Храмы комплекса:
1. Церковь Николая Чудотворца
2. Церковь Воскресения Христова (утрачена)
Храмы комплекса:
1. Церковь Николая Чудотворца
2. Церковь Воскресения Христова (утрачена)
«…Церковь Святителя и Чудотворца Николая села Борголышкина, Даниловскаго уезда, приходская. Церквей в селе две: 1) зимняя - Никольская, 2) летняя Воскресенская. Зданием обе каменныя, с таковою же отставною колокольнею и вокруг каменною оградою. Прочны. Престолов в них пять: в первой — зимней церкви главный престол - во имя Святителя Николая; в трапезе с правой стороны во имя Богоматери Боголюбския; с левой - во имя Святых Благоверных Князей: Феодора, Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев. Во второй летней - главный простол - Воскресения Христова; в приделе - во имя Предтечи Господня Иоанна. Первая церковь построена в 1725 году, а вторая в 1774 году тщанием прихожан. Особо чтимыя иконы: Святителя и Чудотворца Николая и Казанския Божией Матери, находящаяся в Шачебольской часовне.
Четыре часовни: две каменнныя в деревнях - Шачеболе и Яхроболе, и две деревянныя в деревнях: Бору и Гузицине. Первая, шачебольская, часовня построена в 1852 г.; яхробольская в 1861 г.; боровская в 1892 г., Гузицинская в 1894 г. Земли при церкви 86 десясятин 652 кв. сажени. Сверх сего есть еще сенокосная дача «Просвирня». Церковных два дома - оба для жительства священников. Церковнаго капитала билетами 2025 рублей.
Прихожан в селе Борголышкине 10 м., 6 ж.; в деревнях: Гузицино 196 м., 222 ж.; Хребтово 129 м., 170 ж.; Яснищи 50 м., 72 ж.; Бор 288 м., 364 ж.; Шачебол 103 м., 128 ж.; Яхробол 225 м., 286 ж.; Липовицы 96 м., 108 ж.; Куреево 162 м., 203 ж.; Дурково 68 м., 91 ж.; Ботоково 103 м.,133 ж.; итого в приходе 1430 м., 1783 ж. Деревни Бор и Дурково в одной версте от села; Хребтово и Ботоково в двух верстах; Яснищи, Гузицино и Шачебол в трех вер.; Яхробол и Куреево в 4 вер.; Липовицы в 5 вер.
Село расположено на горе; реки нет. Адрес: почтовое отделение Вятское, Ярославской губернии, Даниловскаго уезда, боровское волостное правление, с. Борголышкино.
В приходе три школы: 1) церковно-приходская при деревне Курееве; 2) земская при селе и 3) тоже земская при деревне Гузицине. Две библиотеки: одна земская при волостном боровском правлении и вторая при химическом волжском заводе г. Понизовкина. Два фельдшерских пункта: 1) при селе и 2) при химическом заводе Понизовкина.
Штатный состав причта: 2 священника, диакон, 2 псаломщика. Причтоваго капитала в процентных бумагах 2000 руб…»
Источник: Рыбин К.Г. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии». - Ярославль: тип. Губ. земск. управы, 1908 г., стр. 278-279.
«…Исторические сведения.
Исследуемый комплекс расположен в стороне к югу от исторического села Бор (Бор Голышкин, Борголышкино), исторически располагавшегося на территории Даниловского уезда.
Исследуемый ансамбль состоял из двух каменных храмов, ограды с четырьмя воротами, в пределах которой располагалось кладбище. В «Ведомости о церкви за 1892 год [Государственный архив Ярославской области (далее – ГАЯО). Ф. 230. Оп. 2. Д. 3963. Лл. 37 – 38 об.] содержатся следующие сведения о храмовом комплексе: «1. Церквей в оном селе две: первая построена в 1725 г. (исследуемый объект – «Церковь Николая Чудотворца» – прим. эксперта), вторая в 1774 году, тщанием прихожан, состоят в Ярославском округе. 2. Зданием каменные с таковою же отставною колокольнею и вокруг каменною же оградою – крепки, прочны. 3. Престолов в них пять. В первой зимней настоящей во имя Св. и Чудотворца Николая в трапезе с правой стороны во имя Богоматери Боголюбския; с левой во имя Святых Благоверных Князей Федора, Давида и Константина Ярославских Чудотворцев. Во второй летней настоящей во имя Воскресения Христова в приделе во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна...»
Сходные сведения содержатся также в «Кратких сведениях о монастырях и церквях Ярославской епархии» А. Крылова: «Церовь Святителя и Чудотворца Николая села Борголышкина, Даниловского уезда, приходская. Церквей в селе две: 1) зимняя – Никольская, 2) летняя – Воскресенская. Зданием обе каменные, с таковою каменною колокольнею и вокруг каменною оградою. Прочны. Престолов в них пять: в первой – зимней церкви главный престол во имя Святителя Николая; в трапезе с правой стороны – во имя Богоматери Боголюбския; с левой – во имя Святых Благоверных Князей: Федора, Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев. Во второй летней – Главный престол – Воскресения Христова; в приделе – во имя Предтечи Господня Иоанна. Первая церковь построена в 1725 году, а вторая в 1774 году тщанием прихожан. Особо чтимые иконы: Святителя и Чудовторца Николая и Казанския Божией Матери, находящаяся в Шачебольской часовне...» [Указ. Соч. С. 278–279].
Таким образом, первым строительным периодом в истории исследуемого ансамбля и изучаемого объекта – церковь Николая Чудотворца – является 1725 г., когда было построено первое каменное здание ансамбля. В 1774 году было выстроено второе каменное здание в составе ансамбля – летняя Воскресенская церковь, а также, вероятно, отдельно стоящая колокольня. В этой связи претерпело изменения здание церкви Николая Чудотворца, первоначально имевшее в западной части колокольню, разобранную после строительства отдельной колокольни.
25 ноября 1798 года священником села Борголышкина Симеоном Даниловым и церковным старостой крестьянином Тихоном Петровым было подано прошение о строительстве придела к каменной Никольской церкви: «В оном селе нашем из давних лет состоит каменная Николаевская церковь без приделов; – ныне же приходские показанного села люди положили мирской приговор, чтобы при оной церкви в трапезе по правую сторону построить вновь придел во именование Боголюбския Богоматери. А как свод в оной трапезе по давности построения церкви имеется уже местами ветхий, то при строении реченного придела поправить нужно и его; на все же сие построение и переделку, по недостатку церковной суммы, приходские показанного села люди из усердия своего желают подать помощь из своего имущества... Того ради вашего преосвященнейшего милостивого архипастыря всепокорнейше просим, на построение показанного прдела дать архипастырскую храмоздательную грамоту, а при том и помянутую переправку свода учинить позволить» [ГАЯО. Ф. 230. Оп.1. Д. 65. Л. 5]. Тогда же постройка и ремонт свода были разрешены [Указ. док. Л. 1].
К ноябрю 1799 года постройка и отделка придела была закончена и 7 декабря новый придел был освящён во имя Боголюбской Божией Матери [Указ. док. Л. 4].
Таким образом, вторым строительным периодом исследуемого объекта – здания церкви Николая Чудотворца – был 1799 год, когда был пристроен южный придел во имя Боголюбской Божией Матери и переложен свод трапезной.
На «Плане генерального межевания Даниловского уезда» 1773 г. на месте исследуемого комплекса отмечен погост Бор Голышкин на земельном участке № 984, соотносимый с расположением исследуемого объекта. На плане показаны два небольших прямоугольных участка застройки, к юго-востоку от которых расположена отметка в форме креста, обозначающая церковь.
На карте из «Атласа Ярославской губернии» 1855–1857 гг., выполненной А.И. Менде (выкопировка в приложении 1.2) участок исследуемого объекта находится на стыке листов и обладает плохой сохранностью. Участок исследуемого комплекса также обозначен № 984, отмечен «П. Бор» (погост Бор), в котором показаны каменные постройки и, возможно, деревянные (из-за повреждений листа контуры построек видны плохо). Сведения о времени строительства ограды и ворот в исследованных документах отсутствуют.
В 1918 году церковное имущество, в том числе здания, были национализированы. Исследуемые объекты в составе ансамбля: церковь Николая Чудотворца и ворота с оградой, а также существовавшие в этот период Воскресенская церковь и колокольня были переданы общине верующих в безвозмездное и бессрочное пользование [ГАЯО. Ф. Р-773. Оп. 1. Д. 135]. В передаточной описи кратко упомянуты строения ансамбля: «храмов два каменные, колокольня каменная отдельная, престолов пять... К церковному имуществу принадлежат колокола, три дома для причта деревянных, крытых железом, сторожка деревянная, крытая железом и сарай гробовой, крытый железом» [Указ. док. Л. 2 с об.]. Ограда с воротами в данной описи не указана.
Затем в 1930-е гг. были разобраны летняя Воскресенская церковь и колокольня. В течение всего ХХ века постепенно была разобрана ограда, от которой частично сохранился только кирпичный цоколь, показывающий контур исторической территории храмового комплекса.
По результатам натурного обследования установлено следующее. Экспертируемый ансамбль расположен за пределами населённого пункта, к югу от села Бор (вошедшей в его состав исторической деревни Дурково). К северу от исследуемого комплекса находится действующее кладбище, к востоку от него проходит грунтовая дорога. Историческая территория храмового комплекса ограничена цоколем исторической ограды, сохранившемся фрагментарно. В состав данной ограды исторически входили выявленные объекты культурного наследия: «Святые ворота», «Южные ворота», «Северо-западные ворота», а также юго-восточные ворота, фиксирующие историческую территорию комплекса, а также территорию исторического кладбища, расположенного в храмовой ограде.
Композиционным центром ансамбля является выявленный объект культурного наследия «Церковь Николая Чудотворца», расположенный в юго-западной части исторической территории комплекса. На территории комплекса в настоящее время расположена деревянная колокольня, возведённая вместо снесённой каменной колокольни, также в состав храмового комплекса входил снесённый летний храм, располагавшийся в ограде. На территории исторического кладбища в ограде храма расположены некрополи известных купеческих фамилий: семьи Понизовкиных (пять крупных надгробий чёрного гранита, не менее шести захоронений под ними); семьи Трутневых (четыре гранитных надгробия).
Святые ворота расположены к северу от храма и фиксируют северную границу храмовой территории. По сторонам ворот сохранился цоколь ограды. Объёмно-пространственная композиция строения линейная, трёхчастная с центральной повышенной частью. Проёмы ворот и калиток арочные, центральный проём ворот крупный повышенный; заполнения калиток металлические на сварных рамах и нижних филёнках с историческими коваными решётками.
Парадный северный фасад решён рельефно: центральный проём с пилонами незначительно выступает относительно линии боковых проёмов, примыкавшие к ограде пилоны незначительно заглублены относительно линии боковых фасадов. Северный фасад оформлен повышенным цоколем, завершённым полуваликом, с плоскими прямоугольными нишами на пилонах центрального проёма и боковых пилонах, примыкающих к ограде; пилоны центрального проёма и боковых пилонов оформлены узкими пилястрами с перехватами-полуваликами на стволах и в интрадосе проёма, образующими плоские крупные ниши пилонов с арочными уступчатыми перемычками; воротный проём и проёмы калиток оформлены профилированными архивольтами, над центральным проёмом – с тягой-«плечиками»; завершения над проёмами калиток килевидные, над боковыми пилонами скруглённые лекальных очертаний; завершение над центральным проёмом трёхчастное, повышенное с тремя килевидными элементами с плоскими круглыми филёнками на боковых элементах над пилонами и овальной нишей-киотом на центральном элементе. о периметру килей проходит небольшой карниз. Килевидные завершения над проёмами увенчаны чашевидными главками с крестами на гранёных барабанах с рельефно выделенными цоколями.
Южный фасад Святых ворот не декорирован. Строение сложено из красного глиняного кирпича размером 25 (24) × 12 × 7 см, фасады в известковой обмазке.
Северо-западные ворота фиксируют западную границы территории храмового комплекса, на данном участке ограда полностью утрачена. Северо-западные ворота представляют собой арочный проём с двумя крупными пилонами и перемычкой. Западная и восточная стороны ворот оформлены следующим образом: наружные углы пилонов вынуты, проём оформлен контрналичником и клинчатым с «ушками» замковым камнем, по периметру ворот проходит уступчатый карниз; в основании архивольта проёма просматривается частично сохранившийся профилированный карниз. Навершие ворот деревянное, арочное с «плечиками» лекальных очертаний, увенчанное чашевидной главкой на цилиндрическом барабане. Ворота сложены из красного глиняного кирпича размером 29 × 15 × 8 (7) см; 27 (26; 25) × 12,5 (12) × 7,5 (7) см. Судя по размеру кирпича, ворота переложены из вторичного кирпича более ранней постройки. Наружные поверхности ворот в известковой обмазке.
Южные ворота расположены в западной части южной стороны ограды. Ограда к западу от ворот восстановлена на историческом месте в историческом виде. Ворота представляют собой два широких пилона с центральным выступом и архивольтом, образующим арочный проём. В основании архивольта проходит профилированный карниз, архивольт и пилоны покрыты металлическим окрытием, придающим строению килевидный силуэт. Над перемычкой ворот расположена чашевидная главка на цилиндрическом барабане. Ворота сложены из красного глиняного кирпича размером 27 (26,5; 26) × 13 (12,5; 12) × 7,5 (7; 6) см. Судя по размеру кирпича, ворота переложены из вторичного кирпича более ранней постройки. Наружные поверхности ворот в известковой обмазке…»
По материалам Акта государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей включение выявленных объектов культурного наследия «Ансамбль церкви Николая Чудотворца: церковь Николая Чудотворца, Святые ворота, южные ворота, северо-западные ворота», 1725 г. – 1-я пол. XVIII в. расположенных по адресу: Ярославская обл., Некрасовский район, с. Бор, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
https://www.yarregion.ru/depts/dookn/docsDocuments/Акт%20экспертизы%20ансамбль%20Бор%20подписан.pdf
Голышкин Бор находился на самой границе ярославских и костромских земель. Есть сведения,что Никольская церковь была выстроена костромскими каменщиками. Действительно, тип небольшого бесстолпного храма, увенчанного мелким пятиглавием, гораздо более характерен для костромского, нежели для ярославского зодчества второй половины XVII века. Никольская церковь во многом близка, например, не сохранившейся до нашего времени Троицкой церкви в Костроме, выстроенной во второй половине XVII века. Мотивы «нарышкинского барокко», ярко представленные в декоре Никольской церкви, нашли свое дальнейшее развитие в костромской церкви Рождества Христова на Дебре (1734 г., не сохранилась).
По своей объемной композиции Никольская церковь продолжает традицию, идущую от бесстолпныхмосковских посадских храмов второй половины XVII в. Широкое распространение этого типа в костромском зодчестве объясняется не только более скромными, чему ярославцев, материальными возможностями костромичей. Большую роль сыграло и близкое знакомство костромских мастеров с традициями московского зодчества. Известно, например,что только за период с 1670-х до 1700-х годов по далеко неполным сведениям в Москве работало двенадцать зодчих-костромичей.
Преобладание традиционных, связанных с посадским каменным строительством XVII века элементов, характерное для всего облика Никольской церкви, во многом определяется тем, что памятник был построен иждивением прихожан и не имел одного заказчика. Вотчинные храмы, построенные в окрестностях Ярославля в начале XVIII века крупными сановниками, – Воскресенская церковь в Красном, Знаменская в Михайловском – отличаются гораздо более радикальной переработкой традиционной кубической композиции. В них несравненно ярче, чем в Никольской церкви, проявился новый подход к объемному решению зданий, характерный для московского зодчества конца XVII – начала XVIII века.
Иллюстрацией к сказанному служит и фасадный декор Никольской церкви. Традиционные для костромских и ярославских храмов второй половины XVII века формы явно преобладают над мотивами «нарышкинского барокко». Последние наиболее ярко проявляются в рисунке наличников, заглубленных в толщу стен и дополненных фланкирующими трехчетвертными колонками. Наличники Никольской церкви наглядно иллюстрируют сложный процесс постепенного усвоения русской архитектурой западноевропейских ордерных форм.
Зодчий, строивший Никольскую церковь, свободно владел самыми различными формами архитектурного декора второй половины XVII века. Верхнюю часть стен, украшенную фризом мелких кокошников, разделенных короткими лопатками, отсекает карниз, состоящий из двойного ряда«городков». В нижней части угловых лопаток устроены прямоугольные ниши-ширинки с декоративными вставками. Между окнами размещены глубокие ниши киотов с фресковыми изображениями Николы на северной стороне и Спаса – на южной. Обширная, далеко выступающая алтарная часть храма украшена поясками «бегунца» и поребрика. Внутреннее убранство Никольской церкви включает в себя пятиярусный классический иконостас и настенную масляную живопись конца XIX века. Живопись поновлена в 1957-1958 гг.
Приход Никольской церкви в первой половине XVIII века был весьма велик и состоял из нескольких десятков деревень. Летний храм не мог вместить всех молящихся, поэтому в начале был устроен южный придел, включенный позднее в состав трапезной. В 1774 году была закончена не сохранившаяся до нашего времени Воскресенская церковь с отдельно стоявшей колокольней. В XIX веке ансамбль был окружен каменной оградой, от которой сохранились лишь северные и южные ворота. При храме действовали четыре часовни: две каменные в деревнях Шачебол (1852 г. постройки) и Яхроболе (1861 г. постройки) и две деревянные: в деревнях Бор (1892 г. постройки) и Гузицине (1894 г. постройки).
По сведениям на 1908 год: церковный капитал: 2015 руб. билетами. Причт: 2 священника, диакон, 2 псаломщика. Причтовый капитал 2000 руб. в % бумагах. Земли при церкви более 86 десятин. Сверх того сенокосная дача «Просвирня». Церковных дома два, оба для жительства священников приход: числилось 3213 прихожан, из них: 1430 мужского пола и 1783 женского пола. Приходских селений – 11: Борголышкино, Гузицыно, Хребтово, Яснищи, Бор, Шачебол, Яхробол, Липовицы, Куреево, Дурково, Ботоково. Расстояние приходских селений до церкви от 1 до 5 верст. Среди прихожан особенно почитались: Казанская икона Божией Матери и икона Святителя и Чудотворца Николая.
На территории прихода имелись: церковно-приходская школа при деревне Курееве, две земские школы: при селе и в деревне Гузицино; две библиотеки: одна земская при волостном Боровском правлении и вторая – при химическом волжском заводе Понизовкина; два фельдшерских пункта: при селе и при химическом заводе Понизовкина. На кладбище при церкви находится семейное захоронение Понизовкиных, а именно: родственников Никиты Петровича Понизовкина, основателя самого крупного крахмалопаточного и химического производства в Ярославской губернии и одного из крупнейших в России. Храм действующий, никогда не закрывался.
Книга "Тщанием прихожан построены", 2016 год.
Исследуемый комплекс расположен в стороне к югу от исторического села Бор (Бор Голышкин, Борголышкино), исторически располагавшегося на территории Даниловского уезда. Исследуемый ансамбль состоял из двух каменных храмов, оградыс четырьмя воротами, в пределах которой располагалось кладбище.
В «Ведомости о церкви за 1892 год [ГАЯО. Ф. 230 Оп. 2 Д. 3963 Лл. 37 – 38 об.] содержатся следующие сведения о храмовом комплексе: «1. Церквей в оном селе две: первая построена в 1725 г. (исследуемый объект – «Церковь НиколаяЧудотворца»), вторая в 1774 году, тщанием прихожан, состоят в Ярославском округе. 2. Зданием каменные с таковою же отставною колокольнею и вокруг каменною же оградою – крепки, прочны. 3. Престолов в них пять. В первой зимней настоящей во имя Св. Чудотворца Николая в трапезе с правой стороны во имя Богоматери Боголюбския; с левой во имя Святых Благоверных Князей Федора, Давида и Константина Ярославских Чудотворцев. Во второй летней настоящей во имя Воскресения Христова в приделе во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна...»
Сходные сведения содержатся также в «Кратких сведениях о монастырях и церквях Ярославской епархии» А. Крылова: «Церковь Святителя и Чудотворца Николая села Борголышкина, Даниловского уезда, приходская. Церквей в селе две: 1) зимняя – Никольская, 2) летняя – Воскресенская. Зданием обе каменные, с таковою каменною колокольнею и вокруг каменною оградою. Прочны. Престолов в них пять: в первой – зимней церкви главный престол во имя Святителя Николая; в трапезе с правой стороны – во имя Богоматери Боголюбския; с левой – во имя Святых Благоверных Князей: Федора, Давида и Константина, ЯрославскихЧудотворцев. Во второй летней – Главный престол – Воскресения Христова; в приделе – во имя Предтечи Господня Иоанна. Первая церковь построена в1725 году, а вторая в 1774 году тщанием прихожан. Особо чтимые иконы: Святителя и Чудовторца Николая и Казанския Божией Матери, находящаяся в Шачебольской часовне...» [Указ. Соч. С. 278–279].
Таким образом, первым строительным периодом в историии сследуемого ансамбля и изучаемого объекта – церковь Николая Чудотворца – является 1725 г., когда было построено первое каменное здание ансамбля. В 1774 году было выстроено второе каменное здание в составе ансамбля – летняя Воскресенская церковь, а также, вероятно, отдельно стоящая колокольня. В этой связи претерпело изменения здание церкви Николая Чудотворца, первоначально имевшее в западной части колокольню, разобранную после строительства отдельной колокольни.
25 ноября 1798 года священником села Борголышкина СимеономДаниловым и церковным старостой крестьянином Тихоном Петровым былоподано прошение о строительстве придела к каменной Никольской церкви:«В оном селе нашем из давних лет состоит каменная Николаевская церковь без приделов; ныне же приходские показанного села люди положили мирской приговор, чтобы при оной церкви в трапезе по правую сторону построить вновь придел во именование Боголюбския Богоматери. А как свод в оной трапезе по давности построения церкви имеется уже местами ветхий, то при строении реченного придела поправить нужно и его; на все же сие построение и переделку, по недостатку церковной суммы, приходские показанного села люди из усердия своего желают подать помощь из своего имущества... Того ради вашего преосвященнейшего милостивого архипастыря всепокорнейше просим, на построение показанного придела дать архипастырскую храмоздательную грамоту, а при том и помянутую переправку свода учинить позволить» [ГАЯО. Ф. 230 Оп.1. Д. 65 Л. 5].
Тогда же постройка и ремонт свода были разрешены [Указ. док. Л. 1]. К ноябрю 1799 года постройка и отделка придела была закончена и 7 декабря новый придел был освящён во имя Боголюбской Божией Матери [Указ. док. Л. 4]. Таким образом, вторым строительным периодом исследуемого объекта – здания церкви Николая Чудотворца – был 1799 год, когда был пристроен южный придел во имя Боголюбской Божией Матери и переложен свод трапезной.
На «Плане генерального межевания Даниловского уезда» 1773 г. на месте исследуемого комплекса отмечен погост Бор Голышкин на земельном участке № 984, соотносимый с расположением исследуемого объекта. На плане показаны два небольших прямоугольных участка застройки, к юго-востоку от которых расположена отметка в форме креста, обозначающая церковь.
На карте из «Атласа Ярославской губернии» 1855–1857 гг., выполненной А.И. Менде, участок исследуемого объекта находится на стыке листов и обладает плохой сохранностью. Участок исследуемого комплекса также обозначен № 984, отмечен «П. Бор» (погост Бор), в котором показаны каменные постройки и, возможно, деревянные (из-за повреждений листа контуры построек видны плохо).
Сведения о времени строительства ограды и ворот в исследованных документах отсутствуют. В 1918 году церковное имущество, в том числе здания, были национализированы. Исследуемые объекты в составе ансамбля: церковьНиколая Чудотворца и ворота с оградой, а также существовавшие в этот период Воскресенская церковь и колокольня были переданы общине верующих в безвозмездное и бессрочное пользование [ГАЯО. Ф. Р-773. Оп.1 Д. 135]. В передаточной описи кратко упомянуты строения ансамбля: «храмов два каменные, колокольня каменная отдельная, престолов пять... К церковному имуществу принадлежат колокола, три дома для причта деревянных, крытых железом, сторожка деревянная, крытая железом и сарай гробовой, крытый железом» [Указ. док. Л. 2 с об.]. Ограда с воротами в данной описи не указана.
Затем в 1930-е гг. были разобраны летняя Воскресенская церковь и колокольня. В течение всего ХХ века постепенно была разобрана ограда, от которой частично сохранился только кирпичный цоколь, показывающий контур исторической территории храмового комплекса.
В 1969 году в отношении сохранившейся церкви Николая Чудотворца был составлен Паспорт на памятник архитектуры, выполнена фотофиксация церкви Николая Чудотворца; автор паспорта Е.Н. Глазков. В Паспорте памятника содержатся следующие сведения об изучаемом здании – церкви Николая Чудотворца: церковь построена в 1725 году на средства прихожан бригадой костромских мастеров. Описание храма содержит общие сведения о планировочной структуре: трёхчастная церковь: четырёхстолпная трапезная с пристройкой более позднего времени, основное помещение храма и трёхчастная апсида; пятикупольная. Отмечена ранее существовавшая отдельно стоящая колокольня. Указаны следующие конструктивные особенности: трапезная перекрыта крестовыми сводами, опирающимися на плоские арки; алтарь перекрыт сложным многолотковым сводом; основное помещение храма перекрыто сомкнутым сводом; апсида перекрыта 3 цилиндрическими куполами, опирающимися на продольные арки; кирпич размером 25 × 12 × 7 см.
Основой объёмно-пространственной композиции здания назван основной четверик, указана большая роль отдельно стоявшей колокольни в формировании облика храма. В интерьере отмечены росписи, выполненные масляной краской и поновлявшиеся в 1958–1958 гг., а также движимое богослужебное имущество в составе храма, в первую очередь станковая живопись.
На фотографиях 1969 года, прилагавшихся к Паспорту памятника, показан северный фасад Святых ворот – трёхчастных с повышенным широким центральным арочным проёмом и боковыми арочными проёмами калиток; цоколь пилонов выделен полуваликом; центральные пилоны ворот оформлены колонками с перетяжками-полуваликами, поддерживающими рельефно выделенный архивольт центрального проёма и образующими арочные ниши на лицевых сторонах пилоном; архивольты арочных проёмовкалиток также рельефно выделены боковые пилоны, понижающиеся в сторону ограды, также оформленные арочными нишами, ограниченными колонками с перехватами-полуваликами; завершения ворот килевидные, одинарные над боковыми проёмами, строенное над центральным проёмом с широким повышенным центральным «килем»; лицевая сторона центрального завершения оформлена плоскими круглыми нишами по сторонам и овальным киотом в центре с живописным сюжетом (не просматривается); на осях проёмов на «килях» расположены гранёные глухие барабаны с чашевидными главками и восьмиконечными крестами на «яблоках». Заполнения проёмов металлические на металлической сварной и клёпаной раме с глухой нижней филёнкой позднего исполнения и исторической кованой диагональной решёткой. Видимая на фотографиях южная сторона ворот не декорирована. Ворота не оштукатурены, окрашены по кирпичу.
Наличник окна храмового здания с небольшой подоконной полкой ,фигурными колонками-боковинами с повышенными профилированными навершиями, поясками-полуваликами и профилированными основаниями, выпущенными ниже подоконной полки; завершён фигурной повышенной перемычкой-фронтоном с уступчатым клинчатым замковым камнем, выделенным разрывами.
Антаблемент четверика состоит из двух рядов «городков», и ряда ложных закомар – кокошников, чередующихся с короткими пилястрами с упрощёнными капителями. Между пары ложных окон, обрамлённых фигурными наличниками, расположен киот с килевидной перемычкой в простом обрамлении, завершённом рельефно выделенной плоской нишей на уступчатом основании, стилизованной под главку. В киоте находится живописное изображение Николая Чудотворца.
Северо-западные ворота ограды представляют собой мощный пилон с арочным проёмом; наружные углы пилона выбраны, проём ворот выделен контрналичником и клинчатым замковым камнем; по периметру пилона проходит уступчатый венчающий карниз; завершение пилона повышенное лекальных очертаний – арочное с «плечиками», на оси проёма расположена чашевидная главка на низком барабане. Заполнения ворот поздние деревянные.
На территории храма, ограниченной цоколем ограды (ограда по сторонам ворот отсутствует), просматривается кладбище. На фотографиях 1980-х гг., находящихся в учётном деле объекта культурного наследия № 9-16 в архиве департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области, показаны общие планы церкви Николая Чудотворца. На фотографии, выполненной с запада, виден повышенный треугольный фронтон трапезной и два небольших объёма перед ней: с повышенным завершением, расположенный по оси четверика и небольшой объём под скатной крышей перед западным фасадом трапезной. На данной фотографии видно, что оси четверика и трапезной по линии коньков крыш не совпадают. Крыша трапезной двухскатная прямая, крыша четверика четырёхскатная, увенчана пятиглавием на тонких барабанах, собранных к центру, с небольшими проёмами-продухами на боковых барабанах; главки маковичной формы крыши гладким железом, северо-восточная главка покрыта железом в диагональную шашку.
В северной части западного фасада четверика проходит дымоход с фигурным завершением (оголовком трубы) и фигурным металлическим дымником. Над южным скатом крыши трапезной и над крышей низкой западной пристройки видны металлические дымоходы в кирпичных кожухах. На фотографии, выполненной с северо-запада, просматривается также декор фасадов четверика, расположенный попериметру: два ряда «городков», а также ряд ложных закомар – арочных перспективных ниш с килевидными завершениями, чередующихся с короткими лопатками, оформляющими и углы объёма. На северном фасаде видны два ложных проёма второго света в наличниках и киот между ними. На западном фасаде проёмов нет.
Перед трапезной расположен притвор, завершённый четырёхгранным куполом с полицей. На западном фронтоне трапезной выше фронтона просматривается проём с арочной перемычкой. Общий вид с юга даёт показывает южные ворота: архивольт с металлически окрытием на нешироких пилонах, а также общий вид церкви с юга. С запада на восток видны одноэтажная пристройка и притвор под гранёным куполом, высокая крыша трапезной и южного придела, выступающего по линии южного фасада четверика, с гранёной апсидой и небольшой маковичной главкой на гранёном барабане; повышенный двухсветный четверик, завершённый пятиглавие, апсида. Южный фасад южного придела оформлен пилястрами, разделяющими фасад на неравные прясла и раскреповывающими антаблемент, и антаблементом, состоящим из выделенного тягами фриза и профилированного карниза. Видны элементы декора южного фасада четверика, аналогичные декору северного фасада.
В 1982 г. сотрудниками Ярославского художественного музея был составлен «Список памятников, находящихся в пользовании религиозной организации» Никольской церкви (Ярославская обл., Некрасовский район,с. Бор) [ГАЯО. Ф. Р-817. Оп. 7 Д. 27 Лл. 2–16], в котором было перечислено движимое имущество в составе памятника, имеющее историко-культурную ценность.
В 1993 году году постановлением Главы Администрации Ярославской области от 22.11.1993 г. № 329 «Об утверждении перечня объектов историко-культурного наследия Ярославской области» исследуемый объект был включён в перечень выявленных объектов культурного наследия с наименованием «Ансамбль церкви НиколаяЧудотворца» и датировкой «1725 г. – 1-я пол. XVIII в.», состоящий из следующих выявленных объектов культурного наследия: «церковь НиколаяЧудотворца», 1725 г., «Святые ворота», «южные ворота», «северо-западные ворота», 1-я пол. XVIII в., и адресом: «Некрасовский район, с. Бор (бывш. с. Никольское-на-Голышкином; бывш. с. Бор-Голышкино; бывш. погост Голышкин Бор)».
В настоящее время церковь Николая Чудотворца является действующей, находится в пользовании религиозной организации.
По материалам: Акт государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей включение выявленных объектов культурного наследия «Ансамбль церкви Николая Чудотворца: церковь Николая Чудотворца, Святые ворота, южные ворота, северо-западные ворота», 1725 г. – 1-я пол. XVIII в. расположенных по адресу: Ярославская обл., Некрасовский район, с. Бор, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народовРоссийской Федерации
Композиционным центром храмового комплекса является церковь Николая Чудотворца. Здание ориентировано по оси восток-запад с незначительным отклонением, в дальнейшем фасады здания будут обозначаться полными сторонами света. Линейная объёмно-пространственная композиция здания состоит из последовательно связанных объёмов (с запада на восток): прямоугольный, близкий в плане к квадрату притвор, перекрытый четырёхскатной крышей позднего исполнения с расположенным в центре крыши четырёхгранным куполом, увенчанном чашевидной главкой на глухом цилиндрическом барабане, и примыкающими к нему по сторонам небольшими прямоугольными пристройками с односкатными крышами; широкая прямоугольная в плане трапезная с южным приделом, выступающим по линии южного фасада четверика и завершённым на востоке гранёной апсидой, перекрытые единой повышенной двухскатной крышей с вальмами над апсидой придела; повышенный двухсветный четверик, перекрытый четырёхскатной крышей с пятиглавием, собранным к центру крыши, на глухих цилиндрических барабанах с маковичными главками позднего исполнения в косую шашку и восьмиконечными крестами на «яблоках»; трёхчастная пониженная относительно четверика апсида, перекрытая прямой скатной крышей позднего исполнения с небольшой чашевидной главкой на цилиндрическом барабане. Кровельный материал – металл.
Исторические оконные проёмы на фасадах здания прямоугольные, на второй оси южного фасада четверика дверной проём исторически (в 1799 г. при строительстве южного придела трапезной) заложен до оконного. Входной проём, крупный прямоугольный расположен на западном фасаде притвора. Заполнения оконных проёмов исторические столярные с мелкой равноячеистой расстекловкой; заполнение дверного проёма современное металлическое. Фасады притвора – бывшего яруса колокольни, разобранной в результате перестройки трапезной в 1799 г. – оформлены широкими угловыми лопатками с прямоугольными, близкими к квадрату ширинками в нижней части и профилированными тягами в верхней; частично сохранившимися рельефно выделенными архивольтами арочных проёмов на трёх сторонах. На западной стене трапезной сохранились следы примыкания объёма ранее существовавшей колокольни и оформления фасада (ряд поребрика).
Наличники оконных проёмов на северном фасада трапезной, фасадах четверика и апсиды оформлены сходным образом: перспективные контрналичники; наличники с уступчатными подоконными полками (окон второго света – с сдвоенными подоконными полками); боковинами-колонками с уступчатыми импостами в нижней части, перехватами-полуваликами в нижней трети и под завершениями, повышенными уступчатыми профилированными завершениями; фигурными профилированными навершиями с разрывами, заполненными уступчатыми замковыми камнями. Северный фасад трапезной и фасады апсиды оформлены сходным образом: рельефно выделенный цоколь, раскрепованный пилястрами; полувалик над цоколем; промежуточные и угловые пилястры с базами – раскреповками цоколя и капителями – раскреповками антаблемента; антаблемент, на фасаде трапезной сохранившийся частично: ряд бегунца, над ним три ряда поребрика, уступчатый карниз упрощённого профиля (на фасаде трапезной сохранился ряд бегунца).
Фасады четверика оформлены рельефно выделенным цоколем; угловыми пилястрами, раскреповывающими цоколь и антаблемент, состоящий из двух рядов «городков» и ряда ложных закомар – плоских арочных перспективных ниш с килевидным обрамлением, чередующихся с короткими пилястрами без баз с уступчатыми капителями; между оконными проёмами второго света, в том числе ложными на северном фасаде, расположены ниши-киоты с лучковыми перемычками: на северном фасаде в обрамлении простого профиля с повышенным килевидным завершением, увенчанным плоской каплевидной нишей на уступчатом основании в простом обрамлении – стилизованной главкой; в нише-киоте находится изображение Николая Чудотворца; на южном фасаде в обрамлении простого профиля с клинчатым замковым камнем в перемычке с уступчатым завершением, с изображением Спаса Вседержителя.
Барабаны пятиглавияоформлены полуваликами у основания и уступчатым завершением подглавками. Оформление центрального проёма южного фасада четверика, бывшего дверного, состоит из контрналичника, обработанного четвертьваликом, боковин-полуколонн на кубоватом основании с перехватами-полуваликами на стволах и капителями упрощённого профиля; килевидной перемычки с рядом дентикул. Оформление фасадов южного придела трапезной состоит из рельефновыделенного цоколя, раскрепованного пилястрами; полувалика и полкой, проходящих над цоколем, также раскрепованных пилястрами; угловых и промежуточных пилястр с базами – раскреповками цоколя и капителями – раскреповками антаблемента; профилированных подоконных полок; архитравной тяги-полувалика, гладкого фриза и профилированного венчающего карниза.
Западные пристройки, примыкающие к притвору и западному фасаду трапезной не имеют декора. Капитальные стены здания сложены из красного глиняного кирпича размером, в том числе 25(24)×12×7 см, наружные поверхности в известковой обмазке, окрашены. Планировка здания в капитальных стенах соответствует объёмно-пространственной композиции. Притвор перекрыт сомкнутым сводом на подпружных арках, опирающихся на пилястры без баз с упрощёнными уступчатыми капителями; входной проём в трапезную в рамочном перспективном обрамлении оформлен пилястрами с упрощёнными капителями и поставленными передними тонкими колоннами на пьедесталах – раскреповках цоколя, с профилированными базами, перехватами-полуваликами в верхней четверти ствола, небольшим энтазисом под капителями и укрупнёнными прямоугольными в плане уступчатыми двухъярусными капителями. По восточной стене притвора в нижней части (по цоколю) проходит крупный полувалик. Наружное заполнение дверного проёма между притвором и трапезной историческое – кованая железная двупольная дверь с решётчатой основой, кованым кольцом-ручкой, на кованых петлях и крюках, с кованым засовом.
Трапезная перекрыта сомкнутыми сводами, опирающимися на четырекрупных прямоугольных в плане столба; южный придел также перекрыт сомкнутыми сводами, в западной части – гранёным сомкнутым сводом; апсида придела перекрыта коробовым сводом с двумя примыкающими восточными сомкнутыми лепестками с щековыми распалубками надоконными проёмами. Проём в капитальной стене между трапезной и четвериком широкий арочный. Напольное покрытие позднего исполнения из плитки.Четверик перекрыт сомкнуты сводом с небольшими распалубками над окнами второго света на южной стене. В северо-западном углу четверика сохранились литые плиты исторического напольного покрытия, покрытие пола и солеи из плитки позднего исполнения.
Исторический пятиярусный иконостас у восточной стены четверика, в девять осей с заглублёнными второй и восьмой осями и обращёнными друг к другу попарно первой и третьей; седьмой и девятой осями и заглублёнными в арочную нишу царскими вратами, имеет ордерную композицию: первый и второй ярусы объединены портиками на четвёртой и шестой осях; третий и четвёртый ярусы объединены крупным центральным портиком в четвёртую, пятую и шестую оси шириной и симметричными портиками на второй и восьмой осях; портики и карнизы иконостаса отделаны резными узорами; колонны портиков – коринфского ордена. В иконостасе и напольных киотах сохранились иконы.
Боковые части апсиды перекрыты сводами с конхами, центральная часть – сомкнутым сводом. Напольное покрытие позднего исполнения, печь металлическая (утермарковская). На стенах и сводах трапезной, четверика, алтарной апсиды, частично – южного придела сохранились росписи масляной краской, выполненные на основе росписей XIX века, поновлённые в 1958 году и позднее. Святые ворота расположены к северу от храма и фиксируют северную границу храмовой территории. По сторонам ворот сохранился цоколь ограды.
Объёмно-пространственная композиция строения линейная, трёхчастная с центральной повышенной частью. Проёмы ворот и калитокарочные, центральный проём ворот крупный повышенный; заполнения калиток металлические на сварных рамах и нижних филёнках с историческими коваными решётками. Парадный северный фасад решён рельефно: центральный проём с пилонами незначительно выступает относительно линии боковых проёмов, примыкавшие к ограде пилоны незначительно заглублены относительно линии боковых фасадов. Северный фасад оформлен повышенным цоколем, завершённым полуваликом, с плоскими прямоугольными нишами на пилонах центрального проёма и боковых пилонах, примыкающих к ограде; пилоны центрального проёма и боковых пилонов оформлены узкими пилястрами с перехватами-полуваликами на стволах и в интрадосе проёма, образующими плоские крупные ниши пилонов с арочными уступчатыми перемычками; воротный проём и проёмы калиток оформлены профилированными архивольтами, над центральным проёмом – с тягой-«плечиками»; завершения над проёмами калиток килевидные, над боковыми пилонами скруглённые лекальных очертаний; завершение над центральным проёмом трёхчастное, повышенное с тремя килевидными элементами с плоскими круглыми филёнками на боковых элементах над пилонами и овальной нишей-киотом нацентральном элементе.
По периметру килей проходит небольшой карниз. Килевидные завершения над проёмами увенчаны чашевидными главками с крестами на гранёных барабанах с рельефно выделенными цоколями. Южный фасад Святых ворот не декорирован. Строение сложено из красного глиняного кирпича размером 25(24)×12×7 см, фасады в известковой обмазке. Северо-западные ворота фиксируют западную границы территории храмового комплекса, на данном участке ограда полностью утрачена.
Северо-западные ворота представляют собой арочный проём с двумя крупными пилонами и перемычкой. Западная и восточная стороны ворот оформлены следующим образом: наружные углы пилонов вынуты, проём оформлен контрналичником и клинчатым с «ушками» замковым камнем, по периметру ворот проходит уступчатый карниз; в основании архивольта проёма просматривается частично сохранившийся профилированный карниз. Навершие ворот деревянное, арочное с «плечиками» лекальных очертаний, увенчанное чашевидной главкой на цилиндрическом барабане. Ворота сложены из красного глиняного кирпича размером 29×15×8(7) см; 27(26;25)×12,5 (12)×7,5(7) см. Судя по размеру кирпича, ворота переложены из вторичного кирпича более ранней постройки. Наружные поверхности ворот в известковой обмазке.
Южные ворота расположены в западной части южной стороны ограды. Ограда к западу от ворот восстановлена на историческом месте в историческом виде. Ворота представляют собой два широких пилона с центральным выступом и архивольтом, образующим арочный проём. В основании архивольта проходит профилированный карниз, архивольт и пилоны покрыты металлическим окрытием, придающим строению килевидный силуэт. Над перемычкой ворот расположена чашевидная главка на цилиндрическом барабане. Ворота сложены из красного глиняного кирпича размером 27(26,5; 26)×13(12,5; 12)×7,5(7; 6) см. Судя по размеру кирпича, ворота переложены из вторичного кирпича более ранней постройки. Наружные поверхности ворот в известковой обмазке.
По материалам: Акт государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей включение выявленных объектов культурного наследия «Ансамбль церкви Николая Чудотворца: церковь Николая Чудотворца, Святые ворота, южные ворота, северо-западные ворота», 1725 г. – 1-я пол. XVIII в. расположенных по адресу: Ярославская обл., Некрасовский район, с. Бор, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народовРоссийской Федерации
Причтовый капитал 2000 руб. в % бумагах. Земли при церкви более 86 десятин. Сверх того сенокосная дача «Просвирня». Церковных дома два, оба для жительства священников приход: числилось 3213 прихожан, из них: 1430 мужского пола и 1783 женского пола. Приходских селений – 11: Борголышкино, Гузицыно, Хребтово, Яснищи, Бор, Шачебол, Яхробол, Липовицы, Куреево, Дурково, Ботоково. Расстояние приходских селений до церкви от 1 до 5 верст. Среди прихожан особенно почитались: Казанская икона Божией Матери и икона Святителя и Чудотворца Николая.
На территории прихода имелись: церковно-приходская школа при деревне Курееве, две земские школы: при селе и в деревне Гузицино; две библиотеки: одна земская при волостном Боровском правлении и вторая – при химическом волжском заводе Понизовкина; два фельдшерских пункта: при селе и при химическом заводе Понизовкина. На кладбище при церкви находится семейное захоронение Понизовкиных, а именно: родственников Никиты Петровича Понизовкина, основателя самого крупного крахмалопаточного и химического производства в Ярославской губернии и одного из крупнейших в России. Храм действующий, никогда не закрывался.
Книга "Тщанием прихожан построены", 2016 год.