ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Спаса Преображения (Андрея Стратилата) бывшего Спасо-Преображенского монастыря.

Преображенская церковь в Спас-Тушине


Москва. Церковь Спаса Преображения (Андрея Стратилата) бывшего Спасо-Преображенского монастыря
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:приблизительно не ранее 1586.
Год утраты:приблизительно 1885 (Разобрана)
Адрес:
Россия, Москва, СЗАО, район Митино, Староспасская ул., участок придомовой территории д. 33кА.

Координаты: 55.830834, 37.389664
Проезд:от ст. м. "Тушинская" автобусами №№ 2, 210, 266 или 741 до остановке Спас, или пешком от станций метро и МЦД2 "Волоколамская".



Церковь Спаса Преображения (Андрея Стратилата) бывшего Спасо-Преображенского монастыря, Литография конца XIX века.<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Литография конца XIX века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
1 июля 1895
Церковь Спаса Преображения (Андрея Стратилата) бывшего Спасо-Преображенского монастыря, Акварель Д.П. Сухова, 1890 г.<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Акварель Д.П. Сухова, 1890 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
1 июля 1890
Церковь Спаса Преображения (Андрея Стратилата) бывшего Спасо-Преображенского монастыря, Вид с правого берега р. Москвы. Храм находился в центре кадра на горе, правее левобережного оврага<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Вид с правого берега р. Москвы. Храм находился в центре кадра на горе, правее левобережного оврага
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
3 апреля 2024
Церковь Спаса Преображения (Андрея Стратилата) бывшего Спасо-Преображенского монастыря, Обмерный чертёж Грудзинского В. О.1882 г. (ГНИМА)<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Обмерный чертёж Грудзинского В. О.1882 г. (ГНИМА)
Дмитрий Волохов
1 июня 1882
Церковь Спаса Преображения (Андрея Стратилата) бывшего Спасо-Преображенского монастыря, Рис. из книги П. Паламарчук "Сорок Сороков"<br>, Москва, Северо-Западный административный округ (СЗАО), г. Москва
Рис. из книги П. Паламарчук "Сорок Сороков"
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 февраля 2018

Существовавшая церковь Преображения Господня в селе Спасском-Тушине.

Село Тушино, некогда бывшее во владении воеводы Тушина, в 1570 г. принадлежало Троице-Сергиеву монастырю, «по данной князь Петрово по сестре Теляковского, княгини Софьи», отдавшей это село на поминовение отца своего Федора Тушина и брата. Близ Тушина некогда существовал Спасо-Преображенский монастырь, приписанный к Троице-Сергиеву монастырю.

Время построения Спасского монастыря неизвестно. Нужно полагать, что эта древняя обитель существовала еще до 1390 г. В выписке из летописей княжения Василия Дмитриевича под 1390 г. говорится: «весною в великий пост умер Иван Родионович, названный в монашестве Игнатием, и погребен в монастыре на Всходне». В писцовых книгах 1584-86 гг. Спасо-Преображенский монастырь с принадлежащими к нему вотчинами описан так: «Троицы-Сергиева монастыря монастырь Преображенье Спасово, на речке Всходне, а на монастыре церковь Преображенье Спасово камена, да церковь камена же святого мученика Андрея Стратилата, ставят ново, недоделана; а в церкви Преображенье Спасово образы и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строение старого вотчинника Андакана Тушина с братьею…»

В начале XVII ст. Спасский монастырь был «разорен и запустел от литовских людей». Из монастырских зданий оставалось только каменная церковь во имя Андрея Стратилата, впоследствии обращенная в приходскую церковь, и другая разоренная каменная церковь Преображения Господня. В писцовых книгах 1623-24 гг. Московского уезда Горетова стана, монастырь с вотчинами описан так: «Живоначальной Троицы Сергиева монастыря вотчина село, что был монастырь Всходня, на реке Москве, а в нем церковь Преображения Господня с трапезою каменною, разорен, да другая церковь Андрея Стратилата каменная, шатром вверх, а в церкви образы и книги, и свечи, и колокола, все монастырское строение Живоначального Троицы-Сергиева монастыря; на церковной земле во дворе поп Стефан, во дворе дьячок Илейко Стефанов, во дворе пономарь Ивашко Потапов, во дворе просвирница Анница, да на церковной земле 2 кельи, в них черный поп Макарей, да нищий питается от церкви Божией, в том селе крестьян 3 двора и бобылей 3 двора…».

В приходных книгах Патриаршего казенного приказа под 1682 г. в Загородской десятине значится: «в селе Тушине церковь во имя Рождества Христова, да в приделе Андрея Стратилата, дани церковной платилось рубль, 17 алтын, 3 деньги, заезда гривна». В том же порядке Рождественская церковь писалась в окладных книгах казенного приказа под Загородскою десятиною до 1740 г., с обозначением дани с 1712 г. «рубль 30 алтын».

В переписных книгах 1704 г. написано: «Живоначальной Троицы Сергиева монастыря село Спасское, а в нем церкви во имя Преображения Господня (престол во имя Андрея Стратилата в каменной церкви Рождества Христова, вероятно, был заменен престолом во имя Преображения Господня, в память бывшего древнего храма Преображения), двор попа Василия Карпова, двор дьячка Семена Прокофьева, с ним живет брат его родной той же церкви пономарь Василий, крестьян 21 двор, в них 71 человек. Село Тушино (церкви не показано), в селе двор монастырский, живет в нем дворник, крестьянских и бобыльских 33 двора, в них 104 человека».

В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении престола в церкви Преображения Господня, что в селе Тушине. Дело началось по прошению священника оной церкви Семена Прокофьева. В своем прошении, поданном в казенный приказ 2 декабря 1723 г. он писал: «в 1722 году октября 28 числа в оном селе Тушине церковь Божию каменную Всемилостивого Спаса, в ночи пришед, незнаемые воровские люди пограбили, престол в той церкви сожгли и иконы местные окладные. и святое евангелие обобрали совсем без остатку, о чем явно значит в Монастырском приказе, в явной книге, и поныне освященного престола нет. А в ныне в новой построенной церкви Живоначальной Троицы, что в Мещанской, близ Креста, прежде бывшей деревянной церкви, святой престол освященный, в святом алтаре храним и поныне стоит во излишестве, а той Троицкой церкви священник Никифор Иванов того освященного престола в разоренное место, в церковь Всемилостивого Спаса, без указу и без позволения Св. Синода отдать не смеет и просил, чтоб повелено было оный освященный престол из Троицкой церкви в церковь Всемилостивого Спаса в село Тушино отправить с подобающей честью и в той Спасской церкви утвердить, и о том дать Синодального казенного приказа свой указ». По этому делу состоялось определение Синодального казенного приказа: «1723 года декабря в 31 день сыскать священника и допросить, из Мещанской Троицкой церкви излишний престол у нее есть ли и по вышепоказанному прошению к Спасской церкви уступить ли».

29 января 1724 г. келарь монах Троице-Сергиева монастыря Иосиф Бурцов просил Синодальный казенный приказ выдать ему указ об освящении церкви Всемилостивого Спаса. На прошении написана резолюция: «1724 году февраля 10 дня дать указ о освящении». Того же февраля 28 числа выдан указ священнику Семену Прокофьеву об освящении церкви по новоисправному требнику.

В записной книге печатных пошлин Синод. Казенного приказа за 1730 г. значится: «июня 18 числа запечатать указ о строении церкви, по челобитью Троицкого Сергиева монастыря архимандрита Варлаама с братиею, велено: в Московском уезде в вотчине оного монастыря, в селе Тушине с деревнями, из дому ее высочества государыни царевны Прасковьи Ивановны церковь деревянную во имя Всех Скорбящих перевесть и построить вновь во имя тот же храм; пошлин 3 алтына 2 деньги; нужнейших 1 часть, взято».

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.


Воронов Юрий Викторович
 

В конце XIII - в начале XIV веков, когда разорённая усобицами Киевская земля оказалась под игом литовских князей, галицкий и киевский боярин Нестер Рябец, родоначальник нескольких русских дворянских родов, среди которых были Тушины, с большой военной дружиной ушёл из родных мест на службу к московскому князю Даниилу Александровичу. Он получил обширные владения у реки Всходни близ Москвы . В то время река Всходня (современное название - Сходня, левый приток р. Москвы) была оживлённая река, по которой шёл водный путь через волок на Клязьму, во Владимир.

Спасо-Преображенский мужской монастырь на Всходне был основан до 1390 года на территории бывшего городища Дьяковской культуры, датированного VII в. до н. э. — V в. н. э. - это один из древнейших монастырей Подмосковья (с 1985 года его место находится в составе Москвы, территория за МКАД). Он контролировал водные пути на Клязьму и по Москве-реке. Первоначально все постройки были деревянными. У стен монастыря постепенно начала складываться монастырская слобода, получившая название Спас, или Спасское.

В писцовых книгах 1584-86 годов Спасо-Преображенский монастырь был описан так: "Троице-Сергиева монастыря монастырь Преображенье Спасово на рчк. на Всходне; а на монастыре церковь Преображенье Спасово камена, да церковь камена ж святого мученика Ондрея Стратилата, ставят ново, не доделана; а в церкве Преображенье Спасово, образы, и свечи, и книги, и колокола и всякое церковная строенье старого вотчинника Андакана Тушина с братьею...". Таким образом, в середине XVI века в монастыре находились два каменных храма, один из которых Преображенский был трапезным, а другой - Андрея Стратилата только строился. А сам монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю (с 1744 года - Лавра). Можно с большой уверенностью предположить, что посвящение храма в честь святого мч. Андрея Стратилата связано с небесным покровителем Андрея Тушина, которому до 1562-1563 годов принадлежало село Тушино.

В Смутное время 1 июня 1608 года войско самозванца Лжедмитрия II подошло к Москве и остановилось в соседнем со Спасом селе Тушине. Вблизи монастыря, на Тушинском поле (до недавнего времени - лётное поле Тушинского аэродрома, ныне застроенное жилыми домами), расположился лагерь Польско-Литовских интервентов. Ежедневно из Тушинского лагеря в разные стороны отправлялись отряды для грабежа местного населения, опустошавшие ближние и дальние сёла и деревни. Так, Спасо-Преображенский монастырь и окрестные селения были подвергнуты полному опустошению.

С приходом Романовых на Царский Престол, разграбленная монастырская вотчина ещё долго не могла справиться после разгрома, о чём имеется описание имений бывшего монастыря в 1614 году: "Что было сельцо Тушино на речке Всходне, да к нему же припущена была в пашню пустошь Городище ... по новому дозору всё стало впусте...". Монастырь так и не возродился. В документах того времени село Спас числится как "село, что был монастырь Всходня". Из монастырских построек оставались на территории только каменная церковь во имя Андрея Стратилата и разорённая Преображения Господня, о чём свидетельствует описание 1623-1624 годов. Преображенскую церковь окончательно снесли к середине XVII века. Храм Андрея Стратилата был обращён в приходской с переосвящением в честь Преображения Господня, по названию бывшего здесь монастыря. При ней была устроена деревянная трапезная, которую в 1804-1808 годах разобрали, а на её месте построили новую, более вместительную каменную. С западной стороны к трапезной пристроили также каменную многоярусную колокольню. В 1849 году трапезную несколько перестроили, устроив алтарь и разместив в ней придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

Ещё в середине XIХ века Г. Есипов со слов священника церкви А.И. Касаткина, писал, что церковь находится в аварийном состоянии: вся местность, на которой расположен был монастырь, совершенно изменилась: раньше она была ровная, а теперь с юго-восточной и юго-западной стороны вешние воды прорыли два глубоких оврага до уровня Москвы-реки и церковь стоит на обрывистом треугольнике, заключающем в себе не более 300 квадратных сажен. Обрыв к Москве-реке у самой церкви грозит опасностью храму, земля с каждым годом все более и более осыпается и если не обратить на это внимания, то церковь обрушится в Москву-реку.

В 1875 году придел Сергия Радонежского и колокольня были разобраны, а в 1884 году, после осмотра церкви председателем Московского археологического общества графом Алексеем Сергеевичем Уваровым и высокопреосвященнейшим Иоанникием, митрополитом Московским и Коломенским, она была запечатана. В последствии планировалось укрепить берег и провести восстановительные работы. Однако, необходимые средства не были собраны, и, по прошению прихожан, из-за опасения каких-либо несчастных случаев, комиссией Московского археологического общества и епархиальным начальством решено было церковь разобрать. Летом 1890 года церковь была разобрана, а материал поступил на постройку храма в селе Рождествено, расположенном в 4 верстах выше по реке Сходни.

Новую каменную церковь Спаса Преображения построили в 1886-88 годах на противоположной, восточной окраине села Спас, по другую сторону Волоколамской дороги. От старого храма на её месте ещё долгое время сохранялся надглавный крест, к которому от новой церкви до её закрытия в 1935 году ходил крестный ход. Сейчас место бывшего монастыря полностью застроено небольшими, скорее всего, дачными домами. А само село Спас было уничтожено в 1960 году в связи со строительством МКАД. На месте села сейчас транспортная развязка трёх крупных автодорог - Волоколамского, Пятницкого шоссе и МКАД.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.