ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ругозеро. Церковь Преображения Господня.

Преображенская церковь на Ругозерском погосте


Ругозеро. Церковь Преображения Господня
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Преображения Господня
Год постройки:1587. 1700 и 1865 .
Год утраты:приблизительно 1930
Адрес:
Республика Карелия, Муезерский район, село Ругозеро

Координаты: 64.089304, 32.789905
Проезд:От Петрозаводска автобусом № 528 до села Ругозера.



Церковь Преображения Господня, , Ругозеро, Муезерский район, Республика Карелия
Дмитрий Волохов
13 сентября 1941
Церковь Преображения Господня, , Ругозеро, Муезерский район, Республика Карелия
Дмитрий Волохов
13 сентября 1941
Церковь Преображения Господня, Фото с сайта https://vk.com/wall-52959951?offset=380&z=photo-165622699_456240836%2Fwall-52959951_384<br>, Ругозеро, Муезерский район, Республика Карелия
Фото с сайта https://vk.com/wall-52959951?offset=380&z=photo-165622699_456240836%2Fwall-52959951_384
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
1 июня 1894
Церковь Преображения Господня, Фото 1894 г.<br>, Ругозеро, Муезерский район, Республика Карелия
Фото 1894 г.
Дмитрий Волохов
1 июня 1894



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  5 мая 2024

Впервые Ругозерский погост упоминается в 1565-1566 годах в составе Лопских погостов. Имеется упоминание, что 19 августа (1 сентября) 1597 года в селе Ругозеро была освящена церковь Преображения Господня и образован Ругозерский православный приход. Известно, что когда в марте 1611 года шведское войско захватило Реболы и Кимасозеро, карелы из этих поселений укрылись в Ругозере. В XVII веке основным видом деятельности крестьян Ругозера было рыболовство и охота на пушного зверя (белку и зайца).

В 1703 году упоминаются приписные крестьяне, которые должны были отработать на петровских рудниках, находившихся в окрестностях села Ругозера. Во время Северной войны, осенью 1708 года один из шведских отрядов сжёг 50 дворов в пяти деревнях Ребольского погоста, а другой отряд разорил сёла Ругозерского и Панозерского погостов.

19 августа 1597 г. (по новому стилю 1 сентября) в старинном карельском селе Ругозеро была освящена церковь Преображения Господня и образован Ругозерский православный приход. Данное знаменательное историческое событие, произошедшее через 370 лет после массового крещения карел Ярославом Всеволодовичем в 1227 г. имело важные исторические последствия для общественной и культурной жизни Ругозерско-Ребольского края.

Первые 230 лет Ругозерский приход входил в состав православной епископии Великого Новгорода (к сожалению, этот период истории прихода и села пока не исследован), в последующем с 1828 г. в составе Олонецкой епархии русской православной церкви. К середине XIX века старый храм Ругозеро сильно обветшал. 30 декабря 1865 года состоялось освящение новой церкви в честь Преображения Господня в Ругозерском приходе Повенецкого уезда.

В 1889 г. в состав Ругозерского прихода 33-го благочинного округа Олонецкой епархии кроме волостного центра села Ругозеро входило еще 8 ближайших деревень волости — Большая Тикша и Андронова Гора, Мергуба, Тикшозеро, Ондозеро, Коргуба, Кирасозеро и Кузьнаволок. В 1862 году в Ругозере была открыта церковно-приходская школа, преобразованная в 1879 году в министерское образцовое одноклассное училище. 4 декабря 1931 года постановлением Карельского ЦИК храм в деревне был закрыт.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2020 год.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 сентября 2024

«...Один из самых древних погостов на территории будущей Карелии - Ругозерский - впервые упоминается в составе Лопских погостов в 1565-1566 гг., а в дозорной книге 1597 г. упоминается Ругозерская церковь Преображения Господня. Этот храм был сфотографирован Бломстедтом в 1894 г.

О древности храма свидетельствуют прежде всего его пропорции и каскадное покрытие. Несмотря на более поздние пристройки и дощатую обшивку, церковь несет в себе черты клетских церквей, созданных под влиянием древних новгородских традиций, которые мы можем видеть у известных храмов с каскадными покрытиями.

Сруб основного четверика заметно выше алтаря и трапезной, имеет вертикальные пропорции и хорошо читаемые под дощатой обшивкой повалы. Более низкая и широкая трапезная могла появиться одновременно с кафоликоном и алтарем, что соответствует известной тенденции подъема популярности трапезных в XVI-XVII вв. Сени со звонницей пристроены, очевидно, позднее. Необычно большой для звонниц диаметр восьмерика указывает на то, что, возможно, для ее устройства была использована часть восьмерика когда-то отдельно стоящей колокольни.

По совокупности упомянутых признаков и сведений о Преображенской церкви в 1597 г., с высокой долей вероятности можно заключить, что церковь была построена не позднее 1597 г.

Вероятно, на пути к Белому морю существовали и другие подобные церкви, но Преображенская церковь в Ругозере является единственной церковью с каскадным покрытием на территории Карелии, факт существования которой зафиксирован документально…»

По материалам статьи Яскеляйнен А.Т. (Финляндия, г.Йоэнсуу) «О храмах с каскадными покрытиями на территории Карелии»

О храмах с каскадными покрытиями на территории Карелии | Рябининские чтения – 2023| Электронная библиотека | Музей-заповедник «Кижи» (karelia.ru)


19 августа 1597 г. (по новому стилю 1 сентября) в старинном карельском селе Ругозеро была освящена церковь Преображения Господня и образован Ругозерский православный приход. Данное знаменательное историческое событие, произошедшее через 370 лет после массового крещения карел Ярославом Всеволодовичем в 1227 г. имело важные исторические последствия для общественной и культурной жизни Ругозерско-Ребольского края. Первые 230 лет Ругозерский приход входил в состав православной епископии Великого Новгорода, в последующем с 1828 г. - в составе Олонецкой епархии русской православной церкви.

В настоящее время для исследователей более доступны архивные материалы последнего периода истории Ругозерского прихода Олонецкой Епархии (1885—1926 гг.). Данные материалы находятся в Национальном архиве Республики Карелия (ф.5, ф.19) и отделе редких книг библиотеки ПетрГУ. Архивные материалы позволяют во многом по-новому оценить роль и значение православия и христианства в нашем крае. И значение это прежде всего состоит в развитии грамотности, культуры и морали местного карельского населения.

В 1889 г. в состав Ругозерского прихода 33-го благочинного округа Олонецкой епархии кроме волостного центра села Ругозеро входило еще 8 ближайших деревень волости — Большая Тикша и Андронова Гора, Мергуба, Тикшозеро, Ондозеро, Коргуба, Кирасозеро и Кузьнаволок. Две церкви находились в Ругозерском погосте: Преображения Господня (в центре села на горе — в районе современной братской могилы — перестроена в 1700 и 1865 г.г. на государственные и частные пожертвования, в июле 1925 г. преобразована коммунистами в дом культуры). Штат – 3 служителя культа (священник, дьяк и пономарь). Святого великомученика Георгия Победоносца (перестроена на пожертвования благотворителей из старой приходской церкви на пожертвования благотворителей из старой приходской церкви и освящена 8 марта 1870 г. на старом кладбище при въезде в село из старой приходской церкви , в 1925 г. в нее были перенесены иконы ликвидированной коммунистами церкви Преображения Господня, в 1957 г. здание сгорело). Известен священник Щеголев Петр (1883 г.). Обе внешне похожие Ругозерские церкви были деревянные, с колокольнями и достаточно богатыми иконостасами. Именно в них и сохранились ревизские сказки, исповедальные и метрические книги, клировые и метрические документы о рождениях, крещениях, исповедях и датами ухода в мир иной наших земляков – важнейшие источники многовековой истории села, позволяющие сегодня установить коренные семьи ругозерцев, родословные, старожилов и среднюю продолжительность жизни селян и др.

В частности, данные документы абсолютно точно позволят установить среднюю продолжительность жизни в Ругозере в XVIII в.: мужчин — 70 лет и женщин — 75 лет. Намного больше средней продолжительности жизни ругозерцев в настоящее время, хотя не было тогда врачей и больниц, была только вера, труд и исполнение христианских заповедей. Благодаря развитию православия, наличию церквей и часовен в крае родителями давались и фиксировались имена рождавшихся детей в зависимости от рождения Христа, а начиная с 1850 г. и фамилии, чаще всего в зависимости от имен отцов — Александровы, Ильины, Степановы, Евсеевы, Ивановы и т.д.

Кроме этого, на территории прихода имелось 7 православных часовен: две часовни в д. Ондозеро — Успения и Рождества Божьей матери (15 августа), 3-я — апостолов Петра и Павла, 4-я — Николая Чудотворца (50 верст) в деревне Кузьнаволок, 5-я — Николая Чудотворца в Большой Тикше (9 мая), 6-я — св. великомученика Пантелеимона в Ругозерском погосте (21 июня 1872 г. освящена у чистейшего родника при въезде в село со стороны Ондозеро), 7-я — самая дальняя в д. Кирасозеро — св. Чудотворца Николая (80 верст от Ругозеро).

Вторая половина XIX а и начало XX в. были периодом достаточно динамичного развития Ругозерского прихода православной церкви. Согласно отчетным данным в 1888 г. в приходе состояло 1340, а в 1895 г. — 1380 прихожан — практически все население Ругозерской волости. В период первой мировой войны и увеличения призывов в армию мужского населения количество членов обшины сократилось до 985 человек. Прихожане Ругозерских церквей в отчетах достаточно четко делились на дворы — духовные, крестьянские, военные и дворы раскольников. Так, в 1883 г. в с. Ругозеро насчитывалось: духовный двор — 1 (дом священнослужителей — 15 человек), крестьянские дворы – 65 (427 чел.), военные дворы — 3 (42 чел.), раскольников — 4 (6 чел.).

Священнослужителями были в основном неместные жители в связи с тем, что это требовало получение достаточно основательного духовного образования. Наиболее существенный вклад в период своей церковной службы оставили в истории села следующие священники и дьяки ругозерских церквей: дьяк Еремеев Лев (известен тем, что в 1576—1577 гг. сделал письменное описание Ругозерского (Спасского) погоста в Дозорных книгах Лопских погостов: «И всего в Спасском погосте Ругозерском и в волостках живущих 44 дворы, а людей в них 70 человек. А дани и пошлин с тех 24 луков в государеву казну платят 5 рублей и две полтины, с лука по 7 алтын…, а мельниц и варниц в Ругозерском погосте нет». Сегодня данный письменный документ является одним из первых известных письменных упоминаний о Ругозере и Ругозерско-Ребольском крае). Есть основания полагать, что Лев Еремеев являлся членом коренной семьи ругозерцев (возможно, коммунары Еремеевы Андрей и Ефим, погибшие в 1921 г., являются его родственниками); священник Васильев Михей (1793—1800); священник Пудожгорский Петр Михайлович (1839—1845); священник Романов Петр Александрович (1878—1890); священник Юксовский Николай Николаевич (1908—1925) — последний священник церкви Преображения Господня (впоследствии уехал в с. Толвуя Повенецкого уезда). Из числа наиболее уважаемых сельчан избирались церковные старосты — Осипов Кузьма (1888 г.), Шуттиев Сидор (1908 г.), Агафонов Иван (1916 г.), Степанов Лев, являвшиеся посредниками между церковью и крестьянским миром.

Ругозерский приход кроме зданий двух церквей 7 часовен с церковной утварью имел еще дом священнослужителей (построен в 1839 г.), 32 десятины пахотной земли и 41 десятину сенокосной, магазин соляной казенный и др. Православные священники, дьяки и пономари получали ежемесячное государственное жалование в связи с тем, что церковь не была отделена от государства и играла одну из основных ролей в государственной и общественной жизни Российской империи.

Важно отметить, что первоначально грамоте на селе дети, а часто и взрослые, учились только в церковно-приходских школах (в основном они находились в здании церкви или домах священника). Только во второй половине XIX в. На базе действующих церковно-приходских и с использованием священников в качестве учителей Закона Божьего и русского языка стали строиться земские и министерские школы в Повенецком уезде Олонецкой Губернии (3 ноября с.г. Ругозерская земская школа отметила свое 145-летие, хотя согласно архивным документам церковно-приходские классы существовали при Ругозерской православной церкви и в начале XIX века. В частности, сохранился итоговый документ о результатах обучения ругозерских детей в церковно-приходской школе 1841 г.).

Второе важное значение деятельности церквей на селе заключалось в приобщении местных жителей к церковной литературе и мировой культуре в целом. При церкви имелась достаточно большая библиотека, проводилась активная работа по изучению богословской литературы и церковному песнопению. В отчетных архивных документах конца XIX в. Ругозерской церкви ежегодно отмечался высокий уровень благочестия, особенно среди ругозерцев, составлявших более половины прихода: «В воскресенье и праздничные дни усердно ходят в Храм Божий и исполняют христианский долг Исповеди и святого Причастия в значительном количестве…». Любимыми церковными праздниками Ругозерского прихода, на которые приезжали прихожане из ближайших деревень — Ондозеро, Кучезеро, Коргубы, Тикши, Ледмозеро и др. — являлись Преображение Господне (19 августа), Рождество, Троица.

Затруднялась православная работа плохим знанием русского языка карельским населением Ругозерского прихода и достаточно низким уровнем достатка местного населения. В 1905 г. в Ругозерской волости проживало 2029 человек, из них только 25 русских. Служба в церквях и часовнях Ругозерского прихода осуществлялась на русском языке, что, несомненно, способствовало росту влияния русского языка карельской частью местного населения.

В заключение отметим, что на территории современного Муезерского района в конце XIX — начале XX в. существовали и проводили достаточно активную православную работу кроме наиболее крупного и ранее созданного Ругозерского прихода еще четыре православных прихода: ребольский приход (Ребольская церковь Пресвятой богородицы 1816 года и 13 православных часовен в ближайших деревнях), Кимассозерский приход — Успенская церковь (1831 г.), и 4 часовни в Минозеро, Лувозере, Ногеуксе и Челмозере, Гимольский приход с церковью Пресвятой Богородицы, построенной в 1812 г. после разорения предыдущей шведами (священник Яковлев Петр) и Коргубский, выделившийся из Ругозерского и созданный в начале 20века.

Вместе с тем, до самого 1917 г. в крае сохранялось старообрядчество. В XVIII в. его центр находился в районе старой деревни Надвоицы — Выговская пустынь — Даниловский монастырь на р.Выг (1694—1854). Неслучайно даже в начале XX в. наибольшим авторитетом среди жителей Ругозерской волости пользовалась Даниловская секта старообрядчества, влияние которой на местное карельское население постоянно сокращалось (в 1839 г. — 176 чел., в 1888 — 34 чел., в 1914 г. — только 14 местных жителей).

Прошло более 80 лет с тех пор как была закрыта церковь Преображения Господня на Ругозерской земле.

По материалам: А. А. Пестун, https://textarchive.ru/c-1777744-p6.html


Марина Зуйкова  5 мая 2025

... В 1870 г. церковный причт состоял из священника о. Иоанна Моисеевича Скворцова, дьяченя Александра Пидьмозерского, пономаря Андрея Фаворитского. В 1875 г. в Ругозерской церкви служили священник о. Петр Шиженский, псаломщик Федор Скворцов. К этому времени в Ругозерском приходе две православные церкви, часовня, волостное управление, земское училище, мельница, кузница. В 1878 г. на должность священника Ругозерского прихода был назначен о. Петр Александрович Романов. Спустя три года 15 мая ровно в полдень при большом стечении народа было освящено здание для одноклассного образцового народного училища Министерства народного образования. За полтора года до такого важного события Константином Кузнецовым — жителем деревни Лахта Богоявленской волости и купцом 2-й гильдии, были пожертвованы на учреждение школы 300 рублей. Помимо этого на строительство школы были пожертвования от Повенецкого земства — 1000 рублей, от Министерства народного образования — 1650 рублей. Учителями в школе в разное время работали Алексей Амассийский, Егор Щепицын, Петр Романов, награжденный серебряной медалью императора Александра III в 1898 г. за преподавание Закона Божьего, Петр Матвеев, Иван Машезерский. Заведующий училищем был Николай Павлович Богданов.

В Ругозерской волости, которая состояла из Коргубского, Кимасозерского и Ругозерского обществ, проживало 2575 человек, на 322 двора. На 1905 г. в волость входило 30 деревень, с 2229 жителями, всего 587 семей, 359 домов, 307 лошадей, 659 коров.

В самом Ругозере — 582 жителя, 80 лошадей, 140 коров. А на 1912 г. в Ругозерском приходе проживало 514 женщин, 468 мужчин, было 146 хозяйств. В Коргубском приходе — 446 женщин, 386 мужчин, 103 хозяйства.

Церковь во имя Преображения Господня была деревянная на каменном фундаменте с колокольнею, обшита тесом и окрашена белилами, теплая и крепкая. Приписанные к церкви: одна церковь во имя святого великомученика Георгия в одной версте от церкви, и две часовни: в селе Ругозеро — во имя святого великомученика Пантелеимона и в деревне Большой Тикше – во имя святого Чудотворца Николая. В 1909 г., в 47 верстах от Ругозера, в селе Коргуба, тщанием миссионера протоиерея о. Ксенофонта Крючкова и местных прихожан, была построена церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Зданием деревянная с колокольнею, теплая и благоустроенная. Приписанных к сей церкви 3 часовни: в деревне Ондозере — во имя Успения Божией Матери, в деревне Кирасозеро — во имя св. Николая Чудотворца, в деревне Кузнаволоке — во имя того же св. Николая Чудотворца.

В 1912 г. в Ругозерском приходе значились: духовных 16 человек, мещан — 45 человек, крестьян — 905 человек, 277 домов (или хозяйств). В приходе проживали также 16 раскольников. К Ругозерскому приходу в это время относились деревни: Ругозеро, малая Тикша, Большая Тикша, Мергуба, Андронова гора, Иванова гора, Новинки, Марья-варра, Тикшезеро, Еловая гора.

В Коргубском приходе Ругозерской волости значились: духовных — 3 человека, мещан — 4 человека, крестьян — 825 человек, всего было 103 дома (или хозяйств), раскольников — 38 человек, 6 деревень: Коргуба, Ондозеро, Щука гора, Евжозеро, Кузнаволок, Кирасозеро. Таков приход был до 1917 г. В июле 1925 г. на основании решения большинства жителей села был открыт сельский клуб имени 9-ти расстрелянных коммунаров в здании церкви в центре села. Сняли колокола и иконы, которые перевезли на кладбищенскую церковь. Священника арестовали...

По материалам: Т. П. Амелина, https://textarchive.ru/c-1777744-p6.html



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.