Зеленодубровская Казанская церковь. Белозерский уезд, Барановская волость, Зелено-Дубровский погост (Поповская). Кадуйский район, 5 км севернее деревни Барановская, место при впадении Неги в Суду. Церковь деревянная, построена после 1730 года, не сохранилась.
Волость Дуброва (Зелёная Дуброва) Белозерского уезда упоминается в актах начиная с XVII века. С 1584/85 годов известно о двух зеленодубровских храмах, находившихся в непосредственной близости друг от друга, Ильинском и Преображенском. Несмотря на то, что эти церкви располагались фактически на одном погосте, являлись центрами отдельных приходов.
В переписной книге 1645 года имеется следующее описание храмов: «Волость Дуброва. А в ней погост на государевой земле, а на погосте церковь Преображение Спасово, да церковь Ильи Пророка».
Более подробные сведения содержаться в переписной книге церквей и причтов за 1665 год: «Церковь святого пророка Илии в Белозерском уезде, в Великой Дуброве. Служит поп Аникий Васильев, детей у него 1 сын Федор, грамоте учен. В приходе, по его сказке, 30 дворов. Церковь Господня Преображения в Великой ж Дуброве. Попа нет. В приходе, по сказке приходских людей, 60 дворов».
Несмотря на меньшую численность прихожан, в Ильинском приходе велось более интенсивное церковное строительство. К 1710 году в нём уже числилось два деревянных храма Введенский и Ильинский: «В Дубровской волости. На погосте церковь Введения Пресвятыя Богородицы, да церковь Святого пророка Илии, зданием деревянные... В той же волости. На погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, здание деревянное. В деревне Старове во дворе священник Иван Григорьев (35 лет), вдов, у него дети...»
Когда рядом с Преображенским храмом появилась деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, точно неизвестно. Построена она была по благословенной грамоте 1730 года. Основной объём храма выполнен по клетскому типу с завершением восьмерик на четверике, с пятигранным алтарём и трапезной. Главка покрыта лемехом, деревянный крест обит жестью. Её архитектурой заинтересовался один из ведущих архитекторов Петербурга - академик П.П. Покрышкин, и храм был поставлен на учёт Императорской археологической комиссией, как ценный памятник старины.
В 1790 году на погосте появляется первый каменный храм в честь Преображения Господня с тёплым приделом в честь святителя Николая Мирликийского. В связи с увеличением численности прихода, 15 января 1835 года был утверждён проект пристройки к Преображенскому храму южного тёплого придела в честь Казанской иконы Божией Матери. Другой причиной расширения главного храма стала малая вместительность деревянной Казанской церкви, которая после завершения строительных работ была упразднена и в клировых ведомостях больше не указывалась. Но разбирать старинный храм прихожане не решились, и церковь простояла, постепенно разрушаясь, пока на неё не обратил внимание П.П. Покрышкин. Возможно, визит столичного архитектора, побудил прихожан законсервировать Казанский храм, но научной реставрации его не проводилось.
Храмы Зелено-Дубровского прихода были закрыты в 1935 году, но уже к этому времени Преображенский храм использовался под клуб, а в Введенской (Ильинской) церкви располагалась кузница. Позднее обе каменные церкви были разобраны на кирпич. Уничтожена была и деревянная Казанская церковь, несмотря на то, что числилась на учёте как памятник старинной архитектуры.
В статье использованы материалы и сведения из книги М. Г. Мальцева «Святыни Кадуйской земли». Часть 1 (Православные приходы Кадуйского района). - М., 2015 г. https://vk.com/wall42162710_2839