ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Козловка. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Козловка. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:Между 1862 и 1869.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Воронежская область, Бутурлиновский район, с. Козловка

Координаты: 50.855808, 40.460584 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  20 мая 2022

Троицкий. В этом слове будто слышится мелодичный колокольный звон, который рождает добрые воспоминания о прошлом. Около ста лет это слово на устах тех, кто основал, родился или долгое время жил в поселке с таким названием.

Он выселился из Козловки, когда ей перевалило за двести лет своего существования, и она многое успела повидать на своем веку. Жители поселка разных поколений всегда знали свои родовые корни, знали, откуда они выселились. Знали, что название поселок получил от Троицкой церкви, из прихода которой шло переселение козловских крестьян на свободные земли, так как здесь ее уже не хватало. Однако историю церкви почти никто не ведает. А знать надо, как говорится, сам Бог велел. Ведь жизнь наших предков от рождения и до смерти была связана с церковью. Здесь они крестились, венчались, здесь проходило отпевание. И сейчас недалеко от места, где стояла церковь, находится кладбище, где нашли свой покой наши предки. Церковь являлась в то время духовным центром села, а священники самыми грамотными людьми. История церкви тесно связана с поселком Троицкий, поэтому хочется рассказать о ней поподробнее, опираясь на сведения воронежского ученого-историка, уроженца Козловки, большого знатока истории воронежских храмов и патриота нашего края А.Н. Акиньшина.

Первая каменная церковь в центре Козловки была построена в 1827 году взамен сгоревшей деревянной Никольской, стоявшей «У креста». Население Козловки в тот период росло быстро. Здесь проживало людей больше, чем во многих уездных городах губернии - около восьми тысяч человек. Одна Успенская уже не могла вместить всех желающих прихожан, да и добираться сюда с дальних окраин большого села было нелегко. Вот почему возникла необходимость в строительстве новой церкви.

В 1862 году крестьяне выбрали для нее самое высокое в селе место в двух верстах к западу от действующей Успенской церкви. Сразу же начались хлопоты по ее возведению. Храмозданная грамота была выдана воронежским архиепископом Иосифом 25 сентября 1862 года. Строительство велось семь лет. Летом 1869 года церковь освятили во имя святой живоначальной Троицы. Ее строительство обошлось сельскому обществу в тридцать тысяч рублей. Сумма по тем временам большая. В отличие от Успенской в архиве не сохранилась фотография Троицкой церкви. Однако точно известно, что она была меньше старой по размерам. Есть ее описание, которое дает возможность представить ее внешний облик.

Троицкая церковь имела вид продолговатой палаты, увенчанной одной главой. Иконы здесь имелись обыкновенного русского письма. Среди них ни древних, ни редких не имелось. Кроме основного Троицкого, в церкви были два придельных престола во имя Покрова Пресвятой Богоматери и в память Тихона Святителя Задонского. Вот почему долгие годы советского периода в бывшем приходе козловчане отмечали престольные праздники - Покров и Троицу. Местность, где когда-то располагалась церковь, и теперь называют. «Троицкое». Это название прочно закрепилось в сознании людей, как память о прошлом.

С первого года строительства церкви в 1862 году в нее назначили настоятелем Василия Алексеевича Лебединского, родившегося в 1829 году в слободе Калитва, ныне Россошанского района. Его старший брат Иван(1822-1893) учился вместе с известным воронежским поэтом И.С. Никитиным. Позже Иван Лебединский станет митрополитом Московским под именем Леонтий. Высокопреосвященный Леонтий подарил Троицкой церкви, где служил брат, часть икон и богослужебных книг, о чем прихожане долго вспоминали с большой благодарностью.

В 1895 году отец Василий в память о скончавшемся брате Леонтии на собственные средства построил деревянное школьное здание, недалеко от церкви. Осенью того же года здесь начались занятия. Два учителя раздельно обучали мальчиков и девочек. По этому случаю осенью 1896 года из Воронежа в Козловку прибыл викарный епископ Владимир (Соколовский). При большом стечении жителей села он освятил новую школу. Сельское общество решило выделять на ее содержание по сто рублей в год.

Троицкая церковь, сложенная из кирпича и стоящая на самом возвышенном месте села, была видна с его самых дальних окраин. Восходящие лучи солнца, прежде чем коснуться земли, падали на сверкающий купол церкви. Издали казалось, что он висит в воздухе и плывет в небесной синеве. Колокольный звон эхом отдавался в соседнем Шиповом лесу. Волшебный звон притягивал к себе людей. Прихожане шли сюда с Озорного планта, Гавриловки, Дуная, Вышвыровки, со всех Самоволовок, Морозовки, Пажи, Кутка и других улиц тогдашнего села. Приход Троицкой церкви насчитывал 990 дворов, с населения 7560 человек. Он считался самым крупным в селе.

В 1881-1885 годах псаломщиком Троицкой церкви служил один из близких родственников известного поэта пушкинской поры А.П. Серебрянского, Андрей Дмитриевич Серебрянский. У него тоже была творческая жилка. В1884 году в «Воронежских епархиальных ведомостях» он напечатал первую статью по истории Козловки. В1908 году Василий Алексеевич Лебединский ушел за штат, прослужив почти полвека. Он остался жить в Козловке. В этом же году церковь стала двуштатной: два священника, дьякон и два псаломщика. Лебединского сменил в 1908 году Александр Михайлович Автономов (1872 - после 1917), который имел в семье пять дочерей. Вторым священником служил Василий Митрофанович Богатырев (1882 - после 1917). Он прибыл в Козловку из Бутурлиновки, где был дьяконом. Обязанности дьякона и псаломщика в Троицкой церкви исполнял Павел Тимофеевич Иванов (1854-1917). Он сменил Андрея Дмитриевича Серебрянского и жил в Козловке начиная с 1884 года. Еще одним псаломщиком в Троицкой церкви состоял Николай Николаевич Медведев (1878 - после 1936). Просфоры в церкви выпекала Александра Ивановна Александрова. Церковным старостой служил местный крестьянин Иван Алексеевич Лепехин. После 1921 года в Троицкой церкви появился священник Иван Аристов. К числу духовенства относился и заштатный протоиерей Василий Алексеевич Лебединский со своей семьей. С ним и его женой Александрой Ильиничной жил их взрослый сын Михаил, который имел свою семью. Другие сыновья Леонтий и Владимир жили отдельно и занимались земледелием. Дочери находились замужем. Старшая Лидия - за священником, младшая Анна за русским консулом в Манчжурии А.Т. Бельченко.

Василий Алексеевич Лебединский за многолетнюю службу был награжден орденом, что давало ему право на потомственное дворянство. Однако он не воспользовался этим правом, не изменил своего социального статуса, чем еще больше получил уважение простых прихожан.
Как известно, церкви в дореволюционной России имели свои земли. Троицкая церковь владела 33 десятинами пахотной земли. Ее притч обрабатывал своими силами и получал от собранного урожая 220 рублей дохода. На церковной земле стояла деревянная сторожка. Священник А.М. Автономов, псаломщик П.Г. Иванов имелисобственные дома, крытые железом. Остальные жили в наемных квартирах.

В 1892 году была открыта церковно-приходская школа. На ее содержание сельское общество выделяла по 140 рублей в год. В этот период в школе обучалось 83 мальчика и 22 девочки. Такая школа имелась и при Успенской церкви, открытая раньше и позже при Вознесенской церкви, которая была построена в 1906 году. Тогда в селе проживало много грамотных людей. Церковь многое делала для их образования.

Одно время козловчане в качестве паломников совершали походы к святым местам - в Киево-Печерскую Лавру и даже в Иерусалим. Собирались в небольшие группы и отправлялись в долгий и далекий путь. Их звала любовь к Богу. Побывавшие в святых местах люди много интересного рассказывали своим землякам. Среди паломников были и те, кто стал потом первопоселенцем Троицкого. Они находились уже в пожилом возрасте, и еще помнили священников, которые благословляли их на святое дело. Многие первопоселенцы поселка получили крещение в Троицкой церкви. В этом можно убедиться, если полистать метрические книги, хранящиеся в архиве Бутурлиновского ЗАГСа.

С волнением читал я книгу Троицкого церковного прихода, когда нашел в ней запись о рождении своих родителей.

Вот запись о моей матери за 1909 год: «Александра рождена 19 апреля, 22 крещена. Родители - Тимофей Васильевич Поротиков и его законная жена Мария Константиновна - православные. Восприемники - Василий Дмитриевич Сенчихин и Федора Константиновича Рогатнева жена Мария Федоровна. Священник Василий Богатырев с псаломщиком Павлом Ивановым». А вот запись об отце за тот же 1909 год: «15 июня 1909 года родился Тихон. Родители - запасной солдат Григорий Стефанович Докучаев и его законная жена Мария Петровна. Восприемники - Николай Яковлевич Ермолов и крестьянская жена Мария Ивановна Неретина. Крестил священник Александр Автономов с псаломщиком Павлом Ивановым».

Как видно, псаломщик один, а священники разные. Крещение родителей произошло через сорок лет, как стала действовать Троицкая церковь. Многие сверстники моих родителей и кто старше, и кто моложе прошли через эту церковь. Эти духовные связи не прерывались и в советское время, когда уже жили на поселке. В Козловку жители поселка постоянно ездили к оставшимся здесь родственникам на престольные праздники, где воспоминаниям о былом не было конца, в том числе и о священниках.

Похороны членов притча и крестьян-благотворителей нередко проходили в церковной ограде. Особенно пышными были похороны настоятелей. Так случилось и с Василием Алексеевичем Лебединским, который скончался 12 июня 1912 года. На его отпевание съехалось духовенство с многих сел бывшего Бобровского уезда. Во время воинствующего атеизма могилы священников не только забросили, но и разрыли. Притеснения церковников начались сразу после установления советской власти.

Последняя запись в метрических книгах Козловских церквей относится к 1917 году, а через два года здесь началась опись и изъятие церковного имущества. Сбрасывали колокола, забирали церковные ценности, не считаясь с мнением и чувствами людей.

В конце 20-х годов Троицкая церковь, как и две другие в Козловке, закрыли, а потом разрушили. Кирпич использовали для хозяйственных нужд. Церкви разрушили, но не уничтожили о них людскую память. Церковь оставила у наших предков глубокий след. Прихожане шли сюда и «в дни торжеств и бед народных», чтобы успокоить душу. Церковь воспитывала з людях духовную чистоту, высокую нравственность, оберегала от дурных поступков. Священники учили крестьянских детей грамоте, так как они считались самыми образованными людьми в селе.

Когда для атеистов исчез Бог, то все стало позволено, никакой преграды на пути к греховному не оказалось. Плоды этого безбожья мы пожинаем до сих пор. Это воровство и коррупция, убийства и беспредельная лож на всех уровнях. Бездуховность и безнравственность дают о себе знать.
В последнее время в стране снова начала возрождаться церковь. Все возвращается, как говорится, «на круги своя». Значит, будет возрождаться и здоровый дух наших людей.

https://buturlinovka777.ru/2010-09-22-18-53-39/285-2011-07-10-19-35-22/998-troitskay-cerkov.html

Подробные сведения в клировых ведомостях приведены о Троицкой церкви с. Козловка. Ее приход включал 990 дворов с населением в 7560 человек. С 1908 года церковь стала двухштатной: два свя­щенника, дьякон и два псаломщика. Василия Лебедянского в дол­жности настоятеля церкви в 1908 году сменил Александр Михай­лович-Автономов (1872 — после 1917), имевший в семье пять до­черей. Вторым священником служил Василий Митрофанович Богатырев (1882 — после 1917), прежде бывший дьяконом в Бутурлиновке. Павел Тимофеевич Иванов (1854—1917) совмещал обязанности дьякона и псаломщика, он жил в Козловке с 1884 го­да и сменил в Троицкой церкви Андрея Дмитриевича Серебрянского. Его дочь Антонина (1891 —1950-е гт.) учительствовала в Троицкой церковноприходской школе, а затем, вплоть до начала 1950-х годов, преподавала в начальной школе. Еще одним псалом­щиком у Троицы состоял Николай Николаевич Медведев (1878 — после 1936). Просфоры в церкви выпекала Александра Ивановна Александрова. Церковным старостой служил сорокалетний кре­стьянин Иван Алексеевич Лепехин.

Среди духовенства состоял и заштатный протоиерей Василий Алексеевич Лебединский с семьей. С отцом и матерью Александ­рой Ильиничной жил взрослый сын Михаил, имевший свою семью. Леонтий и Владимир, ставшие землевладельцами, обитали в Козловке своими дворами. Дочери были отданы замуж: Лидия — за священника, младшая, Анна, — за русского консула в Маньчжурии. Между прочим, по полученным за многолетнюю службу орденам В. А. Лебединский приобрел право на потомст­венное дворянство; но возможностью изменить свой социальный статус не воспользовался. Троицкая церковь владела 33 десятинами пахотной земли, ко­торую причт обрабатывал своими силами, получая 220 рублей до­ходов. На церковной земле стояла деревянная сторожка. Собст­венные деревянные дома, крытые железом, имели священник А. М. Автономов и псаломщик П. Т. Иванов, остальные жили на квартирах.

Церковно-приходская школа, открытая в 1892 году, получала от сельского общества на свое содержание 140 рублей в год, в ней обучались 83 мальчика и 22 девочки. Поблизости от церкви располагалось кладбище, действующее и по сию пору. Всего в Козловке в 1911 году проживали 14858 человек, из них к духовному сословию принадлежали 66 человек. Это менее половины процента от всего населения, но их влияние на жизнь сельского общества неизмеримо выше этой доли. В селе было око­ло десяти школ разных типов, во всех преподавали священники, а церковно-приходскими они же и заведовали. Практически все дети могли уже получить начальное образование, другое дело, что кре­стьяне не спешили отдавать их в школу, особенно девочек. Еще в 1880-е годы священник В. Турбин отмечал, что - «между жителями очень много грамотных, в каждом дворе по 2, 3; но умеющих писать не много, что зависит от того, что крестьяне почти никогда не упражняются в письме. Довольно грамотных и между женщи­нами». Сохранившиеся в районном архиве ЗАГСа в Бутурлиновке метрические книги позволяют увидеть те перемены в штате хра­мов, которые произошли после 1911 года. В Троиц­кой церкви появился священник Иван Аристов.

Из метрик видно, что нередкими были похороны в церковной ограде. Там погребали всех членов причта и местных крестьян-благотворителей. Особен­но пышно прощались с настоятелями. На отпевание протоиерея Василия Лебединского, которым скончался 12 июня 1912 года, съехалось духовенство многих сел Бобровского уезда. Все могилы в церковной ограде утрачены, а многие попросту разрыты при строительных работах, кости выброшены.

В конце 1920-х годов церкви стали одну за другой закрывать, а затем и рушить. В середине 1930-х годов все три церкви уже не действовали. Ме­ста расположения церквей в Козловке давно застроены.

http://www.buturlinovka.ru/econsuborg76.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.