ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лампожня. Храмовый комплекс Лампоженского прихода.


Лампожня. Храмовый комплекс Лампоженского прихода
Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:1928 (сгорел в ночь с 21 на 22 июля)
Адрес:
Архангельская область, Мезенский район, деревня Лампожня

Координаты: 65.692674, 44.322779 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  7 августа 2016

Приход состоял из двух селений - с. Лампоженского, где находились приходские храмы, и д. Заозерской. Селения располагались на острове на р. Мезень, в 17 верстах от г. Мезень вверх по течению реки. Село Лампожня - одно из древнейших поселений Мезенского уезда. О нем упоминается в грамоте Иоанна Грозного от 1545 г. канинским и тиманским самоедам как о главном месте торговли между самоедами и русскими. В 1602 г., когда был обретен образ Св. Троицы, в селе существовал храм во имя вмч. Георгия. В 1603 г. был построен и 1 февраля 1603 г. освящен храм в честь обретенной иконы Св. Троицы.

В 1617 г., когда Георгиевская церковь обветшала, прихожане построили новую с двумя престолами: во имя вмч. Георгия и в честь Благовещения. При этом старая не была разобрана. В 1641 г. сгорела новая Георгиевская церковь, в 1651 г. сгорела и старая. В 1651 г. по благословению патриарха Иосифа построили Георгиевский храм. Обе церкви - Троицкая и Георгиевская - стояли близко к реке и часто подмывались водой, в связи с чем во 2-й половине XVII в. неоднократно переносились на более безопасное место. При этом в 1698 г. в Георгиевской церкви был устроен и 11 августа 1699 г. освящен Благовещенский престол, и церковь стала называться Благовещенской. В 1872 г. ветхий Благовещенский храм был заменен новым. Престолы освящены: главный Благовещенский - в 1877 г., правый придельный в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость - в 1872 г. Троицкий храм также перестраивался, престолы: с правой стороны - в честь Живоначальной Троицы и с левой - вмч. Георгия, освящены 1 и 17 февраля 1781 г. Храмы и колокольня обнесены оградой на средства приходского крестьянина Ивана Табуева.

В церкви хранилась икона, считавшаяся явленной: образ Св. Троицы, величиной в 1 вершок, изваянная из меди и после позолоченная. В 7110 (1602) г., в царствование Бориса Годунова, был страшный голод. Лампоженские крестьяне Симеон, Иоанн и Козьма ездили для покупки хлеба в Чакольскую волость. 1 февраля Симеон около д. Шаймогорской, в стороне от дороги, на только что выпавшем снегу увидел икону, изваянную из меди, и привез ее домой. Во время ужина дочь его Акилина вдруг онемела, а жена Мамелфа "в поражении вопияла к нему, что есть у него в возу образ Св. троицы, который должен быть поставлен в церкви великомученика Георгия, где достоит пред ним молебное совершати пение, а он не в нашем дому стояти должен" (Цит. по: Краткое…, с. 309.). Симеон отнес икону приходскому священнику Иоанну, который поставил ее в церкви "на свещи" пред образом вмч. Георгия. Но "свеща" заколебалась, и икона упала. Это повторилось дважды. Тогда священник поставил икону над царскими вратами, где она стояла недвижимо. Когда по просьбе Симеона стали совершать молебен перед иконой в присутствии его больной жены и дочери, то они при чтении Евангелия исцелились, и Акилина потребовала, чтобы был совершен крестный ход с новоявленной иконой в Заакакурскую церковь Николая Чудотворца и в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Окладниковой слободе (г. Мезень). Крестный ход был совершен, причем несмотря на страшный мороз никто не чувствовал холода. Никто из лампоженских жителей, оставшихся во время голода дома, при всем недостатке еды, не умер. Тогда как большинство ушедших в другие места умерли от голода. 24 апреля того же года Акилина настояла, чтобы жители построили храм во имя Живоначальной Троицы. Новый храм освятили в 1603 г., в день обретения иконы - 1 февраля.

Священники: Иоанн 1602 г.; Иоанн 1699 г.; Михаил 1740 г. (был десятским); Симеон 1763 г. (был десятским).Псаломщик Николай Поромов 1895 г. Церковный староста: Стефан Кузнецов с 1887 г.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. Архангельск, 1895. С. 307-311. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=228


Георгий Николаевич  6 апреля 2025

В Лампожне, древнейшем селении русских на нижней Мезени, по некоторым данным, ведущем историю с XII века и впервые упомянутом в грамоте Ивана IV Васильевича от 1545 года, нет церкви. Случившийся в 1928 году пожар уничтожил половину селения и оба храма — Георгиевский и Троицкий.

Николай Окладников, мезенский краевед: «В губернской газете «Волна» 9 августа 1928 года… сообщалось: «В ночь с 21 на 22 июля сего года по неизвестной причине вспыхнул пожар в центре села Лампожня Мезенского уезда. И в течение 3−4 часов, несмотря на массовую организацию работы, уничтожил два школьных здания, маслодельно-сыроваренный завод, нардом, склады кооперативов, две церкви, восемьдесят шесть жилых крестьянских домов… Кроме того, есть человеческие жертвы…»

Самая тяжелая для православных лампожан потеря случилась в Троицкой церкви — сгорела медная, размером с вершок, икона Святой Троицы, чудесно обретенная в 1602 году — покровительница села. Есть сведения, что она сохранялась в храме в 1894 году, но после пожара 1928 года упоминаний о ней нет. Аркадий Кузин, которому сейчас 90 лет, двоюродный брат олимпийского чемпиона, уроженца Лампожни В. Кузина, вспоминает, что ребенком собирал на пожарище медные капли расплавившихся церковных колоколов — на грузила. Россыпью таких капель стала и икона Святой Троицы.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии: «Время образования прихода определить невозможно. Только в 1602 году он уже существовал, и в нем была деревянная церковь во имя вмч. Георгия, как это видно из древнего сказания о обретении иконы Св. Троицы в 1602 г. Кроме того, как видно из того же сказания, в 1603 г. уже основан был и 1 февраля освящен храм в честь обретенной иконы Пресвятой Троицы.

Таким образом, в начале XVII столетия в описываемом приходе было уже две церкви: Георгиевская и Троицкая. Первая из них уже в 1617 г. была настолько ветха, что тогдашние прихожане, не разбирая старой, построили новую (вторую) церковь с двумя престолами — во имя вмч. Георгия и Благовещения Пресвятой Богородицы… в 1641 г. сгорела новая Георгиевская церковь, а в 1651 г. и старая, так что прихожане остались на некоторое время с одной церковью… в том же 1651 г… они устроили опять новый Георгиевский (третий) храм, стали иметь опять два храма и при них деревянную на столбах колокольню.

Обе эти церкви первоначально стояли близ самой реки Мезени и часто подмывались водой, вследствие чего во второй половине XVII века неоднократно были переносимы на другие, более безопасные для них места… Благовещенский храм, с приделом вмч. Георгия, построенный в 1698 г. и освященный 11 августа 1699 г. …стоял не менее 175 лет, и, наконец, был в 1872 г. заменен по ветхости новым храмом Благовещения Пресвятой Богородицы… имеется другой такой же с двумя престолами… Живоначальной Троицы и… вмч. Георгия, освященные 2 и 7 февраля 1781 г…»

Без церкви жить нельзя, решили несколько лет назад лампожены, и на окраине села вырос сруб новой Троицкой церкви. Собирали по домам, помогли геологи, помогла собирать районная власть. Среди благотворителей Александр Цегалко, уроженец Лампожни и директор охранного предприятия «Титан-Щит», сын Николая Цегалко — бывшего директора местного отделения совхоза. Строительство временно остановилось, прихожане ищут бригаду, способную сделать церковную крышу. Уже сейчас лампоженам следует озаботиться престольной иконой храма. Пути два: иконописец пишет список с древней иконы Святой Троицы, или прихожане просят епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова передать икону Троицы из какого-то другого храма. Дело важное — прежняя главная храмовая икона была чудотворной, о ее обретении есть легенда, сохраненная древней книгой.

Наталья Савельева, историк древнерусской литературы: «Сказание о иконе Св. Троицы в Лампожне написано Иваном Богдановичем Щепоткиным в 1648 г. Как свидетельствует авторская подпись, сказание было записано «в славном и в преименитом царьствующем граде Москве при храме Святыя Единосущныя Троицы в среднем граде Китаи близ врат Святыя Варвары». О событиях 1602 года, которые описаны в Сказании, Ивану Щепоткину поведал его отец, гость Богдан Семенович Щепоткин, который и «понудил» своего сына написать о случившемся в их родных местах чудесных деяниях обретенной иконы».

Сказание о иконе Троицы в Лампожне: «Благоверному царевичу Димитрию Ивановичу… наветом того же Бориса во граде Угличе убиенну бывшу… Но Всевидящее Око не стерпе сему тако бытии… Бысть убо во царство его глад велик во сей Велицей России… Достиже убо глад той и до самых северных стран Русския земли… Кеврола и Мезень именуемые… Симеон, Иван и Козма, от веси, нарицаемыя Лампожня, отъехавши страны Кеврольския купли ради жита, скудости ради належащего глада, паче же и на посеяние семян. … близу быша веси некоея, нарицаемей Шеймогора… В ту же нощь паде снег велий, и никтоже бо в ту нощь шестовова прежде их путем тем. …Симеон же последуя по них и виде о страну пути верху снега образ в меди изваян лежащь. Приим же его и положи в воз свой…

Приехавши же в дом свой… Бе же у него дщи девица именем Акилина, и абие во время вечери некая сила Божия похити ю, и безгласна бысть. Такожде и супругу его Мамельфу порази, и нача вопити к мужу своему, яко: «Имаши у себя на возиле образ Святыя Троицы»… Он же слышав се… несе его в церковь святаго Георгия… и постави его во церкви на месте свещи пред образом святаго Георгия… Оле, чудо! Внезапу Божиею силою поколебася свеща та… и образ ниспаде… Иерей же с великим благоговением и со страхом подъем чудесный той образ, постави его над Великими враты святого олтаря, и бысть недвижим… оле, чудо! — тогда матери недуг преста и дщери безгласие разрешися…

И начать девица поведати пред всеми ясно, яко: «…да идете с честными кресты и со иконами ко церкви к великому чудотворцу Николе за Акурью… в весь нарицаемую Окладникову слободку, ко церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы… и да совершите тамо молебное пение»… И Божиею благодатию шествующее ни один из них не пострадал ничтоже от великого того мраза (мороза — прим. автора), но аки в лете идуще… ни один из них не умре гладною смертию милостию Святыя Троицы…девица Акилина, поведающе иерею церкви тоя… яко: «…да строите храм во имя Живоначальные Троицы в месте сем, нарицаемем Палуга… И да пошлете в весь нарицаемую Жердь, и испросите у обитателей того места от молитвенного дому архангеловы иконы…»

И тако все христианство живущее ту начаша лес сещи и уготоваша елико потребно на создание церкви… Бысть же и о сем видение… молебная совершити Святей Троицы. Они же сотвориша тако и абие бревна те, иже на создание храма Святыя Троицы, обретошася сами на месте том, иже потребно быти им. …и заложиша храм во имя Святыя Троицы в неделю пятидесятую… и тако… осветиша его великим освещением 111-го (1603) году месяца февраля в 1-й день, в самый той же день, в онже обретен бысть чудесный той образ чудотворный. И поставиша его в новосозданном храме…»

Так возникла первая в Лампожне Троицкая церковь. 

Владимир Станулевич, 23 сентября 2019, https://regnum.ru/article/2727503



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.