ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Русский Турек. Церковь Сошествия Святого Духа.

Духовская церковь


Русский Турек. Церковь Сошествия Святого Духа
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Духа Святого Сошествия
Год постройки:Между 1892 и 1895.
Год утраты:1993 (сгорела)
Адрес:
Кировская область, Уржумский район, село Русский Турек

Координаты: 57.06227, 50.23895 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Сошествия Святого Духа, , Русский Турек, Уржумский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
01.05.1950 - 01.05.1959



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  23 декабря 2022

Утром 8 марта 1993 года загорелся дом культуры в селе Русский Турек. Причина пожара осталась до конца невыясненной, но главное – сгорело здание, которое все знали как церковь. Сегодня, спустя 10 лет, на месте пожарища одиноко возвышается уцелевшая блочная кинобудка, устрашающе зияя проемами окон и дверей; в человеческий рост стеной стоит бурьян на кучах мусора и щебня; лежат бревна – хлысты, привезенные для нужд сельчан. Бывшую церковную территорию решительно пересекает сплошной деревянный забор в два метра, возведенный хлебо-приемным предприятием… И всё… Некоторые уже и не знают, что здесь была церковь.

Деревня Турек основана в 1459 году и, хотя основали ее мари, к концу 19 века была уже достаточно крупным поселением с русскими жителями, но в основном раскольниками. Поэтому была староверческая моленная, а вот церкви не было. 23 февраля 1887 года Император России отдает указ «На отвод Вятскому братству Святителя и Чудотворца Николая под устройство противораскольнической школы казенного усадебного места площадью тысяча восемьсот квадратных сажень с ветхим строением, находящегося в деревне Турек Уржумского уезда Вятской Губернии». Этот указ можно считать началом всех других хлопот по постройке и открытию церкви. Ветхое строение принадлежало лесному ведомству. В нем начала работать братская школа, открытая еще в 1886 году.

Некоторое время спустя к Епископу Вятскому обратились староверы деревни Кизерь с просьбой об устройстве единоверческой церкви в деревне Турек. С 1892 по 1894 год церковь строилась, но назначение у нее предполагалось как церкви-школы с обучением против раскольничества, старообрядчества.

«Клировые ведомости» от 1895 года сообщают: «Церковь образовалась из церкви-школы, построена в 1894 году тщанием Вятского Братства Святителя Чудотворца Николая на 3000 рублей, отпущенных Высочайшим Комитетом для призрения голодающих; церковь деревянная на каменном фундаменте, покрыта железом. Однопрестольная, престол в ней в честь Святого Духа, освящена 23 марта сего 1895 года. Звонница при ней на столбах, обнесена деревянной оградой; при ней деревянный дом для братской школы. Расстояние от г. Вятки 200 верст, от уездного города 15 верст. По штату положено: священник и псаломщик; квартира для причта казенная, земли нет, братский денежный доход».

12 марта 1895 года было проведено торжественное освящение креста и колоколов. Это событие вошло в историю необычным явлением, сопровождавшим весь процесс водружения креста. По словам «Вятских губернских ведомостей», «как только вынесли из церкви крест, в небе… образовалось радужное знамение в виде венца, с сияющими лучами… знамение было двухцветное: белого молниеносного и золотистого цвета с широкими полосами, и, переливаясь, горело неестественным светом, выделяясь на голубом небе» (см. газету «Кировская искра» от 02.03.99 стр. 3, статья В. Семибратова «Знамение над Р. Туреком»).

Таким образом, в Туреке есть церковь, но это церковь-школа, поэтому она не является самостоятельной единицей и находится под попечительством Свято-Троицкой церкви села Козьмодемьянска. Но для жителей Турека самым важным было наличие церкви. 19 ноября 1897 года они собрались и составили приговор о переименовании деревни Турек. Собралось 83 человека и все расписались под приговором. При сем событии присутствовали Благочинный священник Павел Тронин, священник Свято-Духовской церкви Николай Трапицын, полицейский урядник 5 участка 1 стола Уржумского уезда Н. Каширский. Это позволило обратиться в Вятскую Духовную Консисторию Благочинному 1-го округа Уржумского уезда П. Тронину. Он написал рапорт: «Во исполнение указа из Вятской Духовной Консистории от 3 сего ноября за № 14494, имею честь при сем представить в Духовную Консисторию приговор прихожан новооткрытого села при Свято-Духовской церкви д. Турек, составленный 19 сего ноября, в котором они выражают свое желание, чтобы новооткрытое село было поименовано Русский Турек. № 768 28 ноября 1897 г.».

На обороте данного рапорта Епископ Вятский и Слободской написал свое постановление: «Согласно выражаемому в представленном приговоре мнению прихожан, вновь открытый при церкви в д. Турек самостоятельный приход наименовать Русский Турек, о чем причту и прихожанам сего села объявить через благочинного, обязав их означенный приход по всяким документам и при всех сношениях показывать под сим наименованием. 1897 г. декабрь 5».

Чтобы стать полностью самостоятельной, церковь должна иметь приход. Указом Вятской Духовной Консистории от 3 сентября 1898 года за № 12888 в Свято-Духовской церкви открыто попечительство. Председателем попечительства состоял крестьянин Уржумского уезда Больше-Шурминской волости починка по речке Ту Андрей Васильев Крупин. Членов попечительства было 18 человек. Казначеем и секретарем постановлением собрания от 12 ноября 1898 года выбран псаломщик местной церкви Тарабукин Георгий. Церковным старостой состоял Яков Николаевич Лохтин. Священник в это время Стефан Тронин.

Теперь все внимание уделено тому, чтобы окончательно оформился приход, выделенный еще 29 августа 1896 года. Свершилось торжество открытия самостоятельного прихода 25 сентября 1898 года. «В Богослужениях принимали участие Протоиерей Уржумского собора, местный благочинный наблюдатель церковных школ Уржумского уезда, противораскольнический миссионер и настоятель прихода. Всеми частниками были произнесены приличные торжеству поучения и речи. Торжество почтили своим присутствием многие интеллигентные мужи; немало было старообрядцев; стечение богомольцев сверх ожидания так было велико, что церковь не вмещала всех желавших помолиться. 28 сентября 1898 года. № 597». Это рапорт Благочинного 1-го округа Уржумского уезда священника Павла Тронина в Вятскую Епархию.

Решением Святого Синода Свято-Духовской церкви отвели приход и началась самостоятельная жизнь. Но на этом история церкви не заканчивается. Теперь много зависело от священника, попечительства и прихожан. С выделением прихода потребовалось место для захоронения прихожан. В «Ведомости о церкви» записано: «…для предания умерших тел земле отведено в 1897 году особое кладбище в расстоянии 11/2 версты от села». Землю выделили кизерские крестьяне.

Колокольня располагалась рядом с церковью, поэтому сразу же по освящении последней велись работы по перенесению колокольни на храм, и был организован сбор средств для совершения этого. Для начала сделали пристрой к церкви, который состоял из двух частей, подвели пристрой под одну крышу с церковью, и в 1900 году поставили «колокольницу» на храм над входом в помещение. Освящение новой колокольни состоялось 22 октября 1900 года.

В 1899 году был сооружен иконостас, для которого заказано 14 икон в художественную школу Иванова, за что и было заплачено 98 р. В 1901 году поставлен в храме новый иконостас в 2 яруса. На некоторых обветшавших иконах поновлена живопись. В 1900 году проводилось устройство духовой печи под храмом. Для этого копали яму под печь, возили глину, песок, воду. Подобной духовой печи не было больше сооружено нигде по всей округе. Суть в том, что печь была под полом церкви, вход в топочное помещение располагался с улицы. По виду печь напоминала обыкновенную русскую, но больших размеров. Теплый воздух по специальным воздуховодам подводился к столбам, похожим внешне на печь-голландку, но не имевшим топки. Вверху столба была отдушина. Когда топилась печь, отдушину открывали, теплый воздух поступал внутрь здания. Таких столбов в зале церкви было 6. Таким образом, в церкви всегда было тепло.

Весной 1901 года приходской храм штукатурен внутри и обшит тесом снаружи. Деревянный пол в этой части храма, где находиться духовая печь, заменен каменным. В это же время сделаны вторые рамы для окон в новой пристройке к храму и для вновь просеченной боковой запасной стеклянной двери. Два разбитых колокола отправлены в переплавку на завод Куршакова в г. Слободской и заказан новый колокол пудов на 50 – 60.

Русско- Турекская церковь Святого Духа жила обычной жизнью. Был организован строительный комитет, который приложил много сил, чтобы добиться повторного расширения храма (церковь с самого начала была слишком мала для желающих там помолиться). Кроме того, был составлен план реконструкции купола, более высокого, с оконными проемами. Закуплена колючая проволока для обнесения ею приходского кладбища. Церковная территория огорожена новой изгородью.

Но свершилась Октябрьская революция, которая изменила весь ход истории. Вот что указано в «Ведомости о церкви» за 1916 год: «Земли при церкви состоит усадебной вместе с церковным погостом десятина 1870 кв. сажень, сенокосной 29,14 десятины в расстоянии 4 версты; всего 99,4 десятины 1870 кв. сажень. Земли не плодородные. Церкви принадлежит церковно-приходская школа, амбар, лабаз для дров и дом, сторожка. Хранятся деньги на книжке сберегательной кассы для расширения храма – 100 руб. по книжке № 382 и капиталов причта на поминовение 245 руб. на книжке № 304». Церковь отделили от государства. На священников начались гонения. Рушили храмы. Церковь Святого Духа, прослужив чуть меньше 25 лет, прекратила свою деятельность, так как расстреляли священника, позже сняли колокола, порушили кресты, разбили иконостас. До 1940 года верующие люди заходили в изуродованную церковь и обращались к Богу со своими просьбами.

Что представляла собою церковь Святого Духа в 1940 году? Об этом можно судить по акту, составленному 29 марта 1940 года. Комиссия в составе 6 человек 20 марта обследовала церковь «на предмет определения ее хозяйственной технической годности, как коммунального здания, переданного в аренду в пользование по соответствующему договору общине верующих, где нашли, здание означенной церкви состоит из круглого леса срубленной, на кирпичном фундаменте…, одноэтажная, изнутри отщекатурена, снаружи обшита тесом, окрашенная белой краской, крыша крыта железом с одним кумполом и одной колокольной, построенной на церкви, с двумя крыльцами, одновходная, … с подвальным входом в топочное отделение калориферной печи… церковь… обнесена деревянной оградой, частично с кирпичными столбами. …Находящийся на территории внутри деревянный бревенчатый амбар с мелкими постройками размером примерно 5,5 х 7, крытый тесом, с примыкающим к нему с северной стороны сплошным из старого теса забором, который граничит от кузницы з/з на расстоянии примерно 15 метров».

Комиссия обнаружила, что здание церкви требует капитального ремонта. Например: «5. Обращаясь к внешнему состоянию здания церкви, нашли, что верхушка кумпола накренилась на северо-восток и угрожает опасности и требует немедленного ремонта; крыша имеет течи и требует ремонта, так как в крыше имеются дыры; после заделки крыша требует покраски, крыша не имеет желобков и водосточных труб; нижние бревна слуховых окон колокольни сгнили и отвалились, обшивка внутри колокольни ободрана, пол на колокольне сгнил и обвалился – угрожает, что требует немедленной заделки; лестница, ведущая на колокольню, служит ходом на крышу, имеет свободный доступ для всех».

«Исходя из изложенного во всем акте, комиссия пришла к следующему заключению: необходимо в текущем году произвести ремонт данного здания, так как его техническое состояние не пригодно для дальнейшего несения продолжения службы и исполнения обрядов верующих. При таком техническом состоянии здание угрожает опасностью и могут быть жертвы. Комиссия высказывает за немедленный ремонт здания. Сельисполком на основании составленного акта составит техническую смету на ремонт и предложит на основании сметы общине верующих произвести ремонт». Под сим решением росписи 6 членов комиссии. Акт заверен секретарем сельисполкома.

Но вот «Акт от 40 г. 13 дня июля», составленный представительной комиссией: председатель Русско-Турекского сельисполкома Домнин Аркадий Михайлович; секретарь Русско-Турекского сельисполкома Чернов А.К.; счетовод Русско-Турекского сельисполкома Бусыгин С.О.; от Русско-Турекской православной церкви: Крупин Александр Зотович и Чернов Петр Леонтьевич. Комиссия установила и составила настоящий документ о следующем: «… купол колокольни в виду ветхости пришел в негодность и упал на середину крыши, тем самым повредило средину крыши и имеются в виду другие повреждения. Причина: 1. Община верующих, несмотря на ряд предупреждений со стороны сельского совета о приступлении к ремонту данные предложения не выполнила, в чем и состоит настоящий акт». Подписи: от общины верующих председателем церковного совета – неграмотный (вместо росписи – крючок), член ревизионной комиссии… По всей вероятности, ремонт все-таки был произведен. Упавшую колокольню убрали, крышу залатали, а на месте колокольни сделали небольшую главку – в память о возвышавшейся совсем недавно и украшавшей своим видом колокольне.

И еще один документ. Это договор от 23 октября 1940 года. Директор Русско-Турекского заготзерно и церковный совет договорились: «…временно засыпать зерном Русско-Турекскую церковь в связи с перегруженностью складов сроком от 2 до 3 месяцев. Засыпку проводить средней части, исключая алтарь. Все принадлежности религиозного культа опечатать сургучной печатью. Ключ находится у церковного старосты. Имеющиеся две жилые комнаты в боковых частях здания … под жилье для сторожей на тот же срок. Окна заделать фанерой». Договор был соблюден. Скоро церковь от зерна освободили, но началась Великая Отечественная война. Церковь закрыли совсем, а в это лихое время сделали в ней клуб, место, куда молодежь могла собраться. После войны здание продолжало быть клубом, хотя по внешнему своему виду оно напоминало церковь: сохранился большой купол, главный вход, крыльцо.

Уже показывали кино, стояла киноустановка; в начале 60-х 20 века возникла необходимость в постановке нового киноаппарата, а это потребовало перестройки здания. В первой половине 1960-х годов церковь Святого Духа в селе Русский Турек утратила свое внешнее сходство с культовым сооружением: перекрыли крышу, прорубили дополнительные двери, сделали боковой пристрой, на месте парадного входа выстроили блочную кинобудку. И служило здание людям еще 30 лет. Отапливалось оно как и прежде духовой печью. Люди и сейчас восхищаются ее устройством. Служило бы до сих пор, если бы не роковой случай…

Горела церковь долго, трое суток, но спокойно, медленно. Пламени большого не было, да и погода была безветренной…

По материалам: https://sudba.ucoz.net/publ/monastyri_cerkvi_chasovni/istorija_cerkvi_svjatogo_dukha_sela_russkij_turek_urzhumskogo_rajona_kirovskoj_oblasti/79-1-0-1239


Марина Зуйкова  23 декабря 2022

Село Русский Турек – Св. Духовская церковь, деревянная, построена в 1894 г.; расстоянием от г. Вятки в 200 вер., от уез.дного города в 15 в.; причта. по штату положено: священник и псаломщик: квартиры для причта казенные; земли нет: братский денежный доход: св. 334 р. 77 к., пс. 111 р. 60 к., содержание от казны св. 392 р., пс. 122 р. 50 к.; сбор руги не производится; прихожан: правосл. рус. 585 м. п., 661 ж. п., крещ. черем. 219 м. п., 255 ж. п., старооб. 771 м. п., 777 ж. п.

Село расположено на правом невысоком берегу реки Вятки, в полуверсте от трактовой дороги, по левому берегу реки Вятки против села в верстах пяти тянется казенный лес. В приходе четыре школы, из них женская церк.-прих, и смешанная земская в селе, смешанная земская в деревне Кизери в 4 вер. и смешанная школа грамоты в деревне Дергачах в 2 вер. Мед. пунк. в г. Уржуме. В селе находится почтово-телеграфное отделение и пароходная пристань.

Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка, 1912, https://rodnaya-vyatka.ru/churches/565


Марина Зуйкова  24 декабря 2022

Поселение основано в 1459 году. Прежние названия: Русская Кизерь, Верхняя, Средняя, Нижняя Кизерь, Малый Турек. Первыми жителями деревни были марийцы. Первое документальное упоминание о деревне Русский Турек относится к 1748 году – в материалах второй ревизии за этот год. Сообщалось, что в деревне проживало 84 человека мужского пола. Первыми русскими поселенцами, по преданию, были староверы, приплывшие с верховьев реки Вятки. Поселились они по обе стороны речки Турек, оттеснив марийцев. В старину в окрестностях Турека жило много старообрядцев, была у них и своя церковь. К концу XIX века деревня Турек стала довольно крупным поселением.

23 февраля 1887 года Российским императором был издан указ «на отвод Вятскому братству Святителя и Чудотворца Николая под устройство противораскольнической школы казенного усадебного места, площадью 1800 квадратных сажень с ветхим строением, находящегося в деревне Турек Уржумского уезда Вятской губернии». Ветхое строение принадлежало лесному ведомству. В нем еще в 1886 году открылась и начала работать братская школа.

В начале 1890-х годов староверы д. Кизерь обратились к Епископу Вятскому и Слободскому с просьбой о построении единоверческой церкви в д. Турек. В 1892 году в деревне была заложена, а в 1894 году достроена эта церковь, но не единоверческая, а церковь-школа с обучением против старообрядчества. Построена она была тщанием Вятского Братства Святителя Чудотворца Николая на 3 тысячи рублей, отпущенными из средств Святейшего Синода (в другом документе писалось, что из средств Высочайшего Комитета для призрения голодающих).

23 марта 1895 года состоялось освящение храма в честь Святого Духа, но первоначально как церковь-школа была приписана к приходу с. Косьмодемьянского. Немного ранее, 12 марта 1895 года состоялось торжественное освящение креста и колоколов. Это событие сопровождалось необычным явлением: «как только вынесли из церкви крест, в небе… образовалось радужное знамение в виде венца, с сияющими лучами… Знамение было двухцветное: белого молниеносного и золотистого цвета с широкими полосами, и, переливаясь, горело неестественным светом, выделяясь на голубом небе» - писали «Вятские губернские ведомости».

Из клировой ведомости за 1895 год: «Церковь деревянная на каменном фундаменте, покрыта железом… Звонница при ней на столбах, обнесена деревянной оградой; при ней деревянный дом для братской школы».

По желанию прихожан на особом собрании 19 ноября 1897 года указом Вятской духовной консистории за № 14494 от 3 ноября того же года вновь образованное село стало именоваться Русским Туреком. Епископ Вятский и Слободской утвердил это постановление 5 декабря 1897 года.

29 августа 1896 года был выделен приход новой церкви. Торжество его открытия состоялось 25 сентября 1898 года. В рапорте благочинный о. Павел Тронин 28 сентября 1898 года писал о нем: «…торжество почтили своим присутствием многие интеллигентные мужи; немало было старообрядцев; стечение богомольцев сверх ожидания так было велико, что церковь не вмещала всех желавших помолиться».

После выделения прихода, в 1897 году в одной версте от села было отведено место под кладбище.

В 1899 году в церкви был сооружен иконостас, для которого было заказано 14 икон в художественную школу Иванова с оплатой 98 рублей. В 1901 году в церкви был поставлен новый иконостас в 2 яруса.

Сразу после освящения церкви начались работы по устройству колокольни в одной связи с ней и организован сбор средств. Для этого был построен пристрой к церкви, подведенный под одну крышу с ней. На нем в 1900 году и была поставлена «колокольница» над входом в здание; освящение новой колокольни состоялось 22 октября 1900 года.

В 1900 году под церковью была сооружена духовая печь для ее отопления со входом с улицы. Весной 1901 года церковь была оштукатурена внутри и обшита тесом снаружи. Часть деревянного пола (особенно там, где была духовая печь) была заменена каменным. Тогда же были сделаны вторые рамы для окон в новой пристройке к храму и для вновь сделанной боковой запасной стеклянной двери.

Перед революцией планировалось расширить церковь (в 1916 году на эти цели на книжке сберегательной кассы хранилось 100 рублей), был составлен план реконструкции купола, более высокого, с оконными проемами, но гражданская смута сорвала эти планы. Успели только закупить колючую проволоку для обнесения ею приходского кладбища, а церковную территорию огородить новой оградой. В 1916 году церкви принадлежали дом, лабаз, амбар и сторожка.

Из описания церкви за 1924 год: «Здание деревянное на каменном фундаменте, покрытое железом, одноэтажное с дубовым отоплением. Длина 10 ½ саж. 2 ар. и высота 2 ар.; колокольня в общей связи с храмом. Оценка 750 рублей». На колокольне висело 7 колоколов, самый большой весил 49 п. 23 ф. В церкви была большая библиотека: 1. отдел богословский, 2. миссионерский, 3. проповеднический, 4. периодических изданий, 5. официальных изданий с 1888 по 1919 гг., 6. смесь. В этой библиотеке хранилось 15 старопечатных книг в кожаном переплете. Особые достопримечательности: 2 напрестольных креста, большой и средний, чаша с 6 принадлежностями, копье, 2 ковшика, кадило, дарохранительница – из серебра; 2 Евангелия в серебряном окладе с 2 сторон с бархатным корешком; картограмма со снимками из красной меди и олова с подлинных древнегреческих монет и на них фигуры 4-конечных крестов для доказательства, что заблуждаются поклоняющиеся одному только 8-конечному кресту.

Ближайшие церкви: с. Космодамианского – в 7 верстах; с. Актыгашева – в 12 верстах; с. Шевнина – в 12 верстах; завода Шурмы – в 14 и 15 верстах; града Уржума – в 15 верстах.

Причт: священник и псаломщик. За всю историю церкви в ней служило 6 священников: о. Константин Зеленин (1895 – 1896 гг.); о. Николай Модестов (1896 г.); о. Николай Трапицын (1896 – 1898 гг.); о. Стефан Тронин (1898 – 1908 гг.); о. Георгий Тарабукин (1908 – 1930 гг., расстрелян 15 мая 1930 г. в Солдатском лесу), о.Феодор Годяев (9 декабря 1937 г. был осужден на 10 лет «за участие в контрреволюционной повстанческой организации»).

Из описания прихода за 1910 год: «Село расположено на правом невысоком берегу реки Вятки, в полуверсте от трактовой дороги, по левому берегу реки Вятки против села в верстах пяти тянется казенный лес…. В селе находится почтово-телеграфное отделение и пароходная пристань». Прихожан было: православных русских 585 м.п. и 661 ж.п., крещеных марийцев 219 м.п. и 255 ж.п., старообрядцев 771 м.п. и 777 ж.п. В селе была женская церковно-приходская школа. В 1895 и 1913 году приход посетил Епископ Вятский и Слободской.

18 марта 1922 года произошло изъятие церковных ценностей. В советское время причт уклонился в обновленческий раскол и пребывал в нем, очевидно, до закрытия церкви, так как упоминание об этом встречается еще за 1937 год. А предпосылки к этому возникли еще в 1919 году, когда уездная газета писала о диаконе Гужавине – «диакон пользуется полным уважением как со стороны местного Совета, так и ячейки коммунистов и принимает деятельное участие в культурно-просветительской работе» и даже собирался выйти из духовного звания, за что к нему недружелюбно относились священник Тарабукин и верующие. В народе говорили: «диакон у нас большевикам продается».

29 марта 1940 года здание Русско-Турекской церкви было обследовано технической комиссией, которая записала в акте: «Здание означенной церкви состоит из круглого леса, срубленного на кирпичном фундаменте размером… метров, одноэтажная, изнутри отштукатурена, снаружи обшита тесом, окрашена белой краской, крыша крыта железом с одним куполом и одной колокольней, построенной на церкви, с 2 крыльцами, одно пришло в ветхость и второе совершенно разрушено, которое служит для запасного выхода с одним подвальным входом в топное отделение калориферной печи, которая пришла в ветхость. Церковь расположена на территории Русско-Турекского пункта заготзерно… обнесенная деревянной оградой частично с кирпичными столбами вся разрушена, требует капитальногоремонта».

После этого техническая комиссия, найдя, как писали верующие, что «техническое состояние пришло в негодность и угрожает опасности жизни посещающих: обвалом штукатурки, потолка, кумпола и предложила верующим непосильный и ненужный ремонт церкви» (решение Президиума сельсовета от 3 апреля 1940 года). Тогда же церковному совету было «предложено» прекратить службы в церкви до окончания ее ремонта. Однако верующие, видимо, отказались от ремонта и даже не приступали к нему, о чем сообщалось в протоколе заседания Исполнительного комитета райсовета д.т. от 17 июня 1940 года, на котором было решено расторгнуть договор с общиной верующих. В акте обследования церкви от 13 июля 1940 года сообщалось: «кумпол колокольни ввиду ветхости пришел в негодность и, причем, упал на средину крыши, тем самым повредило крышу…»

Ввиду этого Исполнительный комитет Кировского областного совета д.т. принял в августе 1940 года решение о закрытии церкви с передачей ее здания на слом Шурминскому райсовету, но в жизнь оно не было притворено по какой-то причине. 26 сентября 1940 года сельсовет, запрашивая исполком облсовета, как обстоит дело с вопросом о расторжении договора, сообщал, что верующие так и не приступали к ремонту и за этот период произошел ряд разрушений церкви. Внятного ответа на этот запрос, видимо, так и не пришло, и в октябре местные власти сделали еще одно наступление на церковь. 18 октября 1940 года завзаготзерно Щинов дал телеграмму в Облисполком: «Перегрузка складов зерном просить разрешить засыпать церковь Туреке Последняя бездействует 7 месяцев».

Не дожидаясь ответа из центра, 23 октября директор заготзерно заключил договор с церковным советом «временно» использовать здание церкви под засыпку зерном. В этом договоре сообщалось: «…временно засыпать зерном Русско-Турекскую церковь в связи с перегруженностью складом сроком от 2 до 3 месяцев. Засыпку проводить средней части, исключая алтарь. Все принадлежности религиозного культа опечатать сургучной печатью. Ключ находится у церковного старосты. Имеющиеся две жилые комнаты в боковых частях здания… под жилье для сторожей на тот же срок. Окна заделать фанерой». 18 ноября 1940 года из Кирова пришло разрешение на засыпку церкви зерном. Однако в дальнейшем освободить церковь от зерна власти и не подумали, о чем свидетельствует жалоба верующих от 20 февраля 1941 года. Наконец, Исполнительный комитет Кировского областного совета д.т. вынес решение за № 513 от 25 апреля 1941 года о закрытии церкви в с. Русский Турек, мотивируя это тем, что церковь не используется уже год, а 20-ка церкви от содержания ее и ремонта отказалась. Здание было передано Шурминскому райсовету под культурные цели.

В начале 1944 года Русско-Турекские верующие решили образовать вновь религиозное общество и написали в вышестоящие инстанции ходатайства об открытии церкви (в том числе в Совет по делам РПЦ при СНК РСФСР и Епископу Кировскому Вениамину). В своем заявлении 2 февраля 1944 года Уполномоченному по делам РПЦ по Кировской области Мошкову они сообщали, что церковь, закрытая под предлогом ее ветхости, ее новыми хозяевами так и не была ремонтирована и состояние ее такое же, как и в 1940 году, а потому причину ее закрытия они считали не обоснованным. Тут же верующие сообщали, что несмотря на внутреннюю переделку (убрали иконостас, престол), церковь вполне пригодна для богослужения.

15 февраля 1944 года в требуемой Мошковым справке местные власти сообщали о состоянии храма: «…Церковь в данное время находится под сельским клубом, церковная утварь находится частично у верующих, но и большое количество не хватает…» На основании этой справки Исполнительный комитет Кировского областного совета д.т. вынес решение за № 597 от 28 апреля 1944 года об отклонении ходатайства верующих.

Из описания церкви за 1948 год: «церковь выстроена в 1851 году. Здание церкви деревянное, на каменном фундаменте, снаружи обшито тесом, внутри отштукатурено, крыша покрыта железом, с пристройкой колокольни. Колокольня и сторожка сохранены, крестов на колокольне нет. Иконостас и церковная ограда ликвидированы. Оконные рамы целы, но у 4 нет стекол (забиты досками)».

Все последующие годы здание церкви использовалось под клуб, сохраняя свой первозданный вид – купол, главный вход, крыльцо. В первой половине 1960-х годов, когда возникла необходимость в постановке нового киноаппарата, оно было значительно перестроено, после чего утратило свое сходство с церковью.

http://urzhum-uezd.ortox.ru/khramy_vjatskojj_gubernii/view/id/1193271



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.