В глубинных просторах Лебединского уезда, далеко не только от больших поселений, железных дорог, но в стороне и от путевых дорог, затерялась в широкой степи деревушка Гринцево. Поселение – древнее; по крайней мере, из архивных источников узнаем, что в нем в 1720 г. уже была церковь. В 1913 г., проезжая на велосипеде мимо Гринцево, я запечатлел здесь маленькую скромную церковку. Ни обмерить, ни осмотреть её внутри мне ни тогда, ни впоследствии не удалось. Теперь приходится ограничиться тем, что может дать фото.
Между тем церковка эта очень интересная, и обойти её вниманием никак нельзя. Построена она в 1837 г. Но архитектурные формы её не дают малейшего основания рассматривать её как представителя позднеампировых времён. Очевидно, в Гринцево – и община, и мастер, построивший эту церковку, – «забыли» о приказе Синода 1803 г., что «категорически запрещал даже обращаться к нему с просьбой разрешить построить деревянную церковь». Этим приказом Синод намеревался под корень подрезать естественный процесс развития народной монументальной архитектуры в Украине, передав дело постройке церквей в руки епархиальных архитекторов, проектировавших и строивших казенные трафаретные церкви («по высочайше апробированным образцам»), которые не только не имели никаких связей с народом, а наоборот, должны связать с народом.
Епархиальные архитекторы прибрали строительство церквей к своим рукам и усердно стали «украшать» Украину не только каменными, но и деревянными шаблонными позднеампировыми, позже «квазирусскими» стилями церквями. Многовековая история развития украинской народной деревянной монументальной архитектуры на Левобережье была таким образом завершена.
И вот, совсем неожиданно, церковь в Гринцево обнаруживает, что народная монументальная архитектура ещё не умерла, что народные мастера в местностях, куда не доходили глаза начальства, продолжали создавать памятники архитектуры в национальных традициях и в формах, сложившихся на Украине в течение предыдущих веков, что их продукция соответствовала вкусам и эстетически удовлетворяла и заказчиков - общину, и мастеров.
Но это еще не всё. Церковь в Гринцево – трёхсрубная, трёхверхая – её композиция, характер архитектурных форм и, можно думать, в какой-то степени и пропорции воспроизвели план и структуру срубов стен памятников той фазы развития народной монументальной архитектуры, которая выкристаллизовалась, вероятно, ещё в ХVI в. и отразилась в ряде достопримечательностей XVI и следующих веков. Я имею в виду, в частности, церковь Юрия в Старых Хуторах, с которой можно и следует сравнивать церковь в Гринцево.
Южные грани плана притвора и алтаря церкви в Гринцево, как видно на фото, одного размера. Планы этих участков были тоже одного размера – мы предполагаем: квадраты. Южная грань плана центрального участка той же церкви – мы предполагаем: квадрата (её тоже видно на фото) – большая грани притвора. Если построить квадрат со стороной равной длине южной грани центрального участка церкви в Гринцево, то половина диагонали этого квадрата дает размер равный длине южной грани плана алтаря (или притвора) той же церкви.
Фото утверждает также, что высота сруба стен алтаря (и бабинца) равна длине южной грани плана того же участка. Высота сруба стен центрального участка тоже равна длине южной грани её плана, и она больше высоты срубов соседних участков настолько, насколько южная грань плана центра больше южной грани плана соседних участков. С уверенностью можно утверждать, что внутренняя высота притвора (и алтаря) вместе с фонарем равнялась 1/2 длины плана здания. Труднее отстаивать мысль – но это тоже возможно, – что внутренняя высота центрального участка вместе с фонарем равнялась длине плана центра и притвора, взятых вместе. Наши предположения о построении плана и срубов стен участков Покровской церкви в Гринцево базируются на подобии церквей в Гринцево и в Старых Хуторах под Винницей.
Анализ обмерных чертежей церкви Юрия в Старых Хуторах, простота и гармоничность её пропорций доказывают, что в ней воплотился дух украинского реалистического искусства, идеи Возрождения, идеи эпохи освободительной борьбы XVI-XVIІ в.в. Церковь в Гринцево свидетельствует, что дух того времени, традиции её были живучи, если отразились в памятнике, возникшей в глухом уголке Слобожанщины чуть ли не на грани второй половины XIX в. Знаменательный факт!
Таранушенко С.А. «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.