Церквей в честь Богоявления Господня в станице Михайловской было две. Построены они в разное время. Первая — Богоявленская, древнейшая из известных по документам на Хопре. О ней впервые упоминается под 1700 год. Вначале она была деревянной, «малопоместительной». После того как Богоявленскую церковь перенесли на новое место, вместо нее в 1751 году заложили каменную однопрестольную церковь во имя Сретения Господня, освященную в 1765 году.
В 1764 году начато сооружение второй каменной церкви во имя Богоявления Господня с двумя приделами. Один в честь Казанской иконы Богоматери, второй – в честь Архистратига Михаила. «Эта вторая каменная церковь была освящена в 1775 году». Старую Богоявленскую деревянную церковь разобрали и продали в станицу Алексеевскую. В.В. Богачев назвал Богоявленский храм в 1919 году «памятником старины». (Богачев В.В. Очерки географии Всевеликого Войска Донского. Новочеркасск, 1919. С. 484//О.В. Галкова, О.Н. Савицкая. Рукопись художника И.И. Машкова «В своих краях» в контексте истории станицы Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского).
Сложенная из кирпича, с такою же оградой и подсобными помещениями, трехпрестольная, с колокольней «на вынос», почти полвека Богоявленская церковь станицы Михайловской оставалась самой большой и красивой на всем Хопре. Отдельно стоящая колокольня стала одной из архитектурных особенностей Богоявленской церкви. До последнего времени она так и осталась единственной с отдельно стоящей колокольней. Все остальные хоперские церкви строились по принципу «храм под колокол», т.е. колокольня в одной связи с церковью.
Находился Богоявленский храм на месте нынешней Михайловской школы...
... В Богоявленской церкви находились очень чтимые станичниками святыни. Среди них: древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери, относящаяся, по преданию, к XVI столетию, два серебряных креста, один кипарисный, с частицами святых мощей, отбитый у французов во время Отечественной войны 1812 г., один древний служебник с надписью о том, что он был «приложен» к церкви св. Великомученицы Параскевы в станице Григорьевской (ныне не существующей). Евангелие в серебряной с позолотой оправе, весом в один пуд 24 фунта, неизвестно кем приобретенное еще в 1759 г., ценный старинный сосуд и икона Святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе, принесенное казаками в память победы над французами в 1812 г. (Балуев П.С., С. 38, Кириллов А.А. Памятники благочестия донских казаков и вождя их, войскового атамана графа М.И. Платова, относящиеся к Отечественной войне 1812 года //Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Новочеркасск, 1914. Вып. 12. С. 181).
Представление о состоянии дел в Богоявленской церкви, о ее приходе дают нам сведения из «Клировых ведомостей Урюпинского Благочиния за 1911 г.». (Виктор Сивогривов. Клировые ведомости. Урюпинское благочиние за 1911 год./ Чтобы свеча не угасла. Историко-публицистический сборник. Урюпинск, 2006. – С.189):
Построена в 1775 году тщанием прихожан на месте старой деревянной. Главный Престол — во имя Богоявления, южный – иконы Казанской Божьей Матери, северный – Архистратига Михаила. В ведении церкви находится каменная часовня на кладбище хутора Акуловского Михайловской станицы.
Церковный клир состоит из двух священников, диакона, двух псаломщиков, просфорни и церковного старосты. Денежное содержание служители получают «от церковной кружки», т.е. от доходов храма. Староста из местных казаков денежного содержания не получает. За церковью закреплены церковно-приходские смешанные школы: в станице, открытая в 1901 году; в хуторе Акуловском, открытая в 1903 году; и х. Моховском – 1899 г. Также приходские мужское (1805 г.) и женское (1862 г.) училища 3-го разряда.
В приходе 929 хозяйств с населением 6054 человека обоего пола, из которых 555 человек не казачьего звания. Приход охватывает часть станицы и хутора Моховской, Верхне-Форштатский, Средне-Форштатский, Верхне-Бубновский, Нижне- Бубновский, Салтынский, Медведевской, Алферовской, Карагочной, Станично-Подгорный и Красно-Ярский. Метрические книги хранятся с 1793 года.
Удалось найти на сайте Ростовского Генеалогического общества документ из Государственного архива Ростовской области. Он следующего содержания: «1771 года Января дня книга, данная из входящего духовного правления ведомства войска донского реки Хопра Михайловской станицы Богоявленской церкви протопопу Ивану Назарьеву священнику Филиппу Давыдову, Ивану Казмину на записку 771 года дворянских, военных, духовных и мирных чинов разночинцев с обозначением имени отчества и прозвания так месяца и числа мужеска и женска пола, когда кто родился, крещен браком, сочетался и погребен, и каковых лет, насколько незаконнорожденных и подкидышей, также убитых на драках, в водоемах, разбоях али ... умерших, кто прышол, свидетели были люди неподозрительные». И далее приводятся сами записи списков рождающихся...
Богоявленский храм в 1937 году был разрушен.
По материалам: http://www.volgaprav.ru/kraevedenie/razrushennye-xramy/bogoyavlenskaya-cerkov-mixajlovskaya/