ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пречистое (погост Чудь). Храмовый комплекс. Церкви Вознесения Господня и Рождества Пресвятой Богородицы.


Пречистое (погост Чудь). Храмовый комплекс. Церкви Вознесения Господня и Рождества Пресвятой Богородицы
Храмовый комплекс.  Утрачен.  
Год постройки:Между 1750 и 1893.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Вологодская область, Череповецкий район, село Пречистое

Координаты: 59.2701, 37.67941





Храмовый комплекс. Церкви Вознесения Господня и Рождества Пресвятой Богородицы, Начало 20 века.<br>, Пречистое (погост Чудь), Череповецкий район, Вологодская область
Начало 20 века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)samoyloff.aleksandr2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 ноября 2017

Церквей две: 1.) Рождества Богородицы, построена тщанием прихожан в 1893 году, каменная, придельный престол – великомученицы Параскевы, 2.) Вознесения Господня, построена в 1750 году тщанием прихожан. В ней два придела, правый – Иоанна Крестителя, левый – иконы “Живоносный источник”.

Утвари достаточно. Колокольня каменная, стоит отдельно от церквей, построена тщанием прихожан. По штату: священник, диакон, псаломщик. В настоящее время диаконская вакансия временно закрыта. В пользовании причта 11 десятин церковной земли, остальная земля (120 десятин) захвачена и разделена между собой прихожанами. Есть церковный погост. Земля – единственный источник существования причта. От Новгорода – 520 вёрст, от благочинного (Христорождественская Романовская церковь) – 15 вёрст. 1 часовня в деревне Погорелке. В церковной библиотеке – 216 томов. Преосвященный посетил приход в последний раз в 1909 году.

Ближайшие церкви: Ильинская Шухтовская – 2 версты, Николаевская Шухободская – 5 вёрст, Успенская Нелазская – 8 вёрст, Преображенская Турховская – 8 вёрст, Покровская Шухтовская – 8 вёрст.

Ведомость о церкви за 1921 год, ГАВО, фонд 1067, опись 1, дело №193


Когда основан приход и почему носит название Чуди, на то нет никаких устных преданий в приходе. Причта при сей церкви было положено издавна: священников 2, диаконов 1, дьячков и пономарей по 2. Но в 1807 году один причт по малоприходству был уничтожен, а в 1843 году, по Высочайше утвержденному штату уничтожена и дьяконская вакансия, а оставлено при церкви причта только трое: священник, дьячок и пономарь.

Приход расположен в местности открытой и частью гористой; рек сплавных и озер нет.

Земли принадлежит церкви 132 дес. 1480 саж., усадебной 3 десят. 740 саж., пашенной 63 дес. 1053 саж., луговой 35 дес. 100 саж., под кладбищем, дорогами, выгоном и кустарниками 40 дес. 1387 саж. Земля частью хрящевая и частью суглинистая.

Приход от своего уездного г. Череповца в 20 верстах на север и от большой дороги, проходящей из г. Череповца в г. Кириллов, в 20 верстах, сообщение с ним удобное.

Граничит он с приходами — Шухоботским и Шухтовским. На земле приходской, в 1 версте от церкви, выпадает ручей, называемый Казимир (почему такое название усвоено ему — неизвестно); при самом истоке его стоит часовня во имя Живоначального источника Божией Матери.

Часовня сия, по преданию старожилов, построена одним из игуменов бывшего Воскресенского монастыря, обращенного в последствии в Череповский Воскресенский собор, а каким именно неизвестно, в то еще время, когда прихожане сей церкви принадлежали означенному монастырю по следующему случаю: игумен этот, будучи одержим глазной болезнью, в одно время при посещении своего монастырского скотного двора, бывшего на земле, принадлежащей ныне прихожанам церкви, на месте которого теперь стоит деревня Кроминская, в сонном видении видел Божию Матерь, которая повелела ему умыться в ручье Казимире, построить часовню при самом его истоке, снять снимок с иконы Божией Матери Живоначальнаго источника и поставить эту икону в часовне — и получит исцеление. Он исполнил и прозрел.

Часовня существует и до сего времени; в нее стекается не малое число богомольцев из разных месть и в разное время года, а преимущественно около праздника Рождества Иоанна Предтечи 24 Июня, как время более свободное от сельских работ.

Есть еще в приходе два ручья: один близ деревни Михайлова, называемый Казарем, другой между деревнями Горкой и Трутневым, Будимир, и все эти три ручья называются братьями, как выпали, будто, в одну ночь. Впрочем последний из них ныне зарос, только на месте истока его выкопан колодезь.

На содержание причта получается жалованья 177 р. в год; дохода в церковь собирается: от продажи свеч до 60 руб., кошелькового и кружечного до 200 руб., от продажи сборного хлеба, холста и льну до 300 руб. Урожай хлеба бывает: ржи сама 6, овса сам 3, ячмень сам 4. Прихожане занимаются большей частью ковкою гвоздей; есть портные и сапожники и по этому ремеслу ходят по разным сторонам.

Зданий в приходе: церквей 2, одна — каменная, другая — деревянная, обнесенная кругом каменной оградой, каменная колокольня и при ней келья для сторожа и просфорни и два деревянных амбара для клажи хлеба, холста, льна и других материалов.

Церковь стоит среди самого прихода. Самые ближайшие к ней деревни: Погорелка, Алексино, Подол, Горка и Трушнево в 1 версте, Маслово, Новоселки, Кроминская, Михайлово и Подребиньево в 1,5 верстах, Слабеево, Селище, Еремеево в 2 верстах, Лопухино, Аксеново, Курцево и Нефедово в 3 верстах и Лодыгино в 3,5 верстах. Дороги к ним проселочные, удобные; постройка вся деревянная; избы летние белые, а зимние — курные; крестьяне все русские, православные, исключая 3 душ раскольников неизвестного толка.

Источник: "Новгородский сборник"/под ред. Н. Богословского, 1866 г. 5 вып.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.