В 1712 году построен был в Фоевичах храм Рождества Богородицы Иваном Мироновичем Чернолуским, который в 1716 году был наказным полковником стародубским.
В храме два креста с частями святых мощей. О них есть записка 1737 года, дышащая искренним благочестием: «Благословением преосвященнейшего архиепископа Рафаила Заборовского получены мною недостойным марта 25 1737 года, будучи мне немалое время в Киеве в делах, чрез великие труды и старательства, многоценные бисеры – мощи святого Иоанна Златоустаго (память коего празднуется 13 ноября, января 27 и сентября 14), святой мученицы Варвары (ее же память декабря 4), имеются они у святой Софийской престольной церкви в Киеве и по немалой частице положены его преосвященства руками тие святые мощи.
Получены мною 4 марта 1737 года мощи святых печерских – преподобного Иоанна Многострадального (его же память июля 18), святого Моисея Угрина (его же память апреля 28), преподобного Прохора Чудотворца (его же память февраля 10), преподобного Нектария Послушливого.
Также получены мною июля 3 дня от всечестного отца Моисея Якубовича, эконома Лавры Киевской, в кресту кипарисовом имеющиеся мощи святых печерских отцов – преподобного Григория Чудотворца (его же память января 8), преподобного Исайи Чудотворца (его же память мая 15 дня), преподобного Феодора и Василия (их же память августа 11), преподобного Марка (его же память декабря 29), преподобного Евстратия (его же память 28 марта).
Тако ж прежние у меня имеющиеся мощи святого мученика Лукиана (его же память октября 5), другие – преподобного Лонгина, вратаря печерского.
В кресту сем позлащенном имеющиеся мощи суть: святого Иоанна Златоустаго, преподобного Ефрема Сирина, святой мученицы Варвары, святого Лукиана, святого Иоанна Многострадального, святого Моисея Угрина. В кресту кипарисном: пророка Исайи чудотворца, преподобного Григория чудотворца, преподобного Феодора и Василия, преподобного Марка, преподобного Евстратия.
В панагии серебряной сии суть мощи преподобного Прохора, преподобного Нектария, святого Лонгина. Сия же хартия да пребудет в предбудущее время и мощи святых угодников Божиих при церкви Рождества Пресвятой Богородицы и обретения главы Предтечевой Фоевской для исцеления с верою приходящим». Писано в Киеве року 1737 мая 3 дня. Бунчуковый товарищ Петр Чернолуский.
Книги храма: Требник 1732 года, Служебник 1735 года, Минеи 1741 года, Типикон 1745 года.
По церковным записям число прихожан: в 1770 году – 548 муж., 520 жен.; 1790 году – 708 муж., 685 жен.; в 1810 году – 1080 муж., 1076 жен.; в 1830 году – 1221 муж., 1256 жен.; в 1850 году – 1286 муж., 1233 жен.; в 1860 году – 1086 муж., 1169 жен.
Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Книга VII. Чернигов, 1873, стр. 239-241
Комментарии и обсуждение
...Храм Рождества Богородицы, который 25 сентября 1943 года взорван и сожжен отступающими фашистами (в храме был расположен склад боеприпасов). Строил храм Иван Миронович Чарнолузский, который с 1716 года был наказным полковником стародубским.
Выдержка из исторического очерка Ткачева В.Л. "Фоевичи". https://ok.ru/foevichi/topic/69980537703310
Псаломщик Успенской церкви посада Чурович Новозыбковского уезда Александр Калиновский 30 октября сего года перемещен на 1-е псаломщическое место к Рождество-Богородичной церкви села Фоевич того же уезда.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 декабря 1892 года, № 23, стр. 771
По указу Св. Синода от 25 июля сего года за № 3426 второе псаломщическое место при Рождество-Богородичной церкви
села Фоевич Новозыбковского уезда, согласно представлению Черниговского епархиального начальства, с 1 августа сего же года закрыто.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 сентября 1895 года, № 18, стр. 767
Определены псаломщиками: к Димитриевской церкви с. Коптей Козелецкого уезда - бывший псаломщик села Фоевич Новозыбковского уезда Иван Калиновский 9 октября.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 октября 1895 года, № 20, стр. 807
Просвещены святым крещением: священником Рождество-Богородичной церкви села Фоевич Новозыбковского уезда Феодоровым 19 апреля сего 1896 года еврейка мещанка г. Конотопа Хава Михелева Резникова 22 лет с наречением ей имени „Ольга".
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 июня 1896 года, № 11, стр. 358
Перемещены: на праздное священническое место при Рождество-Богородичной церкви с. Фоевич Новозыбковского уезда священник Александро-Невской церкви с. Перелюба Сосницкого уезда Иоанн Феодосиев – 11 ноября.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 декабря 1896 года, № 23, стр. 656, 657
Список вакантных мест священнических: с. Фоевич Новозыбковского уезда при Рождество-Богородичной церкви – с 10 октября 1896 года.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 ноября 1896 года, № 22, стр. 634
Список вакантных мест священнических: Новозыбковского уезда в с. Фоевичах при Рождество-Богородичной церкви – с 24 сентября 1904 года; в приходе этом дворов 279, прихожан обоего пола 2 304 души, ружной земли 33 дес., дом есть, жалованья 156 руб. 86 коп. в год.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 ноября 1904 года, № 22, стр. 903
Утверждены в должности законоучителей: священник Рождество-Богородичной церкви села Фоевич Новозыбковского уезда Иоанн Феодосьев в Фоевское народное училище – 10 января.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 февраля 1897 года, № 3, стр. 54
Село Фоевичи при селе Любце (приток Ваги), поселено около сер. XVII века; Самойловичем отдано Николаю Чарнолузскому, по смерти которого Фоевичи присвоил полковник Миклашевский, владевший ими до своей смерти. В 1707 году Мазепа Фоевичи отдал Ивану Чарнолузскому. В конце XVIII века Фоевичи были довольно значительным торговым пунктом: тут было четыре ярмарки, на которые съезжались преимущественно жители соседних могилевских сел.
Ал. Лазаревский. Описание старой Малороссии. Материалы для истории заселения, землевладения и управления. Том I. Полк Стародубский. Киев, 1888, стр. 436, 437