Если суммировать появившиеся в последние двадцать лет данные, то на сегодняшний момент мы имеем следующие источники для изучения церкви в Торошино: достоверный план с масштабной линейкой (план этот фактически «отменяет» схематический план Ю. П. Спегальского), фотографию южного фасада храма и фотографию его восточного фасада. Суммируя указанные источники, мы можем составить более точное описание храма.
Это был несколько вытянутый по продольной оси четверик, к которому с востока примыкала единственная полукруглая абсида. Объем храма первоначально перекрывался по треугольным фронтонам, то есть имел восемь скатов, но в XVII или даже, скорее, в XVIII в. это покрытие заменили на четырехскатную кровлю. Судя по тому, что на западном фасаде было три прясла, западное членении с пониженной аркой в завершении храма не было отражено (впрочем, этот вопрос остается дискуссионным). Над четвериком возвышался круглый световой барабан, Следов окон в барабане на фотографиях не видно, но логика подсказывает, что барабан был с окнами, которых могло быть 6: ось валика на восточной стороне барабана приходится на восток, что делает невозможным нахождение здесь окна и как будто исключает возможность устройства 4 оконных проемов они ведь обычно устроены по сторонам света, тогда как при 6 окнах расчленение валиками абсолютно объяснимо.
Внутри храм имел с востока пару квадратных в сечении столбов, соединенных между собой и стенами арками. Арки между самими столбами и между столбами и выдвинутыми с запада из северной и южной стен пилонами прямоугольного сечения, а также между этими пилонами, — все эти арки были повышенными относительно полуциркульных сводов рукавов пространственного креста, в храме ясно читавшегося. Угловые восточные части завершались коробовыми сводами с распалубками, тогда как на западе боковые пониженные части были перекрыты обращенными в западный рукав креста полуциркульными сводами. Пониженная апсида перекрывалась конхой. Храм имел три входных проёма: с севера, запада и востока. В западной трети здания на боковых стенах и на западной стене было устроено 4 неглубоких арочных ниши (были ли они от пола или, скорее, начинались выше, так что образовывали сиденья, как в соборе Крыпецкого монастыря, — мы достоверно не знаем).
Фасады церкви Ильи Пророка были расчленены на прясла характерными писковскими широкими лопатками в один уступ, на углах лопатки были огибающими, без вынутой четверти. На боковом северном фасаде хорошо читались двухуступчатые двухлопастные арки, завершавшие боковые прясла, и трехлопастная арка над средним пряслом. Заглубленная часть среднего прясла начиналась не от земли, а выше двери, так что нижняя часть среднего прясла сливалась в один фон с лопатками. Находившийся в этой части дверной проём с лучковой перемычкой был, вероятно, изменен при какой-то перестройке (первоначальный должен быть полуциркульным или коробовым, но не лучковым). Поздним выглядит и прямоугольное окно в среднем прясле, оно, вероятно, расположено на месте растесанного старого, уступчатый нижний откос в интерьере которого виден на зарисовке Ю. П. Спегальского. Окно сдвинуто к востоку от оси прясла. Наверху среднего прясла расположена двухуступчатая арочная ниша (киот), ось которой проходит по центру прясла и совпадает с осью дверного проёма. Эти неправильности и нестыковки наводят на мысль о том, что окно было сдвинуто к востоку для освещения иконостаса, но возможно и то, что план Н. И. Брунова не совсем верен и имелось значительное несовпадение внутренних и внешних членений: в этом случае окно располагалось посередине бокового рукава креста, а киот и дверь были размещены по оси прясла, то есть в соответствии с внешними членениями.
На восточном фасаде четверика храма в Торошино мы видим те же широкие лопатки, делящие его на три прясла, причем боковые прясла завершались двухлопастными арками, а среднее — трехлопастной аркой, верх которой был срублен поздней кровлей. Абсида была украшена валиковой аркатурой (5 звеньев), ее освещали два окна прямоугольной формы (очевидно — искаженные во время одного из поздних ремонтов), по верху абсиды шёл поясок из ряда поребрика, зажатого между рядами бегунца, и выше — пояс уступчатых, перспективных нишек. Как освещались жертвенник и дьяконник — на фотографии не видно, но, вероятно, на восточном фасаде по бокам абсиды имелись световые проемы.
Барабан храма был декорирован валиковой аркатурой, аркатура имела 6 вертикальных тяг и по три арочки в завершении каждого отрезка, форма такой «висячей» аркатуры для собственно псковской архитектуры уникальна.
Относительно декора фасадов церкви в Торошино можно только еще раз подчеркнуть связь этого развитого декора с московскими памятниками и с теми псковскими храмами, в которых перерабатывался московский декор и, помимо того, собственно псковский декор старались использовать для создания максимальной декоративности. Декорация абсиды роднит торошинский храм с собором в Елизарове: только в этих двух памятниках, помимо валиковой аркатуры и пояска фигурной кладки, есть еще и пояс перспективных нишек, заимствованный из декора псковских барабанов. Украшение барабана церкви в Торошино с большими отрезками «висячей» аркатуры заимствовано напрямую из московских (или более близких новгородских) памятников или из Благовещенского собора в Казани, построенного псковичами. Во всяком случае, эта декорация появилась после предполагаемого возвращения псковских мастеров из Казани и Свияжска, то есть не ранее середины 1560-х гг.
Фасадная декорация церкви в Торошино показывает, с одной стороны, традиционность псковской архитектурной культуры второй половины XVI в., а с другой — определенную растерянность перед более развитой формально московской, среднерусской архитектурой, что выражается в желании умножать традиционный декор и вставлять в него редкие заимствованные формы. Датировка памятника из формально-стилистических соображений должна быть ограничена 1560-1570-ми гг.
В посвященной выявлению балканских аналогий псковских бесстолпных храмов статье мы уже приводили группу церквей XIII, XIV вв., относящихся к выделенному нами переходному типу, в котором восточная пара столбов осталась свободной, тогда как западная или срослась с боковыми стенами, или превратилась во вставленные в западные углы четверика пристенные столбы. Если к первому варианту (с выступающими из стены пилонами), наиболее близкому к церкви в Торошино, относится только церковь №1 в древнем болгарском городе Червене ( XIII в.) , то ко второй группе уже в указанной статье нами было отнесено два храма: церковь Василия в Старом монастыре на Афоне (начало XIV в.) и церковь № 3 на горе Трапезица в Великом Тырнове (XIII XIV вв.) Следует отметить, что количество подобных храмов больше, чем мы думали ранее: в качестве аналогий храма в Торошино следует назвать еще три храма, представляющих сербскую средневековую державу: ко второй группе можно причислить храм Николы в Призрене (XIV в.), относящийся к косово-метохийской школе, а к первой, более близкой к Торошинскому храму, — церковь в Лешье (середина XIV в.) и церковь в Петруше (конец XIV в.), принадлежащие моравской школе.
Можно предполагать, что редкий тип храма, представленный церковью Ильи Пророка в Торошино, не родился на псковской почве, а появился в псковской архитектуре в результате влияния архитектуры Балкан во второй половине XIV в. — вместе со слитными сводами (с невыявленными подпружными арками), вместе с рядом конструкций бесстолпных храмов, вместе с притворами с базиликальным разрезом. Все эти формы пришли из балканских стран, причем далекий Псков откликнулся на эти новые веяния с большей охотой, чем другие древнерусские земли. Отблеском, поздней репликой каких-то несохранившихся памятников переходного типа XIV-XV вв. мы склонны считать и торошинский памятник.
Вместе с тем не только конструкция этого храма демонстрирует некую крайность, пусть и некогда заимствованную. В декоре фасадов церкви в Торошино чувствуется особая, присущая только исковской архитектуре середины XVI в. чрезмерность. Эта чрезмерность, этот ощутимый, почувствованный мастерами предел, который псковская декорация не могла перешагнуть, не перестав быть псковской, достигнуты были в соборе Елизарова монастыря и в небольшой церковке псковского погоста, по каким-то причинам получившего возможность работать с самой оригинальной по имеющимся у нее приёмам группой псковских мастеров. Мотивы появления столь развитой и сложной для Пскова архитектуры в небольшом погосте остаются для нас неизвестными, мы можем лишь предполагать, что территориальная близость к Елизарову монастырю позволила заказчикам нанять ту же группу мастеров или заставила их указать на собор Елизарова монастыря в качестве образца для фасадного декора. Но декор Торошино и его интерьер говорят при этом разное: если декор демонстрирует попытки псковичей встроиться в стилистические процессы времени царя Ивана Грозного, то интерьер этого храма (за исключением плоских арочных ниш в западной части) является продолжением традиции, помнящей о вариантах храмовой композиции, пришедигих с Балкан сто пятьдесят или даже двести лет до построения церкви Ильи Пророка.
Вл. В. Седов. Церковь Ильи Пророка в погосте Торошино - уникальный псковский храм XVI века. Архитектурное наследство. Вып. 52. - М. 2010 г.