ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Цаплино. Церковь Илии Пророка.

Ильинская церковь Торошинского погоста


Цаплино. Церковь Илии Пророка
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Илии Пророка, Владимирской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца
Год постройки:между приблизительно 1500 и приблизительно 1600. в 1807-1810 пристроены трапезная с приделами и колокольня.
Год утраты:приблизительно 1944 (утрачена в период ВОВ)
Адрес:
Псковская обл., Псковский район, д. Цаплино

Координаты: 57.925623, 28.419635 (приблизительно)
Проезд:14 км к северо-востоку от Пскова, в 11 км к западу от деревни Торошино


Добавить фотографию
Церковь Илии Пророка - Цаплино - Псковский район - Псковская область
Фото начала ХХ в. Историко-краеведческий журнал "Псков" № 28/2008
Оксана Мельникова
1 апреля 1920
Церковь Илии Пророка - Цаплино - Псковский район - Псковская область
Церковь Ильи Пророка в Торошино. Фото 1930 - 1940-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №40600446)
Дмитрий Волохов
??



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Оксана Мельникова,  25 февраля 2023

Торошинский погост с церковью во имя Пророка Ильи стоял на правом берегу реки Торошинки, в 10 километрах к востоку от современной деревни Торошино (ныне д. Цаплино). Предполагается, что Ильинская церковь в Торошинском погосте была построена не ранее XVI века. Летописных или иных сведений, которые позволили бы уточнить датировку Торошинской церкви, нет.

Каменная церковь со ступенчатыми сводами на столпах и с восьмискатной кровлей венчалась главой, барабан которой, а также все три апсиды были декорированы традиционным псковским орнаментом. Предположительно в XVIII в. первоначальное покрытие церкви заменили на четырехскатное.

В 1794 г. к приходу Торошинской церкви относились 154 двора и 1535 душ обоего пола. В 1810 г. к храму усердием прихожан и помещиков были пристроены два придела: северный во имя Владимирской Божией Матери и южный во имя Николая Чудотворца. В 1889 г. эти приделы расширили и перестроили заново из кирпича, тогда же возвели кирпичную колокольню.

В деревне Цаплино от бывшего Торошинского погоста сейчас сохраняются небольшое кладбище и фрагменты разваливающейся валунной ограды. Еще в 1944 г. при прорыве советскими войсками немецкой оборонительной линии «Пантера» до основания была разрушена Ильинская церковь. Сейчас на ее месте видны остатки фундамента – среди возвышающихся обломков, поросших деревьями, прослеживаются очертания стен храма. Архитектор-реставратор Ю. П. Спегальский надеялся, что в будущем исследователи смогут раскопать и обмерить фундаменты этого памятника древнепсковской архитектуры XVI века.

Источник: Статья А. Н. Ефимова в Историко-архитектурном журнале "Псков" № 28/2008


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  26 февраля 2023

Преобладающая часть памятников древнепсковской церковной архитектуры принадлежит XVI веку. Казалось бы, сравнительное обилие памятников XVI века дает возможность изучить с достаточной полнотой характерные для этого века типы и варианты псковских каменных церковных зданий. Но в действительности дело обстоит далеко не так. Многие десятки этих зданий не дошли до нас. В число погибших произведений псковских каменщиков этого времени входят все часовни, почти все кладбищенские усыпальницы и храмики мелких небогатых монастырей и даже немало крупных монастырских и приходских храмов. Можно не сомневаться, что среди них были постройки, отличавшиеся такими особенностями, которые нам теперь не известны. Прежде всего, это следует предполагать по отношению к небольшим зданиям: часовням, усыпальницам, бесстолпным церковкам. Они составляли многочисленную группу культовых сооружений, по всей вероятности весьма разнообразных, и от них почти ничего не осталось. Но, по-видимому, и при строительстве крупных храмов порой применялись не совсем обычные конструкции и архитектурные приемы. Свидетельствовать об этом может церковь погоста Торопшно.

Этот памятник уничтожен во время Великой Отечественной войны. От него остались только фундаменты. До его разрушения храм не привлек к себе внимания исследователей архитектуры в той мере, какой заслуживал, и остался не зафиксированным ни обмерами, ни фотографиями. В литературе не существует описания этого здания, хотя бы краткого. Единственное упоминание о Торошинской церкви как о памятнике архитектуры, принадлежит Н. И. Брунову, отметившему необычность наружной обработки ее боковых фасадов, но совершенно умолчавшему о наиболее существенном в этом здании — его уникальной конструкции. Автор этих строк осматривал Торошинскую церковь в середине 20-х годов, зарисовал тогда ее план (на глаз, без промеров) и сделал набросок перспективного вида сводов изнутри здания. Кроме того, у автора осталась фотография восточной стороны церкви, полученная им лет тридцать назад от И. Н. Ларионова. Хотя этот материал весьма неполон и несовершенен, опубликовать его необходимо. В будущем исследователи архитектуры смогут его дополнить и уточнить, раскопав, и обмерив фундаменты памятника.

Главной особенностью Торошинского храма были срощенные с боковыми (северной и южной) стенами четверика западные подкупольные столпы. Восточные столпы отделялись от стен проемами входов в диаконник и жертвенник, западные же были придвинуты вплотную к стенам и сложены снизу доверху вперевязку с последними, так что представляли собой не самостоятельные опоры, а как бы сильно развитые пилястры. Стремясь сохранить единство внутреннего пространства храма, зодчие насколько возможно уменьшили вынос этих пиляс. Этого они достигли отчасти за счет устройства консолей, сокращавших пролет под западной подпружной аркой, отчасти за счет сокращения ширины боковых нефов. Последние были ужаты настолько, что диаконник и жертвенник пришлось врезать в наружные стены, придав в этом месте стенам четверика вдвое меньшую толщину. Для того чтобы возместить площадь, потерянную из-за тесноты боковых нефов, зодчие увеличили вместимость западной части храма, растянув ее по направлению продольной оси здания. Вследствие этого на боковых фасадах (северном и южном) западные членения получались очень широкими. Это заставило каменщиков разделить каждое из западных членений надвое, т. е. ввести те четвертые деления боковых фасадов, о которых писал Н. И. Брунов. Из-за тесноты боковых нефов крайние доли обработки восточного и западного фасадов получились необычно сжатыми. Может быть, и это тоже побуждало зодчих заменить широкие западные доли боковых фасадов узкими, с тем чтобы привести в соответствие размеры всех соседствовавших между собою угловых членений здания. Незначительная ширина боковых нефов сделала невозможным устройство внутри храма «палаток».

За исключением этих особых черт, вызванных примененной здесь конструкцией, подкупольных опор, все в этом памятнике обычно для псковской церкви XVI века со ступенчатыми сводами на столпах и с восьмискатной крышей...

Церковь Ильи в Торошине не имела никаких черт, которые позволили бы ее отнести к одному из типов псковских храмов XV века. В то же время она обладала особенностями, типичными для псковской церковной архитектуры XVI века. Достаточно хотя бы указать на одну из них — соединение восьмискатного покрытия со ступенчатыми сводами, скрытыми на чердаке. Предполагать, что на этой церкви было шестнадцатискатное покрытие (и следовательно, постамент под барабаном), невозможно, так как при таком покрытии были бы прямоугольные боковые апсиды. Детали — окна, декоративная обработка — характерны для XVI века. Все это дает основание отнести постройку церкви к XVI веку.

Летописных или иных сведений, которые позволили бы уточнить датировку Торошинского храма, нет. Наиболее раннее из упоминаний о погосте Торошино и церкви Ильи находится в псковской летописи под 1453 годом и сделано в связи с сообщением о проводах архиепископа Новгорода и Пскова Евфимия. Очевидно, что на месте дошедшего до нас Торошинского храма в XV веке существовал какой-то другой.

Торошинский храм иллюстрирует одну из характерных черт творчества псковских каменщиков — их большое внимание к инженерной стороне, к совершенствованию конструкции здания. Введение срощенных со стенами подкупольных столпов говорит о поисках таких конструкций, препятствующих неодинаковой осадке опор главы и ограждающих стен. Древнерусские строители уже с XII века (если не с более раннего времени) применяли разные приемы, позволявшие в какой-то степени избегать неравномерной осадки столпов и стен, по возможности связывать между собой эти части здания. Вариантом решения этой задачи, принадлежащим XVI веку, является конструкция Торошинской церкви. Западная пара подкупольных опор здесь была настолько крепко связана со стенами, что их независимая от стен осадка совершенно исключалась. Проходы, ведущие из храма в диаконник и жертвенник, несколько ослабляли связь восточных опор со стенами четверика, но это вполне восполнялось тем, что к этим опорам с востока примыкали стены средней абсиды. Кладка стен абсиды выше (и, возможно, ниже) алтарных проходов была прочно связана с кладкой подкупольных опор.

Конструкция, примененная в Торошинской церкви, весьма удачна с точки зрения инженерной, но она не столь выгодна в архитектурном отношении. Глухие выступы подкупольных опор, отрезающие боковые нефы центральной части храма от западной, стесненность боковых нефов не способствовали художественной выразительности интерьера. Растянутость западного членения приводила к черезчур сильной асимметрии и беспокойности в обработке боковых фасадов четверика. Эти обстоятельства, вероятно, воспрепятствовали широкому распространению именно такого варианта решения храма. Отмеченная нами техническая изобретательность псковских зодчих сочеталась в их творчестве с большой эстетической требовательностью. Некоторые факты, например обстоятельства реконструкции храма Козьмы и Дамиана с Примостья после катастрофы 1507 года, убеждают в том, что когда в силу каких-либо обстоятельств технические соображения приходили в противоречие с эстетическими требованиями, псковские зодчие отдавали решительное предпочтение последним. Но едва ли Торошинский храм был единственным случаем использования псковскими каменщиками слитых со стенами подкупольных столпов. Скорее, следует предположить, что были и другие варианты, более приемлемые в эстетическом отношении, о которых мы пока знаем очень мало.

Спегальский Ю.П. Вариант Псковского храма XVI века: Церковь Ильи Пророка в бывшем погосте Торошино. Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. - М., 1968. Ю.П. Спегальский. Избранные статьи. К 100-летию со дня рождения. - Псков, 2009.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.