Евфрасия в Порече и другие).

Особенностью мозаики К. ц. является мандорла, окружающая не только Младенца, но и Богородицу. Мандорла является знаком Божественной сущности Христа. Как полагает М. Сакопуло, появление в мозаике К. ц. мандорлы, включающей фигуру Богоматери, является отражением борьбы с монофизитством, распространенным на близких к Кипру территориях Сирии и Египта. Еще один элемент композиции, обычно сопровождавший изображения Христа во славе в апсидах раннехристианских церквей, - райский пейзаж (фигуры архангелов фланкируют деревья, напоминающие пальмы).

Медальоны с образами апостолов соединены лентой растительного орнамента в виде побегов аканфа. С северной стороны арки сверху вниз располагались изображения апостолов Павла (поврежденное), Андрея, Матфея, Фаддея, Марка, Фомы, с южной стороны в двух верхних несохранившихся медальонах - вероятно, Петра и Иоанна и затем Филиппа (образ сохранился наполовину), Луки (плохой сохранности), Иакова и Варфоломея. В зените арки должен был быть 13-й медальон, в котором могла размещаться хризма. Каждое изображение сопровождает разделенная на два столбца надпись с именем. Все апостолы представлены на синем фоне, облачены в разноцветные хитоны и гиматии; евангелисты держат в руках Евангелия.

Иконография образов апостолов в К. ц. соответствует сложившейся к VI в. традиции (средние мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, базилики монастыря великомученицы Екатерины на Синае и другие). Сочетание изображений апостолов с центральной композицией, вероятно, восходит к переработанной раннехристианской иконографии «Вознесения» - «Второго пришествия». О том, что такие алтарные композиции были, свидетельствуют ампулы Монцы 1, 10, 11 и Боббио 13 (согласно нумерации А. Грабара), римские мозаики (церкви Сан-Венанцио, VII в.), фрески Бауита (VI в.), коптская ткань из Музея искусств в Кливленде (VI в.). Последняя особенно близка по смыслу к мозаике К. ц.: верхнее поле занимают фигуры ангелов, возносящих мандорлу с Христом, ниже помещен образ Богородицы с Младенцем на троне и с архангелами, на нижнем и на боковых полях представлены апостолы. Если эта ткань действительно воспроизводит некую алтарную композицию, то понятно, почему на ее верхнем поле нет медальонов с апостолами. Верхняя часть композиции (с возносящимся Христом) очень подходит для оформления триумфальной арки над апсидой, и, вероятно, именно такой сюжет украшал триумфальную арку в К. ц. Таким образом, апостолы на мозаике К. ц. присутствуют и как свидетели Боговоплощения, и, возможно, как свидетели Вознесения и пророчества о Втором пришествии.

Притом, что характер центральной композиции торжественный и иератичный, в движении архангелов, в трактовке драпировок и особенно ликов много живости и натуральности. Все образы выполнены в одной технике и единой цветовой гамме. При сравнительно небольшом масштабе изображений они набраны довольно крупными тессерами, что ведет к некоторой живописной небрежности и «импрессионистической» неровности поверхности. Черты лиц некрупные и простые по формам, в них отсутствуют характерные для зрелого VI в. симметрия, жесткость линейной проработки, преувеличенный размер глаз. Все это сближает мозаики К. ц. с мозаиками церкви монастыря Осиос Давид (последняя четверть V в.), некоторыми мозаиками Димитрия Солунского великомученика бализики в Фессалонике (вторая половина V в.) и отличает их от мозаик первой половины VI в. в Равенне, Риме, Порече.

Из памятников VI в. в качестве аналогии может быть предложен фрагмент мозаики из ц. Санта-Мария-Формоза в Пуле. В ранневизантийский период классическое направление продолжало существовать параллельно с более строгим, условным стилем, поэтому отмеченные различия могли быть связаны не столько с хронологической дистанцией, сколько со спецификой местной традиции, тяготевшей к классическим, эллинистическим в своей основе началам. Производство мозаики на Кипре было хорошо развито еще в античности. Как свидетельствуют сохранившиеся памятники и археологические находки, в ранневизантийский период здесь создавались десятки мозаичных ансамблей. Нет оснований предполагать, что в К. ц. работали приезжие, и наиболее вероятным представляется авторство местных мастеров, а временем создания мозаик - начало правления императора Юстиниана I.

В 1979 г., после турецкой оккупации Северного Кипра (1974), К. ц. была разграблена, мозаики частично разрушены, частично сняты со стены и вывезены. В 1985 г. были обнаружены и возвращены на Кипр медальоны с изображениями апостолов Луки и Варфоломея, в 1989-1991 гг. - фрагменты образа Богоматери с Младенцем, изображения головы архангела Михаила, апостолов Матфея и Иакова, в 1997 г. - апостолов Фаддея, Фомы, правой руки архангела Гавриила и левой руки Богородицы. В настоящее время они хранятся в Византийском музее архиепископа Макария III в Никосии.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 апреля 2025

«…Несомненное сходство с равеннскими памятниками первой половины VI века обнаруживают мозаики церкви Панагии Канакарии в деревне Литранкоми на Кипре, дающие представление о тех архаических восточных образцах, которые находили порою немалый отклик у равеннских мастеров. В конхе апсиды представлена Богоматерь на троне (голова полностью утрачена). Она придерживает сидящего на ее коленях Христа. Обе фигуры даны в строгих фронтальных позах. По сторонам стоят два ангела, чьи изображения пострадали от времени. Примечательной иконографической деталью мозаики является мандорла, обычная для Христа и необычная для Богоматери. По-видимому, сияние было перенесено с Христа на Марию с целью подчеркнуть, что она истинная Матерь Божия. Тем самым утверждалась непреложность догмы о божественности ее Сына с момента его рождения. По своду триумфальной арки расположены тринадцать медальонов с полуфигурами Христа и апостолов (уцелело десять медальонов). По характеру довольно жесткого выполнения, с преобладанием тяжелых линий, они напоминают медальоны с бюстами апостолов и святых в Архиепископской капелле и Сан Витале в Равенне. Авторами мозаик Панагии Канакарии, возникших не позднее середины VI века, были, вероятнее всего, сирийские мастера…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.