ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Корелы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Корелы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1795 и 1810.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Владимирская область, Александровский район, деревня Корелы

Координаты: 56.482353, 38.443545



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  21 апреля 2022

В Корелах в XVIII столетии были две деревянные церкви: холодная и теплая. В 1795 году Преосвященный Виктор, Епископ Суздальский и Владимирский, разрешил вместо деревянных церквей построить новую каменную. Церковь построена в 1810 г. на средства прихожан. Главный престол в новом храме был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Местное предание говорит, что это было сделано по желанию благотворителя при постройке каменного храма смотрителя Махрищского монастыря иеромонаха Израиля. В память прежних деревянных церквей в теплой трапезе были устроены приделы в честь Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца.

При храме каменная колокольня. На одном из колоколов была надпись 1761 года, из коей видно, что он пожертвован дворянином Редриковым.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) от сенокосной земли – 15 руб.; б) процентов с причтового капитала – 29 руб.; в) от хлебного сбора – до 50 руб.; г) от служб и требоисправлений – до 500 руб., а всего – около 600 рублей в год. Дома у причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной – 2 десятины 960 кв. сажени, пахотной – 31 десятина 1020 кв. сажени, сенокосной – 2 десятины 1000 кв. сажень. [1]

Приход состоял из села Карелы и деревень: Тириброва (в 3-х верстах от церкви. В деревне Тириброве в 1860 году построена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери вместо ветхой часовни, существовавшей издавна) и Потопихи (2 версты. В Потопихе также издавна существует часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы) и селец: Зезевитова (5 верст), Данилкова (2 версты), Дубны (2 версты), Арханки (3 версты), Конюхова (2 версты), Веригина (5 верст) и Горок (5 верст), в коих по клировым ведомостям числилось 645 душ мужского пола и 732 женского; все православные.

По материалам: Добронравов, В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 февраля 2025

«…Имеются описания прихода епархиальных историков В. Орлова и В. Добронравова. Добронравов составил более полную справку о приходе села Корела. Название села, по мнению Добронравова, «дает повод предполагать, что первоначальными поселенцами этой местности были инородцы финского племени корелы,… но ни письменных свидетельств, ни местного предания об этом не сохранилось. В старинных актах 17 и 18 столетий село Корела называлось еще Клементьевым или Клементьевским и до 1764 года состояло в вотчине «Спаса Новаго, что на Москве», монастыря. Так оно значится в делах патриаршего приказа».

Церковь в этом селе существовала еще в начале 17 столетия и записана в патриаршие окладные книги 1628 г. под именем церкви «Николая Чудотворца в селе Клементьеве». В писцовых книгах 1653 г. при этой церкви значились священник, дьячек и просвирница, приходских дворов 143, пашни 20 четвертей в поле, сена 15 копен. В писцовых книгах 1703 года при церкви показаны «поп Михайло Иванов, вдовый поп Григорий Иванов, дьячек Никита Афанасьев, просвирница Матрена Федорова, в приходе 170 дворов, в том числе 7 келей нищенских, пашни и покоса тоже количество, что и в 161 (1653) году».

Сравнение результатов переписей (по Смирнову и Добронравову) приводит к выводу, что число дворов с 1543 г. – 120, в 1653 г. – 143, в 1703 г. – 170 увеличивалось постепенно, не видно резких скачков по массовому притоку тех же карел. Но если учитывать опустошительные войны смутного времени, народные бедствия (чуму 1654-55гг.) с большими людскими потерями, тогда вероятно, что большая убыль местного населения в несколько этапов восполнялась переселенцами карелами.

В 1736 году священник села Корелы Иван Михайлов писал в синодальный казенный приказ: «в селе Корелах имеется настоящая церковь во имя Николая Чудотворца, а для зимнего времени теплой церкви не имеется, а ныне тоя церкви приходские люди желают для оного зимнего времени построить теплую деревянную церковь во имя Казанские Пресв. Богородицы; прошу о построении означенной церкви дать мне указ». Указ был дан, и церковь в том же году была построена и освящена. Таким образом, в Кореле в 19 столетии были две деревянные церкви холодная и теплая. В 1795 г. Преосвященный Виктор, епископ Суздальский и Владимирский, разрешил вместо этих церквей построить новую, каменную. Главный престол в новом храме был освящен в честь Покрова Пресв. Богородицы. «Местное предание говорит, что это было сделано по желанию благотворителя постройки каменного храма строителя Махрищского монастыря иеромонаха Израиля. В память же прежних деревянных церквей в теплой трапезе были устроены приделы в честь Казанской иконы Божией матери и святителя Николая Чудотворца. На одном из колоколов каменной колокольни была надпись 1761 года, где видно, что он (колокол) был пожертвован дворянином Редриковым».

… Из богослужебных книг «заслуживает внимания напрестольное евангелие в серебряном вызолоченном окладе: внизу передней доски Евангелия вычеканены изображения преп. Сергия, преп. Никона и Стефана Махрищского, а на задней – изображения Покрова Пресв. Богородицы; на этом Евангелии надпись: «приложил вкладом Святыя и Живоначальныя Троицы Сергiевы лавры убогiй старец iеромонах Израиль 1806 года». Его же надпись и на одном из напрестольных крестов: «сiй крест строителя iеромонаха Израиля, что из персиян, 1798 года»…

Земли при церкви: усадебной 2 дес. 960 кв. саж, пахатной 31 дес. 1020 саж., сенокосной 2 дес. 1000 саж.; план и межевая книга на землю имеются. Приход состоит из села Корелы, деревень Тириброва, Потопихи, селец Зезевитова, Данилкова, Дубны, Арханки, Конюхова, Веригина и Горок (Брыковых – В.Б.), в коих по клировым ведомостям числится 645 душ муж. пола 732 женского; все православные. Большинство – крестьяне, занимаются хлебопашеством и промыслом на фабриках. Священником (в 1889 г.) состоит Федор Семеновский, который священствует с 1876. В селе Кореле и Дубне имеются земские народные школы, в первой, открытой с 1871 г., учащихся в 1892-93 учебном году было 33, а во второй – 30…»

По материалам статьи В. Боравской «Из истории села Корелы, Климентьевское тож» в вестнике краеведа: альманах. – Александров: Центральная городская библиотека, информационно-библиографический отдел, 2012. Вып. 7: Села. Усадьбы. Храмы. – Ч. 1. - 2016.

v7.pdf



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.