Достопримечательность триверхая. План её состоит из трех участков: четырехугольного Бабинца, удлиненного с юга на север восьмиугольника (четырехугольника со срезанными углами) – центрального участка и шестигранного (четырехугольника со срезанными наружными углами) алтаря. При этом все три участка удлинены по оси Юг–Север. Построена в 1772 г., в 1884 г. её ремонтировали (П. Юрченко «Деревянное зодчество Украины». Киев, Изддательство АН УССР, 1949 г.). Бесспорно, были и другие ремонты. К центральному участку с юга и севера достроены притворы; крыши их закрыли окна в Южной и Северной гранях сруба стен, и их пришлось зашить. Возможно, позже крыши над верхними заломами приобрели банястою форму, тогда как форма перекрытий над первыми заломами с плоскими гранями напоминает о первоначальной деревянной крыше. Позже пристроены глухие фонари и главки.
Главная задача, которую ставил перед собой мастер Рождество-Богородицкой церкви в Хмелеве – построить церковь, которая бы поражала могуществом форм, высотой, устремлением масс верхов вверх.
Снаружи граненые срубы стен - высокие, стройные, а вместе с тем они весомые. Верхи памятника также высоки, но массы их легче, стройнее сруб стен; они легко выносят объемы верхов участков. Заломы верхов - высокие, стремительные. Крыши на первых заломах (их грани) – плоские, прямолинейные в контурах. Объемы восьмериков, особенно алтаря и Бабинца - стройные; выпуклые перекрытия высоких верхних заломов напряженным движением резко уменьшают объемы верхов и переводят их в глухие фонари.
Особенно ярко попытка мастера придать массам здания напряженного порывания вверх проявляется в интерьере церкви.
Сплошность внутреннего облика Бабинца нарушают хоры (на чертежиках они не показаны) с уделом на них, пересекающие пополам по вертикали объем Бабинца и тем лишающие возможности воспринять в натуре объем Бабинца в целом. Лестница на хоры – в клетке – в углу Бабинца. Сруб Бабинца от центрального участка отделяют довольно широкие заплечики. В Южной и Северной гранях сруба стен Бабинца по двое окон, расположенных в два яруса; притом лежат они не на уровне окон центрального участка и алтаря. Ригелей в бабинке нет. А переход четырехугольного сруба стен в залом проведен так: над углами сруба стен вверху между соседними гранями врублен брус, над ним заложен второй, что и начинает короткую угловую грань залома.
Над этими двумя брусьями идут брусья наклонной части угловой грани залома. Первый залом Бабинца - стремительный и высокий. Грани его, преломленные в пределах 70-65°, переходят в высокий стройный восьмерик, прорезанный четырьмя окнами. Завершает Бабинец верхний залом. Его грани застеклены в пределах тех же углов, что и грани первого залома; но из-за недостаточного освещения (лишь рефлексами снизу) верхний залом Бабинца выглядит немного банястым и не таким стремительным, как первый. С центром Бабинец соединяет высокий (около 8 м высотой) просвет. Форма его контура вверху в углах напоминает обломы карниза в разрезе и состоит из полочек, гуська и четвертьвалка.
Центральный участок в плане - восьмигранник, вытянутый по оси Юг-Север (отношение ширины к длине составляет 4:3). Сруб стен ее воспринимается как помещение просторное и сдержанно-энергично развернутое кверху. Высота сруба стен на 1/4 высоты преобладает его длину и почти равна ширине плана. Умеренно стройный сруб стен центра выше, чем сруб стен Бабинца. Высоту его несколько притушивают шесть окон, размещенных по одному в каждой внешней грани в одной горизонтали. Они будто пересекают светлым ореолом пополам сруб стен. Маленькие звездчатые окна в Южной и Северной гранях смягчают суровость формы сруба стен. В Центральном срубе стен мастер вводит резные, ригели при коротких гранях и размещает их в два яруса: над окнами и чуть ниже верхнего венца сруба стен.
Залом центрального верха первого сруба высокий. Грани его остеклены предельно стремительно; Восточная и западная грани преломлены под углом в 70°, притом узкие грани, очень мало сужаются кверху, Южная и Северная преломлены под углом 60°. Залом возводился из расчета, чтобы длина и ширина основания восьмерика равнялись плану алтаря.
Легкий, ярко освещенный восьмерик центрального участка - раскидистый и высокий (его высота равна высоте восьмерика Бабинца). Узкие грани восьмерика обозначены ригелями, в более широких – прорезано четверо окон. Сруб восьмерика имеет наклон внутрь (особенно западная и Восточная грани). Восьмерик легко переливается в объем второго залома. Верхний залом центрального верха имеет такую же высоту, как и восьмерик, и грани его застеклены под углом 66°. Верх центрального участка выше сруба стен (равен ширине плана участка). Внутренняя высота центрального участка на половину длины плана алтаря превышает длину плана строения.
Размеры плана алтаря и его верха мало отличаются от размеров плана и верхов Бабинца. Поэтому алтарь помогает составить представление и о формах, которые имел бы Бабинец без хоров. Помещение алтаря в интерьере не кажется тесным. Сруб стен высокий, стройный (высота сруба чуть ли не вдвое превышает длину плана его). Три более широкие грани сруба стен прорезаны окнами; низ алтаря хорошо освещен. В алтаре ригелей нет, и объем сруба стен непосредственно переходит в объем первого залома. Первый залом алтаря высокий и отвесный: Восточная грань его застеклена под углом 75°. Западная грань преломлена под углом 67°; следовательно, первый залом будто пытается немного «отодвинуть» верх алтаря от центрального верха, тогда как наклон Восточной и Западной граней первого залома в бабинке (70-65°), наоборот, будто хотел приблизить верх Бабинца к центральному верху. Стремительный первый залом алтаря ниже того же залома Бабинца. Стройный высокий восьмерик алтаря, ярко освещенный четырьмя окнами, имеет почти такую же высоту, как восьмерик Бабинца (и центра), но длиннее и шире восьмерика Бабинца. Высокий стройный второй залом алтаря - такой же, как и у Бабинцы, - эффектно завершает объем алтаря. Высота второго залома и восьмерика вместе равны, как и у Бабинцы, длине плана центрального участка. С центральным участком алтарь соединяет просвет, шире чем в бабинке (на границе этих участков сруб центра заплечиков не имеет), но значительно ниже. Над этим просветом прорезан голос, более низкий и сложный по контуру от первого просвета. Следовательно, формы алтаря также легко и энергично разворачивают объем участка.
Достопримечательность построена народным мастером, талантливым художником, сторонником мужественных, эффектных архитектурных форм.
Анализ обмерных чертежей показал, что исходный размер при разбивке плана в натуре – ширина центрального участка; 3/4 ширины дает полную длину того же участка; ширина Бабинца и алтаря равна 1/2 диагонали четырехугольника, который вписывается в восьмигранник центра. Длина Бабинца-апофема равностороннего треугольника со стороной, равной ширине Бабинца, а длина алтаря составляет 1/2 ширины плана центра: Длина алтаря / длина Бабинца = длина Бабинца / длина центра.
Длина здания равна утроенной ширине плана Бабинца. Южная и Северная грани алтаря и Бабинца лежат не на одной прямой. Это свидетельствует, что план срубов каждого участка в натуре разбивался последовательно, один за другим. Поэтому деформация в разбивке плана одного участка отражалась на форме плана других участков. Непараллельно отраженные на земле Восточная и западная грани центрального участка привели к тому, что боковые грани алтаря разместились не на продолжении линий, на которых лежали грани Бабинца, а на линиях, лежащих под углом к оси плана Бабинца. Следовательно, продольной оси строения мастер не разбивал.
Высота сруба стен Бабинца равна полуторной полной длине плана участка. Верхняя грань первого залома Бабинца - длина сруба стен участка (вверху) равна 1/2 ширины плана участка и высота – 1/2 длины плана Бабинца. У восьмерика Бабинца длина основания составляет 1/2 ширины плана участка, а высота восьмерика – половине диагонали четырехугольника, что составляет западную половину плана Бабинца. Количество венцов в западных гранях восьмерика и первого залома Бабинца одинаковое. Высота второго залома и восьмерика вместе равна длине плана Бабинца. Высота верха Бабинца на высоту одного венца меньше высоты сруба стен участка, или равна диагонали плана участка. Высота сруба стен центрального участка равна ширине плана участка минус толщина одного бруса.
Высота первого залома центрального верха равна длине южной грани плана участка. У восьмерика длина равна длине плана алтаря, ширина – длине восьмерика и высота – высоте восьмерика верха Бабинца. Сруб восьмерика центрального верха имеет наклон внутрь (особенно восточная и западная грани). Длина восьмерика на 50 см меньше вверху чем внизу. Высота восьмерика и первого залома вместе равна полной длине сруба стен участка (вверху). Высота центрального верха равна ширине плана участка, внутренняя высота центрального участка - удвоенной ширине сруба стен участка (вверху).
Высота сруба стен алтаря равна высоте сруба стен Бабинца. Высота второго залома и восьмерика алтаря вместе равна полной длине плана участка. Высота верха алтаря меньше высоты верха Бабинца и равна длине плана центра. Внутренняя высота алтаря на один венец ниже внутренней высоты Бабинца.
Расстояние от пола: до звездчатого окошка в Центральном срубе равно длине плана участка, до верхнего окна в бабинке – длине плана Бабинца, до просвета прямоугольного окна в срубе стен центра – 1/2 высоты сруба стен Бабинца. Окна в восьмерике центрального верха заложены над верхним венцом сруба стен участка на высоте, равной длине плана алтаря, а центр этого окна приходится на вершину равностороннего треугольника, построенного на полной длине плана строения. Окна в восьмерике алтаря заложены над верхним венцом сруба стен участка на высоте, равной полной длине того же восьмерика. Окна в восьмерике Бабинца заложены над верхним венцом сруба стен участка на высоте, равной 1/2 полной длины сруба стен центрального участка (вверху).
Взаимосвязи длины плана алтаря, Бабинца и центрального участка соответствуют предписаниям «золотого деления». Но нигде мы не встретили последовательного проведения этого предписания как метода ни при построении всех составных частей плана, ни при заготовке всех компонентов (срубов стен, восьмериков, изломов) объемов строения.
Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам и фото 1929 г., перевод с украинского, орфография сохранена.