Село Глажево в 100 вер. от Петербурга и в 50 вер. от Новой Ладоги, стоит на месте, прежде богатом “глажами” или морошкою, отчего село и получило свое имя. А может быть оно названо так потому, что расположено на гладкой и несколько возвышенной местности, с которой, во все стороны, открывается “гладь”. Село находится на левой стороне Волхова, близь дороги, ведущей от Чудова в Новую Ладогу. Кроме Волхова в приходе есть речка Влоя, впадающая в Волхов в 5 вер. от Глажева.
По народному преданию, первая бывшая здесь деревянная церковь Владимирской Божией Матери сгорела в 1809 году. А так как эта церковь была уже ветха и находившаяся в ней храмовая икона Владимирской Божией Матери была писана в 1691 году, то можно предполагать, что сгоревшая в 1809 г. церковь была или первоначальною в здешнем погосте, или, по крайней мере, весьма древнею. На место сгоревшей построена нынешняя, каменная церковь, которая, будучи обновлена после пожара в 1812 году, стоит в том виде до ныне. На постройку ее было, по сказанию прихожан, собрано по 15 р. асс. с души, да церковной суммы было употреблено до 3,000 р. асс. Храм сооружен Петербургским купцом Василием Садофьевым. Антиминс в церкви старинный, льняной, освящен Аароном, еписк. Карельским и Ладожским в 1700 г. Он сохранился от сгоревшей церкви.
В храме достопримечательны: 1) Икона Владимирской Божьей Матери. О ней сохранилось следующее предание. Во время войны с шведами, несколько шведов, проходя по местности, называемой "Выгородка" и находящейся между Глажевом и лесом, встретили местных жителей, несших икону Владимирской Божией Матери. Шведы пришли в страх, одни разбежались, другие лишились зрения, некоторые ушли к месту где теперь деревня Лаховые (в 8 вер. от Глажева), или - туда, где деревня Латышская горка (в 15 вер. от Глажева). В деревне "Лаховые" есть и до ныне ворота, называемые шведскими: чрез них, будто-бы, бежали шведы. В память этого события ежегодно, 23 июня, совершается крестный ход к месту, где крестьяне встретили шведов, На иконе написано: "При державе царей, великих князей, Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея России, на писании сему образу кондаков, икосов в Духове монастыре при архимандрите Никодиме, иждивением приходских людей, лета 7199, от Рождества Христова в 1691 году". Эта неясная подпись несколько указывает время и место написания образа. Риза на икону устроена в 1832 году. 2) Вторая часть старинной кормчей книги, напечатанной при Алексее Михайловиче и патр. Иосифе в 7161 (1653) году.
С 1874 года причт состоит из священника и причетника. До штатов причт содержался доходами от земли, ругою и платою за требы. Руга, в количестве четверика озимого и ярового хлеба с души, собиралась в праздник Крещения. Со времени штатов причт стал получать, по 5 классу, 320 руб. Хлеба теперь собирается не более 40 четвертей ржи и 40 четвертей овса на причт. Дохода от земли и за исправление треб получается до 800 р. с. Количество земли, которой пользуется причт, определить трудно потому, что участки причта перемешаны с участками прихожан. По формулярным записям значится земли до 24 дес. Церковного капитала 400 р. В пользу причта есть капитал в 200 р., положенных свящ. Иоанном Песковым.
При церкви есть 6 небольших лавок, с которых получается доход в храмовой праздник 26 августа Дом для священника куплен в 1880 г., за 700 р., у выбывшего отсюда священника Василия Мудролюбова. Половину денег заплатили прихожане, половина - от церкви. Состоящий на дьяческой вакансии диакон Иоанн Травин живет в доме, купленном за 500 р. у прежнего причетника Василия Михайловского.
Приход граничит: с севера погостом Хотовским и Сарским, с юга - Волховом, с востока -Черенцовом, с запада - Оломенским приходом. Приход составляют деревни: Глажево, Наволок, Манушкино, Подсопье и Криваши. Всех прихожан муж. пола 625, жен. 652. В приходе есть три местности, которые можно причислить к пустошам. Это - Залом, Гавкино и Загорбуна. Тут, по преданию, были, когда то, крестьянские деревни, жители которых, впоследствии, переселились в Глажево.
В говоре здешних крестьян встречаются слова и формы древлеславянские, напр. татко (отец), мамко (мать), бабко (бабушка), теленко (ребенка), умран (умерший); валек, которым колотят белье, называется палица; клепать (т е. колотить). Есть слова неизвестного происхождения «абажило» (надоело); мусоно (скучно). Между фамилиями есть татарские, напр. Щелкавов, или, неизвестного происхождения, напр. Шуравин.
Прихожане, большею частию неграмотны. Кроме школы, открытой, в 1842 году, в Глажеве, многие крестьянские дети учатся дома у грамотных крестьян [Составитель дополнения к описанию, свящ. Василий Рубинов, видит в здешних прихожанах и грубое невежество и недостаток знания истин веры и отсутствие честности в взаимных отношениях. Многие, приходя на исповедь, считают себя не грешными; спокойно крадут овощи, фрукты; молодежь свободно врывается в дома соседей и принимается угощать себя, не спрашиваясь хозяев. Все это - явления в жизни глухих деревень заурядные. А строгий взгляд священника нельзя ли объяснить тем, что, до поступления в Глажево, он служил долго в селе Никольском (Шлисс. уезда) где и просвещение выше и нравы чище и вообще больше «цивилизации». Ред.]
В зимние воскресные и праздничные дни, в церкви бывает до 600 человек, а в св. четыредесятницу - до 900 чел; в великие праздники, напр. в Рождество, Пасху, Крещение и Троицу - более 1,000 чел. По деревням празднуют дни Владимирской Божией Матери и - Флора и Лавра. Крестные ходы бывают: 23 июня и 8 июля - около Глажева к пустоши "Выгородке"; 1 августа - на Волхов; 29 июня — в Наволок, 18 августа — в Криваши. Крестные ходы установлены в память скотских падежей.
Часовни находятся: в Наволоке — Петра и Павла, в Манушкине — в память праздника 1 августа, в Подсопье - Преображения Господня, в Кривашах - Флора и Лавра.
В Подсопье, в 4 вер. от церкви, есть две сопки, будто-бы, оставшиеся после бывших здесь батарей. В них иногда находят человеческие кости и старые монеты.
Попечительство учреждено в 1872 г. священником Васильем Мудролюбовым. В год собирает оно не больше 25 р.
Деревенские святыни северо-запада России, Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии.