Существовавшая церковь Преображения Господня в селе Спасском-Тушине.
Село Тушино, некогда бывшее во владении воеводы Тушина, в 1570 г. принадлежало Троице-Сергиеву монастырю, «по данной князь Петрово по сестре Теляковского, княгини Софьи», отдавшей это село на поминовение отца своего Федора Тушина и брата. Близ Тушина некогда существовал Спасо-Преображенский монастырь, приписанный к Троице-Сергиеву монастырю.
Время построения Спасского монастыря неизвестно. Нужно полагать, что эта древняя обитель существовала еще до 1390 г. В выписке из летописей княжения Василия Дмитриевича под 1390 г. говорится: «весною в великий пост умер Иван Родионович, названный в монашестве Игнатием, и погребен в монастыре на Всходне». В писцовых книгах 1584-86 гг. Спасо-Преображенский монастырь с принадлежащими к нему вотчинами описан так: «Троицы-Сергиева монастыря монастырь Преображенье Спасово, на речке Всходне, а на монастыре церковь Преображенье Спасово камена, да церковь камена же святого мученика Андрея Стратилата, ставят ново, недоделана; а в церкви Преображенье Спасово образы и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строение старого вотчинника Андакана Тушина с братьею…»
В начале XVII ст. Спасский монастырь был «разорен и запустел от литовских людей». Из монастырских зданий оставалось только каменная церковь во имя Андрея Стратилата, впоследствии обращенная в приходскую церковь, и другая разоренная каменная церковь Преображения Господня. В писцовых книгах 1623-24 гг. Московского уезда Горетова стана, монастырь с вотчинами описан так: «Живоначальной Троицы Сергиева монастыря вотчина село, что был монастырь Всходня, на реке Москве, а в нем церковь Преображения Господня с трапезою каменною, разорен, да другая церковь Андрея Стратилата каменная, шатром вверх, а в церкви образы и книги, и свечи, и колокола, все монастырское строение Живоначального Троицы-Сергиева монастыря; на церковной земле во дворе поп Стефан, во дворе дьячок Илейко Стефанов, во дворе пономарь Ивашко Потапов, во дворе просвирница Анница, да на церковной земле 2 кельи, в них черный поп Макарей, да нищий питается от церкви Божией, в том селе крестьян 3 двора и бобылей 3 двора…».
В приходных книгах Патриаршего казенного приказа под 1682 г. в Загородской десятине значится: «в селе Тушине церковь во имя Рождества Христова, да в приделе Андрея Стратилата, дани церковной платилось рубль, 17 алтын, 3 деньги, заезда гривна». В том же порядке Рождественская церковь писалась в окладных книгах казенного приказа под Загородскою десятиною до 1740 г., с обозначением дани с 1712 г. «рубль 30 алтын».
В переписных книгах 1704 г. написано: «Живоначальной Троицы Сергиева монастыря село Спасское, а в нем церкви во имя Преображения Господня (престол во имя Андрея Стратилата в каменной церкви Рождества Христова, вероятно, был заменен престолом во имя Преображения Господня, в память бывшего древнего храма Преображения), двор попа Василия Карпова, двор дьячка Семена Прокофьева, с ним живет брат его родной той же церкви пономарь Василий, крестьян 21 двор, в них 71 человек. Село Тушино (церкви не показано), в селе двор монастырский, живет в нем дворник, крестьянских и бобыльских 33 двора, в них 104 человека».
В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении престола в церкви Преображения Господня, что в селе Тушине. Дело началось по прошению священника оной церкви Семена Прокофьева. В своем прошении, поданном в казенный приказ 2 декабря 1723 г. он писал: «в 1722 году октября 28 числа в оном селе Тушине церковь Божию каменную Всемилостивого Спаса, в ночи пришед, незнаемые воровские люди пограбили, престол в той церкви сожгли и иконы местные окладные. и святое евангелие обобрали совсем без остатку, о чем явно значит в Монастырском приказе, в явной книге, и поныне освященного престола нет. А в ныне в новой построенной церкви Живоначальной Троицы, что в Мещанской, близ Креста, прежде бывшей деревянной церкви, святой престол освященный, в святом алтаре храним и поныне стоит во излишестве, а той Троицкой церкви священник Никифор Иванов того освященного престола в разоренное место, в церковь Всемилостивого Спаса, без указу и без позволения Св. Синода отдать не смеет и просил, чтоб повелено было оный освященный престол из Троицкой церкви в церковь Всемилостивого Спаса в село Тушино отправить с подобающей честью и в той Спасской церкви утвердить, и о том дать Синодального казенного приказа свой указ». По этому делу состоялось определение Синодального казенного приказа: «1723 года декабря в 31 день сыскать священника и допросить, из Мещанской Троицкой церкви излишний престол у нее есть ли и по вышепоказанному прошению к Спасской церкви уступить ли».
29 января 1724 г. келарь монах Троице-Сергиева монастыря Иосиф Бурцов просил Синодальный казенный приказ выдать ему указ об освящении церкви Всемилостивого Спаса. На прошении написана резолюция: «1724 году февраля 10 дня дать указ о освящении». Того же февраля 28 числа выдан указ священнику Семену Прокофьеву об освящении церкви по новоисправному требнику.
В записной книге печатных пошлин Синод. Казенного приказа за 1730 г. значится: «июня 18 числа запечатать указ о строении церкви, по челобитью Троицкого Сергиева монастыря архимандрита Варлаама с братиею, велено: в Московском уезде в вотчине оного монастыря, в селе Тушине с деревнями, из дому ее высочества государыни царевны Прасковьи Ивановны церковь деревянную во имя Всех Скорбящих перевесть и построить вновь во имя тот же храм; пошлин 3 алтына 2 деньги; нужнейших 1 часть, взято».
Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.