ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Межирич. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Межирич. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова
Год постройки:Между 1759 и 1775.
Адрес:
Украина, Сумская область, Сумской район, с. Межирич, ул. Центральная, 48

Координаты: 50.695714, 34.50354
Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Межирич или в Межирич, выходить на остановке "Межирич"



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Иконостас. Фото начала ХХ в.<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Иконостас. Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко<br>, Межирич, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 декабря 2022

С. Межирич, Успенская церк. постр. старан. архимандрита Киево-Печерской Лавры Луки Белоусова и прихож. в 1775 г.; камен., двухпрестольн. От Харьк. 166 в. От ближ. Лебединской почт.-телегр. конт. в 8 в.

Земли усадебн. нет, пахотн. 33 дес. Прихож. м. п. 1504, ж. п. 1456. Капит. 600 р., проценты в пользу причта. Причта по штату полож.: свящ., диак. и псалом. Жалов. священ. 141 р. 12 к. и псаломщ. 35 р. 28 к. Диак. жалов. не получ. Помещение для свящ. и псалом. наемн., а у диак. собств. Церк.-прих. шк. и 2-х классн. учил. Приход. попечит. нет. Хутора: Маньков, Федоркин и Бухатин в 5 в., Шиянов, Подопригорин и Богомолов в 6 в.

Священ. Василий Соколовский 48 л. Оконч. дух. семин. по 2 разр. Священ. с 1886 г. и на настоящ. месте с 1898 г. Последн. нагр. скуфья в 1897 г. Диак. Трофим Федоровский 64 л. Из высш. отдел. дух. учил. Причетник с 1857 г., диак. с 1885 г. и на настоящ. месте с 1892 г. Псаломщ. Алексей Москаленко 32 л. Оконч. духов. учил. Псаломщ. с 1891 г. и на настоящ. месте с 1892 г. Церк. стар. кр. Феодор Михайличенко с 1903 года.

Источник: "Справочная книга для Харьковской епархии" 1904 года


Елена Григорьева
 

Храм кирпичный, оштукатуренный, однокупольный, четырехстолпный. Из основного кубического объема с восточной стороны выступает полукруглая апсида, с запада примыкает бабинец. Снаружи здание выглядит двухэтажным, благодаря расположенным в два ряда прямоугольным с лучковыми перемычками окнам. Фасады решены скромно: поле стены гладкое, углы центральной части отмечены плоскими лопатками. Главный вход с арочной дверью и таким же окном над ним, выходящим в интерьере на хоры, помещен в ступенчатой арочной нише, образующей портал. На половине высоты здания проходит многопрофильный широкий карниз. Восьмигранный барабан увенчан шатровой крышей.

Во время войны церковь потеряла фигурный купол, полукруглые фронтоны, завершавшие торцы фасадов, и колокольню. И тем не менее она остается ценным памятником архитектуры, единственным в районе примером украинского барокко.

Достопримечательности Лебедина, http://our-travels.info


Елена Григорьева
 

Первый соборный Успенский храм построен был в Межириче в одно время с крепостью.

Каменный храм Успения Богоматери – плод благочестивой памяти о родных киевского архимандрита Луки Белоусова, который был родом из Межирича, сын мещанина Ивана Белоусова, жившего в приходе Успенской церкви. В 1759 году по благословению преосвященного Иоасафа Миткевича, архимандрит сам положил основание храму; это было 15 августа; в основание храму положены архимандритом частицы святых мощей – Симона, епископа Суздальского, Иоанна многострадального, священномучеников Кукши и Лукиана, преподобного Моисея Угрина, Феодора, Василия, Пимена, Тита пресвитера и Луки эконома.

Архимандрит из самого Киева доставлял материалы для храма: но смерть не допустила его окончить построение храма. Постройка храма окончена в 1775 году на пожертвования других лиц, преимущественно же полкового судьи Ивана Степановича Пустовойтова и надворного советника Феодосия Козьмича Яцына. Содействовавший архимандриту в построении храма, заботами о материалах и прочности строения, дворянин Николай Пестриченко, по просьбе архимандрита, посвящён был во священника Успенского храма. Его попечением устроен придел во имя святого Евангелиста Иоанна Богослова, об освящении коего подавал он в 1775 году прошение в межерическое духовное Правление; придел освящён управителем межирического духовного правления протоиереем Димитрием Кремновским.

Много красоты придаёт сему храму сама местность, - храм стоит на взгорье, около его сады.

В храме есть пожертвования – сосуды, ризы, между прочим полковника Василия Рубана, помещиков Ивана Селиховского и Фёдора Армашевского и священнической жены Марии Пестриченковой.

В 1849 году внесена в храм икона Успения Божьей Матери с частицами святых мощей.

Книги: Евангелие в л. Киевской печати 1697 года, евангелие Московской печати 1716 года с надписью: «сие евангелие куплено до храму Воскресения Христова межирицким жителем Евстафием Селуановым и оправлено серебром в р. 1740»; евангелие Московской печати 1748 года с надписью «1752 года справил своим коштом монах Леонтий Межерицкий и отдал в церковь святой Троицы в граде Межириче»; евангелие Московской печати 1753 года с надписью: «Иван Иванов, Федя Артемьев и с ктитором Григорием Перебийносом»; служебник киевской печати в 4 д. 1737 года, минеи служебные 12 книг Киевской печати 1747 года, триодь постная Киевской печати 1743 года с надписью: «сия книга келейная архимандрическая: в церковь соборную Успения Пресвятой Богородицы Межирицкую Лавры Киевопечерской от архимандрита Луки. 1757 года».

По переписи 1732 года при Успенском храме школа, при Троицком школа и шпиталь, при Воскресенском школа, при Михайловском школа – и при Николаевском школа, - наставники – дьячки.

Филарет (Гумилевский) «Из историко-статистического описания Харьковской епархии».


Елена Григорьева
 

Недалеко от Лебедина есть село Межирич, названо так потому, что оно лежит между реками Пслом и Ольшаницей. Местность здесь холмистая, с выразительным ландшафтом и красивыми видами окрестностей. Дом основан в 1642 г., со времени освободительной войны он стал сотенным городом Сумского казацкого полка. С Междуречьем связаны первоклассные памятники украинской архитектуры – деревянная Преображенская церковь (1760 г.) и каменный Успенский собор (1759-1770, отделка - 1775 г.). Из них сохранился только Успенский собор.

Ктитором его был архимандрит Киево-Печерской лавры Лука Белоус, уроженец Межирича. Образцом для строителя собора была Успенская церковь в Ахтырке (1728-1738 г.г.), от которой межирецкий храм отличается тем, что за пределы основного, квадратного в плане помещения едва выступают граненые апсида и притвор, а на северном и южном фасадах - небольшие прямоугольные ризары. . Следовательно, кубический массив умеренно расчленен. Как и в его прототипе, в межирицком соборе четыре опорных столба, поставленные по оси стен прямоугольных и граненых выступов, несут с помощью подпружиненных арок и парусов большую восьмигранную баню и полуциркульные и сомкнутые своды. На уровне хоров фасады опоясаны довольно широким карнизом. Архитектура здания достаточно сдержанна; только краеугольные пилястры, карнизы и наличники окон с лучковыми фронтончиками оживляют фасады.

Если художественные качества экстерьера не поднимаются выше среднего уровня, то архитектура интерьера, безусловно, заслуживает большого внимания. На девятимерном крестном плане среди восьми низких камер возвышается на четырех крепких пилонах, с помощью подпружиненных арок, высокая баня. Благодаря этому приему здесь своеобразно организован интерьер и оригинально и отчетливо раскрыто пространство в высоту. Интерьер несложный: в нем последовательно обнаружена центричность, чем в Козельце, благодаря контрасту сводчатых боковых помещений. Пуританскому характеру пространства отвечает оригинальный трехдольный иконостас. Он еще по-барочному сломан в плане, однако в нем преобладают белые плоскости, с которыми контрастируют позолоченные архитектурные элементы и изредка размещены рокайлевые картуши. Этот иконостас несет в себе элементы отрицания старых художественных устоев и предвещает рождение другого стиля – классицизма.

Логвин Г.Н. «По Украине». – М.: «Искусство», 1968 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 февраля 2025

Каменный однобанный Успенский собор находится в селе Межирич Лебединского района, на террасе у подножия плато высокого правого берега реки Псел. Склоны плато и терраса заросли лиственным лесом, в результате чего собор в значительной степени утратил композиционную роль градостроительной доминанты. Строительство каменного храма началось в 1759 году, на заказ и за счёт местного уроженца Луки Белоуса, архимандрита Киево-Печерской Лавры, как соборный храм сотенного городка Междуречий. Спроектирован он по образцу Успенского собора в городе Ахтырке (1728-1738, не сохранился).

Завершенный собор был освящен в 1775 году. Первоначально был возведен главный кубический однобанный объем. Он крестовокупольный, трёхнавовый, девятикамерный, четырехстолпный. Несколько позже к нему с запада пристроили прямоугольный в плане удлиненный бабинец, по ширине равный средней навы. От остального здания бабинец отделен осадочным швом. В XIX в. к бабинцу с запада пристроили массивную многоярусную колокольню, а перед северными и южными дверями собора – открытые двухколонные крыльца.

В 1928 году Успенский собор начали разрушать. Правда, разрушения не довели до конца, но уничтожили колокольню, венчание бани, закомары на фасадах, северную стену бабинца и иконостас. После Второй мировой войны разрушенные стены были частично домурованы, на причелках рамен ризалитов и бабинца появились треугольные фронтоны, зашитые досками. Собор поставлен на государственный учет как памятник архитектуры и градостроительства местного значения с охранным №135-см.

В архитектурном плане объемно-пространственная структура храма характерна для группы монументальных зданий Слобожанщины середины ХVIII в.: к основному объёму с востока прилегает полукруглая алтарная апсида, а с запада – бабинец. Общая композиция здания имеет крещатый характер вследствие того, что трансепту соответствуют ризалиты на южном и северном фасадах. Каждый из них венчался полуциркульной закомарой, закрывавшей с фасада цилиндрический свод трансепта. В тимпане каждой закомары было круглое окно-розетка. Все компартименты были подведены под единый, энергично профилированный раскрепленный карниз значительного выноса. Так же энергично была прорисована межъярусная группа. Краеугольники подчеркнуты широкими пилястрами. Большие прямоугольные окна с лучковыми перемычками расположены в два яруса. Они имеют массивные наличники сложного профиля, над ними - энергично прорисованные лучковые сандрики.

Храм венчал световой восьмерик бани с высоким палаточным завершением изысканного барочного очертания. Сейчас восьмерик накрыт невысокой восьмигранной палаточной крышей. Фасадная пластика собора характерна для позднего этапа развития стиля барокко. Лучше всего сохранились архитектурные формы и декор на восточном фасаде, хуже – на южном и северном: там потеряны не только закомары, но и частично – карниз, межэтажная группа, декор некоторых окон. Западный фасад в его нынешнем виде возник после 1928 года, когда была снесена колокольня. Высокий арочный проем по центру фасада ранее соединял объемы бабинца и колокольни.

В интерьере подчеркнута центричность здания. Четыре крещеных столба с помощью слегка стрельчатых подпружиненных арок и плоских треугольных пандативов несут световой восьмерик, первоначально увенчанный восьмилоточным купольным сводом, а ныне зашитый фанерой. Благодаря восьми окнам приподнятое пространство хорошо освещается. Средняя нава и трансепт имеют одинаковую ширину и перекрыты коробовыми сводами, образующими пространственный крест. Боковые нефы имеют такую же высоту, как средняя, но вдвое уже. Их краеугольные компартименты перекрыты крестовыми сводами. Апсида имеет конховый свод с центральной распалубкой. Бабинец перекрыт потолком по деревянным балкам. В нем есть большие хоры на деревянных балках. Все арки имеют парные железные затяжки. Стены в интерьере побелены. Под побелкой обнаружены масляные рисунки XVIII–XIX в.в., которые не исследовались.

Главным художественным акцентом этого интерьера был иконостас, созданный в 1775 году. Он занимал всю ширину трех навалов, а его верхняк достигал верха подбанника. Иконостас ломаный в плане, пятиярусный, очень динамичной композиции, контрастировавшей с пуританским интерьером собора. По стилистике этот иконостас может считаться переходным звеном от рококо к классицизму: он еще по-барочному заломлен в плане, но в пластическом его решении уже доминируют большие белые плоскости, с которыми контрастируют позолоченные накладные детали, иконные рамы и рокайлевые картуши. Резьба имеет плоскостной характер и применена довольно скупо. Нынешний иконостас, созданный после Второй мировой войны, не имеет художественной ценности.

Успенский собор в Междуречье является выдающимся памятником украинской национальной архитектуры эпохи барокко. Принадлежит к редкому региональному храмовому типу, свойственному Слобожанщине в XVIII в. Несмотря на разрушения и потери, которые собор понес в течение ХХ в., Он сохранил свою историко-архитектурную ценность.

Валентина Знаменщикова - специалист отдела культуры и туризма ЛГХМ им Б.К. Руднева по материалам статьи Виктора Вечерского из многотомного энциклопедического издания «Свод памятников истории и культуры Украины. Сумская область. Киев, 2017 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.