«…Село Насакино, при речке Сотьме, находится в 15 верстах от уездного города и в 110 верстах от губернского.
Исторические сведения о Насакине восходят к концу XV века: в 1498 году князь Иван Юрьевич Патрикеев завещал это село сыну своему Ивану.1 В течение XVI столетия население Насакина значительно уменьшилось и в документах XVII века оно именуется уже «сельцом, что было село»; такое уменьшение населения могло произойти или от морового поветрия, бывшего в восьмидесятых годах XVI века, когда запустели целые деревни, или от литовского разорения.
По писцовым книгам 1628-29 годов Насакино значится за несколькими владельцами: 1) за охотником ловчего пути Кириллом Александровым Патрекеевым, 2) за кречетником Исаем Неустроевым сыном Чернцовым и 3) за переславцами — Муралеем да Иваном Гринковыми.
По переписным книгам 1678 года три жеребья села Насакина записаны за братьями Патрекеевыми, а в них по 1 бобыльскому двору на каждый жеребий, в каждом дворе по 3 человека; четвёртый жеребий за стряпчим Иваном Дорофеевым Рудаковым, в нём 1 двор вотчинников, 2 двора крестьянских и 1 бобыльский, в которых жило 14 человек; треть села за Савином Ивановым Гринковым, в ней 3 двора крестьянских, 3 бобыльских и 1 задворного человека.
Церковь в Насакине существовала, несомненно, ещё в XVI столетии, престол её был во имя святых мучеников Флора и Лавра, но в первой четверти XVII века от неизвестной причины запустела и в вышеупомянутых писцовых книгах значится только церковная земля, поросшая лесом, 10 четвертей в поле, сена 7 копен.
До конца XVII века пустое церковное место оставалось незастроенным, только в 1700 году на средства помещиков Гринковых на месте прежней церкви построена новая. Новопостроенная церковь была освящена в честь иконы Божией Матери Неопалимой купины, в память же прежней церкви был устроен придел во имя святых мучеников Флора и Лавра; к церкви были определены священник, дьячок, пономарь и просвирня; приход составляли двор помещика и 20 дворов крестьянских средних, земля церковная осталась прежняя. В патриаршую казну было положено дани 19 алтын и 3 деньги.
В 1779 году вместо этой деревянной церкви на средства помещика Федосия Иванова Редрикова устроен существующий ныне каменный храм в честь иконы Божией Матери Неопалимой купины с двумя приделами во имя святого Николая Чудотворца и святых мучеников Флора и Лавра; тогда же устроена и каменная колокольня. В главном храме сохранился резной иконостас, современный храму, в 7 ярусов; на царских вратах резное изображение Тайной Вечери.
Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами этот храм снабжён достаточно.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1795 года, исповедные росписи с 1829 года.
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание их получается: а) процентов с причтового капитала (11 518 р.) — 460 р. 72 к.; б) от служб и требоисправлений до 50 р.; в) арендной платы за причтовую пустошь — 70 р., всего до 580 р. в год. Дома у священника и псаломщика собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 2 десятины, пахотной и сенокосной 31 десятина, плана и межевой книги на эту землю нет. Кроме того, в 1870 году на содержание причта госпожой Захарьиной пожертвовано 123 десятины 947 кв. сажен лесной, пахотной и сенокосной земли; план и вводный лист на эту землю есть. Пожертвованная земля отдаётся причтом в аренду, а остальной — причт владеет сам.
Приход состоит из одного села Насакина, в котором по клировым ведомостям числится 88 душ мужеского пола и 94 женского; все православные.
В селе Насакине имеется школа грамоты; учащихся в 1893 году было 15…»
Из книги: Добронравов В.Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Переславский уезд», стр. 81-82.