ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Михайловская. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь


Михайловская. Церковь Богоявления Господня
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Богоявления Господня, Михаила Архангела, Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1764 и 1775.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Волгоградская область, Урюпинский район, ст. Михайловская, территория школы

Координаты: 50.953283, 41.894266 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Богоявления Господня, Фото начала ХХ века из фондов Новочеркасского музея истории донского казачества<br>, Михайловская, Урюпинский район и г. Урюпинск, Волгоградская область
Фото начала ХХ века из фондов Новочеркасского музея истории донского казачества
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  3 октября 2021

Церквей в честь Богоявления Господня в станице Михайловской было две. Построены они в разное время. Первая — Богоявленская, древнейшая из известных по документам на Хопре. О ней впервые упоминается под 1700 год. Вначале она была деревянной, «малопоместительной». После того как Богоявленскую церковь перенесли на новое место, вместо нее в 1751 году заложили каменную однопрестольную церковь во имя Сретения Господня, освященную в 1765 году.

В 1764 году начато сооружение второй каменной церкви во имя Богоявления Господня с двумя приделами. Один в честь Казанской иконы Богоматери, второй – в честь Архистратига Михаила. «Эта вторая каменная церковь была освящена в 1775 году». Старую Богоявленскую деревянную церковь разобрали и продали в станицу Алексеевскую. В.В. Богачев назвал Богоявленский храм в 1919 году «памятником старины». (Богачев В.В. Очерки географии Всевеликого Войска Донского. Новочеркасск, 1919. С. 484//О.В. Галкова, О.Н. Савицкая. Рукопись художника И.И. Машкова «В своих краях» в контексте истории станицы Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского).

Сложенная из кирпича, с такою же оградой и подсобными помещениями, трехпрестольная, с колокольней «на вынос», почти полвека Богоявленская церковь станицы Михайловской оставалась самой большой и красивой на всем Хопре. Отдельно стоящая колокольня стала одной из архитектурных особенностей Богоявленской церкви. До последнего времени она так и осталась единственной с отдельно стоящей колокольней. Все остальные хоперские церкви строились по принципу «храм под колокол», т.е. колокольня в одной связи с церковью.

Находился Богоявленский храм на месте нынешней Михайловской школы...

... В Богоявленской церкви находились очень чтимые станичниками святыни. Среди них: древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери, относящаяся, по преданию, к XVI столетию, два серебряных креста, один кипарисный, с частицами святых мощей, отбитый у французов во время Отечественной войны 1812 г., один древний служебник с надписью о том, что он был «приложен» к церкви св. Великомученицы Параскевы в станице Григорьевской (ныне не существующей). Евангелие в серебряной с позолотой оправе, весом в один пуд 24 фунта, неизвестно кем приобретенное еще в 1759 г., ценный старинный сосуд и икона Святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе, принесенное казаками в память победы над французами в 1812 г. (Балуев П.С., С. 38, Кириллов А.А. Памятники благочестия донских казаков и вождя их, войскового атамана графа М.И. Платова, относящиеся к Отечественной войне 1812 года //Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Новочеркасск, 1914. Вып. 12. С. 181).

Представление о состоянии дел в Богоявленской церкви, о ее приходе дают нам сведения из «Клировых ведомостей Урюпинского Благочиния за 1911 г.». (Виктор Сивогривов. Клировые ведомости. Урюпинское благочиние за 1911 год./ Чтобы свеча не угасла. Историко-публицистический сборник. Урюпинск, 2006. – С.189):

Построена в 1775 году тщанием прихожан на месте старой деревянной. Главный Престол — во имя Богоявления, южный – иконы Казанской Божьей Матери, северный – Архистратига Михаила. В ведении церкви находится каменная часовня на кладбище хутора Акуловского Михайловской станицы.

Церковный клир состоит из двух священников, диакона, двух псаломщиков, просфорни и церковного старосты. Денежное содержание служители получают «от церковной кружки», т.е. от доходов храма. Староста из местных казаков денежного содержания не получает. За церковью закреплены церковно-приходские смешанные школы: в станице, открытая в 1901 году; в хуторе Акуловском, открытая в 1903 году; и х. Моховском – 1899 г. Также приходские мужское (1805 г.) и женское (1862 г.) училища 3-го разряда.

В приходе 929 хозяйств с населением 6054 человека обоего пола, из которых 555 человек не казачьего звания. Приход охватывает часть станицы и хутора Моховской, Верхне-Форштатский, Средне-Форштатский, Верхне-Бубновский, Нижне- Бубновский, Салтынский, Медведевской, Алферовской, Карагочной, Станично-Подгорный и Красно-Ярский. Метрические книги хранятся с 1793 года.

Удалось найти на сайте Ростовского Генеалогического общества документ из Государственного архива Ростовской области. Он следующего содержания: «1771 года Января дня книга, данная из входящего духовного правления ведомства войска донского реки Хопра Михайловской станицы Богоявленской церкви протопопу Ивану Назарьеву священнику Филиппу Давыдову, Ивану Казмину на записку 771 года дворянских, военных, духовных и мирных чинов разночинцев с обозначением имени отчества и прозвания так месяца и числа мужеска и женска пола, когда кто родился, крещен браком, сочетался и погребен, и каковых лет, насколько незаконнорожденных и подкидышей, также убитых на драках, в водоемах, разбоях али ... умерших, кто прышол, свидетели были люди неподозрительные». И далее приводятся сами записи списков рождающихся...

Богоявленский храм в 1937 году был разрушен.

По материалам: http://www.volgaprav.ru/kraevedenie/razrushennye-xramy/bogoyavlenskaya-cerkov-mixajlovskaya/


Марина Зуйкова  3 августа 2022

Зданием каменная с таковой же колокольней, оградой крепка и по количеству прихожан поместительна. Двухпрестольная: в настоящей во имя Богоявления Господня, в приделах: первый по имя Казанской Божьей Матери, второй – во имя Архистратига Михаила. Утварью достаточна. Причта положено по штату издавна три, на лицо ныне три священника, два дьякона, три дьячка и три пономаря.

Земли при сей церкви отмежеванной нет, а черезполосно общество пользоваться воспрещает. Дома у священнослужителей собственные, деревянные. На содержание священно-церковнослужителей жалования не получается. Здания, принадлежащие к сей церкви – деревянная караулка, четыре каменных кладовых, колокольня.

Ближайщие к сей церкви – Сретенская церковь сей же станицы и Рождество-Богородицкая Котовской станицы в 12 верстах. Росстоянием эта церковь от консистории в 480 верстах, а от благочиния – в 15. Капиталы при церкви – три 4 процентных билета по 100 рублей Государственной комиссии погашения долгов, пожертвованные неизвестными лицами, семь билетов по 200 рублей, пожертвованные в 1887 году урядником Стефаном Николаевым, в 1890 году урядником Иваном Сычевым, в 1893 году вдовой псаломщика Анной Алфеевой, в 1894 году вдовой священника Марией Казанской, в 1894 году сотником Киприаном Усачевым и в 1898 году крестьянкой Параскевой Хрюкиной. Так же два билета по 100 рублей, пожертвованные вдовой дьякона Александрой Поповой и в 1899 году священником Захарием Григорьевым.

МП РПЦ Урюпинская епархия



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.