ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Межирич. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Межирич. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова
Год постройки:Между 1759 и 1775.
Адрес:
Украина, Сумская область, Сумской район, с. Межирич, ул. Центральная, 48

Координаты: 50.695714, 34.50354
Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Межирич или в Межирич, выходить на остановке "Межирич"



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Иконостас. Фото начала ХХ в.<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Иконостас. Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 декабря 2022

С. Межирич, Успенская церк. постр. старан. архимандрита Киево-Печерской Лавры Луки Белоусова и прихож. в 1775 г.; камен., двухпрестольн. От Харьк. 166 в. От ближ. Лебединской почт.-телегр. конт. в 8 в.

Земли усадебн. нет, пахотн. 33 дес. Прихож. м. п. 1504, ж. п. 1456. Капит. 600 р., проценты в пользу причта. Причта по штату полож.: свящ., диак. и псалом. Жалов. священ. 141 р. 12 к. и псаломщ. 35 р. 28 к. Диак. жалов. не получ. Помещение для свящ. и псалом. наемн., а у диак. собств. Церк.-прих. шк. и 2-х классн. учил. Приход. попечит. нет. Хутора: Маньков, Федоркин и Бухатин в 5 в., Шиянов, Подопригорин и Богомолов в 6 в.

Священ. Василий Соколовский 48 л. Оконч. дух. семин. по 2 разр. Священ. с 1886 г. и на настоящ. месте с 1898 г. Последн. нагр. скуфья в 1897 г. Диак. Трофим Федоровский 64 л. Из высш. отдел. дух. учил. Причетник с 1857 г., диак. с 1885 г. и на настоящ. месте с 1892 г. Псаломщ. Алексей Москаленко 32 л. Оконч. духов. учил. Псаломщ. с 1891 г. и на настоящ. месте с 1892 г. Церк. стар. кр. Феодор Михайличенко с 1903 года.

Источник: "Справочная книга для Харьковской епархии" 1904 года


Елена Григорьева
 

Храм кирпичный, оштукатуренный, однокупольный, четырехстолпный. Из основного кубического объема с восточной стороны выступает полукруглая апсида, с запада примыкает бабинец. Снаружи здание выглядит двухэтажным, благодаря расположенным в два ряда прямоугольным с лучковыми перемычками окнам. Фасады решены скромно: поле стены гладкое, углы центральной части отмечены плоскими лопатками. Главный вход с арочной дверью и таким же окном над ним, выходящим в интерьере на хоры, помещен в ступенчатой арочной нише, образующей портал. На половине высоты здания проходит многопрофильный широкий карниз. Восьмигранный барабан увенчан шатровой крышей.

Во время войны церковь потеряла фигурный купол, полукруглые фронтоны, завершавшие торцы фасадов, и колокольню. И тем не менее она остается ценным памятником архитектуры, единственным в районе примером украинского барокко.

Достопримечательности Лебедина, http://our-travels.info


Елена Григорьева
 

Первый соборный Успенский храм построен был в Межириче в одно время с крепостью.

Каменный храм Успения Богоматери – плод благочестивой памяти о родных киевского архимандрита Луки Белоусова, который был родом из Межирича, сын мещанина Ивана Белоусова, жившего в приходе Успенской церкви. В 1759 году по благословению преосвященного Иоасафа Миткевича, архимандрит сам положил основание храму; это было 15 августа; в основание храму положены архимандритом частицы святых мощей – Симона, епископа Суздальского, Иоанна многострадального, священномучеников Кукши и Лукиана, преподобного Моисея Угрина, Феодора, Василия, Пимена, Тита пресвитера и Луки эконома.

Архимандрит из самого Киева доставлял материалы для храма: но смерть не допустила его окончить построение храма. Постройка храма окончена в 1775 году на пожертвования других лиц, преимущественно же полкового судьи Ивана Степановича Пустовойтова и надворного советника Феодосия Козьмича Яцына. Содействовавший архимандриту в построении храма, заботами о материалах и прочности строения, дворянин Николай Пестриченко, по просьбе архимандрита, посвящён был во священника Успенского храма. Его попечением устроен придел во имя святого Евангелиста Иоанна Богослова, об освящении коего подавал он в 1775 году прошение в межерическое духовное Правление; придел освящён управителем межирического духовного правления протоиереем Димитрием Кремновским.

Много красоты придаёт сему храму сама местность, - храм стоит на взгорье, около его сады.

В храме есть пожертвования – сосуды, ризы, между прочим полковника Василия Рубана, помещиков Ивана Селиховского и Фёдора Армашевского и священнической жены Марии Пестриченковой.

В 1849 году внесена в храм икона Успения Божьей Матери с частицами святых мощей.

Книги: Евангелие в л. Киевской печати 1697 года, евангелие Московской печати 1716 года с надписью: «сие евангелие куплено до храму Воскресения Христова межирицким жителем Евстафием Селуановым и оправлено серебром в р. 1740»; евангелие Московской печати 1748 года с надписью «1752 года справил своим коштом монах Леонтий Межерицкий и отдал в церковь святой Троицы в граде Межириче»; евангелие Московской печати 1753 года с надписью: «Иван Иванов, Федя Артемьев и с ктитором Григорием Перебийносом»; служебник киевской печати в 4 д. 1737 года, минеи служебные 12 книг Киевской печати 1747 года, триодь постная Киевской печати 1743 года с надписью: «сия книга келейная архимандрическая: в церковь соборную Успения Пресвятой Богородицы Межирицкую Лавры Киевопечерской от архимандрита Луки. 1757 года».

По переписи 1732 года при Успенском храме школа, при Троицком школа и шпиталь, при Воскресенском школа, при Михайловском школа – и при Николаевском школа, - наставники – дьячки.

Филарет (Гумилевский) «Из историко-статистического описания Харьковской епархии».


Елена Григорьева
 

Недалеко от Лебедина есть село Межирич, названо так потому, что оно лежит между реками Пслом и Ольшаницей. Местность здесь холмистая, с выразительным ландшафтом и красивыми видами окрестностей. Дом основан в 1642 г., со времени освободительной войны он стал сотенным городом Сумского казацкого полка. С Междуречьем связаны первоклассные памятники украинской архитектуры – деревянная Преображенская церковь (1760 г.) и каменный Успенский собор (1759-1770, отделка - 1775 г.). Из них сохранился только Успенский собор.

Ктитором его был архимандрит Киево-Печерской лавры Лука Белоус, уроженец Межирича. Образцом для строителя собора была Успенская церковь в Ахтырке (1728-1738 г.г.), от которой межирецкий храм отличается тем, что за пределы основного, квадратного в плане помещения едва выступают граненые апсида и притвор, а на северном и южном фасадах - небольшие прямоугольные ризары. . Следовательно, кубический массив умеренно расчленен. Как и в его прототипе, в межирицком соборе четыре опорных столба, поставленные по оси стен прямоугольных и граненых выступов, несут с помощью подпружиненных арок и парусов большую восьмигранную баню и полуциркульные и сомкнутые своды. На уровне хоров фасады опоясаны довольно широким карнизом. Архитектура здания достаточно сдержанна; только краеугольные пилястры, карнизы и наличники окон с лучковыми фронтончиками оживляют фасады.

Если художественные качества экстерьера не поднимаются выше среднего уровня, то архитектура интерьера, безусловно, заслуживает большого внимания. На девятимерном крестном плане среди восьми низких камер возвышается на четырех крепких пилонах, с помощью подпружиненных арок, высокая баня. Благодаря этому приему здесь своеобразно организован интерьер и оригинально и отчетливо раскрыто пространство в высоту. Интерьер несложный: в нем последовательно обнаружена центричность, чем в Козельце, благодаря контрасту сводчатых боковых помещений. Пуританскому характеру пространства отвечает оригинальный трехдольный иконостас. Он еще по-барочному сломан в плане, однако в нем преобладают белые плоскости, с которыми контрастируют позолоченные архитектурные элементы и изредка размещены рокайлевые картуши. Этот иконостас несет в себе элементы отрицания старых художественных устоев и предвещает рождение другого стиля – классицизма.

Логвин Г.Н. «По Украине». – М.: «Искусство», 1968 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.