ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Поганово. Погановский монастырь Иоанна Богослова.


Поганово. Погановский монастырь Иоанна Богослова
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1395.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Южная и Восточная Сербия, Пиротский округ, близ села Поганово общины Димитровграда

Координаты: 42.97951, 22.637544



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 февраля 2025

Находится на левом берегу р. Ерма близ одноименного села в общине Димитровград (Сербия). Несмотря на упоминания обители в источниках (как Влашской, Доброшевской (также некоторое время называлось и село) или «Свети Йован Богослов»), сведений об истории Погановского монастыря практически не сохранилось. В 1878 г., после присоединения этих земель к Княжеству Сербия (1877), началось изучение истории монастыря как памятника архитектуры и живописи. В том же году на трех округлых плитах в западной стене монастырского храма были прочтены вырезанные надписи: «Иоанн Богослов», «господин Константин» и «госпожа Елена» (эти же имена повторяются на колоннах бифориев в северных и южных конхах), которые были восприняты как имена святого покровителя храма и его основателей и привели к появлению многочисленных версий об их идентификации с историческими деятелями.

Долгое время считалось, что ктитором Погановского монастыря был племянник сербского царя Стефана IV Душана († 1355), Константин Деянович Драгаш, после гибели которого в 1395 г. возведение храма продолжила его дочь, Елена († 1450), супруга византийского императора Мануила II Палеолога (1391-1425), впоследствии принявшая монашество и прославленная в лике святых. Однако этому противоречили два обстоятельства: данный район не относился к владениям Драгашей и такое упоминание имен ктиторов более подходит супругам, чем отцу с дочерью.

Согласно версии Дж. Радоичича и Г. Суботича, некий местный правитель, по имени Константин, с супругой Еленой мог основать Погановский монастырь в первые десятилетия XV в., когда эти земли имели относительную свободу от османов, - до 1425 г., возобновления завоевания Сербии султаном Муратом II. В качестве одного из аргументов Радоичич приводит открытую им вкладную запись в сербской рукописи XV в. в афонском монастыре Зограф: «Святому Иоанну Богослову господин Константин, сын господина Константина и внук великого воеводы Десимира».

При идентификации ктиторов исследователи обращались и к происходящей из Погановского монастыря двухсторонней выносной Погановской иконе, на которой фрагментарно сохранилась вкладная надпись с упоминанием царицы Елены на золотом фоне чуть выше позема, у ног святых на лицевой стороне. Образ относят к последней трети XIV в. и предполагают, что он происходит из г. Фессалоники. Но есть гипотеза, что кроме императрицы Елены Драгаш эту икону могла вложить в обитель монахиня Евфимия (в миру Елена), жена деспота Иоанна Углеши, погибшего в битве при р. Марице 26 сентября 1371 г., в день памяти своего св. покровителя, ап. Иоанна Богослова.

С 1878 по 1919 г. село Поганово находилось на территории Болгарского княжества, поэтому во время первой мировой войны икона Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова и даже храмовый иконостас (1622) были переданы в Национальную художественную галерею в Софии. В 1949 г. П. м. был объявлен под защитой государствава. В 1966-1967 гг. были проведены работы по консервации и реставрации обители, затем археологические исследования (до 1972).

Небольшой храм с тремя конхами, со звонником над припратой и с перестроенным в XIX в. нартексом, с 8-гранным куполом относится к моравскому типу архитектуры. Согласно надписи над вратами, роспись храма завершилась 24 октября 1499 г. На западной стене в люнете, над входом, находится образ покровителя храма апостола Иоанна Богослова. В куполе представлен Христос Пантократор в окружении сцены «Небесная литургия». В барабане купола помещены образы пророков (Софония, Иеремия, Исаия, Даниил, Елисей, Иезекииль и Илия), ниже приводятся стихи Пс. 102. 19-21. На парусах по традиции расположены образы евангелистов (Иоанн с Прохором представлен в пещере) и их символы.

В алтаре помещены традиционные сцены «Пресвятая Богородица Ширшая небес», «Причащение апостолов» и «Служение литургии святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом». На северной и южной стенах алтарного пространства находятся ростовые образы св. столпников и сцена «Видение свт. Петра Александрийского», над ними - погрудные изображения святителей в медальонах. В нише проскомидии - изображение плащаницы Христа, левее - образ архидиакона Стефана. На сводах восточной и западной частей наоса представлен цикл великих праздников («Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Сошествие Св. Духа на апостолов» находятся на арке, «Успение Пресвятой Богородицы» - в самой верхней зоне западной стены). Цикл включает медальоны с образами пророков, держащих в руках свитки с пророчествами об изображенных в сценах событиях. В северной и южной конхах помещены композиции «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и метафорические сцены - «Источники премудрости свт. Иоанна Златоуста и свт. Григория Богослова».

В следующей зоне южную (открывается сценой «Тайная вечеря»), западную и северную стены занимает обширный цикл Страстей Христовых: сцены «Уверение Фомы» и «Явления Христа после Воскресения». В нижней зоне представлены поясные и ростовые фигуры святых, в северной певнице - сербских и болгарских святых, свт. Саввы I, архиепископа Сербского, и прп. Симеона Мироточивого, напротив - преподобных Иоанна Рильского и Иоакима Осоговского (Сарандапорского). В северной части западной стены находятся образы равноапостольных Константина и Елены, в проходе между наосом и припратой - сцена «Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой».

Росписи Погановского монастыря содержат множество разнообразных деталей, в т. ч. архитектурных, которые отличаются высоким уровнем исполнения. По мнению исследователей, их авторы принадлежат к той же костурской художественной школе, что и фрески церкви Преображения Господня в Метеорских монастырях (1483), свт. Николая Чудотворца в Костуре (Кастории; 1486), парекклисиона церкви свт. Николая Болнички в Охриде (кон. XV в.), храмов в монастырере Трескавец и расположенного в 60 км от Погановского монастыря Кремиковского монастыря.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

Погановский монастырь


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 февраля 2025

«…Существование трёхконховых купольных церквей в Болгарии в XI в. можно установить в настоящее время только по скудным археологическим данным. В XIII—XIV вв. в западноболгарских землях он появился вновь в качестве упрощенной копии афонских трёхконховых церквей. До нас дошли три таких монастырских церкви — в Ореховском монастыре (Радомирский район), в Архангельском монастыре на р. Эрме в окрестностях города Трына и в Погановском монастыре [Некоторые исследователи датируют церковь Погановского монастыря более поздним временем, когда эта территория входила в состав Сербии]. Такой же была и церковь Рильского монастыря, построенная протосевастом Хрельо в 30-х годах XIV в.

Эти церкви очень похожи друг на друга по плану и по конструкции. Это однонефные постройки с полукруглой апсидой с востока и двумя такими же апсидами с севера и юга. На западной стороне находится притвор довольно значительных размеров. Подкупольный барабан покоится на цилиндрических сводах с востока и запада и на конхах боковых апсид. Кроме того, церковь Погановского монастыря имеет над притвором четырехгранную башню. Эта церковь сохранившаяся лучше других трёхконховых церквей, представляет собой скромную каменную постройку, над которой возвышаются упомянутая четырехгранная башня над притвором и восьмигранный барабан купола. Самой низкой является восточная, алтарная часть, к которой примыкает полукруглая алтарная апсида. Следующая по высоте часть — самый храм, увенчанный барабаном купола и расширенный со всех сторон полукруглыми конхами. Третья, самая высокая часть подстройки — притвор со своей четырехгранной башней и тремя фронтонами вокруг нее, образующими эффектные переломы кровли…»

Источник: Глава «Архитектура эпохи Второго Болгарского царства». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Миятев К.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

Архитектура эпохи Второго Болгарского царства | История архитектуры средних веков



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.