Филарет Гумилевский отмечал, что эта церковь, построенная не позднее 1690 г., стояла сначала в с. Шебелинцы. В 1782 г. в Шебелинке построили новую церковь, а старую продали в Гусаровку. Далее Ф. Гумилевский пишет, что в Гусаровке церковь построили в 1790 г. На новом месте старое строение перестилали, выбросив трухлявое дерево и заменив его новым. То, что купив церковь в 1782 г., поставить ее смогли лишь в 1790 г., свидетельствует, что приход был очень скудным, а потому на большие изменения первоначального вида строения не в состоянии. Неясным остается одно: сколько верхов имела церковь в Шебелинке? На трёхсрубной основе она могла иметь либо три верха («классическая» форма), либо один (каких много слобожанских памятников в ХVIII веке).
В архиве церкви сохранились старые её описания. В описании 1831 г. записано, что церковь построена в 1790 г.; в 1825 г., то есть через 35 лет после постройки, церковь «возобновили, сделали крестообразной: с трех сторон пристроены к ней по 4 колонны, основанная на каменном фундаменте, покрытая листовым железом, обшилированная». В описании 1842 г. сделана позже дописка о том, что в 1847 году «на месте ветхой колокольни построена новая деревянная на каменном фундаменте, покрыта железом и присоединена приделом к церкви». В описании 1909 г. записано: «В 1884 г. расширена с западной стороны. Алтарь штукатурен внутри».
В натуре это скромная по форме и очень маленькая по размерам церковка: сторона квадрата центрального участка в плане не достигает и 5 м, а внутренняя высота того же участка – 12,5 м. Как показывают описания, от старого притвора ничего не осталось; сохранились только в срубе центрального участка следы – указания на то, что ширина его была такая же, как и ширина алтаря. Вся современная западная часть нова. Однако анализ мерных чертежей позволяет с уверенностью реконструировать первоначальный план строения.
Церковь в Гусаровке относится к группе строений, в которых внутренняя высота центрального участка меньше длины плана строения и равна апофеме равностороннего треугольника со стороной равной длине плана строения, а окна в восьмерике центрального верха заложены на высоте равноой 1/2 длины плана строения. Таким образом, получается, что притвор церкви в Гусаровке имел не только ширину, но и длину такую же, как и алтарь, и, вероятно, и форма плана его повторяла форму плана алтаря (шестигранник). Итак, в Гусаровке церковь принадлежит к типу строений, в которых план состоит из четырёхугольного центра и двух шестигранников: алтаря и притвора (церкви: в Гавриловке, Среднем Бишкине и Олешне (Спас) – на Слобожанщине; в Первозвановке – на Запорожье; первой половине ХVIII в., потому что церковь Михаила в Переяславе уже 1646 г. воспроизводила в кирпиче тип плана вышеупомянутых деревянных церквей.
Шестигранный сруб алтаря в плане сохранил первоначальную форму. Восточное окно в нем старое, а большие окна прорезаны в южной и северной гранях позже. Тропичное внутреннее перекрытие алтаря тоже, возможно, сохранило первоначальную форму. Двухпадающая с фронтоном крыша новая. Фронтон алтаря – во всю ширину его; нависающими треугольными выступами он перекрывает пространство над юго-восточной и северо-восточной гранями.
Лучше всего первоначальную форму сохранил центральный участок. Внутри квадратный в плане сруб стен, спокойных «кубических» пропорций мягко переходит в короткий и очень стремительный первый залом. Характерная черта излома: узкие грани его не сужаются в направлении кверху. Невысокий, просторный светлый восьмерик (четверо окон) в плане задерживает, как и первый зал, форму квадрата с отрезанными углами. Переход от первого излома к восьмерику тоже мягкий, малозаметный. Зато граница между восьмериком и вторым заломом четкая. Круто преломленные грани второго излома отчетливо «лепятся» рефлексами света, достигающего сюда снизу, из восьмерика. Завершает центральный участок глухой невысокий и узенький фонарь, выделяющийся в зените темным, близким к правильному в плане восьмигранником, перекрытым плоским плафоном. Перед узкими гранями сруб стен (вверху) и восьмерик врубано профилированы с сочной резьбой ригели. На середине высоты фонаря поперек сруба заложен тоже профилированный и обрезанный резьбой сволочок. Ригели и сволочок оживляют гладь плоскостей, а вместе с тем играют роль цезур, разделяющих ритмично на частый внутренний объём участка в процессе развертывания его вверх. В целом трактовка архитектурных форм центрального участка производит впечатление интимного строения, вызывает чувство покоя, умиротворения.
Во внешнем виде строения доминирует центральный участок. Сруб стен её, шире срубов рукавов и выше их. Выдержанный в спокойных пропорциях сруб центрального участка все же заметно преобладает массы сруба стен каждого рукава. Грани железных крыш на изломах – плоские, прямолинейные в контурах. По-видимому, они сохранили форму первоначальных деревянных крыш. Крыши заломов короткие; углы, под которыми они преломлены, не проявляют значительного напряжения. В спокойных пропорциях выдержана и масса восьмерика. Не обнаруживает резкого порыва вверх, может, даже немного тяжелый массой фонарь. Вместе все это создает спокойную композицию, массы компонентов без подчеркнутого напряжения переливаются друг в друга.
Как свидетельствует описание 1831 г. и позднеампировый характер портиков, боковые рукава пристроены в 1825 г. Тогда же в южной и северной гранях центрального сруба вырезаны широкие и высокие просветы с завершениями в виде полукруга. Боковые рукава в размерах (план, высота срубов) приближаются к размерам алтаря. Таким образом, церковь в Гусаровке можно рассматривать как типичный памятник скромной сельской народной монументальной архитектуры. В виде её центрального участка сохранились элементы слобожанского строительства конца ХVII ст.
Анализ обмерных чертежей, размеры и пропорции частей центрального участка и алтаря дают представление о вкусах строителей конца ХVII в. Размеры же и формы боковых рукавов характеризуют мастеров конца первой четверти XIX в. Их портики с колоннами, фронтонами и большими окнами над дверью в виде полурозет вносят в строение элементы фасадности, чуждые нашим достопримечательностям ХVIII в. Построена церковь в Гусаровке из брусьев толщиной 13-12 см. Главная ось плана (восток-запад) повернута на юг на 3° по движению стрелок часов. Это свидетельствует, что заложили строение где-то в апреле, когда восход солнца определяла стрелка компаса, передвинутая на 3° движением стрелки часов.
Анализ обмерных чертежей Троицкой церкви
Исходный размер в построении плана – сторона квадрата центрального участка (несколько деформированная в юго-западном углу). Алтарь – шестигранник, его длина – апофема равностороннего треугольника со стороной равной стороне центра, ширина алтаря равна 3/4 стороны центра (ширина алтаря отсекается длиной алтаря с юго-восточного и северо-восточного углов центрального участка). Южная и северная грани алтаря равны 1/3 полной длины алтаря и центра, взятых вместе, а восточная, юго-восточная и северо-восточная грани алтаря равняются 1/2 южной грани алтаря.
Ширина притвора равнялась ширине алтаря, а после проведения анализа обмерных чертежей с уверенностью можно утверждать, что и длина Бабинца равнялась длине алтаря, ибо внутренняя высота центрального участка равна апофеме равностороннего треугольника со стороной равной удвоенной длине алтаря плюс длина центра, то есть длине алтаря плюс длина центра плюс длина Бабинца (длине плана строения). Окна в восьмерике центрального верха заложены на высоте, равной 1/2 длины плана строения.
Размеры срубов стен, изломов и восьмерика и фонаря определялись размерами плана. Высота сруба стенок алтаря равна длине южной грани плана участка, внутренняя высота алтаря равнялась длине плана его. Высота сруба стен центрального участка равна диагонали восточной половины плана участка. Начинает переходить квадрат сруба стенок в восьмигранник на высоте равной длине плана алтаря. Для заготовки сруба первого излома центрального верха мастер воспользовался шаблоном-трапецией; основание её равнялось длине сруба стен (вверху), верхняя грань равна ширине плана алтаря и высота равняется 1/4 полной длины плана алтаря.
Высота первого излома и сруба стен вместе равна сумме длины плана алтаря и 1/2 длины плана центра. Первый залом состоял из расчета, чтобы ширина восьмерика повторила ширину плана алтаря; ширине восьмерика равна полная его длина. Высота восьмерика равняется 1/2 длины алтаря. Для заготовки сруба второго излома была использована трапеция-шаблон, у которой основание равно длине восьмерика, верхняя грань равняется 1/4 длины плана алтаря; высота второго излома, восьмерика и первого излома равны полной длине сруба стен центра (вверху). У восьмигранника фонаря длина и ширина равны 1/4 длины плана алтаря, а высота равняется высоте первого излома.
Внутренняя высота центрального участка равна апофеме равностороннего треугольника со стороной равной длине плана строения. Окно в восточной грани алтаря прорезано на высоте равной 1/2 длины плана участка. Окна в восьмерике центрального участка над верхним венцом сруба стен заложены на высоте 1/4 высоты сруба стен участка, а над полом на высоте 1/2 длины плана строения.
Строение с таким типом плана (бабинец-шестигранник, центр-четырехгранник, алтарь-шестигранник), как церковь в Гусаровке, на Левобережье сохранилось относительно немного; построены они между 1690 и 1789 г.г. В эту группу входит еще 7 достопримечательностей. Из них три построены на Черниговщине (все недатированы), три на Слобожанщине (из них одна построена в 1780 г., вторая в 1789 г. и одна недатирована) и одна недатирована в пределах бывших Запорожских волостей. Об обеих датированных слобожанских церквях, измеренных нами, речь пойдет ниже.
Сейчас же представим краткие аннотации к недатированным церквям этого планового типа. Общие приметы всех церквей этого типа: сруб стен центрального участка выше срубов стен притвора и алтаря; развитый верх имеет только центральный участок. Формы и пропорции срубов стен и верхов этих памятников имеют значительные отличия. Далее подаю аннотации к отдельным достопримечательностям.
Фото внешнего вида строения опубликовано в издании: Таранушенко С.А. «Достопримечательности старой Слобожанщины». Харьков. 1922 г. Табл. ХХХV, рис. 6. Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко, «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.