Воскресенская часовня на Масельском лопарском погосте
В третьем приходском погосте – Масельском имеется часовня в честь Воскресения Христова, уже очень ветхая и требующая ремонта. В ней богослужение совершается очень редко. Церковные старосты: ... при Масельской часовне - Иван Кобелев с 1887 г.
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3. - Архангельск, 1896. - С. 228-229.
... по российской части Лапландии была организована миссия кольского священника Алексея Симонова с ноября 1681 по февраль 1682 года... В итоге миссии Алексея Симонова жители 8 саамских погостов построили у себя следующие часовни: 1) в честь Рождества Воскресения Христова — Вороненский погост, 16 ноября 1681 года; 2) во имя Пресвятой Богородицы — Семиостровский погост, 26 ноября 1681 года; 3) во имя Богоявления Господня — Ловозерский погост, 22 декабря 1681 года; 4) во имя Воскресения Господня — Масельский погост, 3 января 1682 года; 5) во имя Благовещения Пресвятой Богородицы — Екостровский погост, 18 января 1682 года; 6) во имя Иоанна Предтечи — Бабинский погост, 10 февраля 1682 года; 7) во имя Николая Чудотворца — Нотозерский погост, 12 февраля 1682 года; 8) во имя великомученика Георгия — Сонгельский погост, 15 февраля 1682 года [Кучинский, 1998: 106-109]. В Пазрецком погосте имелась церковь святых князей Бориса и Глеба, ее же прихожанами являлись и саамы Нявдемского погоста. Оба погоста были приписаны к Кольскому приходу...
Кильдинский лопарский приход был основан 28 мая 1894 г. и включал в себя 3 саамских погоста: Кильдинский, Масельский (Пулозерский) и Разнаволоцкий. В Масельском погосте имелась часовня во имя Воскресения Христова, «очень древняя, когда и кем она построена, о том живущие при ней лопари не помнят». Здание часовни было деревянное, холодное и довольно старое. «Кроме небольшого числа икон ничего нет». Часовня располагалась в 75 верстах от приходской церкви. Богослужение в часовне бывает только в Великий пост [ГАМО Ф. И-17. Д. 305. Л. 31-44; там же. Д. 310а. Л. 31-44].
О.А. Зайцев «Лопарские приходы» в церковно-приходской системе кольского севера в XIX - начале XX веков