ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Калгачиха, урочище. Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия".

Одигитриевская церковь


Калгачиха, урочище. Церковь иконы Божией Матери
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:"Одигитрия" иконы Божией Матери
Год постройки:1841.
Год утраты:приблизительно 1930 (разобрана)
Адрес:
Архангельская область, Онежский район, урочище Калгачиха

Координаты: 63.329013, 36.703583
Проезд:проезд труднодоступен, доступен для автомобилей максимальной проходимости (трекол или автомобили на колесах 40-42)



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 октября 2023

Летом 1999-го года онежские плотники изготовили и установили крест на месте Одигитриевской церкви, которая стояла когда-то в деревне Калгачиха. Из Калгачихи и ближайших деревень жители были выселены в середине 50-х годов прошлого века. Здесь планировалось строить космодром. От этих планов вскоре отказались, а жители уже никогда больше не вернулись в родные места. По инициативе директора филиала парка "Водлозреский" Алексея Чирцова тем же летом, в 1999-м, в Калгачиху приехали бывшие жители деревни, их потомки, а также отец Александр (Коптев), который освятил крест и крестил желающих.

Районная газета "Онега" | ВКонтакте (vk.com)


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  17 октября 2023

Приход этот с западной стороны граничит уже с Олонецкой губернией и отстоит от г. АРхангельска в 337 верстах, от г. Онеги в 105 верст. и от ближайших приходов - Малошуйского в 60 верст., Кушерецкого в 45-ти.

В состав его входят четыре деревни, составляющих одно Калгачинское село близ приходской церкви, и из 3-х деревень: Нюхчезерской, Варбозерской и Челозерской, отстоящих от приходской церкви в 15-ти, 29-ти и 40 верстах при крайне затруднительных путях сообщения, благодаря непроходимым почти мхам и болотам. Жителей к 1 янв. 1895 г. состояло 504 м. п. и 535 ж. п.

Приходская церковь устроена в 1841 г.; в 1893 г. кровля её была исправлена, глава окрашена, равно как и южная сторона церкви, северная же по неимению средств остаётся неокрашенной. Храм этот однопрестольный - в честь Божией Матери, именуемой Одигитрией. Утварью и ризницей очень скуден. Средств на содержание церкви не имеется никаких, кроме процентов с капитала в 155 руб., кружечно-кошелькового сбора и свечной прибыли.

В деревне Нюхчезерской имеется приписная Николаевская церковь, устроенная в 1856 г. на казенные средства и освящённая 25 февр. 1864 г., и часовня. Для обучения детей имеется школа грамоты.

Причт, состоящий из священника и псаломщика, имеет 3 десятины земли и получает с 1 янв. 1895 г. жалованья 392 рубля. Доходы же крайне малы. Это последнее обстоятельство, вместе с отдалённостью и глушью прихода, были причиной того, что здесь причт очень часто менялся. Мало того: бывали целые годы, когда приход этот оставался без священника, что, кажется, послужило благоприятным условием для проникновения сюда раскола, которым заражены очень многие из прихожан. Теперь же с увеличением жалованья есть основание надеяться, что описываемый приход не будет подолгу оставаться без священника, и приверженность к расколу постепенно будет ослабевать.

Составлено по клировой ведомости 1894 г.

Источник: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 31-32.


Марина Зуйкова  17 октября 2023

В дер. Калгачиха с монастырских времен стояла деревянная часовня во имя иконы Божией Матери Одигитрия. В ночь с 15 на 16 января 1827 г. она сгорела дотла. С дозволения юрьегорского священника Захария Семенова и местного благочинного Симеона Молчанова спасенные от пожара иконы и утварь с богослужебными книгами сначала сложили «в одном небольшом домике», а затем перевезли в Троицкую церковь на Юрьеву гору. Как указано в приходской описи за 1834 г., из огня удалось вынести 18 икон. «Не имея возможности по тесноте оного (домика) вмещаться всем для моления, в сентябре 1827 года (крестьяне) письменно просили у Преосвященного дозволения построить там новую часовню».

Юрьегорский священник Захарий Семенов хорошо понимал, что в краткие сроки в Калгачихе необходимо поставить новую часовню, а лучше церковь. Деревня находилась слишком далеко от Юрьегорского погоста, а ее жители «тяготели к расколу». Однако знаменитым указом Святейшего Синода от 25 декабря 1800 г. строить деревянные, а не каменные храмы «вновь на место погорелых» повсеместно запрещалось. После неоднократных заявлений епархиальных архиереев о невозможности соблюдать это правило из-за часто встречавшегося недостатка средств у прихожан на дорогостоящий материал 11 февраля 1828 г. в закон была внесена важная поправка: «Для бедных селений, которыя не имеют удобства доставать материалы для каменнаго здания, и в которых существование церквей особенно нужно, дабы тем надежнее предохранять православных от совращения в раскол, разрешить построение деревянных церквей, с соблюдением в прочем правильности и приличия в планах и фасадах, и с таким ограничением, чтобы епархиальные архиереи не давали таковаго разрешения сами собою, но каждый раз, предоставляя, получали оное от Синода, по дознании необходимой в том надобности». Жители Калгачихи «каменной церкви соорудить будучи не в состоянии, — обращался к начальству священник Захарий Семенов, — как по их недостатку, так и за неудобством к доставлению потребных для сего материалов, согласны и обязуются, ежели позволено будет, выстроить деревянную». Архангельский архиепископ Аарон (Нарциссов) отправил соответствующий запрос в Святейший Синод.

Из архиерейского рапорта узнаем дополнительные подробности о строительстве церкви в Калгачихе: «Следователи Онежского Духовного правления присутствующий священник Герасим Кононов и благочинный Малошуйского прихода священник Симеон Молчанов, представив дело производства о сгорении часовни и опись уцелевшему имуществу, показали о крестьянах Калгачинской деревни, что они по недостатку и за неудобством в заготовлении потребных материалов построить каменной церкви не могут, а деревянную согласны <…> чтоб иметь им деревянную часовню для богомоления на место сгоревшей или все равно деревянную церковь, как выше видно о их согласии на сие, а не ездить для богомоления в церковь своего прихода за 40 верст <…> Благочинный священник Симеон Молчанов рапортом от 8 генваря сего года донес мне, что Юрьегорского прихода деревни Калгачинской жители не имеют святой обители, святых икон в деревне своей, поэтому и не собираются никуда для богослужения; большая часть уклоняются на путь раскольников и входят в моленные домы, умноженные в той волости от неимения правого пристанища; и что они на место часовни выстроить деревянную церковь в скорости не в силах, а при том в продолжении времени не будет никого у них желающих. Почему дабы не погасить сей искры в оставшихся в благочестии и просил он, благочинный, от лица тех крестьян в своем рапорте дозволить выстроить деревянную часовню…»

Очевидно, именно тогда впервые поднимался вопрос об открытии самостоятельного прихода в Калгачинской волости. Из Синода в январе 1829 г. запросили сведения о том, «на каком положении должны существовать там церковь со своим причтом; могут ли предлагаемые для составления сего нового прихода 150 душ быть отделены от Юрьегорского прихода так, чтобы оный со своей церковью и причтом не почувствовали для сего от такового отделения оскудения». Вопрос о материальном обеспечении нового причта в Калгачихе так и не был решен. Местные жители захотели остаться под окормлением того же священника Захария Семенова, который бы проводил для них богослужения «без какого при ней нарочитого причта, которого они содержать не в состоянии». Синодальным указом от 11 ноября 1829 г. предписывалось разрешить строительство деревянного храма в Калгачихе и оставить местных жителей в составе Юрьегорского прихода из-за отсутствия средств на содержание отдельного причта: «Дабы жителей деревни Калгачинской удержать в православии и по отдаленности их от приходской Юрьегорской церкви доставить им возможность присутствовать при богослужениях, разрешить там вместо сгоревшей давной часовни построение деревянной церкви, с тем, впрочем, чтобы сия церковь и жители Калгачинские по малому количеству их и несостоятельности содержать особый причт не составляли бы отдельного прихода, но принадлежали к составу прихода Юрьегорского и чтобы тамошние священноцерковнослужители, заведуя калгачинской церковью одни, попеременно исправляли богослужения и в ней, и в Юрьегорской церкви».

Строительство калгачинской церкви во имя иконы Божией Матери Одигитрия растянулось на десятилетие. Она была возведена к 1841 г. «тщанием и усердием той деревни жителей, с помощью всего общества, на место сгоревшей в давнее время часовни, но еще не освящена», — указывалось в клировой ведомости за 1842 г. Приведем ее описание из приходской описи, составленной в начале 40-х гг. XIX в.: «На деревянном фундаменте, вышиною до крыши четыре сажени, на ней осмерик с одною главою чешуйчатою, покрыта крышой деревянной, двери в церковь одне, простой работой сделанныя, с весучим замком. В церкви три окна с окончинами без решедок. Церковь теплая, но печка еще не сделана. Святой храм в сей церкви назначен с определением Святейшаго Синода по благословению Преосвященнейшаго Георгия, епископа Архангельскаго и Холмогорскаго, во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрии. При сей церкви одна паперть, в ней одне двери и одно окно, крыльцо с западной стороны, крытое на два ската. Престол устроен один, царские врата против престола, равно и с северной стороны устроены вратницы. В олтаре с южной стороны устроена ризница, а с северной пономарня, в которую с вонной стороны лесница и двери. Окон в олтаре два, а в ризнице одно и в пономарне одно. Из них двери в олтарь столярныя. Колокольна над папертью выстроена в два яруса деревянная шпилевая с главою, покрыта крышой деревянной, на ней колоколов три: 1-й весом 5 пудов 25 фунтов, 2-й — 1 пуд 27 фунтов, 3-й — 35 фунтов. Ограды около сей церкви не имеется и еще не освящена, а построена на место сгоревшей в давнее время часовни на том месте». Храмовая утварь и ризница Одигитриевской церкви были очень бедны. «Средств на содержание церкви не имеется никаких, кроме процентов с капитала в 155 руб., кружечнокошельковаго сбора и свечной прибыли».

Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь / [науч. ред. А. В. Пигин ; авторы: А. В. Алексеев,Ю. Н. Кожевникова, О. В. Панченко, А. В. Пигин, иерей Олег Червяков, Н. В. Червякова, Е. М. Юхименко]. — СПб. : ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2017.


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 октября 2023

Приходская церковь была построена в 1841 г. старанием прихожан. Деревянная, одноэтажная, с такой же деревянной колокольней над папертью, снаружи. В 1893 г. поправлена крыша, окрашены главы и южная сторона церкви, на покраску северной стороны не было средств ещё несколько лет, также как и на обшивку внутренних стен. Последнее было необходимо, так как в церкви зимой бывало очень холодно.

Престол во имя иконы Божией Матери Одигитрия. Антиминс был освящён в 1872 г. и подписан Ювеналием, епископом Архангельским и Холмогорским.

Приписная церковь в д. Нюхчезерской, во имя свт. Николая, построена в 1856 г. на казенные средства и освящена 25.2.1864. 15 декабря 1900 г. освящён вновь устроенный престол в Николаевской церкви. Часовня в д. Нюхчезерской.

Содержание храмов: в церкви имелся капитал на сумму 156 руб. по книжке за №5683, вложенный неизвестным лицом и хранившийся в Сберегательной кассе Государственного банка, в г. Архангельске. Кружечных и кошельковых доходов в 1896 г. было 18 руб. 92 коп., свеч продано 2 пуда 4 фун.

Содержание причта: в 1894 г. казенного жалованья священнику полагалось 166 р. 80 к. В 1896 г.: жалование: священнику - 294 руб., псаломщику - 98 руб.

Земли от прихожан положено: пахотной - 1800 сажен, сенокосной 2 дес. и 1000 саж. Доходов в 1896 г. получено 100 руб. 83 коп.

Дом для причта имелся двухэтажный, деревянный, построенный в 1891 г., в 1896 г. был подведен нижний этаж.

В приходе работала школа грамоты, заведовал ею в 1896 г. священник Пётр Гурьев, учителем служил псаломщик Григорий Пятницкий.

Церковный староста с 13.2.1896 - Феодот Максимов Петухов, 30 л., неграмотный.

Численность прихожан в 1896 г. составила: духовных - 1 двор, 2 муж., 1 жен.; военных - 20 дв., 65 муж., 64 жен.; крестьян - в д. Калгачинской (при церкви) 82 дв., 275 муж., 299 жен.; в д. Нюхчезерской (15 в. от приходской церкви) 40 дв., 107 муж., 119 жен.; в д. Варбозерской (29 в.) 7 дв., 24 муж., 18 жен.; в д. Деревенской (34 в.) 1 дв., 4 муж., 4 жен., в д. Челозерской (40 в.) 13 дв., 39 муж., 36 жен. Раскольников - 12 жен. Итого 164 дв., 516 муж., 553 жен. Посещению церкви прихожанами из дальних деревень весной, летом и осенью препятствовали реки, озера, и непроходимые мхи и болота.

Расстояние от духовной консистории 337 в., от благочинного 105 в., от ближайших церквей: Юрьегорской - 45 в., Малошуйской - 60 в., от приписной Нюхчезерской - 15 в.

В 1885 г. приход был включен в состав Кушерецко-Калгачинского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом).

Церковный староста: Григорий Костин с 1887 г.

Источники: НА РК. Ф. 229. Оп. 1. Ед. хр. 33. Л.л. 64-67 об. Ведомость о церкви Архангельской епархии, Онежского уезда, Калгачинского прихода за 1896 год. АЕИ. - 1885, №4, с. 11. АЕВ. - 1894, №1, с. 21; 1901, №2, с. 15.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.