ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Борок (Чёлмохта). Храмовый комплекс, Церкви Димитрия Солунского и Рождества Пресвятой Богородицы.


Борок (Чёлмохта). Храмовый комплекс,  Церкви Димитрия Солунского и Рождества Пресвятой Богородицы
Храмовый комплекс.  Утрачен.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:1900 (сгорела церковь Дмитрия Солунского)
Адрес:
Россия, Архангельская область, Холмогорский район, деревня Борок

Координаты: 63.624707, 41.790422
Проезд:На правом берегу р. Северная Двина, на левобережье Челмохты. На карте деревня подписана как Борок (Погост). От пристаней Челмохта и Пукшеньга идти одинаково - 5 км, но в Пукшеньге мост более надежный.





Храмовый комплекс,  Церкви Димитрия Солунского и Рождества Пресвятой Богородицы, На переднем плане церковь Димитрия Солунского, за ней Рождества Богородицы. Фотография И.Э.Грабаря<br>, Борок (Чёлмохта), Холмогорский район, Архангельская область
На переднем плане церковь Димитрия Солунского, за ней Рождества Богородицы. Фотография И.Э.Грабаря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 апреля 2017

Челмохотский приход располагался на правом берегу Северной Двины, на 85 верст выше Холмогор. Приход делился речками Челмохоткой и Пукшенгой на две волости - Челмохотскую и Пукшенгскую. В его составе было 20 деревень, жителей к 1 января 1894 г. - 575 человек мужского пола и 652 женского. Приход был образован, вероятно, в конце XV или в начале XVI века. В начале XVII века он отделился от Сийского прихода (в состав которого входил вместе с Хоробрицей и Брин-Наволоком, составлявшими Сийскую сотню) и стал самостоятельным.

Частые притеснения со стороны сотских, денежных сборщиков, земских судеек и приставов, затруднения в выполнении разных должностей по выбору при Сийской сотне, с одной стороны, и большие неудобства при удовлетворении разных религиозных нужд с другой, побудили Челмохотских и Пукшенгских крестьян подать в 1638 г. царю Михаилу Феодоровичу челобитную об отделении их от сиян. В ответ на эту просьбу последовал государев указ от 25 июня 1638 г. о предоставлении им права выбирать сотского, земского судейку и других "опричь Сийской и Хоробрицкой и Брин-наволока крестьян" и самостоятельно производить сборы государевых податей. В следующем году челмохочане обратились к Новгородскому митрополиту Аффонию за благословением на строительство для себя отдельной церкви. Получив грамоту, они построили первую теплую деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, которая в 1641 г. была освящена и существовала до 1709 г., когда была разобрана. Вместо неё построили новую церковь. Вторая приходская церковь - во имя вмч. Димитрия Солунского с приделом в честь прав. Прокопия Устюжского, построенная по благословляющей грамоте митрополита Новгородского Корнилия от 1681 г. и освященная по благословению архиепископа Афанасия в 1685 г.

В приходе имелись две деревянные часовни. Одна - в д. Черемниковской (4 версты от приходских церквей), во имя вмч. Георгия, построена в 1717 г. На нужды этой часовни пукшенгские крестьяне ежегодно выделяли часть денег, заработанных при съёмке лесных плотов, очень часто мелеющих напротив их селений. Вторая часовня - в д. Часовенской, в 1 версте от приходских храмов, построена в 1729 г. (вместо прежде существовавшей и по ветхости разобранной). Первоначально часовня была освящена в честь Животворящего Креста Господня, а к началу XIX века переименована в Модестовскую по случаю случившегося падежа скота.

В церковном архиве хранились грамоты разного содержания, подлинников и копий, например, "память" с указа царя Михаила Феодоровича об отделении челмохотских и пукшенгских крестьян от Сийской сотни от 25 июня 7146 г.; грамота архиепископа Афанасия от 6 марта 7191 г. об отводе тяглых деревень от Сийского прихода к Челмохотской церкви и указ о том же царей Иоанна и Петра Алексеевичей от 12 декабря 7192 г.; купчая на Черемниковский участок земли холмогорца Ивана Тимофеева от 17 февраля 7174 г. и о пожертвовании им двух третей этого участка в пользу Челмохотской церкви и одной трети в пользу причта от 25 ноября того же года; грамота архиепископа Рафаила от 16 июня 1709 г. на постройку Богородице-Рождественской церкви и другие.

Церковно-приходское попечительство было открыто в 1886 г., церковно-приходская школа - 8 сентября 1889 г. Учительницей состояла выпускница епархиального женского училища Анна Алексеевская. Церковный староста: Стефан Федоровцев 1887-1890? г.г.

По материалам сайта Малые острова России


Марина Зуйкова  25 марта 2025

Челмохотский сельский приход Холмогорского уезда находится на правой стороне реки Северной Двины, 170 верст выше гор. Архангельска, и 85 от уездного города Холмогор. Он разделяется на две половины лесными речками: сверху Пукшеньгою, берущею начало из болот Кеврольской дачи, со многими побочными речками, а снизу Челмохтою, от которой и называется. Приходские церкви стоят почти на середине прихода на равном месте, имеющем песчаный грунт.

Приход весь занимает пространство в длину 10 верст, 6 вверх и 4 вниз, в ширину оно незначительно. С южной и юго-западной его стороны до реки Двины находится около полуверсты сенокосный луг, тянущийся подле Двины 6 верст и поросший кустарником ивы. С юго-восточной и северо-восточной хвойный лес и речка Челмохта, почему церкви со стороны кажутся зрителю окаймленными лесом, или же, в лесу, особенно с реки Двины.

Речка Челмохта, от церквей пересекая нижнюю часть деревень прихода, тянется между ими и лугом, вдоль на 3 версты к северо-западу до предпоследней деревни, где впадает в реку Двину. Деревни стоят к северо-западу по течению речки на правой стороне на возвышенном месте. На левой, за речкой сенокосный луг, подле него течет Северная Двина. Сзади прихода и деревень, в близком расстоянии находится лес и сырые торфяные болота. Верхняя часть прихода, находящаяся к юго-востоку от церквей, чрез три версты леса, на возвышенном месте, на правой стороне реки Северной Двины, разделяется лесною речкою Пукшеньгою, тут же впадающею в Двину.

Деревни верхние с трех сторон, кроме южной, окружены лесом и болотами. Деревни как в верхней, так и в нижней части прихода, одна от другой находятся в близком расстоянии и почти в продолговатом положении. Деревень небольших в приходе находится в верхней части всех 6 до речки Пукшеньги и 2 за нею. В нижней, кроме одной у церквей, — за Челмохтою 13, а всех вообще в приходе 20; об названиях их будет далее. Названия их разные, есть и русские, но значения их объяснить оснований не находится.

Первые жители, с достоверностью можно полагать, были Новгородцы, поселившиеся через Олонецкую губернию, или из оной, а в каком столетии и году — положительно неизвестно. Прозвания крестьян нынешних большая часть Олонцевых, Федоровцевых, Богдановых, Клишевых и прочих, издавна ведущихся от выходцев, доказывают подобные предположения, и тем более, что по преданию известно, что первые жители обитали в лесах, по реке Пукшеньге, где и поныне есть еще, хотя весьма устарелые признаки их жительства. Ремесло их по рассказам было грабеж по реке Двине на судах. Есть молва о кладе, будто бы находящемся около тех мест, и были попытки деланы к его отысканию, но тщетно.

Волости Челмохотская и Пукшенская. С которого времени начала существовать Челмохотская волость достоверно неизвестно, по-крайней мере, должно полагать, что с XVI или в XVII столетии, потому, что самостоятельность Челмохотской волости и прихода последовала в начале XVII столетия, а именно в 1638 года. До сего 1638 года Челмохотская и Пукшенская волости находились в зависимости и вероятно довольно времени по духовному управлению под Сийским приходом, по мирскому — под Сийскою, Хоробрицкою, и Брилиноволоцкою волостями и составляли одну сотню.

Челмохчане, завися более от Сиян, платя им бывшие тогда повинности, отправляя мирские службы со стеснением, и не имея при своей церкви священника, за которым для требоисправлений обращались в Сийский приход чрез реку Двину за 10, а с Пукшеньги за 16 верст, решились наконец отойти от Сиян волостью, и подали челобитную Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу, по которой в 1638 году и отделились.

Первая церковь была построена прихожанами в 1639 — 1641 года по благословению Афанасия митрополита великаго Новограда и Великих Лук; тогда же переведен былк ней священник из Сийского прихода.

Ныне в сем приходе в деревянных пятиглавых, на каменном фундаменте в деревянной ограде, церкви, с отдельною деревянною на столбах колокольнею, обшитый весь тесом. Первая теплая, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1709 — 1711 г. по грамоте Рафаила Архиепископа Холмогорского и Важеского прихожанами, вместо обветшалой, построенной 1639 — 1641 годах.

Вторая церковь холодная во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского с приделом Праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, одноэтажная. Построена прихожанами 1681 года по грамоте Преосвященного Корнилия Мирополита Новограда, и Великих Лук, освящена по указуАфанасия архиепископа Холмогорского и Важеского 1685 года.

В постройке обеих церквей как внешней так и внутренней, особенного нет. Кто был архитектор,составлявший план церквам — неизвестно, равно и иконописец, писавший в церквах иконы. Настенного письма, чудотворных икон, мощей и древностей нет. Плана и фасада не имеется, кроме копий с актов. Подлинных в церковном архиве не имеется, кроме копий с них, которые с подлинными сверены, в должности секретаря архангельской консистории, коллежским регистратором Петром Иконниковым. Церкви утварью, ризницею и и книгами достаточны.

Из книги «Материалы по этнографии русского населения архангельской губернии». - Москва, 1877 г.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.