Просмотр очередного научного сборника «Русская усадьба» принёс нам, кацкарям, большой сюрприз. Одна из статей в нём посвящена наследию известного московского зодчего Афанасия Григорьевича Григорьева (1782 – 1868) – так вот: именно он, оказывается, является архитектором церкви села Воскресенского в Кадке! Знать имя архитектора – безусловно, большая удача: в Кацком стане когда-то было одиннадцать каменных храмов, и вот – первый случай, когда зодчий стал известен. Вдвойне приятно, что автор статьи пользовался материалами «КЛ» – выходит, и наш журнал хоть косвенно, но внёс свою лепту в это научное открытие.
А теперь несколько слов об авторе статьи. Андрей Викторович Чекмарёв – старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук, научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, член правления Общества изучения русской усадьбы. Круг его научных интересов: русская архитектура периодов барокко и классицизма, стиль ампир, архитектура провинции, храмостроение, русская усадьба, русское изобразительное искусство XVIII-го века, русский портрет, иконография. Перепечатываем ту часть его статьи, которая посвящена нашему селу Воскресенскому в Кадке...
К построенным по проектам Афанасия Григорьевича Григорьева храмам следует отнести ещё одну сельскую церковь – к сожалению, утраченную, находившуюся в селе Воскресенском в Кадке бывшего Мышкинского уезда Ярославской губернии. Её облик известен по старой фотографии, опубликованной не так давно в местном краеведческом издании. Несмотря на то, что на снимке низ здания закрыт деревьями, видимые части убедительно говорят о его принадлежности к московскому ампиру и, в частности, к кругу григорьевских построек. Комбинация присущих его почерку форм словно перешла сюда из самаринской церкви во Владимировке, только в несколько скорректированном варианте и с добавлением трапезной. Очень характерен для Григорьева крупный барабан, утяжелённый в нижней части рустованным подиумом, которому соответствует такой же в основании яруса звона на колокольне. Двухколонные эдикулы с треугольным фронтоном со второго яруса колокольни переехали на третий. В остальном тот же пропорциональный строй, та же геометрия, тот же силуэт изящных, контрастирующих со спокойным монолитом формы завершений.
Пересматривая сохранившуюся графику Григорьева, несложно отыскать проектные чертежи этой церкви. Они, правда, сегодня поделены между двумя собраниями – северный фасад и план находятся в Музее архитектуры имени А.В. Щусева, а перспективный рисунок церкви – в Историческом музее. Между изображёнными на листах храмами есть некоторые мелкие различия (в распределении элементов лепного декора). Очевидно, Григорьев тиражировал найденные решения, предлагая заказчикам варианты с немного различающимися нюансами. За неимением подробных материалов о разрушенном в 1950-х годах Воскресенско-Кацком храме мы лишены возможности удостовериться в полном соответствии всего здания проекту Григорьева, тем более в отношении плана. Но анализ различимых на фотографии архитектурных форм и деталей приводит к однозначному выводу о его авторстве в отношении данного объекта.
Церковь в Воскресенском в Кадке была одним из удачных воплощений типично григорьевского архитектурного образа, органично объединившего ампирный стиль с композицией полноценного «храма-корабля» с двухпридельной трапезной и колокольней. По своим характеристикам она была ещё боле чем самаринская во Владимировке близка к церкви в шереметевском Волочанове. Сравнивая старые фотографии и проектные чертежи обоих храмов, нетрудно заметить почти полную идентичность двух верхних ярусов колоколен, форм барабанов и шпилей с оригинальными плоскими дисками в основании. Отличия касаются количества и формы проёмов и размещения немногословного лепного декора. Оба здания решены на основе общего плана, особенностью которого стал излюбленный Григорьевым приём визуального увеличения габаритов главного кубического ядра за счёт включения в него служебных помещений по сторонам алтаря и двух приделов трапезной. Эти не принадлежащие внутреннему храмовому пространству части подводились под единую с ним кровлю и включались в общую конфигурацию фасада, что создавала иллюзию цельности всего объёма и его большей величины.
Вопрос о путях попадания стильной московской архитектуры в ярославскую провинцию вновь быстро разрешается в результате поиска заказчика храма. Им был владелец имения Александр Александрович Сухово-Кобылин (1787 – 1858), поручик артиллерии с довольно знатной родословной. Его мать приходилась родной сестрой президенту Академии художеств графу А.И. МусинуПущину. Брат, полковник в отставке В.А. Сухово-Кобылин, выбирался предводителем дворянства Подольского уезда Московской губернии. Племянником заказчика Воскресенско-Кацкой церкви и сыном подольского предводителя был знаменитый писатель и драматург А.В. Сухово-Кобылин, автор «Свадьбы Кречинского». Это была московская семья, имевшая в городе несколько адресов и общавшаяся с либеральными интеллигентскими кругами. Так что первоклассная архитектура ампира, спроектированная видным московским зодчим, появилась в провинциальной усадьбе одного из членов этого семейства вполне обоснованно.
Как свидетельствуют источники, «церковь в селе Воскресенском, что в Кадке, сооружена в 1838 году… престолов в ней три: 1) Обновления Храма, 2) Святителя Дмитрия, Ростовского Чудотворца и 3) Владимирския Божия Матери». Это дата освящения храма, проект же может датироваться значительно более ранним временем. Жаль, что об этом ярком памятнике сейчас можно упоминать исключительно в прошедшем времени и лишь как о пункте осуществлённых работ крупного зодчего, который уже нельзя увидеть.
Печатается по источнику: А.В. Чекмарёв «Новые атрибутации церковных построек А.Г. Григорьева» // «Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы», выпуск 19 (35), Москва – Санкт-Петербург, «Коло», 2014 год, стр. 374-409.
По материалам журнала «Кацкая летопись», №2 весна 2018 г., стр. 23-25
"КЛ", 2019 год. Муниципальное учреждение культуры Мышкинского муниципального района «Этнографический музей кацкарей»