В 1503 году селение, имея статус местечка, упоминается в мирном соглашении между Московией и Великим княжеством Литовским. Находясь на рубежах обоих государств, Горваль постоянно испытывал тяготы военных действий. Был полностью разрушен русскими войсками в 1535 году. На это время являлся собственностью державца Б. И. Шелухи, позднее перешел во владение королевы Боны. Та, в свою очередь, местечко уступила князю В. Сангушку, получив взамен Ковель.
Горькую чашу Горваль испил в ХVII столетии. Особенно в результате действий украинских казаков. В ноябре 1654 года подразделения гетмана Ивана Золоторенко «замко Горвалю позжено». В ХVII столетии Горвалем владела Виленская капитала. Следовательно, если местечко и имело церковь, то она была униатской.
В 1793 году Горваль, согласно второму разделу Речи Посполитой (федеративное государство королевства Польского и ВКЛ), перешел к Российской империи. Появилась возможность для открытия церкви чисто православной.
В документах за 1879 год констатировано: горвальская «Приходская Свято-Троицкая церковь, расположенная в самом местечке, когда и кем построена неизвестно, а только в 1851 году капитально перестроена вотчинным владельцем Холодовским, на что издержано было до 5000 рублей».
Описание храма таково: «Зданием деревянная, на каменном фундаменте; устроена продолговатым крестом с одним открытым куполом и колокольнею во фронтонной части. Кровля гонтовая, окна расположены в два ряда, и нижние снабжены железными решетками, дверей трое; наружные стены окрашены белою масляною краскою, а крыша красною. Вообще церковь находится в прочном состоянии, только следовало бы заменить настоящую крышу железною. Внутренняя площадь, вместимостью около 30 квадратных сажень, имеет крестообразное расположение. Потолок вне купола подшит досками, купол расписан, а внутренние стены покрашены масляною краскою; пол деревянный; к отоплению не приспособлена. Солея возвышена на одну ступень, на ней устроены и клиросы. Дощатый, старого устройства иконостас, покрашенный в светло-голубой цвет, с золочеными карнизами и ризами, состоит из 17 икон, расположенных в два ряда. Все утварные вещи находятся в достаточном количестве, в том числе два серебряных прибора литургийных сосудов и три серебряных креста. Облачений священнических, вполне годных к употреблению, имеется девять приборов, в том числе шесть устроены из мишурной парчи и три траурные, из черного плиса. Евангелий богослужебных три, из них одно обложено фиолетовым бархатом и по оному серебряными, вызолоченными украшениями, а два в сплошных металлических окладах; из прочих богослужебных книг недостает только месячной минеи».
В церковном архиве горвальского храма метрические книги хранились с 1796 года, за исключением книг за 1797, 1799, 1803, 1807, 1810 и 1817 годы. Исповедальные списки прихожан – с 1800 года, но и они не за все годы. Следовательно, приходская Свято-Троицкая церковь местечка Горваль функционировала с конца XVIII столетия.
По состоянию на 1879 год, причт Горвальского храма составляли настоятель и псаломщик. Настоятель – Стефан Тернавский. Он священствовал с 1865 года, не окончив полного курса духовной семинарии. При храме функционировало церковно-приходское попечительство.
Приход Свято-Троицкой церкви, помимо Горваля, составляли Береговая Слобода, Говеновичи (ныне Володарск), Глыбов, Стасевка, Свидера, Милоград, Толстыки, Отрубь, Микуличи и Прибудок. Это населенные пункты нынешних Речицкого и Жлобинского районов. Наиболее отдаленный находится в 15 верстах.
В числе прихожан горвальской приходской Свято-Троицкой церкви – 962 лица мужского пола и 944 – женского. Все они крестьянского сословия. Занимались хлебопашеством, а также (по найму от лесопромышленников) сплавом леса по Березине и Днепру.
Неизвестно, сколько жителей самого Горваля являлись прихожанами Свято-Троицкого храма. Надо принимать во внимание, что большинство населения местечка являлось иудеями. Имели свой молитвенный дом, при котором велось обучение грамотности. Последняя историческая достопримечательность — Свято-Троицкая церковь — была уничтожена в 1930-е гг.
https://dneprovec.by/history/2022/04/02/34669