ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Левковка. Церковь Михаила Архангела.

Архангело-Михайловская церковь


Левковка. Церковь Михаила Архангела
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:не позже 1772.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Харьковская область, Изюмский район, с. Левковка

Координаты: 49.292082, 37.146499 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Михаила Архангела, Деисус. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского <br>, Левковка, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Деисус. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Михаила Архангела, Дверь. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Левковка, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Дверь. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Михаила Архангела, Интерьер центра. Фото С.А.Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Левковка, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Интерьер центра. Фото С.А.Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Михаила Архангела, Церковь в панораме Левковки.  Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Левковка, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Церковь в панораме Левковки. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Михаила Архангела, Фото 1914 года. Автор С. Таранушенко<br>, Левковка, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Фото 1914 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Михаила Архангела, Фото 1914 года. Автор С. Таранушенко<br>, Левковка, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Фото 1914 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Михаила Архангела, Фото 1914 года. Автор С. Таранушенко<br>, Левковка, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Фото 1914 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 декабря 2022

Архангело-Михайловская церк., постр. в 1772 г. на сред. прихож.; деревян. однопрестольн. От г. Харькова в 115 в. Ближ. почтов.-телеграф. конт. в г. Изюме в 15 в.

Земли пахотн. 33 дес. Прихож. м. п. 1028, ж. п. 992. Неприкоснов. капитал. 1300 р., из коего процент. на 300 руб. пользуется причт, остальными церковь. Причта по шт. полож.: священ. и псалом. Жалов. свящ. 141 р. 12 к., псалом. 35 р. 28 к. Причт помещ. в обществ. домах, построен. на крест. земле. Земск. учил. и церк.-приход. шк. Попечит. нет. Хут. Гаражовка в 4 в.

Священ. Петр Дмитриев 62 л. Из низш. отд. дух. семин. Диак. с 1861 г., священ. с 1882 г., на настоящ. с 1886 г. Проход. должн. законоуч. земск. учил., завед. и законоуч. церк.-приход. шк. Последн. нагр. скуфья 1896 г.

И. д. псалом. Кирилл Замятин 38 л. Оконч. народн. учил. Псаломщ. с 1898 г., на настоящ. месте с 1902 г. Проход. должн. учит. церк.-прих. шк.

Церк. стар. крестьян. Матвей Мищенко с 1902 г.

Источник: "Справочная книга для Харьковской епархии" 1904 года


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 ноября 2024

Церковь построена в 1772 г., в 1841 г. её покрыли железом (до того она покрыта была деревом) и одновременно «обновили» (Ф. Гумилевский «Харьков». Отд. V. С. 91-92). Что именно обновили, неизвестно. Без сомнения, позже были добавлены западные, южные и северные крыльца и паламарка. Совсем недавно южная и северная стены притвора взяты «в леса».

Большое село Левковка широко раскинулось по глубоким байракам и высоким холмам. Церковь стоит на вершине самого высокого бугра, издалека видна, царит над всеми строениями села. Открытая со всех сторон, она четко вырисовывается на фоне неба. Компактную массу стройных срубов корпуса стен завершают три верхом; пирамидообразным силуэтом они легко возвышаются над корпусом срубов стен. По плану – восьмигранник в центре и два шестигранника – один на восток, второй на запад – Левковская церковь принадлежит к группе едва ли не наиболее распространенных трёхсрубных строений XVIII в. на Левобережье.

Входной двери мастер придал форму шестигранника. Косяки снаружи украшены скромным резным кружиком в виде «разка бусы». Внутри срубы бабинца, центра и алтаря – все три одной высоты – мастер трактует в значительной мере изолированно друг от друга. Высокий, чуть ли не вдвое выше длины, сруб стен бабинца открывается к центру просветом лишь на 1/3 своей высоты и только на половину своей ширины, а внизу, где выступают заплечики, ширина просвета и того меньше. Просвет оформлен в виде полукруга, опирающегося концами на выступы заплечиков. Борт полукруга украшен выбранным уступчиком и высеченными мелкими зубчиками, а зенит полукруг украшает круглая «гирька». Над нижним просветом прорезан второй меньший - "голосник", повторяющий форму большего. Таким же средством сопрягается с центром и алтарь, лишь заплечики центрального сруба здесь значительно короче, чем в бабинке. Просветы бабинца рассчитаны так, что от западной двери зритель через нижний просвет видит нижнюю половину иконостаса, а через верхний просвет ловит глазом верх сруба стен центрального участка.

Характерной чертой Левковской церви является то, что срубы стен её не имеют наклона внутрь. Мастер считал, что для сруба в 5 м длины 9 м высоты хватит, чтобы создать впечатление величественного строения. Вертикальные стены строения вместе с другими характерными чертами свойственны для предыдущей фазы, эпохи классического стиля XVI–XVII в. В XVII–XVIII в.в. царил уже второй – иллюзионный стиль с присущими ему характерными чертами, в частности со средствами иллюзионного повышения внутренней высоты строений; между ними наклон стен срубов внутрь занимал важное место.

Сруб стен бабинца в интерьере переходит в восьмигранный крутой (45°-52°) и немного выпуклый наружу залом. Завершается бабинец стройным фонариком. Таким образом, светового восьмерика в бабинце нет, фонарик окон также не имеет. Итак, верхняя часть сруба, залом и фонарик освещены лишь рефлексами света, попадающего сюда из окон, прорезанных на середине высоты сруба стен. Южная и северная грани сруба стен бабинца вверху связаны с западной гранью ригелями.

Алтарь целиком повторяет формы и структуру бабинца. Сруб стен центра кажется, по сравнению с срубами алтаря и бабинца, пропорционально ниже. Очень коротким и крутым (50°) заломом он переходит в умеренной высоты просторный световой (четыре окна) восьмерик. Длина восьмерика ритмично увязана с планом: она повторяет длину плана бабинца, а ширина восьмерика равна полусумме полной длины плана центра и алтаря. Высота его равна половине ширины. Восьмерик переходит в крутой (45°-52°) с длинными гранями второй залом. Совершается центральный участок стройным глухим фонарем. Верх сруба стен центра на границе с первым заломом вокруг обходит пояс ригелей. В восьмерике ригели размещены вверху при узких гранях.

Левковская церковь принадлежит к группе трёхверхих строений с развитым лишь центральным верхом и недоразвитыми верхами бабинца и алтаря. Снаружи корпус стен строения не проявляет той изолированности срубов, которую наблюдаем внутри; напротив, он воспринимается как монолитная масса слитованных граненых, призматической формы срубов одной высоты. Верхи образуют пирамидальную композицию, симметричную, с четко подчеркнутым центром и уравновешенными крыльями. В целом строение, особенно когда рассматривать его с юга или севера, поражает простотой и ясностью композиции, грациозной элегантностью архитектурных форм, изысканной пропорциональностью частей.

Много внимания мастер уделил окнам как композиционным элементам. Композиция верхов и расположение окон центрального сруба ритмично увязаны. Кроме окон, ничто больше не нарушает гладь стен, лишь карнизам мастер уделил внимание. Они простые и в то же время сочные, придают строению нарядности. Они состоят из двух четвертьвалков, которые разделяют две сетчатые строки зубчиков; один – из мелких, второй – из более крупных.

Характерные черты нашей достопримечательности убеждают нас, что мастер, чтя определенные предписания «классической» эпохи народной монументальной архитектуры, все же был сыном своего возраста и в своем строении дал преимущество средствам иллюзионного стиля. Срубы стен возведенного им строения – высокие, стройные, выразительно тянутые кверху. Граненость в построении плана проведена четко, последовательно. Форма косяков тоже развивает идею многогранности, восхищения ею.

Центральный верх имеет уже развитую форму со световым восьмериком. Все эти черты - характерные для мастера эпохи господства в архитектуре Украины иллюзионного стиля. Рядом с тем наш мастер глубоко понимал и высоко ценил достижения своих предшественников – строителей классического стиля. Именно поэтому он отказывается от наклона стен внутрь. Тому же боковые верхи у него имеют недоразвитую форму: без световых восьмериков. Поэтому в пропорциях он иногда прибегает к средствам, любимым во время господства классического стиля. Разрез строения, например, точно вписывается в квадрат (внутренний её контур). Дух спокойной гармонии, совершенство архитектурной композиции, ясность, прозрачность мысли – все это достижения классического стиля, наследственно воспринятые и сохраненные нашим мастером. Такую двойственность мы встретим в творчестве и мировоззрении не только мастера Левковской церкви.

К этому же типу плана относятся обмеренные нами церкви: триверхие – в Зенькове (Покровы), Малых Будках (позже переделанную в пятиверхую), Лебедине (Юрия), Коровинцах, Синелицевке, Соснице (на Вьюнищах), Введенском (Печенюгах), и одноверхие – в Большом Усте, Будках, Лозовой, Кролевце (Покрова). Из числа необмеренных, или тех, наши обмеры которых утрачены, сюда же надо добавить церкви – триверхие: в Воронкове, Шиловке, Бабайково, Петриковке, Пустовойтовке, Левченках, Гремяче, Коропе (Воздвиженская), новом Ропске (Борисоглебская), Старом Жадове, Дериевке. Этот же тип плана воссоздан в каменных строениях, таких как Покровский собор и церковь Николая в Харькове, собор Хорошевского монастыря, церкви Покрова в Ольшане.

Внешний вид церкви в Левковке опубликован в работе С.А. Таранушенко «Искусство Слобожанщины». Интерьеры и внешний вид опубликовано в издании Таранушенко С. Достопримечательности Слобожанщины П. Юрченко в книге «Деревянное зодчество Украины» на рис. 38 иллюстраций репродуцировал из моих обмерных чертежей план и разрез церкви в Левковке, но в списке иллюстраций ошибочно записывал, будто это обмеры церкви в Междуречье. В «Очерках» репродуцирован план и разрез обмерных чертежников церкви в Левковке.

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1927 г. и фотографиям 1914 г., перевод с украинского, орфография сохранена.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 ноября 2024

Анализ обмерных чертежей

Исходный размер в построении плана - ширина центрального участка, длина центра составляет ¾ полной ширины участка. План центрального участка - восьмигранник, вписанный в прямоугольник. Западная и восточная грани центра равны длине его, а длина южной и северной грани равны ½ диагонали квадрата со стороной равной длине центра.

Бабинец-шестигранник; его ширина равна длине. Длину бабинца определяет половина диагонали четырехугольника, в который вписывается восьмигранник центра. южная и северная грани бабинца (и алтаря также) равны ½ полной ширины центрального участка. Западная грань бабинца (размер снаружи) равна ½ западной грани центра. Алтарь - также шестигранник, вписанный в квадрат. Его длина и ширина равны длине и ширине Бабинца, а восточная грань алтаря на толщину бруса короче западной грани Бабинца.

Размеры срубов стен, заломов, восьмерика и фонарей определяются размерами плана и пропорциональны им.
Высота сруба стен всех участков одинакова, она равна сумме длины центра и ½ длины бабинца, или равна отдалению между западным концом южной грани и восточным концом северной грани плана центра. Высота срубов стен алтаря и бабинца до начала перехода шестигранников в восьмигранник равна ширине плана центра.

Первый залом центрального верха в продольном разрезе дает трапецию. При заготовке на земле сруба этого залома мастер пользовался двумя шаблонами-трапециями. Основа трапеции, с помощью которой заготавливались восточная и западная грани залома, – длина сруба стен участка, верхняя грань (её длина) равна длине плана алтаря, а высота залома и сруба стен вместе равна удвоенной длине плана алтаря. При заготовке южной и северной граней первого залома центрального верха у шаблона основа - ширина сруба стен участка (вверху), верхняя грань равна полусумме полной длины плана центра и алтаря; высота такая же, как и в предыдущем шаблоне. Первый залом скомпонован с расчетом, чтобы длина восьмерика перекликалась с длиной плана алтаря. 

Итак, длина восьмерика равна длине плана алтаря, ширины восьмерика равной полусумме длины плана центра и бабинца (полная ширина восьмерика составляет 4/3 его длины, то есть удерживает отношение длины и ширины почти такие, как и план участка), а высота равна ½ ширина восьмерика. Высота восьмерика и первого залома вместе составляет ½ высоты целого верха центрального участка. Высота восьмерика первого залома и сруба стен, вместе взятые, равны удвоенной длине плана центра.

Второй залом заломлен под тем же углом, что и первый (50°). При заготовке сруба второго залома использовано два шаблона-трапеции. Для составления восточной и западной граней второго залома центрального верха шаблон-трапеция имела основание – длину восьмерика (вверху), верхнюю грань равную 1/6 ширины восьмерика, высота второго залома и восьмерика вместе равна полной длине плана алтаря. Шаблон для заготовки южной и северной граней второго залома центрального верха имел основание – ширину восьмерика (вверху), верхнюю грань и высоту – такие же, как и у предыдущего шаблона. Высота второго залома и восьмерика вместе равна также апофеме равностороннего треугольника со стороной равной ширине восьмерика.

Ширина фонаря равна высоте первого залома, длина-меньше на толщину бруса, а высота со вторым заломом вместе равна высоте восьмерика вместе с первым заломом (1/2 ширины плана центра). Высота верха центрального участка равна ширине плана участка. Внутренняя высота центрального участка равняется длине плана строения.

Для заготовки сруба залома бабинца (боковым граням алтаря и бабинца ради улучшения акустики придана выпуклость) использован шаблон-трапецию, у которой основа – длина сруба стен бабинца (вверху), верхняя грань равняется 1/6 основания и высота равная ½ длины южной грани плана центра. У фонаря длина равна 1/6 длины сруба стен участка (вверху). Высота фонаря и залома вместе равны ½ диагонали квадрата, в который вписывается план бабинца. Внутренняя высота бабинца равняется удвоенной длине плана центра. Залом алтаря повторяет залом бабинца. У алтарного фонаря длина на один брус короче, а высота фонаря и залома, вместе взятая, на один венец больше, чем у бабинца, и равна она высоте восьмерика и первого залома центрального верха.

Нижние окна в срубе стен центра заложены на высоте равной длине плана центра и бабинца, взятых вместе и поделенных на четыре. Окна в бабинке и алтаре заложены на высоте равной длине южной грани плана бабинца. Верхнее окно в срубе стен центра заложено на высоте равной длине плана бабинца. Окна в восьмерике центра заложены на высоте равной удвоенной полной длине плана бабинца. Верх окна восьмерика лежит на высоте равной сумме длины плана центра и бабинца.

Центр верхнего окна сруба стен центрального участка - вершина равностороннего треугольника со стороной равной длине плана центра. Внешние нижние углы нижних окон и середина низа верхнего окна центрального сруба стен дают равносторонний треугольник со стороной равной ½ длины плана бабинца. Отдаление нижних окон сруба стен центрального участка от западной и восточной его граней равно отдалению между центрами этих окон, а также равняется расстоянию центра окна алтаря от восточной грани сруба центрального участка и отдалению центра окна бабинца от западной грани сруба стен центрального участка.

Анализ обмерных чертежей по обмерам 1927 г. историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1927 г. и фотографиям 1914 г., перевод с украинского, орфография сохранена.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 ноября 2024

На левом берегу Донца и на правом Левковского буерака, Левковка населилась ещё тогда, как нередки бывали набеги татар на Задонецкий край со стороны татар. Против их нападений была устроена и крепость с башнями; вблизи Левковки татары по временам переправлялись чрез Донец.

В дворянской грамоте Захаржевич-Капустянских, владельцев Ивановки, читаем: «Иван Капустянский в прошлом 733 году написан в козачью службу; с начала бывшей с Турками войны был в Крымских походах и в атаке города Перекопа и в разорении городов Бахчисарая и Карасёва; и когда Крымский Хан, во многом воинстве пришед, с Татарскими ордами ворвался в границу прямо на поселение Изюмского полка. где он, Капустянский, жительство имеет, в поиске над ним бывал многократно, да и сам с данною Изюмского полка 50 человек Козаков командою атакован был и штурмован от сильного неприятеля на перелазе близ Левковки на реке Донец, и оного неприятеля внутрь не пропустил, но ранил многих и убил; а в той деревне жилой его дом со всеми пожитками неприятель разорил и огнём выжег, а людей его, Капустянского, поселённых на собственной земле купленной, более 150 душ, забрал в полон, а скотину рогатую, овец и людей всех с собою угнал, о чём в поданной от него в Изюмскую полковую Канцелярию ведомости явствует».

Капустянским принадлежала и принадлежит находящаяся близ Левковки Ивановка – ныне село с прекрасным каменным храмом Святого Иоанна Предтечи, а до 1745 г. деревня, бывшая в приходе Левковской церкви. Впрочем, по словам сотника и потом есаула Капустянского, во время нападения татар не только разорена была деревня его, то есть Ивановка, но досталось и Левковке. То же видно и по церковным актам. В ведомости 1739 г. показано, что Левковская церковь без священника и при ней 15 дворов. Между тем по ведомости 1732 г. значится при ней 41 двор, а по ревизии 1732 г. в Левковке полковой хорунжий Агап Кучеренко, подпрапорные Фёдор Корец и Леонтий Переясловец, 248 казаков и при храме школа и шпиталь; в деревне Ивановке полкового писаря Ивана Ивановича Капустянского 136 душ мужских; в Богуславской, что под Лысой горой, 522 души мужских; всего в приходе 908 душ мужских, 850 женских. Такая разница в населении Левковки говорит, что Левковка сильно пострадала от татар, а по другим источникам знаем, что это было в 1736 г.

Метрики Левковского прихода начинаются с 1738 г. В ведомости 1731 г. сказано, что Архангельская Левковская церковь построена в 1713 г. В 1772 г. построен ныне существующий храм. В 1841 г. храм сей покрыт железом на счёт помещика Гавриила Островского, вследствие обета его. В зимнее время, в праздник, Островский вместе с семейством ехал к храму чрез Донец и едва не потонул. Спасённый неожиданно помощью жителей слободы, он дал обет возобновить храм, и употребил на возобновление его до 430 рублей серебром. Древние книги в сём храме: евангелие, М.п. 1679 года; апостол, М.п. 1699 г.; общая минея, М.п. 1696 г.; служебник, М.п. 1739 г.; постная триодь, М.п. 1743 г.; цветная триодь, М.п. 1747 г.

«Историко-статистическое описание Харьковской епархии». 1757 г.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.