На основе храма святого Николая в Стрелечье был создан женский монастырь. В монастыре было пять однопрестольных храмов. Часть построек монастыря (среди них и несколько храмов) сохранились до нашего времени. Их судьба сложилась по-разному. Уцелевшие своим присутствием напоминают о ценностях христианской морали.
Главный в монастыре храм Святителя и Чудотворца Николая, во имя которого и была освящена обитель, был устроен ещё до основания монастыря 3 ноября 1840 года и освящён преосвященным Смарагдом. Храм был каменный, холодный, имел форму креста с навесами у входных дверей, поддерживаемых колоннами. По своей архитектуре он представлял собой тип византийского храма простой конструкции. Расположен он был в центре монастыря, снаружи был оштукатурен, а внутри окрашен масляной краской. Иконостас в нём был одноярусный, окрашенный белой краской с золочёной резьбой. Иконы в нём были без риз, художественной работы, в золочёных рамах. В алтаре над престолом была устроена на деревянных колоннах непременная принадлежность большинства старинных помещичьих храмов - сень «Киворий». Верхний свод храма изображал небо, усеянное звёздами, в трапезной части храма были устроены хоры и две кладовых. В этом храме в период летнего времени находилась и главная святыня, чудотворный образ Святителя Николая, украшенный ризой чистого золота, усыпанный бриллиантами и сапфирами, с частицей его святых мощей и частью омофора, в котором он был на вселенском соборе. Происхождение этой иконы неизвестно. Известно только, что она была вынута из реки и по виду очень древняя. Доска, на которой она написана, расщеплена на две части, но по преданию, сама собой скреплялась. В этом храме хранился особенно чтимый образ Святителя Николая в серебряно-вызолоченной ризе, дар Высокопреосвященного Иннокентия, благословившего святую обитель этим образом при открытии.
Храм служил усыпальницей рода основателей монастыря Степановых и их родственников. Здесь в склепе были погребены родители основателей, дворяне Иван Иванович и Надежда Мироновна Степановы; сестра основателей Варвара Ивановна; основатели Павел Иванович, Михаил Иванович и игумения Эмилия; жена Михаила Ивановича - Мария Михайловна; мать Марии Михайловны, дворянка Елена Михайловна Певунова и муж Елены Михайловны - генерал-майор Мелентий Иванович Певунов.
В настоящее время храм не сохранился. В 30-х годах XX столетия он был взорван. Сейчас на этом месте роща. Под одним из деревьев в районе бывшего храма кто-то поставил символический надгробный крест, приносит цветы.
2-й храм (тёплый) в честь Казанской иконы Божьей матери был расположен в верхнем этаже большого 2-этажного кирпичного корпуса (настоятельского). Освящён он 9 мая 1852 года Преосвященным Филаретом, Епископом Харьковским. Этот храм был одним из благолепнейших храмов обители. Внутри украшен карнизом с лепными алебастровыми украшениями, стены были окрашены масляными красками, а на полуовальном потолке против алтаря в большом виде было написано изображение Господа Саваоф с простёртыми руками, окружённого сонмами ангелов, и пред ним - Святого Духа, парящего над святым престолом. Посреди храма, в полуовальном потолке - в большом виде изображение Покрова Царицы Небесной с распростёртыми руками, окружённой ангелами, здесь же у подножия- святые Андрей, Епифаний, другие угодники Божии.
В алтаре на горном месте - большой крест с изображением распятия, перед ним неугасимая лампада. С правой стороны алтаря во весь рост был изображён страстной образ Спасителя в багрянице и терновом венце, с тростью в связанных руках и окровавленным лицом, выражающим внутренние глубокое страдание. С левой стороны - такой же образ Божией Матери, в руке которой стрела, пронзающая ей душу, о которой пред отшествием от мира предсказал ей Семён Богоприемец.
В алтаре в стеклянной гробнице хранилась плащаница, вышитая золотом по малиновому бархату. Иконостас храма был одноярусный, окрашенный под белый мрамор. Среди выдающихся произведений искусств были особо отмечены: храмовая икона Казанской Божьей Матери малого размера, в серебряной вызолоченной ризе, украшенной драгоценными камнями; Нерукотворный Образ Спаса в бронзовой вызолоченной, чеканной работы, ризе с эмалевыми украшениями и серебристо-позолоченным венцом, украшенным драгоценными камнями. Сооружён он был в 1890 году в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда под Харьковом в 1888 году; образ Святителя Николая с изображением его в полный рост в серебряной ризе, вызолоченном омфоре и сиянием над головой, митрой, усыпанной драгоценными камнями (дар Афонского Русского Пантелеймонова монастыря); икона «Сонное видение» — явление игуменье Эмилии - основательнице монастыря видения Божьей Матери, где значатся слова «святителя Чудотворца Николая монастырь девичий Николаевский принимает Царица Небесная под Свой Покров»; образ Божьей Матери «Всех скорбящих Радости» в золочёной раме - точный снимок чудотворной иконы Свято-Троицкого Ахтырского монастыря; образ Ахтырской Божьей Матери в серебряной вызолоченной ризе; образ св. Феодосия Углицкого с частицею его святых мощей. С храмом были соединены коридоры. С южной стороны находились покои Владыки (во время его приездов), комнаты для приёма посетителей, канцелярии, кельи настоятельницы и послушниц. С северной стороны находились ризница и кельи для послушниц.
Здание настоятельского корпуса сейчас используется как отделение для больных, которые находятся на лечении. Кельи переоборудованы в палаты и рабочие помещения. С одной из комнат в южном крыле здания тесно связано имя известного художника И. Е. Репина. Здесь хранилась большая художественная картина «Св. Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». Согласно сообщению кандидата искусствоведения С. Евтушенко (1999), картина была написана И. Е. Репиным по заказу настоятельницы монастыря, желавшей «просто маленькую иконку» с изображением святителя Николая. Получившееся полотно — выдающееся произведение искусства, не было достойно оценено в обители. Оно висело во второстепенной тёмной комнате и случайно уцелело. При разграблении монастыря полотно великого мастера оказалось у «головы» сельского совета соседнего села Липцы и затем с трудом передано в Харьковский Художественный музей, где оно и экспонируется по настоящее время.
Большой зал бывшей Казанской церкви (отделение № 13) сейчас используется в качестве комнаты отдыха для пациентов больницы. Чтобы отдать должное истории и в целях психосоциальной реабилитации в 1990 году стены этого помещения расписаны в христианско-религиозном стиле художниками по заказу руководства больницы.
Храм во имя Архистратига Михаила в нижнем этаже настоятельского корпуса, такого же размера, что и верхний храм. Освящён был 22 октября 1852 года преосвященным Филаретом, Епископом Харьковским. Иконостас в нём был в один ярус, иконы без риз в золочёных рамах. По стенам храма находились ряд изображений во весь рост святых угодников Божьих. По обе стороны храма - коридоры с кельями для монахинь. До устройства отдельного трапезного корпуса в 1890 году храм служил и трапезной для сестёр. Так же как и на втором этаже, помещения используются отделением Харьковской областной психиатрической больницы.
Больничный храм во имя святой и равноапостольной Царицы Елены. Освящён в 1904 году 10 октября Высокопреосвященным Архиепископом Арсением. Иконостас храма трёхъярусный, окрашен был белой краской с позолочёнными колоннами и резьбой. Все иконы в нём были московской художественной работы по золочённому чеканному фону. По стенам храма - много ценных икон в серебряных вызолоченных ризах. В алтаре в форме иконы был восьмиконечный крест с эмалевыми украшениями. Храм деревянный, обложенный кирпичом. С южной стороны соединён с кельями для больных и аптекой, с северной - кельями для престарелых монахинь. В советское время храм использовался под клуб, где проводились демонстрации кинофильмов, собрания, вечера отдыха. Здесь же находились партийный комитет больницы, штаб ДНД и библиотека.
В период становления государственности Украины (в начале 90-х годов XX столетия) по инициативе руководства больницы и после посещения патриарха Харьковского Никодима Свято-Еленовская церковь возобновила службы. Немало усилий было приложено для восстановления её внутреннего убранства...
Кладбищенский храм во имя Преподобной Эмилии устроен был основательницей монастыря игуменьей Эмилией в 1865 году и 29 августа по благословению Высокопреосвященного Макария Архиепископа Харьковского освящён священнослужителями монастыря. Храм был каменный, небольшой, расположен в саду за оградой монастыря, среди могил сестёр обители. Отличался чёрным (траурным) иконостасом. Богослужения совершались только в летнее время, с разрешения епархиального начальства совершались и венчания жителей села Стрелечье. Эта церковь до настоящего времени не сохранилась. Заброшены и сад, и кладбище. Сохранилась только одна могила 400 психически больных, расстрелянных немецкими оккупантами в период Второй мировой войны. Уход за ней осуществляется администрацией больницы, в прошлом совместно с комсомольской, а сейчас с профсоюзной организацией больницы.
С западной стороны монастыря в черте ограды находилась главная монастырская каменная 4-ярусная колокольня, 52 аршин высоты. Под ней были устроены главные ворота, а в двух этажах по обеим сторонам - несколько келий для сестёр. Колоколов было пять, часть из них находились на колокольне при Николаевской церкви. Сейчас верхние этажи колокольни не сохранились, нижние два этажа используются приёмным отделением больницы. Толщина основных стен помещения позволяет в жаркое лето сохранять прохладу, а в любую зимнюю стужу - тепло.
Часовня во имя святителя Николая в железнодорожном вокзальном зале 3 класса станции Харьков была устроена в 1897 году с разрешения Епархиального и железнодорожного начальства. Часовня была деревянная, резная, красивой архитектуры со святыми иконами художественной работы. До настоящего времени она не сохранилась.
Часовня во имя Нерукотворного Спаса вблизи хутора Епанчин, в 4 километрах от монастыря. Была устроена в 1889 году в память чудесного спасения Царской семьи при крушении Императорского поезда в 1888 году возле станции Борки. Часовня была небольшая, деревянная, покрашенная и покрытая железом. К ней ежегодно 16 августа (в день крушения) совершался крёстный ход из монастыря. До настоящего времени не сохранилась.
Монастырь удостаивался своим вниманием самых высоких людей своего времени. В 1860 году игуменья Эмилия удостоилась быть представленной Его Императорскому Величеству, Государю Императору Александру Николаевичу, а в 1865 - Великой Княжне Марии Александровне. В 1864 году Её Императорское Величество Государыня Императрица Мария Александровна передала в дар монастырю церковные облачения.
Таким образом, пророческими оказываются слова Высокопреосвященного Арсения, Архиепископа Харьковского и Ахтырского о том, что Стрелечанский монастырь — «вечный и живой памятник», «общенародное достояние», «насаждающий благочестие» и «воспитывающий в народе и подрастающем поколении преданность отеческой вере и заветам…».
И.Л. Вовк, В.И. Вовк, Ж.И. Белостоцкая "Судьба храмов Верхо-Харьковского Свято-Николаевского монастыря в селе Стрелечье"