ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Епихарка. Спасо-Преображенская Пихорская община.


Епихарка. Спасо-Преображенская Пихорская община
Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1890.
Год утраты:1928 (Разрушен)
Адрес:
Ярославская область, Угличский район, деревня Епихарка

Координаты: 57.367364, 38.611719



Церковь Спаса Преображения



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 июля 2024

Даже в наш стремительный автомобильный век Епихарка удивляет глухой почти безвозвратно-заброшенной удаленностью, замшелый медвежий угол в сердце лесной глуши на окраине огромного клюквенного болота. Действительно, бурые хозяева местной тайги жили здесь вволю веками, лакомясь дарами леса, а то и заблудшей скотиной, на что ее владельцы – соседние крестьяне – осиротело жаловались еще в конце XX века. Такая вот немного странная Епихарковская пустошь должна была сыграть свою определенную роль в развитии самобытного уклада Поречья. Роль со всей очевидностью, скрытую от глаз, тем более современных, как настоящий иноческий путь, который бывает надежно укрыт от праздных любопытствующих взоров.

Писать про монастырь, оставшийся за пределами туристических маршрутов Золотого кольца трудно, ответственно и привлекательно в то же время. Говорить о туристско-рекреационной завлекательности, когда повествование должно строиться вокруг внешне-значимого, не получается, поскольку древних историко-архитектурных памятников в Епихарке неизвестно. Еще более сложно писать о глубине молитвенного служения и снисходящей благодати – как можно рассказать о том, что по причине своего возраста никогда в обители не видел. А если бы вдруг засвидетельствовал, вряд ли снискал дар передать словами потаенно-сакральное настоящее, что познается в первую очередь духовным опытом собственным. При этом значение Епихарковского монастыря читается для Поречья в высшей степени незаурядным. Его влияние на окрестные селения следует ожидать неповторимым. Из чего вытекает безусловное следствие – обитель нуждается в подробном описании.

Согласно старинному преданию, следы которого вcплыли на интернет-портале архивной службы Ярославской области, местная монашеская община была основана старицей Епихарией и существовала уже в начале XVII века (УФ ГАЯО, Ф. 81). Будто бы в этом уединенном месте явилась Богородица с наказом построить монастырь. По документам, обитель появилась в 1890 г., когда здесь проживало 28 насельниц. Назвали ее Спасо-Преображенская женская община (УФ ГАЯО, Ф. 81; Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль. 1908. С. 19). Но только в 1898 г. или даже позднее в пустоши Опихарка близ с. Воскресенского в Поречье в имении крестьянской девицы Параскевы Смирновой она была учреждена официально (Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии. Ярославль. 1908. С. 19; Церковные ведомости, 1901, № 20, с. 192; С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно служителя. 1913. Киев. Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. С. 1565).

В Ярославском архиве с этого времени хранятся «Формулярные ведомости о начальнице и сестрах Спасо-Преображенской, что в Поречье Угличского уезда женской… общины» со странным названием Пихорской (1899 – 1908 гг.). В документах и сети, вообще, встречается множество трансформаций топонима Епихарка – от Опихарки и Эпихарки до «Пихорской общины» и загадочной Апихарки, возникшей из кремлевской тени мрачного молодого Советского Союза.

Обитель развивалась в Николаевскую эпоху быстро до стремительного. Храм Преображения Господа был построен в конце XIX века и освящен епископом Угличским Иоанникием 22 мая 1899 г. Кроме хозяйственных построек на рубеже XIX – XX вв., в общине стояло четыре корпуса. Один из домов – каменный – был возведен под стать самым большим кирпичным зданиям округи, стоявшим в Ильинском и Воскресенском. В этом двухэтажном кирпичном доме разместился приют для сирот. С трёх сторон монастырь окружала каменная ограда. С четвертой северной стороны к обители подходило большое болото. Здесь расположилось монастырское кладбище с памятным захоронением старицы Епихарии под розовым мрамором. К 1908 г. общине принадлежало больше 111 десятин земли, 5 000 руб. капитала в процентных бумагах и собственный кирпичный завод (УФ ГАЯО, Ф. 81; Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль. 1908. С. 19).

Епихарская обитель представляла собой тот тип послушнической иноческой общины, своего рода «полумонастыря», чаще женского, что широко распространились в конце XIX века в Верхнем Поволжье. Они служили переходной ступенью от светской жизни к монашеской. По типу организации и устройству жизни были подобны настоящим монастырям, но их члены могли не принимать монашеских обетов (Денисов В.В. Некоторые аспекты типологии монастырей Верхнего Поволжья во второй половине XVIII – начале XX веков. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 13 (132). Том 23. С. 128-133).

Если в царствование Александра II было открыто 29 обителей, то 15 из них образовались на основе именно послушнических монастырей (Барсегян Т.В. Типология православных монастырей России. С. 9). Их часто организовывали на пожертвованных землях крестьяне, мещане, купцы. В Верхнем Поволжье на рубеже XIX – XX вв. действовало более десяти женских иноческих общин, особенно много в Костромской и Тверской епархиях. Наиболее успешные из них, сумевшие доказать независимое материальное благосостояние, могли быть преобразованы в настоящие монастыри. Так в 1889 г. Севастиановская община в Пошехонском уезде была возведена Указом Святейшего Синода в общежительный женский монастырь (ГАЯО.Ф. 230. Оп. 2. Д. 3902. Л. 58-58 об. По: Денисов В.В. Некоторые аспекты типологии монастырей Верхнего Поволжья во второй половине XVIII – начале XX веков. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 13 (132). Том 23. С. 128-133).

В Ярославской епархии на рубеже веков была известна именно Спасо-Преображенская община в пустоши Опихарка. Вполне ожидаемо, что самое деятельное участие в ее развитии принимали жители Поречья, в первую очередь своими пожертвованиями. Местные крестьяне, купцы и их домочадцы могли находить в «своей» обители особую «родную» благодать, что еще больше способствовало процветанию их родовых торговых предприятий.

Обитель развивалась под руководством трех начальниц: монахини Паисии (1890-1899 г.), игуменьи Амфилохии (1899-1919 г.) и игуменьи Ангелины (Комаровой, 1919-1935 г., УФ ГАЯО, Ф. 81). На рубеже XIX – XX вв. монахиня Паисия также ходатайствовала о преобразовании общины в женский монастырь (Дело по прошению начальницы Спасо-Преображенской Пихорской общины монахини Паисии о преобразовании общины в женский монастырь». ГАЯО. Ф.230. Оп.4. Д.1415). Священником в сестричестве служил о. Алексей Копорский, о котором известно из «Дела о побуждении начальницы вновь открытой Спасо-Преображенской Пихорской общины… монахини Паисии выплатить жалование священнику Алексею Копорскому, 1899-1900» (ГАЯО. Ф. 230.Оп. 4. Д. 1354; о священнослужителях Копорских см. в теме).

Тесным образом связал свою жизнь с обителью о. Серафим (в миру Сергей Павлович Конюхов), выходец из крестьянской семьи села Войново Меленковского уезда Владимирской губернии. На родине он окончил три класса, в 1899 г. ушел в Зосимову пустынь, видимо, Владимирской губернии. Будучи призван в 1913 г. служил в армии, после службы опять вернулся в 1917 г. в монастырь, где оставался до его закрытия. После разгона зосимовской братии в 1923 г. тогда же поступил в пустошь Опихарка (Аристоклий. Зосимовский патерик жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Зосимова пустынь. 2012).

К 1928 г. население Епихарковской общины возросло до 40 человек (УФ ГАЯО, Ф. 81), бежавших от гонений, Гражданской войны, террора, удалившихся от мира в глухую лесину в поисках телесного и духовного спасения. Молва несла, что с началом эры воинствующего атеизма сюда ссылали неугодных власти женщин, якобы особенно много среди них было смолянок – выпускниц петербургского Смольного института благородных девиц. В 1924-м, на следующий год после поступления в общину, архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) рукоположил отца Серафима в священника-иеромонаха, узаконив своей властью его глубокий выбор. Сан священника гарантированно обещал новорукоположенному клирику повышенное внимание режима, все более и более одержимого смертельной для любого государства идеей уничтожения Веры.

По материалам сайта «Форум Ярославского историко-родословного общества». https://forum.yargenealogy.ru/index.php?showtopic=6985&st=280&ysclid=ly33msvovf666320684


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 июля 2024

«…Спасо-преображенская община отстоит от г. Углича в 30 верстах, а от с. Ильинскаго в 8 в., и расположена на равнине, кругом лес, реки нет. Церковь одна - Преображения Господня, однопрестольная, каменная, прочная, с одной главой, построена на пожертвования благотворителей.

Земли в пустошах «Опихорка», где находится община, 64 д. 400 с. и во 2-ой «Ступино» 47 д. 1945 г. В общине 3 корпуса: 1) для жительства сестер, 2) для трапезной и третий, - каменный, для приюта сирот, для рукодельной. Капитала 5000 р. в % бумагах.

Община основана в 1890 году…»

Рыбин К.Г. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль: тип. Губ. земск. управы, 1908 г., стр. 19.

Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии - Рыбин, Константин Григорьевич - Cистема онлайн-просмотра (rsl.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 июля 2024

«…В начале ХХ в. Спасо-Преображенская община, получившая свой статус лишь в конце XIX в., переживала период своего становления. В общине была лишь одна монахиня, она же выполняла послушание начальницы. Все остальные были послушницами. В числе послушниц большую часть составляли выходцы из крестьянского сословия, однако одна насельница, являвшаяся также и вкладчицей обители, Серафима Иванова Мерценфельд, была женой личного почетного гражданина Санкт-Петербурга.

За период с 1906 по 1916 гг. Спасо-Преображенская Угличская Пихорская женская община увеличилась. Более чем в 3 раза возросло количество послушниц; пожилой начальнице помогала управлять более молодая казначея, имевшая неоконченное среднее образование и принявшая постриг в 1912 г. Социальный состав насельниц был типичен: подавляющее большинство происходило из крестьянского сословия…»

Источник: Леонов Д.Е. «Социально-демографические характеристики насельников монастырей Углича и Угличского уезда в начале ХХ в.». https://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/leonov_3.pdf



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.