Калюс м. — расположено в глубокой котловине, обращенной своими устьем к югу и прорезываемой речкою Калюсом, которая неподалеку (в 1 вер.) впадает в р. Днестр. Крутые откосы оврага, по которому протекает речка, унизанные скалами, либо покрытые лесами и кустарниками, скрашивают своею естественною живописностью убогий вид грязного местечка и придают ему некоторую уютность. Защищенная от северных холодных ветров природными стенами, эта котловина встречает весну недели на две раньше, чем в окрестностях, и вполне оправдала свою пригодность для культуры винограда и разведения табаку. Не смотря на природные богатства этой местности, на положение ее близ р. Днестра у паромной переправы и на близость ж.-д. станции ("Романкоуцы" в 1б вер.), торговое эначение местечка ничтожно; кроме одной мельницы и винокуренного завода, никаких промышленных заведений здесь нет. Ярмарочных дней в году бывает 26 (через две недели). С 1879 г. в К. открыта почтовая станция, а потом и телегр. отделение; есть аптека, народное училище. Калюс состоит собственно из местечка и предместий — Бабинец и Антонины. К приходу принисано с. Гарачинцы составляющее как-бы продолжение К. вверх по течению рч. Калюса, а также выселки — Большой-Берег (у паромной переправы на Днестре) и Малый-Берег, также у р. Днестра.
Население состоит преимущественно из крестьян-малороссов, православного исповедания, которых в К, числится 679 м. и 686 ж. и в Гарачинцах 407 м. и 405 ж.; кроме того, есть католики — 18 м. и 15 ж. и евреи — 664 м. и 660 ж. Главное занятие крестьян — земледелие; многие разводят на полях табак, либо сдают свои участки для той же надобности в аренду местным евреям; между крестьянами много ремесленников, преимущественно сапожников и бондарей, а некоторые отправляются на заработки в соседнюю Бессарабскую губ., либо занимаются барышничеством на ярмарках; есть и рыбаки, преимущественно в приднестровских выселках.
О церкви, существовавшей в К. в XVIII в., известно только, что она была деревянная и стояла на месте теперешней; по преданию, эта церковь сгорела в праздник Вознесения Господня в 1782 г. б мая. Но еще до пожара в б-ти саж. от этой церкви католики заложили свой костел, хотя их было в К. не более 50 д. После пожара униатский епископ Петь Белянский выдал в 1789 г. храмозданную грамоту на новую униатскую церковь на месте сгоревшей; по этому поводу возникло было недоразумение между униатами и католиками, но присоединение Подолии к России разрешило вопросы проще. Начатый уже костел отдан был православным, которые докончили постройку в 1810 г. на свои средства, при чем алтарная часть осталась обращенной на запад. Этот ныне существующий храм в честь св. Архистрат. Михаила зданием каменный, крестовидный, однокупольный, с ризницею и пономарнею при алтаре. Первоначально при храме не было колокольни. В 1888 г. владелец Викентий Сарнецкий дал обязательство построить колокольню, но обещания не выполнил; пристройка ее сделана только в 1891 — 1892 гг. прихожанами. Четырехъярусный деревянный иконостас сооружен в 1817 г.. и несколько раз обновлялся. К Калюсскому приходу приписана деревянная трехкупольная церковь с. Гарачинец.
Церк. земли при Калюсской и Гарачинецкой церквях 64 д. 1652 с., в том числе усад. 3 д. 1698 с., пах. в 3-х смен. 47 д. 1656 с., сен. с лес. 13 д. 82 с. и неуд. 616 с. Причтовые постройки сооружаются новые на суммы поземельн. сбора. С 1871 г. в К. существует министерское одноклассное народное училище, а с 1897 г. еще церковная школа грамоты для девочек, помещающаяся в церковной сторожке.
Источник: "Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета" 1901 года