Церковь Канакирии Пресвятой Богородицы расположена близ деревни Литрангоми на полуострове Карпасия (Кипр). Построенная в конце V в. К. ц. могла принадлежать раннехристианскому поселению, располагавшемуся севернее на горном склоне. Она уцелела во время первых арабских нашествий VII в. и в эпоху иконоборчества. После возвращения Кипра под власть Византийской империи (965) церковь была перестроена. Вероятно, это произошло в XII в., в период расцвета Кипра при династии Комнинов. Однако первые письменные свидетельства о К. ц. появляются значительно позже установления на острове лат. владычества (1191).
К XV в. местность уже имела настоящее название. Деревня Канакария упоминается в «Хронике» Леонтия Махераса (первая половина XV в.) и в заметке о турецком набеге 1451 г. в рукописи Paris. gr. 1626. Деревни Канакария и Литрангоми были частью королевского домена Лузиньянов, о чем свидетельствует «Описание Кипрского королевства», составленное вскоре после перехода острова под власть Венецианской республики (1489). Источники эпохи Лузиньянов ничего не говорят о статусе храма. Согласно местному преданию, одно время он использовался совместно православными и католиками, что не было на Кипре редкостью. Современный облик церковь приобрела, вероятно, в конце XV - начале XVI в., в период активного восстановления и обновления греческих храмов. В это время в люнете над южным входом была создана фреска Божией Матери с Младенцем с надписью: «Богоматерь Канакария».
Есть основания полагать, что незадолго до турецкого завоевания 1570-1571 гг. храм перешел в юрисдикцию Фамагустской епископии и был превращен в монастырь. Когда в начале XVII в. вместо этой епархии была учреждена Киринийская, монастырь был подчинен архиепископу. Он продолжал существовать до конца XVIII в., что подтверждается несколькими свидетельствами. В надписи 1779 г. над западным порталом упоминается игумен Хрисанф, отремонтировавший храм. Из имущественных документов архиепископии известно, что в 1780 г. были отпущены средства на ремонт церкви и келий. В «Хронологической истории острова Кипр», изданной архимандритом Киприаном в 1788 г., Канакария значилась как монастырь. Этот статус сохранялся за ней вплоть до XX в., хотя с середины XIX в. монастырские земли стали сдаваться в аренду сначала монахам, потом мирянам. Когда в 1895 г. К. ц. посетил русский ученый Я. И. Смирнов, впервые обследовавший этот памятник, насельники в монастыре отсутствовали. Деревня Канакария перестала существовать, а жители Литрангоми, несмотря на то что там была церковь, стали использовать К. ц. как приходский храм.
Название «Канакария», вероятнее всего, происходит от греческого слова καν?κι (ласка). В существующей форме оно могло бы быть эпитетом Богородичного образа «Ласкающая», то есть синонимом более распространенного эпитета γλυκοφιλο?σα. В 1895 г. Смирнов записал предание, согласно которому название обители происходит от турецких слов kan (кровь) и akar (текущая). По одной из версий предания, кровь источал мозаичный образ Богоматери, пронзенный арабом. Подобное чудо с неким кипрским образом известно по средневековым источникам, однако его связь с К. ц. не может быть доказана и скорее всего является предположением собеседника Смирнова. Турецкая этимология названия церкви также не выдерживает критики, поскольку название закрепилось за храмом задолго до османского завоевания.
Перед храмом имеется двор, в который с запада ведут ворота. С южной стороны двор замыкает двухэтажное здание в традиционном кипрском стиле (его западная часть в настоящее время находится в руинированном состоянии). Ниже расположены каменные стойла и складские помещения, выходящие в крытый портик с аркадой из низких стрельчатых арок, над ними - кельи, к которым ведет внешняя лестница. С северной стороны двора находятся развалины одноэтажных зданий. Остатки более ранних построек видны также в других местах двора. Южный корпус, вероятно, построен на основании более древнего, а с западной стороны, возможно, был еще ряд келий. С восточной стороны двора стоит церковь, вокруг которой есть несколько захоронений. Вход в комплекс, очевидно, долгое время был с южной стороны церкви, поскольку там сооружен притвор и с этой же стороны есть проем в ограде, выходящий на дорогу.
Здание церкви представляет собой трехнефную трехапсидную базилику с добавленными позднее нартексом с запада и купольным притвором на колонках со стороны южного фасада. Над средней частью центрального нефа расположен купол на высоком барабане с четырьмя окнами. Вима и центральная ячейка нартекса перекрыты низкими куполами без барабанов, западной и восточной части центрального нефа и боковые нефы - цилиндрическими сводами. Боковые части нартекса имеют поперечные (относительно оси базилики) цилиндрические своды. На восточной стене сохранились остатки фресок. Из нартекса в наос вели три двери, северная заложена. Центральный неф отделен от боковых столбами, несущими узкие аркады; некогда к столбам примыкали плоские пилястры, поднимавшиеся до сводов. На столбах, в софитах арок и на стенах над аркадами остались фрагменты росписей. От первоначального убранства храма сохранились мозаики в апсиде.
Полное систематическое изучение памятника стало возможным после реставрационных работ, проведенных по инициативе архиепископии и Департамента древностей Кипра. После землетрясения 1941 г. некоторые участки кладки в восточной части церкви и в куполе были укреплены бетоном. В 1949 г. то же было сделано в западной части здания. В 1950 г. реставрационные работы возглавил А. Х. С. Миго. В 1950 г. он раскрыл большую часть мозаик, в 1952 и 1954 гг. расчистил и укрепил их. Работы были завершены в 1970 г. Исследования, проведенные во время реставрации, позволили воссоздать сложную историю строительства К. ц.
Согласно реконструкции Миго, первоначальная церковь была возведена в конце V в. и представляла собою трехнефную базилику со стропильным перекрытием, с одной или тремя апсидами, с колоннадами, разделявшими нефы, и, возможно, с атриумом. В апсиде базилики находились епископский престол и синтрон (их убрали между 1914 и 1920, но их изображения были опубликованы Смирновым - Смирнов. 1897. С. 68, 71). Синтрон не был полукруглым: к трону вели три широкие прямые ступени. Формы нескольких капителей, оставшихся от колонн первоначальной базилики, также соответствуют датировке конца V в. В начале правления император Юстиниана I (возможно, около 526-530, после сильного землетрясения, разрушившего многие здания на Кипре) базилика была отремонтирована (неф отделен от вимы триумфальной аркой) и украшена мозаиками.
Вероятно, после первых арабских набегов (не ранее 700) колоннады были заменены аркадами на столбах с приставными пилястрами; скорее всего в это время был устроен трехчастный алтарь с проходами в диаконник и жертвенник, сделанными в стенах вимы. Возможно, тогда же над вимой было возведено высокое перекрытие, либо стропильное, либо купольное. Аналогичная реставрация базилики святого Епифания в Саламине косвенно подтверждает дату первой перестройки К. ц. в начале VIII в.
В результате второй перестройки, которую на основании стилистического анализа можно отнести к XII в., храм получил сводчатые перекрытия над вимой (низкий купол неправильной формы на парусах) и нефами (цилиндрические своды). Над центральной частью главного нефа был возведен купол на парусах (ныне существующий купол относится к одной из следующих перестроек). Тогда же добавлен нартекс. Сохранились некоторые фрески этого периода: великомученица Варвара в одной из арок и архангел Гавриил в южном нефе. Эти росписи были выполнены в XII в., на завершающей стадии работ по обновлению храма. Именно в этот период на Кипре наибольшее распространение получили купольные церкви.
Южный неф еще раз перестраивался, вероятно в XIII в. В результате его свод стал значительно выше свода северного нефа, а южная стена была полностью переделана. На ней имеется два изображения великомученика Георгия Победоносца, одно поверх другого. Нижнее по стилю может быть отнесено к XIII в., верхнее - к концу XV или началу XVI в. На верхнем изображении сохранились граффити 1598 г. В северной части центральной купольной ячейки главного нефа видны фрагменты сцены «Страшный Суд», сделанные до третьей перестройки, возможно в XIV в.
Третья реставрация (конец XV - начало XVI в.), видимо, была связана с переделкой главного купола, барабана и подпружных арок, после чего церковь снова была расписана. Фрески сохранились в виме и в других местах. К этому же слою относятся «Благовещение» на триумфальной арке, образ Божией Матери «Канакария» в люнете южного вестибюля и изображение великомученика Георгия с граффити 1598 г. на южной стене. Вероятно, эта реставрация прошла в первые годы венецианского правления, возможно после сильного землетрясения 1491 г. Датировка конец XV - начало XVI в. соответствует стилю фресок.
К 1750 г. купол был разрушен и возведен заново, очевидно в 1779 г. игуменом Хрисанфом. Тогда же, вероятно, были заштукатурены части стен и отремонтирована западная стена с главным порталом, над которым находится надпись с упоминанием игумена Хрисанфа. В 1888 г. достроена отдельно стоящая колокольня. Последний ремонт храма в 1920 г. был связан с появлением трещины в конхе апсиды. Возможно, тогда убрали синтрон и епископский престол и заложили ниши, оставшиеся от боковых окон апсиды.
В апсиде церкви до недавнего времени сохранялось мозаичное убранство VI в., занимавшее всю внутреннюю поверхность конхи. Мозаика представляла собой единое поле, ограниченное бордюром и разделенное орнаментальной лентой на две части. В софитах апсидной арки шла полоса с погрудными образами апостолов в медальонах. Очевидно, мозаики были также на триумфальной арке над апсидой, но сейчас эти участки стен закрыты позднейшими конструкциями, видны только фрагменты еще одной орнаментальной ленты.
Центральную часть конхи занимало изображение Богоматери с Младенцем на троне, в мандорле славы, с двумя архангелами по сторонам, на фоне райского пейзажа. Изображение правого архангела почти полностью утрачено, левая часть фигуры Богородицы и голова тоже не сохранились. Трон имеет спинку в виде лиры. Младенец с крещатым нимбом, одетый в синий хитон и кремовый гиматий, восседает на коленях Богоматери строго фронтально и держит в руках свиток.
Изображение Богоматери с Младенцем как символ Боговоплощения было излюбленной темой византийской храмовой декорации в доиконоборческое время и часто помещалось в конхе апсиды. Оно фигурирует во всех трех кипрских мозаичных ансамблях этого периода - в Ангелоктисты Панагии церкви, в церкви Панагии Киры в селении Ливади и в К. ц. Иконография Богоматери с Младенцем на троне и с архангелами, вероятно, имела константинопольское происхождение и к VI в. получила повсеместное распространение (например, энкаустическая икона из Екатерины великомученицы монастыря на Синае, мозаика церкви Сант-Аполлинаре-Нуово, мозаика базилики Евфрасия в Порече и другие).
Особенностью мозаики К. ц. является мандорла, окружающая не только Младенца, но и Богородицу. Мандорла является знаком Божественной сущности Христа. Как полагает М. Сакопуло, появление в мозаике К. ц. мандорлы, включающей фигуру Богоматери, является отражением борьбы с монофизитством, распространенным на близких к Кипру территориях Сирии и Египта. Еще один элемент композиции, обычно сопровождавший изображения Христа во славе в апсидах раннехристианских церквей, - райский пейзаж (фигуры архангелов фланкируют деревья, напоминающие пальмы).
Медальоны с образами апостолов соединены лентой растительного орнамента в виде побегов аканфа. С северной стороны арки сверху вниз располагались изображения апостолов Павла (поврежденное), Андрея, Матфея, Фаддея, Марка, Фомы, с южной стороны в двух верхних несохранившихся медальонах - вероятно, Петра и Иоанна и затем Филиппа (образ сохранился наполовину), Луки (плохой сохранности), Иакова и Варфоломея. В зените арки должен был быть 13-й медальон, в котором могла размещаться хризма. Каждое изображение сопровождает разделенная на два столбца надпись с именем. Все апостолы представлены на синем фоне, облачены в разноцветные хитоны и гиматии; евангелисты держат в руках Евангелия.
Иконография образов апостолов в К. ц. соответствует сложившейся к VI в. традиции (средние мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, базилики монастыря великомученицы Екатерины на Синае и другие). Сочетание изображений апостолов с центральной композицией, вероятно, восходит к переработанной раннехристианской иконографии «Вознесения» - «Второго пришествия». О том, что такие алтарные композиции были, свидетельствуют ампулы Монцы 1, 10, 11 и Боббио 13 (согласно нумерации А. Грабара), римские мозаики (церкви Сан-Венанцио, VII в.), фрески Бауита (VI в.), коптская ткань из Музея искусств в Кливленде (VI в.). Последняя особенно близка по смыслу к мозаике К. ц.: верхнее поле занимают фигуры ангелов, возносящих мандорлу с Христом, ниже помещен образ Богородицы с Младенцем на троне и с архангелами, на нижнем и на боковых полях представлены апостолы. Если эта ткань действительно воспроизводит некую алтарную композицию, то понятно, почему на ее верхнем поле нет медальонов с апостолами. Верхняя часть композиции (с возносящимся Христом) очень подходит для оформления триумфальной арки над апсидой, и, вероятно, именно такой сюжет украшал триумфальную арку в К. ц. Таким образом, апостолы на мозаике К. ц. присутствуют и как свидетели Боговоплощения, и, возможно, как свидетели Вознесения и пророчества о Втором пришествии.
Притом, что характер центральной композиции торжественный и иератичный, в движении архангелов, в трактовке драпировок и особенно ликов много живости и натуральности. Все образы выполнены в одной технике и единой цветовой гамме. При сравнительно небольшом масштабе изображений они набраны довольно крупными тессерами, что ведет к некоторой живописной небрежности и «импрессионистической» неровности поверхности. Черты лиц некрупные и простые по формам, в них отсутствуют характерные для зрелого VI в. симметрия, жесткость линейной проработки, преувеличенный размер глаз. Все это сближает мозаики К. ц. с мозаиками церкви монастыря Осиос Давид (последняя четверть V в.), некоторыми мозаиками Димитрия Солунского великомученика бализики в Фессалонике (вторая половина V в.) и отличает их от мозаик первой половины VI в. в Равенне, Риме, Порече.
Из памятников VI в. в качестве аналогии может быть предложен фрагмент мозаики из ц. Санта-Мария-Формоза в Пуле. В ранневизантийский период классическое направление продолжало существовать параллельно с более строгим, условным стилем, поэтому отмеченные различия могли быть связаны не столько с хронологической дистанцией, сколько со спецификой местной традиции, тяготевшей к классическим, эллинистическим в своей основе началам. Производство мозаики на Кипре было хорошо развито еще в античности. Как свидетельствуют сохранившиеся памятники и археологические находки, в ранневизантийский период здесь создавались десятки мозаичных ансамблей. Нет оснований предполагать, что в К. ц. работали приезжие, и наиболее вероятным представляется авторство местных мастеров, а временем создания мозаик - начало правления императора Юстиниана I.
В 1979 г., после турецкой оккупации Северного Кипра (1974), К. ц. была разграблена, мозаики частично разрушены, частично сняты со стены и вывезены. В 1985 г. были обнаружены и возвращены на Кипр медальоны с изображениями апостолов Луки и Варфоломея, в 1989-1991 гг. - фрагменты образа Богоматери с Младенцем, изображения головы архангела Михаила, апостолов Матфея и Иакова, в 1997 г. - апостолов Фаддея, Фомы, правой руки архангела Гавриила и левой руки Богородицы. В настоящее время они хранятся в Византийском музее архиепископа Макария III в Никосии.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»