Каменный однобанный Успенский собор находится в селе Межирич Лебединского района, на террасе у подножия плато высокого правого берега реки Псел. Склоны плато и терраса заросли лиственным лесом, в результате чего собор в значительной степени утратил композиционную роль градостроительной доминанты. Строительство каменного храма началось в 1759 году, на заказ и за счёт местного уроженца Луки Белоуса, архимандрита Киево-Печерской Лавры, как соборный храм сотенного городка Междуречий. Спроектирован он по образцу Успенского собора в городе Ахтырке (1728-1738, не сохранился).
Завершенный собор был освящен в 1775 году. Первоначально был возведен главный кубический однобанный объем. Он крестовокупольный, трёхнавовый, девятикамерный, четырехстолпный. Несколько позже к нему с запада пристроили прямоугольный в плане удлиненный бабинец, по ширине равный средней навы. От остального здания бабинец отделен осадочным швом. В XIX в. к бабинцу с запада пристроили массивную многоярусную колокольню, а перед северными и южными дверями собора – открытые двухколонные крыльца.
В 1928 году Успенский собор начали разрушать. Правда, разрушения не довели до конца, но уничтожили колокольню, венчание бани, закомары на фасадах, северную стену бабинца и иконостас. После Второй мировой войны разрушенные стены были частично домурованы, на причелках рамен ризалитов и бабинца появились треугольные фронтоны, зашитые досками. Собор поставлен на государственный учет как памятник архитектуры и градостроительства местного значения с охранным №135-см.
В архитектурном плане объемно-пространственная структура храма характерна для группы монументальных зданий Слобожанщины середины ХVIII в.: к основному объёму с востока прилегает полукруглая алтарная апсида, а с запада – бабинец. Общая композиция здания имеет крещатый характер вследствие того, что трансепту соответствуют ризалиты на южном и северном фасадах. Каждый из них венчался полуциркульной закомарой, закрывавшей с фасада цилиндрический свод трансепта. В тимпане каждой закомары было круглое окно-розетка. Все компартименты были подведены под единый, энергично профилированный раскрепленный карниз значительного выноса. Так же энергично была прорисована межъярусная группа. Краеугольники подчеркнуты широкими пилястрами. Большие прямоугольные окна с лучковыми перемычками расположены в два яруса. Они имеют массивные наличники сложного профиля, над ними - энергично прорисованные лучковые сандрики.
Храм венчал световой восьмерик бани с высоким палаточным завершением изысканного барочного очертания. Сейчас восьмерик накрыт невысокой восьмигранной палаточной крышей. Фасадная пластика собора характерна для позднего этапа развития стиля барокко. Лучше всего сохранились архитектурные формы и декор на восточном фасаде, хуже – на южном и северном: там потеряны не только закомары, но и частично – карниз, межэтажная группа, декор некоторых окон. Западный фасад в его нынешнем виде возник после 1928 года, когда была снесена колокольня. Высокий арочный проем по центру фасада ранее соединял объемы бабинца и колокольни.
В интерьере подчеркнута центричность здания. Четыре крещеных столба с помощью слегка стрельчатых подпружиненных арок и плоских треугольных пандативов несут световой восьмерик, первоначально увенчанный восьмилоточным купольным сводом, а ныне зашитый фанерой. Благодаря восьми окнам приподнятое пространство хорошо освещается. Средняя нава и трансепт имеют одинаковую ширину и перекрыты коробовыми сводами, образующими пространственный крест. Боковые нефы имеют такую же высоту, как средняя, но вдвое уже. Их краеугольные компартименты перекрыты крестовыми сводами. Апсида имеет конховый свод с центральной распалубкой. Бабинец перекрыт потолком по деревянным балкам. В нем есть большие хоры на деревянных балках. Все арки имеют парные железные затяжки. Стены в интерьере побелены. Под побелкой обнаружены масляные рисунки XVIII–XIX в.в., которые не исследовались.
Главным художественным акцентом этого интерьера был иконостас, созданный в 1775 году. Он занимал всю ширину трех навалов, а его верхняк достигал верха подбанника. Иконостас ломаный в плане, пятиярусный, очень динамичной композиции, контрастировавшей с пуританским интерьером собора. По стилистике этот иконостас может считаться переходным звеном от рококо к классицизму: он еще по-барочному заломлен в плане, но в пластическом его решении уже доминируют большие белые плоскости, с которыми контрастируют позолоченные накладные детали, иконные рамы и рокайлевые картуши. Резьба имеет плоскостной характер и применена довольно скупо. Нынешний иконостас, созданный после Второй мировой войны, не имеет художественной ценности.
Успенский собор в Междуречье является выдающимся памятником украинской национальной архитектуры эпохи барокко. Принадлежит к редкому региональному храмовому типу, свойственному Слобожанщине в XVIII в. Несмотря на разрушения и потери, которые собор понес в течение ХХ в., Он сохранил свою историко-архитектурную ценность.
Валентина Знаменщикова - специалист отдела культуры и туризма ЛГХМ им Б.К. Руднева по материалам статьи Виктора Вечерского из многотомного энциклопедического издания «Свод памятников истории и культуры Украины. Сумская область. Киев, 2017 г., перевод с украинского.