Церковь построена в 1772 г., в 1841 г. её покрыли железом (до того она покрыта была деревом) и одновременно «обновили» (Ф. Гумилевский «Харьков». Отд. V. С. 91-92). Что именно обновили, неизвестно. Без сомнения, позже были добавлены западные, южные и северные крыльца и паламарка. Совсем недавно южная и северная стены притвора взяты «в леса».
Большое село Левковка широко раскинулось по глубоким байракам и высоким холмам. Церковь стоит на вершине самого высокого бугра, издалека видна, царит над всеми строениями села. Открытая со всех сторон, она четко вырисовывается на фоне неба. Компактную массу стройных срубов корпуса стен завершают три верхом; пирамидообразным силуэтом они легко возвышаются над корпусом срубов стен. По плану – восьмигранник в центре и два шестигранника – один на восток, второй на запад – Левковская церковь принадлежит к группе едва ли не наиболее распространенных трёхсрубных строений XVIII в. на Левобережье.
Входной двери мастер придал форму шестигранника. Косяки снаружи украшены скромным резным кружиком в виде «разка бусы». Внутри срубы бабинца, центра и алтаря – все три одной высоты – мастер трактует в значительной мере изолированно друг от друга. Высокий, чуть ли не вдвое выше длины, сруб стен бабинца открывается к центру просветом лишь на 1/3 своей высоты и только на половину своей ширины, а внизу, где выступают заплечики, ширина просвета и того меньше. Просвет оформлен в виде полукруга, опирающегося концами на выступы заплечиков. Борт полукруга украшен выбранным уступчиком и высеченными мелкими зубчиками, а зенит полукруг украшает круглая «гирька». Над нижним просветом прорезан второй меньший - "голосник", повторяющий форму большего. Таким же средством сопрягается с центром и алтарь, лишь заплечики центрального сруба здесь значительно короче, чем в бабинке. Просветы бабинца рассчитаны так, что от западной двери зритель через нижний просвет видит нижнюю половину иконостаса, а через верхний просвет ловит глазом верх сруба стен центрального участка.
Характерной чертой Левковской церви является то, что срубы стен её не имеют наклона внутрь. Мастер считал, что для сруба в 5 м длины 9 м высоты хватит, чтобы создать впечатление величественного строения. Вертикальные стены строения вместе с другими характерными чертами свойственны для предыдущей фазы, эпохи классического стиля XVI–XVII в. В XVII–XVIII в.в. царил уже второй – иллюзионный стиль с присущими ему характерными чертами, в частности со средствами иллюзионного повышения внутренней высоты строений; между ними наклон стен срубов внутрь занимал важное место.
Сруб стен бабинца в интерьере переходит в восьмигранный крутой (45°-52°) и немного выпуклый наружу залом. Завершается бабинец стройным фонариком. Таким образом, светового восьмерика в бабинце нет, фонарик окон также не имеет. Итак, верхняя часть сруба, залом и фонарик освещены лишь рефлексами света, попадающего сюда из окон, прорезанных на середине высоты сруба стен. Южная и северная грани сруба стен бабинца вверху связаны с западной гранью ригелями.
Алтарь целиком повторяет формы и структуру бабинца. Сруб стен центра кажется, по сравнению с срубами алтаря и бабинца, пропорционально ниже. Очень коротким и крутым (50°) заломом он переходит в умеренной высоты просторный световой (четыре окна) восьмерик. Длина восьмерика ритмично увязана с планом: она повторяет длину плана бабинца, а ширина восьмерика равна полусумме полной длины плана центра и алтаря. Высота его равна половине ширины. Восьмерик переходит в крутой (45°-52°) с длинными гранями второй залом. Совершается центральный участок стройным глухим фонарем. Верх сруба стен центра на границе с первым заломом вокруг обходит пояс ригелей. В восьмерике ригели размещены вверху при узких гранях.
Левковская церковь принадлежит к группе трёхверхих строений с развитым лишь центральным верхом и недоразвитыми верхами бабинца и алтаря. Снаружи корпус стен строения не проявляет той изолированности срубов, которую наблюдаем внутри; напротив, он воспринимается как монолитная масса слитованных граненых, призматической формы срубов одной высоты. Верхи образуют пирамидальную композицию, симметричную, с четко подчеркнутым центром и уравновешенными крыльями. В целом строение, особенно когда рассматривать его с юга или севера, поражает простотой и ясностью композиции, грациозной элегантностью архитектурных форм, изысканной пропорциональностью частей.
Много внимания мастер уделил окнам как композиционным элементам. Композиция верхов и расположение окон центрального сруба ритмично увязаны. Кроме окон, ничто больше не нарушает гладь стен, лишь карнизам мастер уделил внимание. Они простые и в то же время сочные, придают строению нарядности. Они состоят из двух четвертьвалков, которые разделяют две сетчатые строки зубчиков; один – из мелких, второй – из более крупных.
Характерные черты нашей достопримечательности убеждают нас, что мастер, чтя определенные предписания «классической» эпохи народной монументальной архитектуры, все же был сыном своего возраста и в своем строении дал преимущество средствам иллюзионного стиля. Срубы стен возведенного им строения – высокие, стройные, выразительно тянутые кверху. Граненость в построении плана проведена четко, последовательно. Форма косяков тоже развивает идею многогранности, восхищения ею.
Центральный верх имеет уже развитую форму со световым восьмериком. Все эти черты - характерные для мастера эпохи господства в архитектуре Украины иллюзионного стиля. Рядом с тем наш мастер глубоко понимал и высоко ценил достижения своих предшественников – строителей классического стиля. Именно поэтому он отказывается от наклона стен внутрь. Тому же боковые верхи у него имеют недоразвитую форму: без световых восьмериков. Поэтому в пропорциях он иногда прибегает к средствам, любимым во время господства классического стиля. Разрез строения, например, точно вписывается в квадрат (внутренний её контур). Дух спокойной гармонии, совершенство архитектурной композиции, ясность, прозрачность мысли – все это достижения классического стиля, наследственно воспринятые и сохраненные нашим мастером. Такую двойственность мы встретим в творчестве и мировоззрении не только мастера Левковской церкви.
К этому же типу плана относятся обмеренные нами церкви: триверхие – в Зенькове (Покровы), Малых Будках (позже переделанную в пятиверхую), Лебедине (Юрия), Коровинцах, Синелицевке, Соснице (на Вьюнищах), Введенском (Печенюгах), и одноверхие – в Большом Усте, Будках, Лозовой, Кролевце (Покрова). Из числа необмеренных, или тех, наши обмеры которых утрачены, сюда же надо добавить церкви – триверхие: в Воронкове, Шиловке, Бабайково, Петриковке, Пустовойтовке, Левченках, Гремяче, Коропе (Воздвиженская), новом Ропске (Борисоглебская), Старом Жадове, Дериевке. Этот же тип плана воссоздан в каменных строениях, таких как Покровский собор и церковь Николая в Харькове, собор Хорошевского монастыря, церкви Покрова в Ольшане.
Внешний вид церкви в Левковке опубликован в работе С.А. Таранушенко «Искусство Слобожанщины». Интерьеры и внешний вид опубликовано в издании Таранушенко С. Достопримечательности Слобожанщины П. Юрченко в книге «Деревянное зодчество Украины» на рис. 38 иллюстраций репродуцировал из моих обмерных чертежей план и разрез церкви в Левковке, но в списке иллюстраций ошибочно записывал, будто это обмеры церкви в Междуречье. В «Очерках» репродуцирован план и разрез обмерных чертежников церкви в Левковке.
Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1927 г. и фотографиям 1914 г., перевод с украинского, орфография сохранена.