ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пакуль. Церковь Троицы Живоначальной.


Пакуль. Церковь Троицы Живоначальной
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:не позже 1710.
Год утраты:приблизительно 1930
Адрес:
Украина, Черниговская область, Черниговский район, с. Пакуль

Координаты: 51.405157, 30.794826 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Троицы Живоначальной, Фото первой трети ХХ века<br>, Пакуль, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото первой трети ХХ века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Троицы Живоначальной, Фото первой трети ХХ века<br>, Пакуль, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото первой трети ХХ века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Троицы Живоначальной, Фото первой трети ХХ века<br>, Пакуль, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото первой трети ХХ века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Троицы Живоначальной, Фото первой трети ХХ века<br>, Пакуль, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото первой трети ХХ века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Троицы Живоначальной, Фото первой трети ХХ века<br>, Пакуль, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото первой трети ХХ века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Троицы Живоначальной, Фото первой трети ХХ века<br>, Пакуль, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото первой трети ХХ века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  22 ноября 2024

Большим достижением деревянного церковного строительства Черниговщины XVIII в. было решение интерьера деревянных, преимущественно пятисрубных церквей. В больших деревянных церквях организация внутреннего пространства была сложной задачей, поскольку требовалось пространственно объединить пять помещений с высокими верхами в единую композиционную систему. В лучших образцах это решали следующим способом: в каждой из четырех стен центрального сруба делали большие проёмы, открытые в боковые помещения, в два - три яруса, причём нижний занимал почти всю длину стен среднего помещения, а верхние были уже и имели вид фигурной вырезки в деревянной стене. Это отвечало конструктивным требованиям сруба и вместе со ступенчатыми верхами давало интересное пространственное многоплановое решение интерьера.

Интерьер Троицкой церкви в Пакуле - лучшее художественное выражение конструктивной системы пятибанной церкви. Здесь всё выполнено так в совершенстве и легко, что создается впечатление, будто бани парят над головой. Оболочка толщиной двенадцать сантиметров, на которой держатся бани, снизу почти не воспринимается. Высокие стены с наклоном к середине и многоярусное покрытие, образованное повторением элементов срезанной пирамиды и восьмерика, постепенно уменьшающихся, усиливают иллюзию, благодаря которой высота помещения кажется большей, чем она есть на самом деле.

Источник: Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины». – К.: 1970 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 ноября 2024

Деревянная церковь построена в 1710 г. за счёт Киево-Печерской лавры, которой принадлежало село. Время постройки зафиксировано резной надписью на косяке западной двери. Относилась к типу пятиверхих крестовых церквей, с шестигранными рукавами и квадратным центром, значительно выше рукавов. Центральный участок внизу отдельного сруба не имел. Верхи были двухзаломными. Формы их пришли к началу XX в. искаженными в результате многочисленных перестроек и ремонтов. К восточным граням прилегали низенькие ризница и пономарка, что своей мизерностью подчеркивали монументальность основных объёмов.

Первоначальное церковь окружало низкое опасение (оно исчезло во время одного из ремонтов). Степан Андреевич Таранушенко, исследовавший и измерявший церковь в 30-х г.г., отметил, что во внутренности её прекрасно сохранились все первоначальные формы архитектуры и декора.

В украинской архитектуре достопримечательность занимает самое главное место. Это – самая древняя из подробно изученных деревянных церквей Левобережья, сооружение исключительно высокой строительной техники, произведение гениального народного художника – строителя с ярко выраженным индивидуальным почерком. Кроме того, памятник ярко отражает народные строительные традиции времен Хмельнитчины, которыми так восхищался Павел Алеппский, путешествуя по Украине в 1654 г.

На взгляд, церковь извне выглядела как типичный пятиверхий храм несколько неуравновешенных пропорций (последствия переработки верхов и ликвидации опасения-галереи), как работа плотников не слишком высокого мастерства. Но достаточно было переступить порог притвора, и знатока охватывало чувство чуда, которое творил этот памятник неоценимых художественных ценностей, одна из самых ценных жемчужин мировой архитектуры.

Мы не даём здесь подробного художественного анализа произведения – это отлично сделал С.А. Таранушенко в своей известной монографии. Отметим лишь, что в интерьере мастер преследовал цель создать впечатление невероятной возвышенности и невесомости пяти верхов, которые, сужаясь в так называемой телескопической перспективе, возвышаются, словно в беспредел. Для этого использован широчайший круг средств: реальная высота и пропорции стен и верхов, ритмичные членения, светотень, некоторые иллюзионные эффекты. Многое значило в украшении изысканная резьба косяков, хоров, балюстрад и т.п. и пышный барочный иконостас.

Церковь уничтожила коммунистическая власть где-то в 1930-х г.г. Наличие обмерных чертежей и фотографий создает принципиальную возможность восстановить памятник. Но найдутся ли нынче плотники, способны прецизионно выложить срубы верхов на высоте двадцати метров?

Источник: Вечерский В.В. «Поминальник украинской архитектуры. Достопримечательности Украины», 1993 г., № 1-6. Литература: «Чернигов: Энциклопедический справочник». – К., 1990; Таранушенко С.А. «Монументальная архитектура Левобережной Украины». – К., 1976, перевод с украинского. 



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.