Шихобалово, или Шухобалово, от Владимира находится в 40 верстах, а от Суздаля в 20-ти верстах, при потоке Шуге, от которого и получило своё название.
Шихобалово весьма древнего происхождения; из старинных документов видно, что оно принадлежало Суздальским князьям, и в первой половине 15 столетия было вотчиной Суздальского князя Ивана Андреевича. Князь Иван Андреевич в 1442 году «своего ради спасения» пожаловал Шухобалово Троице-Сергиеву монастырю. В «данной грамоте» читаем*: «Милости ради святой Троицы, своего ради спасения, я, князь Иван Андреевич пожаловал в лице Зиновия Игумена** Сергиеву монастырю с братией, дал в собственность монастырю святой Троицы село своё Шухобалово в своей вотчине в Суздале, на помин родителей своих. А дана грамота в Суздале, месяца Октября, 26 числа в лето 1442-е.»
В 1493 году игумен Троице-Сергиева монастыря Симон обращался с жалобой к Великому Князю*** Ивану Васильевичу на Юрьевского наместника зато, что последний взял пошлину за провоз хлеба из Шихобалова в монастырь: по этой жалобе Великий Князь писал Юрьевскому наместнику: «бил челом Троице-Сергиева монастыря игумен Симон с братией, а сказывает: что де их жито монастырское из села Шухобалова (везли) в монастырь (на расстояние полторы сотни вёрст) на четырёх возах, и ты де взял с них мыта полтора рубля... А (впредь), если повезут к ним хлеб из их села Шухобалова, ты бы с них хлебных пошлин не брал.»
Эта льготная грамота Великого Князя Ивана Васильевича была подтверждена Великим Князем Василием Ивановичем в 1506 году, при игумене монастыря Серапионе, и Великим Князем Иваном Васильевичем в 1534 году, при игумене Иоасафе.
Упомянутый игумен Иоасаф в 1529 году обращался с жалобой Великому Князю Василию Ивановичу на соседних к селу Шихобалову крестьян за то, что они, пользуясь отдалённостью владельца - монастыря, рубят на свои нужды рощи и леса, принадлежащие Шухобалову. На эту жалобу была Великокняжеская грамота такого содержания: «Я, всея Руси князь Василий Иванович, игумена Иоасафа с братию пожаловал: в те их рощи и старые леса по дрова и по хоромный (строевой) лес ездить не велел никому... А кто учинит ослушаться, сей моей грамоты не послушает, тому от меня от Великого Князя быть в опале и в продаже.» Эта грамота Великого Князя Василия Ивановича была подтверждена грамотой Великого Князя Ивана Васильевича в 1534 году и в 1551 году.
В 1586 году Троице-Сергиеву монастырю Великим Князем Фёдором Ивановичем была дана «Губная грамота», которой разрешалось монастырю в своих вотчинах, а в том числе и в Шухобалове, учредить губных приказчиков, старост, целовальников «для татиных (воровских) и разбойных дел... чтобы лихих людей, и татей (воров) и разбойников сыскивать меж себя самим».
Вотчиной Троице-Сергиева монастыря село Шихобалово оставалось до отобрания монастырских вотчин в казну в 1764 году.
Церковь в Шихобалове, несомненно, древнего происхождения; но из истории её ничего не известно. Существующая церковь построена в 1826 году на средства прихожан; зданием каменная, двухэтажная, с каменной колокольней. Престолов в церкви два: в верхнем этаже - в честь Успения Божией Матери, в нижнем - во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Причт пользуется половиной дохода с прихода села Ярышева-Звенцова; другой половиной дохода пользуется Богдановский причт.
Приход состоит из села (109 дворов) и деревни Уварово в 2-х верстах от церкви; всех дворов 136, мужское население 432, женское 505 человек.
По материалам книги Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии//Выпуск третий. Суздальский и Юрьевский уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Березин. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.Паркова, 1896. Страницы 160-162.
=====
Современные примечания
*- здесь и далее стиль изложения и речевые обороты приближены к современному написанию, необходимые пояснения значений слов даны в скобках
** - игумен Зиновий занимал свою должность в 1436 - 1445 годах
*** - все княжеские титулы в оригинальном тексте прописаны с заглавной буквы