ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Село Воскресенское. Церковь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова).

Воскресенская церковь


Село Воскресенское. Церковь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), Николая Чудотворца, Владимирской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:1838.
Год утраты:1953 (разобрана)
Архитектор:А.Г. Григорьев
Адрес:
Ярославская область, Мышкинский район, село Воскресенское (Сухово-Кобылино, Воскресенское в Кадке)

Координаты: 57.749126, 37.923021 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), Снимок примерно 1930 года, Из фонда Этнографический музей кацкарей.<br>, Село Воскресенское, Мышкинский район, Ярославская область
Снимок примерно 1930 года, Из фонда Этнографический музей кацкарей.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)samoyloff.aleksandr2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


samoyloff.aleksandr2012
 
samoyloff.aleksandr2012Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 февраля 2024

Зданием каменная, приходская; летняя н зимняя; прочная. Престолов три: в настоящей холодной в память Обновления храма Воскресения Христова; в трапезе теплой на правой стороне — во имя Святителя и Чудотворца Димитрия Ростовскаго: в той же теплой на левой стороне — во имя Владимирския иконы Божией Матери.

Построена церковь в 1838 году иждивением поручика и кавалера Александра Александровича Сухово-Кобылина. Особо чтимыя иконы: икона Владимирския Божией Матери и икона Святой и Праведной Сарры. Земли при церкви 36 дес. Дом для жительства священника, Церковнаго капитала в билетах 6708 руб.

Прихожан в селе 68 муж., 62 жен.; в деревнях: Глазове 100 муж., 114 жен.; Павлове 66 муж., 73 жен.; Трушневе 47 муж., 57 жен.; Кривцове 47 муж., 50 жен.; Сопине 66 муж., 71 жен.; Савине 34 муж., 44 жен.; Халяве 72 муж., 87 жен.; Разстояние деревень от приходской церкви: Глазово, Павлово и Трушнево в одной версте Кривцево и Сопино в 2 вер.; Савино в 6 вер.; Халява в 8 вер.

Село расположено на равнине, немного возвышенной, при речке Негре. Почтовый адрес: Рождествено, Мышкинскаго уезда, а телеграфный — полустанок Маслово по Рыбинско-Бологовской железной дороги. В селе земская школа. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Причтоваго капитала в билетах 4120 руб.

Книга «Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии» (Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 год. Автор К. Г. Рыбин)

Каменный храм 1838 года постройки. Это единственный храм в Кацком стане, архитектор которого известен: Афанасий Григорьевич Григорьев, основатель архитектурного направления «московский ампир». Воскресенско-Кацкая церковь считается одной из лучших его работ, но до сегодняшнего дня, к несчастью, не дожила: в 1953 году её разобрали на кирпич, чтобы построить в деревне Золотухино свинарник

http://www.katskari.ru/page.php?level=2&id_level_1=23&id_level_2=57


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 декабря 2024

Сооружена в 1838 году, тщанием Поручика Александра Александровича Суховолобылина; престолов в ней три: 1) Обновления храма; 2) Святителя Димитрия, Ростовскаго Чудотворца и 3) Владимирския Божия Матери. Земли церковной 36 десятин. Всего в приходе 8 селений, 83 дома, число душ 317 мужского пола и 325 женского: Воскресенское, при реке Нерге и прудах, 13 дом., число душ 36 муж., 46 жен.; Глазово, при реке Нерге и прудах, 14 дом., число душ 63 муж., 74 жен.; Павлово, при прудах, 12 дом., число душ 48 муж., 40 жен.; Трушнево, при прудах, 9 дом., число душ 28 муж., 38 жен.; Кравдово, 9 дом., число душ 27 муж., 30 жен.; Сонино, 12 дом., число душ 53 муж., 26 жен.; Савино, 6 дом., число душ 25 муж., 27 жен.; Холеево, 8 дом., число душ 37 муж., 44 жен.

Из книги «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861 год. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Крылов А. П.)

(№ селения 4267). В казенном селе [Воскресенское (Сухово-Кобылино, Воскресенское в Кадке)] по левую сторону просёлочного тракта из села Рождествено в город Весьегонск было 16 дворов, проживало 82 человека (39 мужского пола и 43 женского). Имелась церковь. Расположено при колодце. Поселение находилось от: уездного города в 30 верстах; квартиры станового пристава в 2 верстах. Административно село относилось к Ярославской губернии, Мышкинского уезда, 2-го стана.

Из «Списка населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года, составленного и изданного Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел» (Том L. Ярославская губерния, 1865 год. Обработан старшим редактором А. И. Артемьевым)

с. Воскресенское (Сухово-Кобылино, Воскресенское в Кадке) | Urban2080


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 декабря 2024

Село Воскресенское в Кадке расположено «на равнине, немного возвышенной, при речке Нерге». Мало кто знает, что в старину оно имело и другое название – Сухово-Кобылино; это оттого в XVIII-XIX веках им владели дворяне Сухово-Кобылины. Так вот: один из них, «поручик и кавалер» Александр Александрович, в 1838 году выстроил в селе церковь каменную. Престолов в ней было три: Обновления Храма Воскресения Христова (главный), во имя Святителя и Чудотворца Дмитрия Ростовского и Владимирския иконы Божией Матери (придельные). Имелись и особо чтимые иконы: Владимирския Божией Матери и Святой и Праведной Сарры.

Ну а прежде все храмы в селе были деревянными, и самый старый, освящённый «во имя Сретения Пресвятыя Богородицы Владимирския», зафиксирован в писцовых книгах 1628-1631 годов. В 1710 году в селе стояла церковь «во имя Воскресения Христова с приделом Сретения Господня», а в 1723-м – Обновления Храма Воскресения Христова.

Но вернёмся к каменному храму 1838 года постройки. Это единственный храм в Кацком стане, архитектор которого известен: Афанасий Григорьевич Григорьев, основатель архитектурного направления «московский ампир». Воскресенско-Кацкая церковь считается одной из лучших его работ, но до сегодняшнего дня, к несчастью, не дожила: в 1953 году её разобрали на кирпич, чтобы построить в деревне Золотухине свинарник…

Каменные храмы Кацкого стана. Муниципальное учреждение культуры Мышкинского муниципального района «Этнографический музей кацкарей»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 декабря 2024

Просмотр очередного научного сборника «Русская усадьба» принёс нам, кацкарям, большой сюрприз. Одна из статей в нём посвящена наследию известного московского зодчего Афанасия Григорьевича Григорьева (1782 – 1868) – так вот: именно он, оказывается, является архитектором церкви села Воскресенского в Кадке! Знать имя архитектора – безусловно, большая удача: в Кацком стане когда-то было одиннадцать каменных храмов, и вот – первый случай, когда зодчий стал известен. Вдвойне приятно, что автор статьи пользовался материалами «КЛ» – выходит, и наш журнал хоть косвенно, но внёс свою лепту в это научное открытие.

А теперь несколько слов об авторе статьи. Андрей Викторович Чекмарёв – старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук, научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, член правления Общества изучения русской усадьбы. Круг его научных интересов: русская архитектура периодов барокко и классицизма, стиль ампир, архитектура провинции, храмостроение, русская усадьба, русское изобразительное искусство XVIII-го века, русский портрет, иконография. Перепечатываем ту часть его статьи, которая посвящена нашему селу Воскресенскому в Кадке...

К построенным по проектам Афанасия Григорьевича Григорьева храмам следует отнести ещё одну сельскую церковь – к сожалению, утраченную, находившуюся в селе Воскресенском в Кадке бывшего Мышкинского уезда Ярославской губернии. Её облик известен по старой фотографии, опубликованной не так давно в местном краеведческом издании. Несмотря на то, что на снимке низ здания закрыт деревьями, видимые части убедительно говорят о его принадлежности к московскому ампиру и, в частности, к кругу григорьевских построек. Комбинация присущих его почерку форм словно перешла сюда из самаринской церкви во Владимировке, только в несколько скорректированном варианте и с добавлением трапезной. Очень характерен для Григорьева крупный барабан, утяжелённый в нижней части рустованным подиумом, которому соответствует такой же в основании яруса звона на колокольне. Двухколонные эдикулы с треугольным фронтоном со второго яруса колокольни переехали на третий. В остальном тот же пропорциональный строй, та же геометрия, тот же силуэт изящных, контрастирующих со спокойным монолитом формы завершений.

Пересматривая сохранившуюся графику Григорьева, несложно отыскать проектные чертежи этой церкви. Они, правда, сегодня поделены между двумя собраниями – северный фасад и план находятся в Музее архитектуры имени А.В. Щусева, а перспективный рисунок церкви – в Историческом музее. Между изображёнными на листах храмами есть некоторые мелкие различия (в распределении элементов лепного декора). Очевидно, Григорьев тиражировал найденные решения, предлагая заказчикам варианты с немного различающимися нюансами. За неимением подробных материалов о разрушенном в 1950-х годах Воскресенско-Кацком храме мы лишены возможности удостовериться в полном соответствии всего здания проекту Григорьева, тем более в отношении плана. Но анализ различимых на фотографии архитектурных форм и деталей приводит к однозначному выводу о его авторстве в отношении данного объекта.

Церковь в Воскресенском в Кадке была одним из удачных воплощений типично григорьевского архитектурного образа, органично объединившего ампирный стиль с композицией полноценного «храма-корабля» с двухпридельной трапезной и колокольней. По своим характеристикам она была ещё боле чем самаринская во Владимировке близка к церкви в шереметевском Волочанове. Сравнивая старые фотографии и проектные чертежи обоих храмов, нетрудно заметить почти полную идентичность двух верхних ярусов колоколен, форм барабанов и шпилей с оригинальными плоскими дисками в основании. Отличия касаются количества и формы проёмов и размещения немногословного лепного декора. Оба здания решены на основе общего плана, особенностью которого стал излюбленный Григорьевым приём визуального увеличения габаритов главного кубического ядра за счёт включения в него служебных помещений по сторонам алтаря и двух приделов трапезной. Эти не принадлежащие внутреннему храмовому пространству части подводились под единую с ним кровлю и включались в общую конфигурацию фасада, что создавала иллюзию цельности всего объёма и его большей величины.

Вопрос о путях попадания стильной московской архитектуры в ярославскую провинцию вновь быстро разрешается в результате поиска заказчика храма. Им был владелец имения Александр Александрович Сухово-Кобылин (1787 – 1858), поручик артиллерии с довольно знатной родословной. Его мать приходилась родной сестрой президенту Академии художеств графу А.И. МусинуПущину. Брат, полковник в отставке В.А. Сухово-Кобылин, выбирался предводителем дворянства Подольского уезда Московской губернии. Племянником заказчика Воскресенско-Кацкой церкви и сыном подольского предводителя был знаменитый писатель и драматург А.В. Сухово-Кобылин, автор «Свадьбы Кречинского». Это была московская семья, имевшая в городе несколько адресов и общавшаяся с либеральными интеллигентскими кругами. Так что первоклассная архитектура ампира, спроектированная видным московским зодчим, появилась в провинциальной усадьбе одного из членов этого семейства вполне обоснованно.

Как свидетельствуют источники, «церковь в селе Воскресенском, что в Кадке, сооружена в 1838 году… престолов в ней три: 1) Обновления Храма, 2) Святителя Дмитрия, Ростовского Чудотворца и 3) Владимирския Божия Матери». Это дата освящения храма, проект же может датироваться значительно более ранним временем. Жаль, что об этом ярком памятнике сейчас можно упоминать исключительно в прошедшем времени и лишь как о пункте осуществлённых работ крупного зодчего, который уже нельзя увидеть.

Печатается по источнику: А.В. Чекмарёв «Новые атрибутации церковных построек А.Г. Григорьева» // «Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы», выпуск 19 (35), Москва – Санкт-Петербург, «Коло», 2014 год, стр. 374-409.

По материалам журнала «Кацкая летопись», №2 весна 2018 г., стр. 23-25

"КЛ", 2019 год. Муниципальное учреждение культуры Мышкинского муниципального района «Этнографический музей кацкарей»



Комментарии и обсуждение


«…Причт церкви села Воскресенскаго, что в Кадке, 1861 г.: священник Александр Орлов, рукоположен в 1840 году по окончании полнаго семинарскаго курса; дьячок Василий Поройков, обучался в низших школах, на службе с 1843 года; пономарь Василий Любомудров, обучался в низших школах, на службе с 1861 года…»

По материалам статьи «Приходы Кацкого стана. Воскресенско-Кацкий приход» в газете мартыновских краеведов «Кацкая летопись», № 9-10 (92-93), сентябрь-октябрь 1999 года.

Кацкая летопись № 92-93

1 февраля 2025, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.