Филарет Гумилевский «Харьков». Отд. III. с. 579-581, пишет: «В 1781 переработана (перестроена) из старой. Между 1800-1821 г.г происходили ремонты». В ответе на анкету, направленную Харьковским подготовительным комитетом по организации XII археологического съезда, корреспондент писал о Михайловской церкви в Ольшане: «на стоянках, крытая тесинами».
Пятиверхая. Крестообразная с невыделенным четырехгранным центром в плане и 4 шестигранными рукавами. Ширина южного и северного рукавов – меньшая длина притвора. Продольные рукава планового креста были длиннее, а поперечные более короткие; следовательно, и у центрального четырехгранника длина была больше ширины.
Сдержаны стройные срубы стен рукавов все одной высоты. Энергично заклеенными гранями излома, объем рукава переходил в световой, тоже сдержанно стройный восьмерик. Площадь плана восьмерика притвора составляла (приблизительно) ¼ площади плана участка. Стремительный второй залом завершается снаружи стройным глухим фонарем. Внутри, возможно после ремонтов, восьмерик перекрыт плоским потолком, отрезавшим и закрывшим второй залом. Восьмерики притвора и алтаря в плане – большие, южного и северного рукавов – меньше. Высота верха каждого рукава снаружи равна на вид высоте сруба стен.
Сруб стен центрального участка выше срубов стен рукавов. Отделяется он от срубов стенок рукавов высоко. В интерьере поначалу появляются западная и восточная, а выше обнаруживаются южная и северная грани. В западной грани вырезано шириной в 1/3 просвета «голосник» (такая же у него и высота), соединяющая объемы центра и притвора и имеющая задачу улучшить акустику. Южная и северная грани центрального верха появляются уже выше «голосника». Таким образом, мастер трактует центр и южный и северный рукава в пределах срубов стен как единственный зал, только высоко вверху перекрытый тремя верхами. Объемы алтаря и притвора несколько больше отграничены от центра.
На уровне, где начинаются восьмерики рукавов, четырехгранный сруб центра переходит в восьмигранный. Притом длина и ширина его остаются прежними, и грани, ориентированные по сторонам света, продолжают непосредственно грани четырехгранника. В более коротких (юго-западной и аналогичных ей) гранях восьмигранник прорезан по окну. Первый залом центрального участка начинается примерно на уровне начала второго излома рукавов. Он переводил объем участка в световой восьмерик, площадью близкий к площади восьмерика притвора, но выше и стройнее.
Верхние венцы сруба стен центрального участка в интерьере укрепляют и обозначают границу сруба стен и первого излома сплошной пояс ригелей с резными наличниками. Такими же резными брусками-ригелями обозначены внизу узкие грани восьмигранной части того же сруба.
Начиная с восьмерика центральный верх снаружи подобен и форме, и размерам до верха притвора. Верха всех 4-х рукавов снаружи обнаруживают тенденцию «придвинуться» к центральному верху. Снаружи все они вместе образуют ритмично объединенную и увязанную компактную композицию. Высота верхов почти равна (оптически) высоте срубов стен. Следовательно, композиция масс целого строения спокойно уравновешена. Верх усиливают элементы живописности строения. Оживляют и обогащают ритмовые элементы и окна. В восьмериках все окна выдержаны по отношению высоты к ширине как диагональ к стороне квадрата. В срубах стен окна размещены в два яруса: верхние – квадратные (с вписанными в них крестами); нижние – в причелковых гранях южного и северного рукавов – узкие высокие (4×2), а в главной грани притвора – тройчатое, с выше боковым средним полотнищем.
Церковь – значительная размерами в плане, высокая, стройная, импозантная, как на городок, строение. Работа – первостепенного народного мастера.
Фото внешнего вида и интерьера церкви опубликовано в изданиях: С.А. Таранушенко «Достопримечательности Слобожанщины». табл. XIX и XX. и С.А. Таранушенко. «Искусство Слобожанщины». табл. VIII и IX.
Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по фотографиям 1913 г., перевод с украинского.