В дер. Калгачиха с монастырских времен стояла деревянная часовня во имя иконы Божией Матери Одигитрия. В ночь с 15 на 16 января 1827 г. она сгорела дотла. С дозволения юрьегорского священника Захария Семенова и местного благочинного Симеона Молчанова спасенные от пожара иконы и утварь с богослужебными книгами сначала сложили «в одном небольшом домике», а затем перевезли в Троицкую церковь на Юрьеву гору. Как указано в приходской описи за 1834 г., из огня удалось вынести 18 икон. «Не имея возможности по тесноте оного (домика) вмещаться всем для моления, в сентябре 1827 года (крестьяне) письменно просили у Преосвященного дозволения построить там новую часовню».
Юрьегорский священник Захарий Семенов хорошо понимал, что в краткие сроки в Калгачихе необходимо поставить новую часовню, а лучше церковь. Деревня находилась слишком далеко от Юрьегорского погоста, а ее жители «тяготели к расколу». Однако знаменитым указом Святейшего Синода от 25 декабря 1800 г. строить деревянные, а не каменные храмы «вновь на место погорелых» повсеместно запрещалось. После неоднократных заявлений епархиальных архиереев о невозможности соблюдать это правило из-за часто встречавшегося недостатка средств у прихожан на дорогостоящий материал 11 февраля 1828 г. в закон была внесена важная поправка: «Для бедных селений, которыя не имеют удобства доставать материалы для каменнаго здания, и в которых существование церквей особенно нужно, дабы тем надежнее предохранять православных от совращения в раскол, разрешить построение деревянных церквей, с соблюдением в прочем правильности и приличия в планах и фасадах, и с таким ограничением, чтобы епархиальные архиереи не давали таковаго разрешения сами собою, но каждый раз, предоставляя, получали оное от Синода, по дознании необходимой в том надобности». Жители Калгачихи «каменной церкви соорудить будучи не в состоянии, — обращался к начальству священник Захарий Семенов, — как по их недостатку, так и за неудобством к доставлению потребных для сего материалов, согласны и обязуются, ежели позволено будет, выстроить деревянную». Архангельский архиепископ Аарон (Нарциссов) отправил соответствующий запрос в Святейший Синод.
Из архиерейского рапорта узнаем дополнительные подробности о строительстве церкви в Калгачихе: «Следователи Онежского Духовного правления присутствующий священник Герасим Кононов и благочинный Малошуйского прихода священник Симеон Молчанов, представив дело производства о сгорении часовни и опись уцелевшему имуществу, показали о крестьянах Калгачинской деревни, что они по недостатку и за неудобством в заготовлении потребных материалов построить каменной церкви не могут, а деревянную согласны <…> чтоб иметь им деревянную часовню для богомоления на место сгоревшей или все равно деревянную церковь, как выше видно о их согласии на сие, а не ездить для богомоления в церковь своего прихода за 40 верст <…> Благочинный священник Симеон Молчанов рапортом от 8 генваря сего года донес мне, что Юрьегорского прихода деревни Калгачинской жители не имеют святой обители, святых икон в деревне своей, поэтому и не собираются никуда для богослужения; большая часть уклоняются на путь раскольников и входят в моленные домы, умноженные в той волости от неимения правого пристанища; и что они на место часовни выстроить деревянную церковь в скорости не в силах, а при том в продолжении времени не будет никого у них желающих. Почему дабы не погасить сей искры в оставшихся в благочестии и просил он, благочинный, от лица тех крестьян в своем рапорте дозволить выстроить деревянную часовню…»
Очевидно, именно тогда впервые поднимался вопрос об открытии самостоятельного прихода в Калгачинской волости. Из Синода в январе 1829 г. запросили сведения о том, «на каком положении должны существовать там церковь со своим причтом; могут ли предлагаемые для составления сего нового прихода 150 душ быть отделены от Юрьегорского прихода так, чтобы оный со своей церковью и причтом не почувствовали для сего от такового отделения оскудения». Вопрос о материальном обеспечении нового причта в Калгачихе так и не был решен. Местные жители захотели остаться под окормлением того же священника Захария Семенова, который бы проводил для них богослужения «без какого при ней нарочитого причта, которого они содержать не в состоянии». Синодальным указом от 11 ноября 1829 г. предписывалось разрешить строительство деревянного храма в Калгачихе и оставить местных жителей в составе Юрьегорского прихода из-за отсутствия средств на содержание отдельного причта: «Дабы жителей деревни Калгачинской удержать в православии и по отдаленности их от приходской Юрьегорской церкви доставить им возможность присутствовать при богослужениях, разрешить там вместо сгоревшей давной часовни построение деревянной церкви, с тем, впрочем, чтобы сия церковь и жители Калгачинские по малому количеству их и несостоятельности содержать особый причт не составляли бы отдельного прихода, но принадлежали к составу прихода Юрьегорского и чтобы тамошние священноцерковнослужители, заведуя калгачинской церковью одни, попеременно исправляли богослужения и в ней, и в Юрьегорской церкви».
Строительство калгачинской церкви во имя иконы Божией Матери Одигитрия растянулось на десятилетие. Она была возведена к 1841 г. «тщанием и усердием той деревни жителей, с помощью всего общества, на место сгоревшей в давнее время часовни, но еще не освящена», — указывалось в клировой ведомости за 1842 г. Приведем ее описание из приходской описи, составленной в начале 40-х гг. XIX в.: «На деревянном фундаменте, вышиною до крыши четыре сажени, на ней осмерик с одною главою чешуйчатою, покрыта крышой деревянной, двери в церковь одне, простой работой сделанныя, с весучим замком. В церкви три окна с окончинами без решедок. Церковь теплая, но печка еще не сделана. Святой храм в сей церкви назначен с определением Святейшаго Синода по благословению Преосвященнейшаго Георгия, епископа Архангельскаго и Холмогорскаго, во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрии. При сей церкви одна паперть, в ней одне двери и одно окно, крыльцо с западной стороны, крытое на два ската. Престол устроен один, царские врата против престола, равно и с северной стороны устроены вратницы. В олтаре с южной стороны устроена ризница, а с северной пономарня, в которую с вонной стороны лесница и двери. Окон в олтаре два, а в ризнице одно и в пономарне одно. Из них двери в олтарь столярныя. Колокольна над папертью выстроена в два яруса деревянная шпилевая с главою, покрыта крышой деревянной, на ней колоколов три: 1-й весом 5 пудов 25 фунтов, 2-й — 1 пуд 27 фунтов, 3-й — 35 фунтов. Ограды около сей церкви не имеется и еще не освящена, а построена на место сгоревшей в давнее время часовни на том месте». Храмовая утварь и ризница Одигитриевской церкви были очень бедны. «Средств на содержание церкви не имеется никаких, кроме процентов с капитала в 155 руб., кружечнокошельковаго сбора и свечной прибыли».
Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь / [науч. ред. А. В. Пигин ; авторы: А. В. Алексеев,Ю. Н. Кожевникова, О. В. Панченко, А. В. Пигин, иерей Олег Червяков, Н. В. Червякова, Е. М. Юхименко]. — СПб. : ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2017.